Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы совокупного спроса



2019-07-03 184 Обсуждений (0)
Факторы совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Изучение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальски развитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучения макроэкономического равновесия рынка благ, условий его установления и нарушения.

Объем национального производства, уровни занятости и цен в экономике обусловлены результатами взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Несмотря на важность показателя совокупного предложения, все же совокупный спрос – более важное понятие, о чем свидетельствует находящийся в разгаре мировой финансово-экономический кризис. Именно падение спроса и его стимулирование через государственные расходы – сегодня основные тенденции в мире.

Проблема совокупного спроса исследовалась многими экономическими школами, в том числе кейнсианской и монетаристской. Одни говорят о том, что спрос порождает предложение, другие – наоборот. В любом случае понятия не существуют отдельно.

Для Республики Беларусь проблема совокупного спроса является не менее актуальной, чем для других стран. На протяжении 2000–2008 г. в Республике Беларусь наблюдался бурный экономический рост, что не удивительно, учитывая огромный рынок сбыта РФ, и российские субсидии. Учитывая, что ВВП может считаться совокупным спросом, можно говорить о росте совокупного спроса также. При этом росли все статьи: потребительские расходы, инвестиционные расходы и т.д.

Однако, 2009 г. показал, что, несмотря на отсутствие фондового рынка, страна подвергнута кризису. В чем же причины? Эта проблема будет раскрыта в ходе написания данной курсовой работы.

Цель данной курсовой работы – отразить важность совокупного спроса и его показатели в РБ.

Задачами являются:

1. Отразить сущность и структуру совокупного спроса.

2. Охарактеризовать факторы совокупного спроса

3. Выявить факторы, действующие на совокупный спрос в РБ.

 

 


1. Совокупный спрос: сущность, элементы и факторы

 

1.1 Сущность и структура совокупного спроса

 

Содержание совокупного спроса. Одним из важнейших проявлений общего равновесия в национальной экономике выступает достижение сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. равенства денежных и материальных потоков.

Из курса «Микроэкономика» известно, что представляет из себя спрос, а также индивидуальный и рыночный спрос. В данном случае мы выделяем новое понятие – совокупный спрос (AD – aggregate demand) В чем его отличие?

Прежде всего, не следует представлять совокупный спрос как сумму индивидуальных спросов. Объективной основой индивидуального спроса выступает предельная полезность (субъективная ценность).

В отличие от этого объективной основой совокупного спроса выступают пофакторные доходы.

В формировании совокупного спроса принимают участие все агрегированные субъекты национальной экономики:

а) сектор домашних хозяйств;

б) сектор бизнеса;

в) государство;

г) сектор «заграница» или внешний мир (в пределах чистого экспорта).

Поэтому совокупный спрос – это агрегированный спрос со стороны всех субъектов макроэкономики на блага отечественного производства

Теперь о потребностях общества. Чтобы их удовлетворить в условиях платности экономических благ, необходимы денежные средства.

Поэтому совокупный спрос выступает как потребности агрегированных субъектов рыночных отношений, представленные в денежной форме.

Совокупный спрос всегда ограничен теми реальными денежными доходами, которые потребители намерены использовать для удовлетворения потребностей.

Поэтому (3) совокупный спрос представляет собой сумму денежных расходов на конечные товары, произведенных в национальной экономике.

Совокупный спрос состоит из:

1) потребительского спроса домашних хозяйств на товары и услуги (за минусом расходов, связанных со строительством жилья);

2) инвестиционного спроса;

3) государственных закупок товаров и услуг, в которые входят и государственные инвестиционные программы, строительство жилья и дорог;

4) заграничного спроса на отечественные товары со стороны иностранцев (чистый экспорт).

При этом в реальной действительности одни компоненты совокупного спроса способны быстро изменяться (инвестиции, государственные расходы), другие – относительно стабильны и медленно изменяются (потребительские расходы). [6, с. 449]

Спрос домашних хозяйств. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

1) доход от участия в производстве,

2) налоги и трансфертные платежи,

3) размер имущества,

4) доход с имущества,

5) степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,

6) численность населения.

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».

Инвестиционный спрос. Под инвестиционным спросом понимается спрос предпринимателей на блага для:

1) восстановления изношенного капитала;

2) увеличения реального капитала.

Соответственно общий объем инвестиций делится на реновационные и чистые инвестиции. Если в некотором периоде общий объем инвестиции меньше величины обесценения капитала (амортизации), то чистые инвестиции оказываются отрицательной величиной.

Спрос на инвестиции – самая изменчивая часть совокупного сброса на блага. Инвестиции сильнее всего реагируют на изменение экономической конъюнктуры. С другой стороны, именно изменения объема инвестиций чаще всего являются причиной конъюнктурных колебаний.

Специфика воздействия инвестиций на экономическую конъюнктуру состоит в том, что в момент их осуществления возрастет спрос на блага, а предложение благ увеличится лишь через некоторое время, когда в действие вступят новые производственные мощности.

В зависимости от того, какие факторы определяют объем спроса на инвестиции, последние делятся на индуцированные и автономные.

Инвестиции называются индуцированными, если причиной их осуществления является устойчивое увеличение спроса на блага.

Когда при полной загрузке производственных мощностей, используемых с максимальной интенсивностью, возрастет спрос на блага, то на первых порах дополнительную продукцию можно произвести за счет более интенсивной эксплуатации действующего оборудования. Но если повышенный спрос сохраняется надолго, то в интересах предпринимателей увеличить производственные мощности в целях изготовления дополнительной продукции с наименьшими затратами.

Чтобы определить объем инвестиций, обеспечивающий необходимое расширение производственной базы, нужно знать приростную капиталоемкость продукции (c) – показатель, характеризующий, сколько единиц дополнительного капитала требуется для производства дополнительной единицы продукции. Чтобы при данной приростной капиталоемкости увеличить производство с уt-1 до yt необходимы индуцированные инвестиции в размере:

Iин = c (y t – y t-1 )                          (1.1)

 

Таким образом, индуцированные инвестиции являются функцией от прироста национального дохода. Коэффициент приростной капиталоемкости называют также акселератором.

Если в текущем году размер национального дохода сокращается по сравнению с предыдущим годом (у t< yt-1), то индуцированные инвестиции принимают отрицательное значение. Практически это означает, что из-за сокращения производства предприниматели частично или полностью не восстанавливают изношенный капитал. Отсюда следует, что объем отрицательных инвестиций не может превысить размер амортизации: Iин £ -D.

Однако нередко предпринимателям оказывается выгодным делать инвестиции и при фиксированном национальном доходе, т.е. при заданном совокупном спросе на блага. Это, прежде всего, инвестиции в новую технику и повышение качества продукции.

Такие инвестиции чаще всего сами становятся причиной увеличения национального дохода, но их осуществление не является следствием роста национального дохода, и поэтому они называются автономными.

Какие же факторы определяют размер автономных инвестиций?

На этот вопрос существуют два ответа: кейнсианский и неоклассический.

В основе кейнсианской версии лежит введённое Дж. Кейнсом понятие предельной эффективности капитала. Инвестиции в отличии от текущих затрат на производство дают результаты не в том периоде, в котором они осуществляются, а в течение ряда последующих периодов. Поэтому при сравнении инвестиционных затрат с получаемых от них результатами возникает проблема соизмерения разновременных ценностных показателей, которая решается посредством дисконтирования. Если нужно определить, чего стоит сегодня возможность получения некоторой суммы денег через t лет при отсутствии инфляции, то нужно эту сумму разделить на (1 + R)t, где R – дисконтная ставка.

По своему существу дисконтная ставка представляет собой меру предпочтения экономическим субъектом нынешней ценности будущей. Как правило, каждый индивидуум имеет свою дисконтную ставку такого рода. Если дисконтная ставка некоторого субъекта меньше ставки процента, выплачиваемого по облигациям, то данный субъект приобретает облигации. И наоборот, тот, кто предпочитает возможности покупки облигаций хранение наличных денег, имеет дисконтную ставку, превышающую процент на облигации. [1, с. 153]

Пусть некоторый инвестиционный проект требует вложений К0 в текущем периоде и обещает дать в следующих трех периодах соответственно П1, П2, П3 чистого дохода. Тогда инвестор сочтет данный проект экономически целесообразным, если

 

K01/(1 + R) + П2 / (1 + R)2 3/(1+R)3 (1.2)

 

При заданных Пi величина суммы их дисконтированных значений зависит от величины R. То значение R, которое превращает неравенство (1.2) в равенство, называется предельной эффективностью капитала (R*).

Когда инвестор имеет возможность выбирать между несколькими вариантами инвестирования, он остановится на тех из них, у которых R* самая большая. Почему? Это легко понять, если R* рассматривать в качестве ставки ссудного процента, при которой инвестиционный проект можно осуществить за счет заёмных средств и «остаться при своих», т.е. полностью возвратить кредит с процентами из ожидаемых доходов. Очевидно, что те кредиты лучше, которые «окупаются» при более высокой ставке ссудного процента. Расположим все существующие инвестиционные проекты по мере убывания их предельной эффективности, как это представлено на рис. 1.1.

 

R *

 


i 2

 


i1

     
 


I II III IV V I

Рис. 1.1 Ранжирование инвестиционных проектов по их предельной эффективности

 

Тогда объём рационального инвестирования можно представить как убывающую функцию от предельной эффективности капитала: I=I (R*). Эту функцию не следует интерпретировать таким образом, что объём инвестиций возрастает по мере снижения R*. Речь идет лишь о том, что при наличии разноэффективных вариантов капиталовложений инвестиционные средства целесообразно распределять на основе ранжирования вариантов по их R*.

Кроме доходности вариантов капиталовложений инвестор должен учитывать степень риска каждого из них. Среди всех вариантов вложений есть один самый надежный – это покупка государственных облигаций. По ним всегда в срок выплачиваются установленные проценты. Поэтому ставку процента по государственным облигациям можно рассматривать в качестве нижнего предела R* для вложений в реальный капитал. При ставке i1 инвестиции будут сделаны в первые четыре варианта из представленных на рис. 1.1. Если же ставка процента возрастет до i2, то реализуются лишь два первых проекта. В реальный капитал делаются вложения, если R*> i. При заданной функции I (R*) объем инвестиций в производство тем больше, чем ниже i. Следовательно, функцию автономных инвестиций можно представить формулой:

 

I a = I i (R* – i)                             (1.3)

 

где Ii - предельная склонность показывает, на сколько единиц увеличатся инвестиции в случае снижения ставки процента на один пункт.

Так выводится кейнсианская функция автономных инвестиций. Ее график изображен на рис. 1.2.

 

i

R *

a

R * – i

     


D i{

 


I

D I

Рис. 1.2 График функции автономных инвестиций


Другая цепь логических рассуждений используется неоклассиками.

Предприниматели прибегают к инвестициям для того, чтобы довести объём имеющегося у них капитала до оптимальных размеров. Зависимость объёма инвестиций от размера функционирующего капитала можно представить формулой:

I at =b (K* – K t); 0<b <1;                               (1.4)

 

где I a t - объем автономных инвестиций в период t ;

K t -объём капитала существующий на начало периода t ;

K * – оптимальный объём капитала,

b – коэффициент, характеризующий меру приближения существующего объёма капитала к оптимальному за период t.

