Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы ономастических исследований



2019-07-03 1186 Обсуждений (0)
Методы ономастических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Предметом исследования в данной работе является прозвище. Нами исследуются современные русские прозвища Архангельской области Ленского района. Всего было собрано 270 прозвищ.

Цель данного исследования - описать прозвища людей, употребляемых в данной местности, дать им определённую классификацию.

Нами были поставлены следующие задачи:

Разграничить понятие прозвище и другие личные имена.

Рассмотреть и изучить различные классификации антропонимов, в частности прозвищ.

Определить значение термина "прозвище".

Изучить литературу по антропонимике (в целом - по ономастике).

Методы исследования, использованные в работе - сравнительно-сопоставительный (нами сопоставляются антропонимы различного типа) и описательный.

В соответствии с поставленными задачами структура данной работы состоит из двух глав: глава первая - Имена собственные. Ономастика, глава вторая - Прозвища жителей Архангельской области.


Глава 1. Имена собственные. Ономастика

 

Собственные имена давно привлекали внимание ученых. Их возникновение, историю, различные преобразования, распространение, назначение изучают историки, литературоведы, психологи, этнографы, географы, но больше всех - языковеды [Введенская 1989, с.4].

Собственные имена - это единицы языка и речи, служащие для подчёркнуто конкретного называния отдельных предметов действительности и вследствие такой специализации выработавшие некоторые особенности в значении, грамматическом оформлении и в функционировании. Назначение имени собственного - назвать определённый предмет, соотнося его с классом однотипных или родственных предметов. Собственные имена по отношению к предмету чаще всего носят случайный характер. Они называют предмет, не описывая его. К собственным именам относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек, морей, стихийных бедствий, небесных тел, детские дразнилки и др.

Обратимся к семантике собственных имен. Термином семантика обозначают науку о значениях слов, сами значения слов и план исследования, выделяющий отношение языковых единиц к обозначаемым ими предметами. Нами под семантикой понимается преимущественно второе - значение имён их смысловая сторона, связанная с их знаковой природой.

Семантика собственных имён - область не исследованная и не определённая. Поскольку многие считают имена собственные категорией, лежащей вне понятий, а семантика всегда понятийна, нередко вообще сомневаются в правомерности выделения семантики в качестве особого аспекта имени собственного. Иногда семантику имён приравнивают к семантике тех нарицательных, от которых они образовались: село Вишневое - вишня, откуда тривиальные "семантические" анализы топонимов или антропонимов с рубриками "от растений", "от животных" и т.д. Иногда семантику имён собственных переносят на те образы, которые складываются в нашем сознании как определённые денотаты имён (Илья Муромец - богатырь, сильный, справедливый), переходя всецело в экстралингвистическую сферу и уходя от самой сущности семантики. Наконец, есть мнение, что основное значение собственных имён в том, что это имена [Суперанская 1973, с.250 - 251].

В языкознании выделяется особый раздел - ономастика (греч. оnomastike - "искусство давать имена"; onomastikos - "относящийся к имени"), занимающийся изучением собственных имен. Ономастикой называется и совокупность всех собственных имен. Как лингвистическая наука ономастика занимается изучением их функциональной специфики, возникновения, развития, их связи со всеми уровнями (или ярусами) языка, теоретическим и практическим значением самой ономастической науки, а также её связей с другими науками. Ономастика изучает основные закономерности истории, развития и функционирования собственных имен. Обладая своим материалом и методикой изучения его, ономастика не может не быть самостоятельной дисциплиной. Поскольку она возникла "на стыке" наук, она отличается чрезвычайной комплексностью предмета исследования. Доминирует в ономастике лингвистический компонент не только потому, что каждое имя - это слово, развивающееся по законам языка, но и потому, что информация каждого имени "добывается" с помощью лингвистических средств. Однако, если бы ономастика ограничивалась лишь лингвистическим компонентом, не было бы основания выделять её в особую дисциплину. Специфика изучаемого предмета состоит в том, что, лингвистический в своей основе, он включает также этнографический, исторический, географический, социологический, литературоведческий компоненты, которые помогают лингвисту выделять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именованием. Кроме того, в ономастических исследованиях используются данные археологии, истории материальной и духовной культуры, биологии, теологии, философии, логики, психологии и т.д. всё это выводит ономастическую проблематику за рамки одной лишь лингвистики и придаёт известную самостоятельность комплексу составляющих его компонентов. Обретая автономность и превращаясь в известных своих аспектах и "чистую" науку, ономастика продолжает оставаться вспомогательной, прикладной для историков и географов [Суперанская 1973, с.9 - 11].

Таким образом, ономастика связана со всеми сферами человеческой жизни и деятельности. Везде, где требуется выделение для идентификации или индивидуализации, человек употребляет собственные имена как наиболее удобный способ выделения объекта.

Ономастическая наука, как и многие другие, прошла три основных этапа развития: донаучный (до XIX века), этап становление ономастики как науки (XIX - начало XX веков), научный, или ономастический этап (с 20-х годов XX века по настоящее время) [Бондалетов 1983, с.36 - 37].

Методы ономастических исследований

 

В современной ономастической науке, опирающейся на материалистическую диалектику, дающую общее направление научных поисков, используются разные исследовательские методы. Но в конкретном ономастическом исследовании обычно применяется только один, метод. Комбинация, а также дальнейшая детализация методов зависят от цели исследования и специфики анализируемого материала. Рассмотрим следующие методы исследования:

Описательный метод используется во всех общественно-исторических и естественных науках и стоит, пожалуй, на первом месте по широте применения. Этот метод предполагает соблюдение ряда требований: чёткое представление об избранном предмете изучения, последовательность описания, систематизации, группировки или классификации, характеристики материала в соответствии с поставленной исследовательской задачей.

Задачей исследователя, пользующегося историческим методом, является определение ономастических пластов по языкам-источникам.

Задачей сравнительно-сопоставительного метода является сопоставление как всего ономастического пространства, так и его отдельных зон. Сопоставлению подлежат разнообразные явления плана содержания и плана выражения. Результаты сопоставления могут быть выражены в качественных и количественных характеристиках.

Ареальный метод в основном применяется для изучения топонимов.

Использование семиотического метода основывается на признании языкового характера ономастических единиц и системной их организации в пределах антропонимии, топонимии и т.д., а также в составе всего ономастического пространства конкретного языка в определённый период существования. Задача состоит в определении набора знаков, их дифференцирующих признаков, способов их языкового выражения, конкретных видов проявления системных связей, в определении меры системности ономастики в целом, отдельных её разрядов, а также отдельных участков этих разрядов.

Стилистический метод рассматривает широкий круг проблем: функции собственных имён в художественном произведении, специфика литературной ономастики, зависимость состава имён и их функции от литературного направления, особенности отбора и употребления имён в прозе, поэзии, драматургии, виды литературных антропонимов, топонимов и т.п., их роль в построении художественного образа, а также множество других видов мотивированного употребления всех без исключения разрядов собственных имён.

Лингвопсихологический метод "проводит" опыты над собственными именами с целью выявления их ассоциативных связей друг с другом.

Использование статического метода основано на том, что у объекта изучения, помимо его качественной стороны, имеется сторона количественная. Лингвостатика в ономастике занимается простейшими подсчетами количества имён и выделением наиболее употребительных из них, описанием статической организации целого ономастического разряда и закономерностей его развития [Бондалетов 1983, с.36 - 72].

Разделы ономастики

 

Современная ономастика имеет три главных раздела - антропонимика, топонимика и космонимика.

Собственные имена, относящиеся к людям, называются антропонимами; совокупность антропонимов - антропонимия. Наука, которая занимается изучением антропонимов - антропонимика (от греч. anthropos - "человек" и onyma - "имя").

Географические объекты также имеют собственные имена - топонимы (греч. topos - "место, местность" и onyma - "имя"). Совокупность топонимов образует топонимию. Наука, изучающая топонимию, называется топонимикой. Имена гор, хребтов, пиков, долин и других элементов рельефа местности объединяются в один разряд - оронимы; названия пещер, гротов, пропастей, колодцев составляют разряд спелеонимов; гидронимы - это названия морей, рек, прудов, ручьёв и др.; дримонимы - наименования леса или его части. Ономастика и топонимика дают, таким образом, ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях.

Названия объектов космического пространства (звёзд, созвездий, планет, комет, астероидов) - космонимы (греч. kosmos - " мироздание", "мир", "небесный свод" и onyma - "имя"). Они образуют космонимию, которая изучается в космонимике.

Кроме трёх главных разделов ономастики выделяется ещё несколько разрядов собственных имён. К ним относятся: зоонимы - собственные имена (клички) животных; хрононимы - собственные имена отрезков времени; анемонимы - собственные имена стихийных бедствий; теонимы - имена богов, богинь и других мифических лиц; фитонимы - народные названия растений; документонимы - общие обозначения документов и их видов. Собственные имена нередко получают и предметы материальной культуры, науки и техники, а также произведения духовной культуры, их называют ктематонимами или хрематонимами [Введенская 1989, с.5 - 6].

Топонимы и антропонимы - преимущественно имена существительные, служащие названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных. Такие существительные называют именами собственными (например: Петя, Сидоров, Вера Александровна, Жюль Верн и др.), в отличие от нарицательных, являющихся обобщенными наименованиями однородных предметов (Например: пионер, преподавательница, город и др.).

Антропонимы выполняют множество функций: номинативно-адресная (антропоним называет конкретное лицо, которому адресован текст и имеет конкретно референтную определённость), оценочно-экспрессивная (проявляется в активном использовании суффиксов субъективной оценки), креативная (звуковой облик имени определяет рифму, на которой строится развёртывание текста).



2019-07-03 1186 Обсуждений (0)
Методы ономастических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы ономастических исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)