Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дисциплина «Деловое общение»



2019-07-03 172 Обсуждений (0)
Дисциплина «Деловое общение» 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

По дисциплине: «Деловое общение»

Тема № 2:

«Взаимосвязь дисциплины «Деловое общение»

И науки «Социальная психология»»

 

Выполнила: студентка 3 курса (вечер)

Учётно-статистического факультета

Специальность «Бух. учёт, анализ и аудит»

Гоголь Виктория Николаевна

Зачетная книжка № 06УББ20551

 

Проверил(а):

Омск – 2009


Содержание

 

Общение

Дисциплина «Деловое общение»

Наука «Социальная психология»

Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение»

Основные функции дисциплины «Деловое общение»

Тест

Список использованной литературы


Общение

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Очевидно, что человек становится человеком только в общении, ибо естественным способом существования человека является его неразрывная связь с другими людьми.

Главными средствами общения являются язык (система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом самовыражения личности) и знаки (любой материальный объект, который выступает в качестве единицы в приобретении и передаче информации (стол, стул, диван и т.д.); они делятся на два вида: 1) интенциональные – специально используемые для передачи информации; 2) неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию (дрожащие руки, оговорки, акцент и т.д.).

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды общения:

· «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

· Формально-ролевое общение – регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

· Светское общение – определяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

· Манипулятивное общение – направлено на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

· Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности; оно характеризуется полным взаимопониманием, в его основе лежит доверие к личности собеседника.

· Деловое общение, направленное на обмен деятельностью, информацией, опытом с целью налаживания отношений и достижения общего или отдельных взаимовыгодных результатов.

Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: 1) формальное общение (ролевое) – определяется служебными и социальными статусами людей; 2) неформальное общение (личностное) – определяется их личными статусами и личными целями.

Ролевое и личностное общение переплетаются и могут переходить одно в другое.

Следовательно, общение — сложный многогранный процесс, включающий ряд функций:

· формирование определенных образцов и моделей поведения;

· взаимодействие людей, их взаимовлияние друг на друга;

· обмен информацией, ее передача и усвоение;

· формирование доверительных отношений между людьми;

· взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

· формирование и развитие образа внутреннего «Я» человека.

Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

Цель человека при общении входит в один из четырех типов: 1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов; 2) цель общения заключена в самом взаимодействии субъектов; 3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; 4) цель общения – приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.

Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом:

 

 

При этом в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.


Дисциплина «Деловое общение»

Деловое общение – общение с целью организации и оптимизации того или иного вида конкретной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Мы постоянно с кем-то беседуем, совещаемся, о чем-то договариваемся. Деловое общение может проявляться в различных формах:

ü деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, «круглые столы», дискуссии, дебаты, прения);

ü деловые встречи (групповые и с глазу на глаз);

ü публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия, самопрезентации и т.п.);

ü собрания;

ü пресс-конференции (брифинги);

ü деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты;

ü собеседования (например, при приеме на работу);

ü общение через средства массовой коммуникации (по телефону, через Интернет, по обычной и электронной почте) и др.

Таким образом, деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта (при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту; формой отношений является дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого).

Деловое общение принято разделять на официальное и неофициальное. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками служебных задач. Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме. Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Это позволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора. Умение общаться в неофициальной обстановке — важный компонент профессиональной культуры любого специалиста.

Кроме двух основных видов делового общения, можно выделить и другие: контактное (здесь, сейчас) и дистантное (там, потом); непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства массовой коммуникации); устное и письменное; диалогическое и монологическое; межличностное и массовое и т. д.

Предметом делового общения является дело:

 


Содержание делового общения – социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Целью делового общения является организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:

§ стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;

§ стремление к повышению своего жизненного уровня;

§ стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;

§ стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

Для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы деловою общения, к которым относят:

· принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;

· принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.

Любая деловая беседа с точки зрения своего построения может быть упорядочена, структурирована и условно разбита на несколько частей:

1) планирование деловой встречи – на этом этапе осуществляются сбор и систематизация материалов для деловой встречи, моделирование ее возможного построения, разработка стратегии, тактики и техники ведения деловой беседы;

2) начало встречи – взаимодействие начинается с краткого приветствия, представления участников и замечаний на общие темы, чтобы установить контакт и определенный психологический настрой (здесь же осуществляется первичная оценка индивидуально-личностных и поведенческо-психологических особенностей собеседников);

3) постановка проблемы для обсуждения и обоснование ее актуальности – на этом этапе, как правило, один из участников представляет проблему как реальную цель беседы (переговоров, встречи);

4) обмен информацией и ее обработка – происходит обсуждение поставленной проблемы, участники делятся информацией и взглядами, приводят свои аргументы, вырабатывают компромиссные решения, оценивают достоинства и недостатки различных вариантов решения задачи;

5) подведение итогов деловой беседы – может быть сформулировано определенное решение проблемы, либо участники беседы только подводят итоги и определяют следующие шаги.

Поскольку у каждого собеседника есть двойной интерес — относительно существа дела и своих отношений с партнером, каждый этап деловой встречи должен способствовать развитию будущих отношений, а не мешать им.

 



2019-07-03 172 Обсуждений (0)
Дисциплина «Деловое общение» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дисциплина «Деловое общение»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)