Оптимальным является такой размер капитала, который при существующей технологии обеспечивает максимальную прибыль. Из микроэкономики известно, что прибыль достигает максимума, когда предельная производительность капитала (r) равна предельным затратам его использования. В условиях совершенной конкуренции предельные затраты использования капитала слагаются из нормы амортизации (d), определяющей величину износа капитала, и ставки процента по финансовым активам (i), представляющей альтернативные затраты использования средств в качестве капитала. Следовательно, прибыль максимальна при r = d + i.

Пусть технология производства характеризуется производственной функцией Кобба – Дугласа:

y = K a N 1- a.                                 (1.5)

 

Тогда


r = K 1- a a N 1- a = a y / K,                       (1.6)

 

а условие максимизации прибыли

a y / K = d + i.                             (1.7)

 

Следовательно,

K * = a y / ( d + i ).                                  (1.8)

 

Наглядно процесс определения К* представлен на рис. 1.3. Если ставка процента снижается, то оптимальный размер капитала увеличивается. Если при данной ставке процента растёт предельная производительность капитала вследствие технического прогресса или большего применения труда (сдвиг кривой r вправо вверх), то К* тоже увеличивается, т.е. К* = К* ( r + , i - ) при заданной d.

 

r

 


i+d r1(k)

d r0(k)

 


K*0 K*1 K

Рис. 1.3 Определение оптимального размера используемого фирмой капитала


Так как объём капитала, действующего на начало периода, задан, то из формулы (1.2) следует:

I а t = I а t ( r + , i - )                                     (1.9)

 

Различия между кейнсианской и неоклассической функциями автономных инвестиций проистекают из различий r и R *. Предельная производительность капитала (r) характеризует используемую технологию производства и в этом смысле является объективным параметром. Предельная эффективность капитала – категория субъективная. Хотя при заданных значениях П i и К0 в формуле 1.2) значение R * определяется однозначно, но сами значения П i являются оценочными величинами; они основаны на ожиданиях инвестора относительно будущих цен, затрат и объёмов спроса. Поэтому при внешней схожести обеих рассмотренных функций в кейнсианской концепции решающим фактором при определении объёма инвестиций является пессимизм или оптимизм инвестора (значения показателя R *), а в неоклассических моделях при данной технике – ставка процента (i). Иначе говоря кейнсианская функция инвестиций имеет меньшую эластичность по ставке процента, чем неоклассическая функция инвестиций. [8, с. 251]

Спрос государства. Для получения совокупного спроса на рынке благ осталось определить спрос государства и заграницы.

Государство покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ и государственных инвестиций.

На фоне исторического развития рыночного хозяйства обнаруживается ярко выраженная тенденция к увеличению доли государства в валовом продукте (табл. 1.1).

 


Таблица 1.1 Рост доли государственных расходов в ВНП (ВВП) (в%) в некоторых промышленно развитых странах в 1880–1985 гг.

Страна 1980* 1929* 1960** 1985**
Франция 15 19 35 52
Германия 10 31 32 47
Япония 11 19 18 33
Швеция 6 8 31 65
Великобритания 10 24 32 48
США 8 10 28 37

 

Поскольку экономическая активность государства в отличие от хозяйственной деятельности частных секторов не имеет чётко выраженного критерия оптимальности, то трудно выделить главные факторы, однозначно определяющая объём государственных расходов. В связи с этим при макроэкономическом моделировании G рассматривается как экзогенная величина. Государственный бюджет страны утверждается парламентом, как правило, на год вперёд, и тем самым основные расходные статьи государства оказываются заданными. Поэтому функция спроса государства на рынке благ имеет вид Gt = с onst. Кроме прямого воздействия государства на рынок благ через их покупку оно косвенно влияет на совокупный спрос посредством налогов и займов (выпуска облигаций).

С изменением величины налогов меняется размер располагаемого дохода, а следовательно, и потребительский спрос домашних хозяйств. Операции государства на рынке ценных бумаг отражаются на уровне реальной ставки процента и как следствие на инвестиционном спросе предпринимателей.

Спрос заграницы. Спрос заграницы на рынке благ некоторой страны зависит главным образом от соотношения цен на отечественные и заграничные товары и обменного курса национальных валют. Оба эти фактора объединяются в показателе «реальные условия обмена» (terms of trade).


q = P / ePz                                                             (1.10)

 

где P , Pz – уровни цен соответственно внутри страны и заграницы; e – обменный курс отечественной валюты (показывает, сколько единиц отечественной валюты дают за единицу иностранной валюты).

Когда q растёт, то говорят, что реальные условия обмена страны улучшаются, так как за единицу отечественного блага можно получить больше иностранных. Однако для заграницы это означает подорожание товаров из данной страны, и экспорт последней при прочих равных условий сократится. На основе изложенного функцию спроса заграницы на рынке благ некоторой страны (или функцию экспорта этой страны) можно представить в виде

E = E 0 + g q                                 (1.11)

 

где Е0 - величина экспорта, автономная от q, т.е. определяемая другими факторами;

g – предельная склонность к экспорту, характеризует реакцию экспорта на изменение q.

В дальнейшем примем, что q = const, т.е. величина Е выступает как экзогенный параметр.

Заграница не только покупает, но и продаёт блага на рынке данной страны. В моделях, предназначенных для определения условий достижения равновесия в национальной экономике (внутреннего равновесия), в целях упрощения предполагается, что объём предложения заграницы на национальном рынке благ совершенно эластичен, т.е. при данном уровне цен заграница удовлетворяет любой объём спроса жителей данной страны на импортные товары. Для упрощения принимается также, что импортируются только потребительские товары.

Объём спроса домашних хозяйств на импортные товары определяется теми же факторами, что объём спроса на отечественные блага. Поэтому кейнсианская функция импорта имеет вид

Z ( y ) = Zyy                                     (1.12)

 

где Zy - предельная склонность к потреблению импортных благ, показывающая, насколько единиц увеличится спрос на импорт при увеличении располагаемого дохода на единицу.

Эконометрические расчёты показали, что в 70-х гг. Импорт США характеризовался функцией (в млрд. дол.): Z = – 103.0 + 0.32у, а импорт ФРГ – функцией (в млрд. марок): Z = -84.5 + 0.14у.

В соответствии с неоклассической концепцией импорт является убывающей функцией от ставки процента: Z ( i ) = bi, где b < 0 – параметр, показывающий, на сколько единиц сократится импорт, если ставка процента возрастёт на один пункт.

Таким образом, совокупный спрос объективно оценивается пофакторными доходами. Совокупный спрос складывается из расходов потребительского сектора, государственного сектора, инвестиционных расходов и объемов экспорта.

 

Факторы совокупного спроса

 

Среди факторов совокупного спроса принято выделять ценовые (стоимостные) и неценовые

Ценовой фактор АО. Отличительной особенностью совокупного спроса выступает то, что при его анализе цена не может быть выражена в виде цены на тот или иной товар (одежда, обувь, станки и т.п.). Поэтому приходится использовать понятие «уровня совокупной цены».

В качестве такого уровня чаще всего используется индекс цен, выражающий динамику всей совокупности цен на. конечную продукцию.

Следует отметить, что уровень цен влияет на объем совокупного спроса по трем основным направлениям. В итоге выделяются:

а) эффект богатства;

б) эффект процентной ставки;

в) эффект реального богатства. [6, с. 451]

Эффект реального богатства обнаруживается в том, что с понижением уровня цен увеличивается покупательная способность денежных доходов и сбережений, других финансовых активов. Т. е. появляется возможность увеличить объем платежеспособного спроса. Изменение благосостояния непосредственно вызывает изменение потребительских расходов.

Для иллюстрации воспроизведем денежное уравнение:

 

М х V = Р х Y                            (1.13)

 

где М – количество денег, находящихся в обращении;

V – скорость оборота денег;

Р – уровень цен в национальной экономике;

Y – объем совокупного спроса или реальный (физический) объем ВВП.

В соответствии с данным уравнением получается, что объем совокупного спроса (закрытая экономика) прямо пропорционален массе обернувшихся денег (или платежеспособному спросу) и обратно пропорционален уровню цен:

 

Y=M*V/P=AD                        (1.14)

 

Примечание. Обратим внимание на ситуацию, связанную с финансовыми активами. Предположим, домашние хозяйства владеют ценными бумагами на сумму 1 млн. талеров. При снижении уровня цен в 2 раза богатство, представленное в виде акций, также увеличится в 2 раза. Повышение реального богатства приведет к увеличению потребительского спроса, что и отражается в отрицательном наклоне кривой совокупного спроса АD.

Эффект процентной ставки показывает, что уровень цен влияет на объем производства и через процентную ставку.

Так, повышение уровня цен при неизменной денежной массе повышает спрос на наличные деньги для совершения покупок. Это уменьшает денежные ресурсы банковской системы и ведет к повышению процентной ставки (т.е. цены денег). Сокращение ресурсной базы и ее удорожание автоматически ведет к удорожанию кредитных ресурсов, что сокращает размеры банковского кредитования и объем выпуска.

Кроме того, повышение процентной ставки вслед за повышением уровня цен делает потребительский кредит менее привлекательным для сектора домашних хозяйств. По этой причине сокращается спрос населения на потребительские товары. А это вновь отрицательно влияет на объем выпуска. В общем, получается, что более высокому уровню цен всегда будет соответствовать меньший объем реального ВВП, и наоборот.

Эффект импортных закупок возникает в том случае, когда на внутреннем национальном рынке у покупателя есть возможность выбора между отечественными и импортными товарами.

Повышение цен на внутреннем рынке при неизменном обменном курсе приводит к тому, что внутренние цены увеличиваются, в том числе, и в долларовом эквиваленте. Это обстоятельство сдерживает экспорт. Одновременно, это же обстоятельство привлекает в страну импорт, у которого появляется возможность поставлять товары по более низким ценам, но получать больше выручки в долларовом эквиваленте. Уменьшение совокупного спроса на отечественные товары и наращивание импорта ведет к сокращению объема реального ВВП.

Неценовые факторы АБ. Это факторы, которые не связаны с изменением уровня цен, но тем не менее могут столь же сильно влить на изменение совокупного спроса.

Первый неценовый фактор – изменение потребительских расходов, не связанное с изменением цен. Увеличение размера реального дохода или потребительские ожидания по увеличению размера дохода могут привести к увеличению совокупного спроса. Ожидаемый потребителем инфляционный рост цен и повышение уровня налогов приводят к снижению совокупного спроса. Задолженность потребителей (покупки в кредит) также изменяет объём совокупного спроса: высокий уровень задолженности потребителя может заставить его снизить текущие расходы, чтобы выплатить долги, а это уменьшит объём совокупного спроса.

Второй фактор – инвестиционные расходы бизнеса. Увеличение инвестиционных расходов бизнеса приводит к увеличению совокупного спроса, и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к снижению совокупного спроса. Причинами увеличения размеров инвестиций могут служить: снижение процентной ставки, ожидаемый рост прибыли, снижение налогов, приобретение новых технологий (что снижает издержки и увеличивает прибыль) и резервные мощности предприятия (увеличение избыточных мощностей на предприятии будет сокращать инвестиционные расходы).

И ещё два неценовых фактора влияют на изменение совокупного спроса – государственные расходы (прямая зависимость совокупного спроса от данного фактора) на закупку готовых товаров и услуг и чистый экспорт. В последний входят доход зарубежных стран (прямая зависимость) и курсы иностранных валют (также прямая зависимость).

 




2019-07-03 184 Обсуждений (0)
Факторы совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы совокупного спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)