Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обзор основной методической литературы по теме исследования



2019-07-03 201 Обсуждений (0)
Обзор основной методической литературы по теме исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В методических пособиях, программах, изучение раздела «Портретная живопись на уроках МКХ» проводится в контексте изучения других видов живописи.

В некоторых программах, изучению портретной живописи не уделено должное внимание. Например, в программе Б.Н. Неменского предполагается, что знакомство с жанрами в искусстве может предшествовать знаниям о последовательности и смене эпох и соответственно о специфике того или иного жанра в данную эпоху [Неменский, 1995]. Это делается без учёта того, что само существование того или иного жанра в разные эпохи проблематично, т.к. жанровая специализация довольно позднее явление в истории искусства и, например любое изображение животных нельзя называть анималистическим жанром, так же как и любое изображение человека нельзя назвать портретом. При таком подходе в теме «Портрет» могут с одинаковым успехом рассматриваться как верные реальной действительности и реалистический портрет И.Е. Репина, и фаюмский портрет.

В литературе, в различных рекомендациях, статьях большое внимание уделяется различным видам деятельности школьников. Учителя, психологи советуют активно использовать разные виды деятельности на уроках и во внеурочное время.

В последнее время часто упоминается исследовательская деятельность и особенно метод проектов. Такая форма организации учебной деятельности, как проект, дает возможность учащимся увидеть реальную практическую значимость предмета, его взаимосвязи не только с другими школьными дисциплинами, но и с социумом, во многом определяющим ценностные ориентации школьников [Кочерова, Фоминова, 2003, № 6, с. 41]. Автор проекта по мировой художественной культуре должен проявить не только умение ориентироваться в информации по предмету, но и осознание своей сопричастности мировой культуре, воображение, умение синтезировать художественную информацию, способность быть сотворцом произведения и придавать конечному продукту художественную форму, адекватную смыслу изучаемого материала.

Очень часто упоминается творческая деятельность учеников при изучении предмета МХК, ведь именно с ее помощью развивается творческий потенциал ребенка, прививается любовь к искусству. Этот вид деятельности способствует развитию у детей эмоционально-образного восприятия и художественного вкуса.

В статье Лепиховой М.А. «Как воспитать интерес к учебному предмету» [Лепихова, 2006] говорится о такой остро стоящей воспитательной проблеме общества как развитие эмоциональной культуры, чуткости и внимательности людей друг к другу. В этом аспекте портретная живопись обладает исключительно сильным воспитательным потенциалом. Она учит чувствовать другого человека, видеть в глазах изображённого человека страдание, смятение, одиночество. Вспомним, например, портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Ильи Глазунова (1992 г.) или картину-портрет кисти Александра Шилова «Зацвел багульник», где пожилая женщина, прообразом которой является московская учительница начальных классов Г. А. Лачинова, с надеждой и какой-то тоской в глазах смотрит на первые весенние лепестки багульника. Зацвел багульник – жизнь продолжается! Как показала беседа со школьниками этот портрет им нравится, они понимают душевное состояние пожилой женщины, и почти каждый из них вспоминает при этом свою бабушку. Тем самым мы воспитываем сочувствие и уважение к старости.

А разве можно равнодушно смотреть на портрет Мики Морозова, созданный В. Серовым?

Поэтическое обаяние малыша, изумление, горящие нетерпением глаза, несомненно, привлекают учащихся и создают условия для речевого общения, пробуждая у детей добрые чувства.

Культуроведческий и воспитательный потенциал использования портретной живописи на уроках МХК реализуется в методической системе, предусматривающей:

· развитие речи учащихся на основе восприятия живописных полотен и выражения своего понимания картин в коммуникативно-целесообразных высказываниях различных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

· обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся путем овладения искусствоведческими понятиями, отбора языковых средств для выражения авторского замысла в своих устных высказываниях или сочинениях;

· расширение культурного кругозора учащихся на основе искусствоведческих текстов за счет интегрирования
речи и искусства.

Специфика культуроведческого подхода в преподавании портретной живописи состоит (по мнению Лепиховой М.А.):

· в отборе портрета как источника высказывания;

· в привлечении искусствоведческого текста, являющегося опорой и образцом в интерпретации содержания и эстетики портрета;

· в применении принципа взаимосвязи уроков русского языка, литературы и изобразительного искусства, опирающегося на зрительный опыт учащихся и эстетически грамотный анализ портрета, его интерпретации.

Воспитательный потенциал портретной живописи связан, прежде всего, с мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения данного раздела мировой художественной культуры происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.

Развивающий потенциал портретной живописи напрямую связан с использованием характерных для культурологии и искусствоведения методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру; дает представление о её единстве и многообразии; бесконечности и многовекторности ее развития и множественности личных интерпретаций её феноменов. Проблемное поле мировой художественной культуры является идеальным для продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка.

Проблема портретного искусства постоянно привлекала внимание художников, философов-эстетиков, историков искусства от Аристотеля до наших дней. Портретный жанр в теоретических исследованиях по философии, истории, искусствоведению рассматривается в различных аспектах.

Анализ методической литературы показал, что в настоящее время методика преподавания раздела «Портретная живопись на уроках МХК» разработана довольно таки слабо. Учителям приходиться создавать свои авторские программы, придумывать свои методики.

 

 




2019-07-03 201 Обсуждений (0)
Обзор основной методической литературы по теме исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обзор основной методической литературы по теме исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)