Регуляторы рынка труда
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Экономика региона» На тему: «Региональный рынок труда» СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. РЫНОК ТРУДА 1.1 Понятие рынка труда 1.2 Регуляторы рынка труда 1.3 Определение труда, процесс трудовой деятельности Глава 2. СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития экономики связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов. Этот взгляд является свидетельством реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР. В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т. п. В условиях рыночной экономики вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Сегодня, в эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов. Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения. Глава 1. РЫНОК ТРУДА Понятие рынка труда Труд является основой жизнедеятельности и развития каждого человека. В самой сущности человека изначально заложена потребность трудится как необходимое и естественное условие существование. Столь же необходимым является труд и сточки зрения его роли в обществе, имея ввиду труд работников и коллективов как товаропроизводителей. Рынок труда – это система отношений по поводу условий купли – продажи рабочей силы. Рынок рабочей силы включает отношения между нанимателями и наемными работниками. В условиях рыночных отношений человек как субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал, свои способности к труду двояким образом: когда выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий произведенную продукцию на рынке, или же, как наемный работник, который предлагает свои услуги товаропроизводителю. Во втором случае происходит обмен по принципу: квалификация и рабочее время наемного работника – за заработную плату и прибыль от результатов деятельности. На рынке труда определяется стоимость рабочей силы, условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т. д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т. е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми). Этот рынок включает не только специально организованные учреждения — биржи труда, но и все индивидуальные сделки по найму рабочей силы. Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка. Например, для того чтобы пользоваться спросом, рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей. Реализуя эти способности в процессе производства, она должна постоянно воспроизводиться. Это зависит, в частности, от состояния рынка потребительских товаров. На рынке рабочей силы должна присутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствования способностей работника к труду. Испытывая потребность к постоянному воспроизводству, причем каждый раз на новом, более высоком уровне, носитель рабочей силы ищет только такого работодателя, которому он мог бы предложить ее на наиболее выгодных условиях. Поэтому в спросе на рабочую силу также должна быть конкуренция. При таких условиях будет происходить социальное и экономическое развитие общества, основанное на рыночной активности работников, предлагающих свою рабочую силу, с одной стороны, и нанимателей — с другой. Регуляторы рынка труда
Рынок рабочей силы, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, имеет ряд отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются не только факторы макро- и микроэкономические, но и социальные и социально – психологические. На динамику рынка воздействует ряд факторов: § демографический (уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения); § степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения (например, быстрое вовлечение женщин в состав рабочей силы); § процессы миграции; § состояние экономической коньюктуры, фаза экономического цикла; § научно – технических прогресс. Состояние регионального рынка труда будет зависеть еще и от других факторов. На основе различных статистических данных, которыми занимаются специальные службы, можно составить определенную картину на рынке труда в конкретном регионе. § спрос на рабочую силу, определяемый числом вакансий; § предложение рабочей силы; § распределение рабочей силы на рынке труда, характеризующее способ поиска рабочего места (самостоятельно или через службу занятости); § численность незанятых граждан и занятых в домашнем хозяйстве. Об экономическом уровне на региональном рынке можно судить и исходя из таких факторов, как уровень образованности в данном регионе (наличие учебных заведений, различные институты повышения квалификации), экономика региона в целом, развитие инфраструктуры предприятий, разнообразие предложений на рынке труда и т.д.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |