Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проявление творческих умений учителя в играх



2019-07-03 253 Обсуждений (0)
Проявление творческих умений учителя в играх 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Взаимодействие учителя и учеников во время игр требу­ет умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавли­вать психологический контакт, рефлексия творческой индивидуальности и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармонич­ные межличностные отношения. Все это относится к умениям творческим. Они нуждаются в систематическом осмыслении, самопознании (рефлексии) и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные умения раз­виваются у людей с адекватной самоооценкой, чувствующих от­ветственность за результаты своей деятельности, обладаю­щих гибким восприятием. Такие люди способны видеть мир гла­зами других, разделять пережи­вания, чувствовать настроение собеседника.¹

С помощью упраж­нений и игр развиваются у пе­дагогов адекватная  самооцен­ка, гибкость восприятия, эмпатия, позитивный настрой, вооб­ражение, умение слушать собе­седника.

На школь­ных семинарах вы сможете ор­ганизовать подобные занятия и тем самым повысить творческую культуру.

Игра «Чудодейственный во­прос». Цель игры: создать мотивацию развития новых, полезных в пе­дагогической деятельности воз­можностей личности, совершен­ствовать имеющиеся. Участники игры садятся в круг, ведущий — среди них. 1-я часть. Ведущий: «Поговорим о том, какие ученики нравятся вам больше всего? Что вы о них можете сказать? Работая с каки­ми учениками, вы особенно до­вольны?»

Участники игры называют каче­ства ребят, которые их привле­кают, например: трудолюбие, вежливость, ум и т. д. Ведущий внимательно слушает, эмоцио­нально поддерживает, повторяет некоторые из названных качеств. Затем он говорит: «Очень интересные люди — эти учащи­еся, которые вам нравятся. А как они выглядят? Какие у них гла­за? Лица? Какая осанка? Как они говорят? Как смеются? Ка­кое настроение характерно для

——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 208

них? Как они дышат? Как дви­гаются?»

Эти вопросы многих участников игры приводят в замешательст­во: учителя зачастую «не видят» ребят, очень мало знают об их человеческих качествах. По су­ществу, учителей интересуют только ответы детей, их успевае­мость. Отвечая на вопросы веду­щего, они с трудом вспоминают, как ребята выглядят, какая у них осанка, как они смеются. Но даже если участники не дадут полного ответа, игра все равно принесет пользу: заставит ду­мать об этом, внимательнее от­носиться к ученикам. Очень по­лезно привлечь к таким заняти­ям школьного психолога. Когда большинство участников присоединились к игре, когда даны в основном ответы на во­просы, ведущий благодарит всех и переходит ко второй части уп­ражнения.

2-я часть. Ведущий: «Давайте немного пофантазируем. Пред­ставьте себе, что сегодня ночью сверкнула молния, грянул гром и... произошло чудо! Все наши учащиеся стали такими, какими мы видели, слышали, чувствова­ли их только что в нашем вооб­ражении. Что вы делали бы по-другому? Если бы на ваших уроках находилась скрытая ви­деокамера, что бы она в вашем поведении заметила?» (Ведущий внимательно слушает ответы, одобряет их кивком, улыбкой, детализирует изменения с помо­щью вопросов: «Какими будут ваши движения? Появятся ли в вашей речи новые слова? Ка­кие? Каким будет ваш голос? Тон? Как вы будете выглядеть?»

Когда изме­нений названо достаточно, веду­щий спрашивает: «Случается такое уже сейчас? Можно ли сделать так, чтобы такое ва­ше поведение стало привыч­ным?» Ведущий слушает вы­сказывания участников, затем просит желающих поделиться впечатлениями от игры: «Была ли игра полезна? Какие от­крытия для себя сегодня вы сделали?»

Чтобы цель игры была достигну­та, ведущему необходимо быть очень внимательным к эмоцио­нальным состояниям участни­ков, применять эмпатическое слушание и понимание, его речь должна быть четкой и вырази­тельной. Наш опыт позволяет го­ворить о том, что участие педа­гога в таком диалоге развивает мотивацию к изменениям, наст­раивает на активное участие в последующих упражнениях. В основе игры — направленность в будущее, позитивный настрой, позитивные намерения, детали­зация, умножение конкретных конструктивных действий, а так­же использование зрительной, слуховой и эмоциональной па­мяти. Используя все это, можно смоделировать разные ситуации. Очень продуктивно применять такие игры в индивидуальной работе с неуспевающими школь­никами, с разочарованными в чем-то людьми и с теми, у кото­рых низкий уровень притязаний.

Имитационно-моделирующая игра «Случаи из педагогичес­кой практики». Цель ее — интегрирование ма­териала, изученного в курсе, формирование коммуникатив­ных умений высокого уровня (умелая деятельность). Слушатели выполняют такие ро­ли: эксперт, педагог, учащийся. Экспертов трое, их выбирают от­крытым голосованием, они полу­чают устные инструкции и экс­пертные листы. Остальные уча­стники игры разбиваются на па­ры, каждая из которых по очере­ди работает в «круглом аквариу­ме» (пара работает, а остальные участники группы наблюдают, готовятся задавать вопросы, вно­сить предложения по представ­ленному случаю). «Учащийся» получает роль, «пе­дагог» — описание ситуации. Роль представляет собой крат­кую характеристику психологи­ческих особенностей учащегося: возраст, пол, доминирующие по­требности и мотивы деятельнос­ти, интраверсия — экстраверсия, эмоциональная стабильность — нейротизм, эмоциональная на­правленность личности, страте­гии поведения в сложной ситуа­ции общения, типичные эмоцио­нальные реакции, гибкость вос­приятия, восприятие времени, умение формулировать цель в позитивных категориях. Описа­ние ситуации может быть крат­ким: время, место, что происхо­дит. «Педагог» играет самого се­бя. Время взаимодействия игра­ющей пары: 5—7 мин. Затем оно прерывается, и «педагог» анализирует свою работу, подводит ее итоги по плану: результаты экспресс-диагностики, формулировка проблемы, формулировка цели педагогического взаимодействия, использованные методы взаи­модействия. ¹

Затем работу пары обсуждает группа. Экспертная комиссия вы­ставляет и аргументирует оцен­ки.

Затем работает следующая пара. Руководитель игры обеспечивает поддержку творческого духа уча­стников, комфортный психологи­ческий климат, конструктивное обсуждение. Для этого перед иг­рой проводится разминка, исполь­зуются музыкальные и танцеваль­ные паузы, юмор, подбираются разнообразные, нестандартные ситуации в качестве материала для игры. В конце занятия экс­пертная комиссия подводит общие итоги, а руководитель анализиру­ет и отмечает работу экспертов. Желательно проводить эту игру в конце изучения курса, но не на по­следнем занятии, чтобы хватило времени на групповую и индиви­дуальную работу со слушателя­ми, у которых выявляются про­белы в знаниях, а умения недо­статочно сформированы.

——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 208


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогический труд — это вид профессиональной де­ятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, уча­щихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалифика­ции, учреждений дополнительного образования и т.д.).

Особо можно выделить точку зрения, касающуюся проблемы педагогических способностей. Педагогическая деятельность обладает большим творческим потенциалом, поэтому в ее осуществлении так важны специальные способности. В "Российской педагогической энциклопедии" говорится, что для овладения педагогической деятельностью "оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности". Это говорит о том, что человек, не имеющий способностей к общению с людьми, организаторских, коммуникативных, одним словом, способностей к педагогической деятельности, не сможет стать настоящим профессионалом.
Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура.

Педагогическая культура преподавателя предполагает возрож­дение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Феномен культу­ры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих. Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры.

Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это, прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - истины, любви, добра, красоты, свободы и т.д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач.

Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953. - С. 72.

2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. Т. 3. - С. 56.

3. Введение в специальность / Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1988.

4. Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.

5. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.

6. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

7. Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986.

8. Зязюна И. А. Основы педагогического мастерства. - М., 1989.

9. Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 197-207

10. Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 1995.

11. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993.

12. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. - Белгород; М., 1999.

13. Кан-Калик В. А., Никандров К Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

14. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М., 2001.

15. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1997.

16. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Зязюна. - М., 1989.

17. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2000.



2019-07-03 253 Обсуждений (0)
Проявление творческих умений учителя в играх 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проявление творческих умений учителя в играх

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)