Развитие, воспитание, обучение
Развитие – это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека подчиняется общим закономерностям. Поскольку оно, как и все явления природы, имеет свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, ему свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек и как он может ответить на эти требования). Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике к этому понятию относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием. Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Это предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности: - противоречие между потребителями детей и возможностями их удовольствия; - противоречие между возможностями ребенка и требованиями общества; - противоречия между целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения. Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека. Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей: - «уровень актуального развития» - отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день; - «зону ближайшего развития» - отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми. Существенное значение для социализации человека имеет воспитание. Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Проблема определения сущности этого понятия является одной из самых древних. Раньше оно рассматривалось, исходя из социальных установок и актуальных задач общества, которое при этом чаще заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшее в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и в сфере образования, требует новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. Многие ученые стали отказываться от специфического для отечественной науки термина и заменять его привычным, для многих стран более широким, термином «образование». Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки, которые выделяются большинством исследователей: - целенаправленность воздействий на воспитанника; - социальную направленность этих воздействий; - создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; - освоение человеком комплекса социальных ролей. Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание – вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретные же его социальные функции, содержание и сущность изменяется в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни, общественными отношениями, борьбой идеологий. В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество. Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Таким образом, образование, социализация, развитие и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своём единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности. Обучение. В педагогической литературе существует множество определений категории обучения. Эту категорию определяют как бы с двух позиций: результата и процесса. В первом случае обучение определяют как процесс, направленный на формирование определённых знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором – обучение определяют как взаимодействие между обучающим и обучаемым. В процессе обучения происходит управляемое познание. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий ученика. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь этих процессов, каждый имеет свои особенности. Обучение, формируя общественный опыт, является необходимым условием социализации человека, способствует его образованию как полноценной личности, развивает его индивидуальность. Развитие, обучение, воспитание – взаимосвязанные процессы, существенное влияние на которые может оказать педагогическая деятельность. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения, то его цель – изменить индивида и способствовать его социальному становлению. В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и других сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование означает придание чему-либо определенной формы. Это – педагогическое (межнаучное) понятие. Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования… в результате его социализации и воспитания». Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью – полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение – к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственное направление. В своём единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |