Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы



2019-07-03 182 Обсуждений (0)
Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

I. Стадия - стадия монады: парень встречается с девушкой и вступает с ней в брак (или девушка встречается с парнем и вступает с ним в брак). Это очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущего ресурса семьи. Эту стадию иногда присоединяют к стадии диады [3, c. 50].

II. Стадия - стадия диады (молодая семья). Молодой семья считается с момента заключения брака и до рождения первого ребенка. Вопрос возраста вступления в брак в качестве формирования брачного ресурса тоже очень важен. Глик и Нортон в 1977 г. проводя свои исследования, отметили, что женщины вышедшие замуж до 20 лет, разводятся в 2 раза чаще, чем заключившие брак в 20-29 летнем возрасте [4, c. 85].

Это первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Правила делятся на внешние и внутренние. Например, планируемый отдых, кто моет посуду, кто покупает и т.д., то есть те правила, о которых легко договориться. Но есть правила, о которых договориться трудно, по причине трудности осознания, либо по причине их «привязывания» к личностной самооценке.

Внутренние правила обуславливаются теми, которые присутствовали в семьях, из которых вышли молодожены (родительские правила), либо правилами культурно обусловлены (разделение функций в семье).

На этом этапе развития брачных отношений, имеющиеся ресурсы претерпевают значительные изменения. Через решение больших и малых проблем происходит формирование долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего действующего жизненного цикла.

III. Стадия - триада или семья ребенка преддошкольного/ дошкольного возраста. Так или иначе, произошли ли конструктивные перемены в восприятии друг друга супругами или нет, но в связи с рождением ребенка диада превращается в триаду. Наступает второй кризис в развитии брачных отношений. Меняются и структура семьи и межличностные дистанции [2, c. 115].

Этот кризис называют еще структурным кризисом семьи. У супругов (особенно у мужей) возникает субъективные ощущения, что они стали дальше друг от друга. На этой стадии развития брачных отношений - пик супружеских измен.

IV. Стадия - семья школьника. Считается, что выход ребенка в школу - очередной кризисный момент для семьи, поскольку семья на этой точке своего развития может оказаться дисфункциональной. Это особенно верно для гиперсоциализирующихся семей, которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила. К ребенку предъявляются большие ожидания: предполагается, что он должен быть, не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи в понимании ее старших членов. Можно отметить, что семейная система часто испытывает давление (в виде обратной связи) со стороны внешних систем - соседей и школы. Семье следует научиться общению с этими внешними системами, определить границы и правила отношений, таким образом, чтобы ребенок смог приобрести собственный опыт завязывания отношений [2, c. 60].

На этом этапе в брачных отношениях уже сформированы определенные паттерны коммуникации. Трудности возникают обычно тогда, когда есть раскол в родительской диаде. Например, союз одного из родителей с ребенком против другого родителя.

V. Стадия - семья подростка. Следующим этапом развития, который начинается с момента достижения ребенком половой зрелости и продолжается до его ухода из семьи, является семья подростка. С наступлением подросткового периода правила и роли в семье вновь следует изменить. В брачных отношениях супруги сталкиваются с переменами. Эти отношения проходят переоценку. Чувства подростка иногда «запускают» в брачные отношения процессы, направленные на поддержание прежней семейной организации. В условиях раскола родительской диады ребенок склонен объединяться с тем или иным родителем для обретения большей свободы.

VI. Стадия - семья, в основном выполнившая родительскую функцию. Этот этап начинается в ухода из дома последнего ребенка и может быть не кризисным если супругам удалось дать детям и автономию и близость. Многие родители считают наиболее счастливым в своей жизни именно этот этап. Но удовлетворенность своими отношениями могут испытывать только те пары, у которых брачные отношения были гармоничными на прежних этапах. Существующие супружеские проблемы с уходом на пенсию еще более обостряются. Пары с низким уровнем дохода или образованием более склонны быть недовольными своими отношениями в пожилом возрасте [2, c. 118].

На данном этапе ресурсы возраста, физического здоровья, может и психологического здоровья, могут быть истощены. Особенно если прохождение жизненных циклов семьи были для супругов «болезненными». Факт ухода на пенсию по разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. У женщин проблем гораздо меньше, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство. Дж. Браун и Д. Кристенсен [2, c. 120] цитируют Хейли «в момент ухода мужа на пенсию у жены могут появиться различного рода расстройства. Эти симптомы призваны выполнять защитную функцию по отношению к мужу, который отныне несет ответственность за здоровье жены».

Адаптация к уходу на пенсию происходит в пяти сферах: значительное снижение дохода; низкая самооценка; разрыв связи с сотрудниками по работе; утрата значимой работы; утрата самоэдентичности (утрата рабочей роли).

Проблемы, связанные с уходом на пенсию, может усугубить смерть одного из супругов. Смерть супруга и как следствие одиночество, может привести к депрессии, чувству вины, гневу и к суицидам. Кроме того, что брачные отношения отражают имеющие ресурсы в перспективе развития семьи, на каждом этапе брачных отношений имеется ряд определенных задач, которые семья должна реализовать.

Дж. Браун и Д. Кристенсен перечислили их в качестве таблицы [2, c.121]. В таблице 1, отражены основные задачи развития семейных отношений.

 

Таблица 1

Этапы жизненного цикла семьи Задачи развития
1. Молодая семья (диада) а) дифференциация от родительской семьи
  б) установление границ общения с друзьями и родственниками
  в) разрешение конфликта между личностными и семейными потребностями
2. Семья с ребенком преддошкольного/дошкольного возраста (триада) а) реорганизация семьи для выполнения новых задач
  б) поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета
  в) согласование личных и семейных целей
3. Семья школьника а) перераспределение обязанностей
  б) проявления участия при наличии проблем с учебой
  в) распределение обязанности по помощи ребенку при подготовке домашних заданий
4. Семья подростка а) перераспределение автономии и контроля между родителями и подростком
  б) изменение паттернов родительского поведения и ролей
  в) подготовка к уходу подростка из дома
5. Семья, как «стартовая площа-дка» для ребенка а) сепарация ребенка от семьи
  б) корректный уход из дома
  в) поступление на учебу, военную службу, работу
6. Семья, выпол-нившая свою роди-тельскую функцию а) пересмотр супружеских взаимоотношений
  б) пересмотр распределения обязанностей и времени
  в) адаптация к уходу на пенсию

 


Заключение

 

Родственные связи, семья и брак — тесно связанные понятия, имеющие ключевое значение для социологии и антропологии. Родственные связи включают в себя генетические связи и связи, инициированные браком. Семья — это группа родственников, несущих ответственность за воспитание детей. Брак — узы, которые соединяют двух людей, имеющих сексуальные отношения, санкционированные обществом.

Нуклеарная семья — это супружеская пара со своими или приемными детьми, проживающая в одном доме. Когда родственники живут вместе с супружеской парой — это расширенная семья, которая состоит из трех или более поколений, живущих либо вместе, либо поблизости.

В западных обществах брак и семья ассоциируются с моногамией (санкционированные культурой сексуальные отношения между одной женщиной и одним мужчиной). Множество других культур допускают или поощряют полигамию, при которой индивид может состоять в браке с двумя и более супругами одновременно. Полигиния, где мужчина может иметь более одной жены, распространена гораздо чаще, чем полиандрия, где женщина может иметь более одного мужа.

В заключении отметим современные формы развития семейных отношений.

Сегодня семьи организуют свои домашние обязанности и связи с социальным окружением различным образом. Контраст между “ортодоксальными” семьями (женой — “домашней хозяйкой” и мужем — “кормильцем”) и семьями, в которых двое работающих, служит иллюстрацией данного вида различий.

В культурном контексте сейчас больше чем когда-либо наблюдается разнообразие ориентации и ценностей внутри семей. Наличие этнических меньшинств (западноиндийских, азиатских, греческих и итальянских общин) и влияние таких движений, как феминизм, стимулировали культурное разнообразие в семейных формах. Сохраняющееся классовое деление на бедный, квалифицированный рабочий класс и группировки внутри среднего и высшего классов также обусловливает значительные вариации в структуре семьи. Различия в опыте семейных отношений в зависимости от жизненного пути достаточно очевидны. Индивид может происходить из семьи, в которой родители жили вместе, а сам он женился и затем развелся. Другой, возможно, воспитывался в семье с одним родителем, несколько раз состоял в браке и от каждого брака имеет детей.

В данном контексте термин поколение связан с отношениями внутри семьи. Например, отношения между родителями и старшим поколением стали слабее, чем раньше. Однако сейчас до старости доживает большее число людей, и одновременно в тесной связи друг с другом может существовать три последовательных поколения: женатые внуки, их родители и родители родителей.

 


Список литературы

 

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов. М., 1996.

2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001 - 352 с.

3. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002.

4. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5. Социология. Курс лекций. Учебное пособие./Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д. Феникс, 2006.

6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.

7. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб. Питер, 2007.

8. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

9. Мацковский М.С., Олсон Д.Г. Семья в России и в США: сравнительный обзор./Семья на пороге тысячелетия. М., 1995.

10. Солодовников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигма./Социологические исследования. 1994, №. 6/.



2019-07-03 182 Обсуждений (0)
Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)