Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В секторе II налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупка таких количеств товара по таким высоким ценам невозможна.



2019-07-03 398 Обсуждений (0)
В секторе II налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупка таких количеств товара по таким высоким ценам невозможна. 0.00 из 5.00 0 оценок




В секторе III обратная картина: в столь низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Это зона возможных покупок, но продажи на таких условиях невозможны. Таким образом, все эти три зоны характеризуют условия, при которых сделки на данном рынке совершаться не будут.

И только сектор IV представляет собой зону совпадения интересов как покупателя, так и продавца. Здесь возможны и покупки, и продажи, а значит, и совершение сделок весьма реально. Практически любая точка данного сектора символизирует условия возможной сделки. Например, лежащая на кривой спроса точка А показывает, что на данном рынке возможна купля-продажа количества данного товара QA по цене РА. Аналогично точка Б, расположенная на кривой предложения, означает возможность купли-продажи объема С по цене РБ.

Различие между этими условиями сделки состоит в том, что в первом случае на пределе своих возможностей находится покупатель (такая ситуация описывается в экономической литературе как "рынок продавца", диктующего свои условия - дефицит рынка), а во втором в аналогичной ситуации, фигурально выражаясь, "прижатым к канатам", оказывается продавец (это характеризуется как "рынок покупателя" - избыточный рынок). Конечно, если соотношение сил на данном рынке не позволяет говорить о столь явном превосходстве одной из сторон, то рыночная конъюнктура может быть выражена точкой В, находящейся где-то посередине между кривыми спроса и предложения. Тогда сделка заключается, например, по цене Рв для объема QB.

Конкретные параметры сделок зависят не только от соотношения сил субъектов данного рынка, но и от многих других факторов, например, от уровня информированности участников или степени вовлеченности в рыночные отношения (так, в административной экономике нашей страны многие предприятия были парадоксально заинтересованы в высоких расходах на закупку сырья и комплектующих изделий, увеличивающих, в свою очередь, их отчетные валовые показатели).

Таким образом, сектор IV в целом характеризует все возможные на данном рынке положения, но подавляющее их большинство относится к различного рода несовершенствам рынка, отклонениям от нормальных рыночных условий.

Теперь следует выяснить, что происходит на рынке, когда под воздействием изменения факторов спроса или предложения он выходит из состояния равновесия. Предположим, что на нашем рынке в исходном положении уже существовало равновесие, которое было затем нарушено изменением спроса под воздействием роста дохода, выделенного потребителями для покупки данного товара.

 

рис. 2

 


На графике (рис. 2) это может быть изображено сдвигом кривой спроса вправо — вверх — D1—" D2. Будем также считать, что цена данного товара не изменилась мгновенно сразу же после сдвига кривой спроса. В этом случае вслед за ростом спроса покупатели данного товара обнаружат, что при прежней цене Р1, количество товара Qd, которое каждый из них теперь может приобрести, превышает тот объем Qs, который раньше был в их распоряжении и который могут предложить при данной цене производители данного товара. Это означает, что на данном рынке возник дефицит товара в размере

 

Df = QD — Qs,

 

поскольку величина спроса теперь превышает величину предложения данного товара.

Как же отреагируют на такую ситуацию покупатели? Очевидно, что они просто так не откажутся от покупки данного товара и попытаются предпринять соответствующие меры.

Практически это приведет к тому, что между покупателями начнется конкуренция за возможность приобрести данный товар. А это, в свою очередь, окажет повышающее влияние на его рыночную цену. Итак, цена товара, на который повысился спрос, начнет расти под воздействием конкуренции покупателей.

Что же в сложившейся ситуации в ответ предпримут продавцы такого товара? Вполне естественной их реакцией на повышение цены будет увеличение объема предлагаемого товара в полном соответствии с законом предложения. А поскольку на это же будут направлены действия покупателей, то их совместными усилиями рыночная цена при отмеченном росте количества товара начнет повышаться до величины Р2. На графике это будет выражено передвижением точки рыночной конъюнктуры Ех вдоль кривой предложения вплоть до ее пересечения с новой кривой спроса D2, где и будет тем самым достигнута новое равновесие данного рынка Е2 с параметрами Q2 и Р2.

Таким образом, рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS) ( рис.2).

Иначе говоря, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него. Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения.

Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек.

Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает" излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат).

 

Избыточный рынок

Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен.

В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Как показано на рис.2, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.

В случае, когда исходное равновесное состояние рынка будет нарушено со стороны предложения, например, в результате изменения ожиданий продавцов, получивших основания предполагать, что в ближайшее время будут сняты некоторые ограничения по импорту товаров, заменяющих данный можно проследить процесс, обратный тому, который происходит при дефиците рынка. Здесь равновесное состояние рынка поворачивает в сторону избыточного рынка.

На графике (рис. 3) это приведет к сдвигу кривой предложения вправо—вниз: S1 -"S2. Если опять-таки считать, что в первый момент цена остается неизменной (P1), то рост предложения приведет к избытку товара, или затовариванию, в размере Sp= Qs— Qd. После этого начнется конкуренция продавцов, т.е. рынок приобретет характер избыточного, результатом чего станет снижение рыночной цены (с Р1 до Р2) и рост количества продаваемого товара. На графике это будет отражено перемещением точки рыночной конъюнктуры Е1 вдоль кривой спроса вплоть до ее пересечения с новой кривой предложения, что и будет означать установление нового равновесия Е2 с параметрами Q2 и Р2.

 

рис. 3

 

Таким образом, изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Пусть рыночный спрос растет (линия рыночного спроса D0D0 перемещается вправо в положение D1D1), тогда цена равновесия Р* и равновесный объем Q* растут (рис. 4).

 

рис. 4

 

При уменьшении рыночного спроса (при перемещении линии рыночного спроса D0D0 влево в положение D2D2 цена равновесия Р* и равновесный объем Q* падают (рис. 5).

 

рис. 5

При росте рыночного предложения (при перемещении линии предложения S0S0 вправо в положение S1S1) цена рыночного равновесия Р* падает, а равновесное количество Q* растет.

При уменьшении рыночного предложения (при перемещении линии рыночного предложения S0S0 влево в положение S2S2) цена равновесия Р* растет, а равновесное количество Q* падает (рис. 6).

 

рис.6

 

При одновременном перемещении линии рыночного спроса DD и линии рыночного предложения SS цена равновесия Р* и равновесный объем Q* могут вести себя по-разному.

Рассмотренный механизм достижения рыночного равновесия, конечно, не является единственно допустимым. Например, если предположить, что в отличие от быстро изменяющегося под различными воздействиями спроса реакция предложения будет более замедленной, то мы получим другой вариант, известный в экономической теории под названием "паутинообразной модели". В этом случае возможность достижения нового состояния равновесия будет определяться соотношением конкретных параметров функций спроса и предложения.

 

3. Равновесная цена и рыночное равновесие

 

Кривая спроса и предложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Взаимодействие предложения и спроса приведет к установлению рыночной цены или равновесной цены.

Как было сказано выше, когда предложение превышает спрос, образуется излишек. Покупатель находится в более благоприятном положении. Это - рынок покупателей (избыточный рынок). Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это - рынок продавца .

Равновесная цена—это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является, соответственно, равновесным.

Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффективность, выгодность как для продавца, так и для покупателя. В графической модели рынка экономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, в точке С объем предложения QS будет равен объему спроса QD. Благодаря этому устанавливается цена равновесия (Р2), одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов (рис. 7).

 

рис.7

На изменение рыночной цены влияют следующие факторы:

1) возникающий неудовлетворенный спрос — ведет к повышению цен;



2019-07-03 398 Обсуждений (0)
В секторе II налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупка таких количеств товара по таким высоким ценам невозможна. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В секторе II налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупка таких количеств товара по таким высоким ценам невозможна.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)