Делегирование полномочий.
После выбора структуры и структуризации организации происходит второй этап организационного процесса: распределение задач среди подчиненных. Оно происходит главным образом путем делегирования. Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность – это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их разрешение в установленные сроки. Существуют следующие принципы делегирования полномочий: – принцип диапазона контроля; – принцип фиксированности ответственности; – принцип соответствия прав и обязанностей; – принцип передачи ответственности за работу на возможно более низкий уровень; – принцип единоначалия; – принцип отчетности по отклонениям. Полномочия представляют собой ограниченные права использовать ресурсы организации (трудовые, материальные и др.) для решения поставленных задач. В организации выделяются несколько видов управленческих полномочий. В первую очередь существуют линейные и штабные полномочия. Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Штабные полномочия – полномочия, данные аппарату управления, для решения стратегических задач. Кроме того, по особенностям влияния, по функциональным признакам и пр. полномочия подразделяются на следующие типы: – Распорядительные полномочия предполагают принятие руководителем решений, обязательных для исполнителей. – Функциональные полномочия подразумевают принятие соответствующими руководителями обязательных для исполнения управленческих решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиняющихся другим (линейным) руководителям. – Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатели при необходимости могут давать советы руководителям и исполнителям, но не обязательные для исполнения (специалисты, референты и пр.). – Контрольно-отчетные полномочия подразумевают возможность осуществлять проверку деятельности руководителей и исполнителей. – Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений. – Согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий. Мотивация Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения целей организации. Функция мотивации ориентирована на использование побудителей человеческой активности (потребности, интересы, опасения, желания), для регламентации и эффективного управления поведением сотрудников ради достижения целей организации. Стадии мотивационного процесса: – осознание потребностей (формирование интереса); – поиск путей удовлетворения потребностей; – определение целей действий по удовлетворению потребностей; – осуществление процедур по удовлетворению потребностей; – получение вознаграждения за осуществленные мероприятия; – удовлетворение осознанных потребностей (интересов). Виды управленческой мотивации. Наиболее распространена следующая классификация. Материальная мотивация – ориентирована на объективную заинтересованность сотрудников в получении материальных выгод, повышающих их благосостояние. Нематериальная мотивация – ориентирована на использование интеллектуального, морального, кадрового и прочих мотиваторов. Основные формы: мотивация целями, мотивация участием в делах, мотивация обогащением труда. Мотивы могут классифицироваться по следующим основаниям: по видам активности; по времени проявления; по видам потребностей человека; по установкам личности; по структуре; по функциям; по ведущему мотиватору. Возможно выделение антимотивов, антипотребностей и антимотивации, в основе которых – пресыщение потребностью, активное отвращение, отталкивание от того, что прежде притягивало. Методы осуществления функций мотивации. Совокупность методов управленческой мотивации достаточно обширна и ориентирована в основном на психологические методы: 1. методы экономической мотивации – зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.; 2. методы социальной мотивации – общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т. д.; 3. методы психологической мотивации – ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.; 4. методы властной мотивации – повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и проч.; 5. социально-психологические методы – повышения социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т. д.; 6. методы моральной мотивации – личное или публичное признание, похвала и критика; 7. целевой метод; 8. метод проектирования и перепроектирования (обогащения) работ; 9. метод вовлечения сотрудника (партисипативный метод); 10. методы изучения мотивации и мотивов экспериментальные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и проч. Таким образом, мотивация может иметь такие направления как: мотивация самосовершенствования, мотивация агрессивного поведения, мотивация помощи, мотивация альтруистического поведения, мотивация нормативного поведения и др.
Контроль Контроль – это процесс измерения и оценки фактической траектории развития организации и сопоставления ее с плановой траекторией, позволяющей достичь цели. Управленческий контроль – это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач. В нормально работающих организациях цели контроля – оказать работникам помощь в осуществлении целей организации. Поэтому любой руководитель должен поставить дело таким образом, чтобы работники воспринимали процедуры контроля как само собой разумеющееся действие, не имеющее ни начала и ни конца. Процесс контроля состоит из трех основных элементов: установления стандартов деятельности организации, подлежащих контролю; измерения и анализа ее результатов, информация о которых получена с ее помощью; корректировки хозяйственных и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями. С помощью контроля можно: – заранее обнаружить во внутренней или внешней среде организации факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее функционирование и развитие и своевременно на них отреагировать; – своевременно выявить неизбежные в деятельности любой организации нарушения, ошибки и оперативно принять необходимые меры для их устранения; – результаты контроля служат основой оценки работы организации и ее персонала за определенный период, эффективности управления ею. В результате контроль позволяет избежать в будущем неудовлетворительных результатов деятельности и создать необходимые предпосылки для стимулирования персонала. Система контроля эффективна, если она является всеохватывающей, гибкой, экономичной, ориентированной на конкретные процессы, результаты, людей. Количественно эффективность контроля определяется отношением денежного выражения результата контроля к затратам по его проведению. Существует три основных вида управленческого контроля: предварительный, текущий и итоговый. Предварительный – это организационный контроль, задача которого в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала и пр. к работе. Текущий контроль обычно существует в формах стратегического и оперативного. Стратегический имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей и ведется не только по количественным, но и по качественным показателям (уровень производительности, внедрение достижений НТР, новых методов работы и т.п.). Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности движение в рамках технологического процесса; загрузку оборудования; соблюдение общего графика работы; наличие запасов сырья; уровень текущих затрат; расходование денежных средств. Итоговый контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов и составлением новых; он предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон. Кроме того, контроль делится на внутренний и внешний. Внешний контроль осуществляется руководством. В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность. Заключение
Организационное развитие представляет собой долгосрочную работу по повышению способности организации обновлять себя, решать возникающие проблемы и быстро реагировать на внешние и внутренние перемены. Особо выделяется эффективное управление культурой организаций, главным образом в формальных рабочих группах, применение методик науки о поведении. Участие в организационном развитии представляет собой различные плановые мероприятия, в которых задействованы организация, подразделение, производственная группа, предназначенные для совершенствования функционирования организации. Различают следующие виды участия в организационном развитии: – диагностические меры. Включают сбор информации о состоянии организации, подразделений при помощи интервью, совещаний, наблюдений, ознакомления с документами организации; – меры по использованию результатов обследования. Включают передачу информации, полученной в результате диагностики, членам организации и разработку планов действий на основе этой информации; – меры по обучению и повышению квалификации; – меры по изменению техноструктуры или структуры. Предназначены для усовершенствования организационной структуры или процедур выполнения решений; – консультирование по групповым процессам. Предназначено для того, чтобы помочь членам организации более точно воспринимать и оценивать события в организации и действовать соответствующим образом; – меры по формированию эффективных групп; – меры по эффективному межгрупповому взаимодействию. Для того чтобы меры по организационному развитию были успешными, необходимо соблюдение ряда условий: – люди, занимающие ключевые посты, должны принимать участие в проведении исходных диагностических мер; – привлечение консультанта по вопросам человеческого поведения по программе организационного развития; – рабочие группы должны принимать участие наравне с менеджером группы; – согласованность действий с кадровой политикой; – эффективное управление процессом развития.
Список литературы 1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 2. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие, СПб: Специальная литература, 1995. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002. 4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарики, 2001. 5. Пилипенко Н.H., Татарский Б.Л. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 6. Розанова В.А. Психология управления: учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. 7. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 8. Основы менеджмента / под ред. Радугина А.А./ – М.: Центр, 1997.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |