Американская программа обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорными нарушениями
Этот курс разработан в 1971-1977 гг. группой педагогов под руководством Н. Роббинса в отделении для слепоглухих Школы слепых Перкинса и предназначен для слабовидящих глухих учеников. Содержание программы может представлять интepec для специалистов, работающих глухими детьми, имеющими и другие нарушения, а также для преподавателейприродоведения, естествознания в иных типах специальных школ. В отличие от программы обучения навыкам самообслуживания, с которой уже познакомили читателя, настоящий курс обучения рекомендуется начинать с так называемого II уровня обучения глухих слабовидящих детей, когда дети, уже владеющие жестовым языком, приступают к овладению словесной речью. Главной целью обучения по этой программе является развитие мыслительной деятельности детей, умения устанавливать и анализировать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Программа разделена на 4 уровня обучения (начиная со II). Каждая часть начинается с характеристики развития детей, которые могут приступить к обучению по программе данного уровня, и описания основных задач этой части программы. Основными разделами всей программы в целом (всех уровней обучения) являются следующие: 1. Живая природа. 2. Силы и изменения. 3. Земля и вселенная. 4. Материалы и их характеристики. 5. Связи между полученными знаниями. В два последних уровня программы введен дополнительный раздел "Фантазия и реальность". П уровень программы Как мы говорили выше, учебный курс начинается со II уровня знаний. В преамбуле говорится, что уровень умственного развития детей, готовых к усвоению этой части программы, приблизительно соответствует уровню развития 2—4-летних нормально развивающихся детей или предоперациональ-ной стадии психического развития по Пиаже. Цели обучения по программе этого уровня следующие: 1. Накопление у детей словаря, связанного с окружающей действительностью. 2. Развитие внимания к происходящему рядом. 3. Формирование стремления называть окружающие предметы и комментировать происходящие рядом события. 4. Развитие способностей обнаруживать связи между окружающими предметами, учитывая их расположение, форму и характер передвижения. Развитие умения рассказывать о происходящем, отвечая на вопросы: Что это? Что делает? Из чего сделан? 3 Уровень программы В кратком введении говорится, что общение детей, приступающих к изучению этой части курса, должно включать в себя вопросы и ответы, адресуемые детьми друг другу, построенные с помощью слов, не связанных пока грамматически между собой. Способность к чтению у учащихся еще недостаточно сформирована. Цели учебного курса этого уровня следующие: 1. Улучшение наблюдательности детей и умения описывать события. 2. Воспитание стремления и умения спрашивать о причинах случившегося, желания объяснить это самому. 3. Формирование умения классифицировать предметы по их функциональному назначению. 4. Развитие способности следить за последовательностью событий и запоминать эту последовательность. 5. Развитие языковых возможностей через умение ответить на вопросы типа: "Представь то-то и то-то: что получится?", "Представь, с тобой произошло то-то и то-то: что ты сделаешь?". "Для чего это? Как этим пользоваться? 6. Формирование способности описывать происшедшие события, употребляя выражения типа: потому что, превратилось в... . 4 уровень программы Учащиеся, приступающие к овладению этой частью программы, должны владеть знаниями и навыками предыдущего уровня. Они уже не должны воспринимать вещи как находящиеся в неизменном состоянии. У них есть представления о том, что с предметами могут происходить изменения, они уже знают, почему происходят эти изменения, и способны их мысленно представить. Им знакомы выражения может быть и будет. Дети способны думать о результате своих действий, прежде чем что-то предпринять, способны устанавливать связи и отношения между предметами. Могут пользоваться союзом и в речи. Цели обучения по этому разделу программы следующие: 1. Развитие способности определять причину происходящих вокруг событий. 2. Развитие способности делать умозаключения, пользуясь опытом повседневной жизни. 3. Формирование возможности пользоваться предложениями с союзом потому что. 4. Развитие умения более детально объяснять причины происходящих с предметами изменений. V уровень программы Ребенок, приступающий к обучению по этой части программы, должен владеть всеми умениями и навыками предыдущего (IV) уровня программы. Он должен владеть представлениями о форме и числе, уметь мысленно представить количество. Учащийся уже способен описывать событие, рассказывать о причинах, его вызвавших, и возможных изменениях ситуации в будущем. Он владеет временными и пространственными мерами, умеет извлекать информацию из книг при чтении. Цели обучения по программе 5 Уровня: 1. Научить думать о том, "что случится, если...": "Если обстоятельства такие-то, то что может случится?" Если ты хочешь сделать то-то и то-то, какты должен поступить?" "Что ты будешь делать, если случиться то-то и то-то?” 2. Формировать абстрактное мышление; умение предсказывать возможное развитие некоторых явлений. 3. Дать знания (научить задавать вопросы) о причинах, функциях и связях явлений. Научить ребенка видеть признаки сходства предметов и их отличия. Научить объяснять все, что происходит вокруг. 6. Использовать учебную ("научную") информацию, касающуюся повседневной жизни. 7. Видеть проблемы в повседневной жизни: задавать вопрос "Почему так происходит? а почему не так?" 8. Обдумывать объяснение событий. [Дефектология 4] Итак, даже такое краткое изложение основного содержания 2 американских программ дает возможность оценить усилия ее авторов по созданию единого курса обучения всем навыкам, удовлетворяющим нужд повседневной жизни человека — навыков самообслуживания и бытового труда до умения развлечь себя в часы досуга и обучению научных знаний. В программе по обучению навыкам повседневной жизниособое внимание при этом уделяется формированию умения вести себя в обществе, при этом даются представления не только о том, как нужно поступать в определенных социально бытовых ситуациях, но и о том, как поступать нельзя. А в программе по обучению научных знаний основное внимание уделяется развитию мыслительной деятельности детей, умению устанавливать и анализировать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Заключение
Повышенное внимание к этой (относительно небольшой) категории аномальных детей в последние годы можно объяснить дальнейшим расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию аномальных детей, а также тенденцией к количественному увеличению этой категории. Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается ребёнка со сложным дефектом. Сложный дефект – это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличную от составляющих сложный дефект аномалии. Обследование любого аномального ребёнка, обследование ребёнка со сложным дефектом носит комплексный характер и является клинико-психолого-педагогическим обследованием. В нем принимают участие дефектологи, психологи, физиологи, психиатры, врачи-специалисты. [2] Самой изученной и обеспеченной (с точки зрения научно-педагогического обоснования воспитания и обучения) является только одна группа детей со сложным дефектом — слепоглухие дети. Известно, что первый опыт по обучению слепоглухих детей принадлежит Соединенным Штатам Америки. В США и странах Западной Европы таких детей пытаются обучать с помощью специально оборудованных компьютеров. Например, для слабовидящего глухого ребенка с детским церебральным параличом оборудуется специальная приставка к персональному компьютеру, которая позволяет ему писать буквы на дисплее определенными сохранными движениями. В более тяжелых случаях, когда нарушенным является не только слух, зрение и двигательная сфера, но и интеллектуальное развитие ребенка, используются так называемые коммуникативные доски, на которых наклеены копии реальных предметов или их простые изображения, и ребенок может любым доступным ему движением показать взрослому, что он хочет. В настоящее время 6 высших учебных учреждений США готовят педагогов для слепоглухих детей. Многие зарубежные страны посылают своих учителей для обучения и стажировки в такие ведущие американские учебные учреждения, как Перкинсовская школа. США через свои специальные фонды помощи слепым участвует в подготовке педагогов для слепоглухих детей и в Европе. В настоящее время наибольшие достижения в психолого - педагогическом сопровождении в Западной Европе имеют специальные учреждения Нидерландов, Великобритании, ФРГ и стран Северной Европы. С 1991 г. В Польше организована всесторонняя помощь всем слепоглухим, особенно слепоглухим детям и их родителям. Перспективы будущей жизни детей со сложными нарушениями могут быть разными в зависимости от социально-психологических условий их воспитания, от тяжести и характера течения имеющихся у этих детей расстройств. В настоящее время в нашей стране только складываются условия для их специального обучения. Российские специалисты в области коррекционной педагогики и дефектологии на сегодняшний день все больше уделяют внимание усовершенствованию образовательных и коррекционных программ с детьми со сложными и множественными дефектами. И этому способствуют опыт зарубежных специалистов.
Список литературы 1. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с. 2. http://psyhological.ucoz.ua/publ/58-1-0-209 psychological help 3. Новые технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях интернатных учреждений (методическое пособие для дистанционного обучения воспитателей и педагогов домов-интернатов). Материалы аналитического научно-методического центра "Развитие и коррекция". Москва, 2002 г. 4. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с. Приложение Журнал дефектология
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |