Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. Изучение влияния сказок на развитие нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста



2019-07-03 412 Обсуждений (0)
Раздел 2. Изучение влияния сказок на развитие нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Планирование и организация исследования

 

Просмотрев программы В.Г. Горецкого, Р.Н. Бунеева, О.В. Джежелея, мы пришли к выводу, что сказка изучается в разделе "Устное народное творчество" с 1 по 4 класс. Во втором классе рассматриваются литературные сказки А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. При изучении авторских произведений учитель обращает внимание на фольклорные источники (Приложение 1).

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, если при подготовке к инсценировке сказки дети сами подберут ее музыкальное сопровождение, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс [25, с.46].

Работы современных педагогов - Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной - раскрывают, как через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.

На первом этапе экспериментальной работы мы выбрали эмпирический (практический) метод педагогического исследования - метод анкетирования.

Цель проведения анкетирования в педагогическом исследовании - выяснение отношения наблюдаемого к заданной проблеме. Нами было использовано сплошное анкетирование - опрос всех исследуемых лиц.

При анкетировании ответы заносились письменно в специально составленный анкетный лист. При анкетном наблюдении отвечающий сам читает заданные ему вопросы и отвечает на них письменно.

В нашей работе анкетированием было охвачено 18 человек.

Для определения роли сказок в воспитании детей была взята анкета, разработанная Е.С. Тришиной. Учащимся второго класса было предложено ответить на вопросы:

На кого из героев народных сказок ты хотел бы быть похожим? Почему?

Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошими: Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса. Почему именно его?

Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты ее попросил?

Зачем сказка нужна человеку? [25, с.49].

Обработка полученных данных

 

Анализ анкет показал, что у учащихся в качестве героев для подражания преобладают Иван-Царевич (у мальчиков), Марья-Краса (у девочек). Мотивом выбора этих героев являются такие качества, как доброта, смелость, ум, красота, мудрость.

Из всех перечисленных сказочных героев положительным считают Ивана-Царевича: "потому, что он всем помогает"; "потому, что спас царевну, защитил ее от Кощея Бессмертного"; "потому, что он смелый и отважный".

Ответы на 3-й вопрос позволили определить потребности детей, среди которых преобладают потребности социальные и материальные. В основном это связано с тем, что большинство детей из малообеспеченных семей, некоторые из неблагополучных. Это отражено в ответах детей: "если бы поймала щуку-волшебницу, то попросила бы много денег"; "попросил бы новый велосипед, потому что старый сломался"; "попросила, чтобы в доме был порядок"; "хочу быть умной"; "попросила бы денег, потому что мама с папой не работают" и т.д.

Ответы на 4-й вопрос позволили определить понимание детьми значимости сказки в их жизни.

Анализируя и сравнивая полученные результаты, мы пришли к выводам и оформили их в виде секторных диаграмм.

Анализ анкет на констатирующем этапе показал, что, по мнению детей сказка нужна для того, чтобы ее читать

Ответы детей иллюстрирует диаграмма 1.

Диаграмма 1

 

Для умственного развития ("для того, чтобы мы учились читать и развивать ум")

Для нравственного развития ("сказка учит нас доброму и хорошему")

Для организации досуга ("для того, чтобы мы ее читали")

Анализ анкет учащихся третьего класса показал, что у них произошли качественные изменения в ответах на 3-й и 4-й вопросы. Щуку-волшебницу дети хотели бы попросить, "чтобы мама, папа и бабушка никогда не болели"; "чтобы щука-волшебница сделала меня феей, я бы помогла людям и всех злых превращала в добрых"; "я бы попросил, чтобы люди никогда не ссорились и помогали друг другу".

На 4-й вопрос мы получили ответы, которые значительно отличаются от ответов второклассников: "сказка учит нас, как нужно правильно поступать"; "что нельзя никого обманывать, врать, потому что это к хорошему не приведет"; "сказка учит помогать тем, кто попадает в беду".

Анализ анкет на контрольном этапе показал, что чтение сказок направлено на нравственное развитие.

Как распределились ответы в целом, показано в диаграмме 2.

 

 

Для умственного развития

Для организации досуга

Для нравственного развития

Следовательно, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась и сказка оказала большое влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста.


Заключение

 

Таким образом, наше исследование состоит из двух разделов.

В первом разделе мы рассмотрели сказку как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, выяснили сущность понятия нравственное воспитание, определили влияние сказки на развитие личности, рассмотрели взгляды известных педагогов на нравственное воспитание и использование народной педагогики в педагогическом процессе, объяснили психологические возможности изучения сказок, опираясь на мнения известных психологов.

Мы пришли к выводу, что для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, т.к младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

В течение этого периода развития ребенок активно познает окружающий мир и самого себя, приобретает активный опыт действования в этом мире, в том числе и посредством знакомства и усвоения опыта народной педагогики.

Во втором разделе была рассмотрена сказка как жанр устного народного творчества, выделены ее особенности и отдельные типы.

В нашей работе была выдвинута гипотеза: если в педагогическомпроцессе использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста. Гипотезаподтвердилась. Сказки активно вводились на уроках литературного чтения. В итоге мы пришли к выводу, что использование воспитательных возможностей сказок оказало влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста через анкетирование и систему уроков литературного чтения.

Воздействие народного творчества на все стороны нашей жизни огромно. Таким образом, наша тема "Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьного возраста" актуальна, ведь нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии личности. Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.


Список использованной литературы

 

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.

2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М.: Академия, 2000.

3. Арзамасцева И.Н. Хрестоматия по детской литературе. - М.: Академия, 2000.

4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно - исследовательской работы. - М.: ООО "ЦГЛ", 2006.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999.

6. Воловникова Г.М. Педагогический словарь. - М.: АПН, 1961.

7. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 2003.

8. Дановский А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 1997.

9. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.

10. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999.

11. Зубарева Е.Е. Детская литература. - М.: Просвещение, 1985.

12. Игнатьева Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2001.

13. Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы // Чтение. - М.: Дрофа, 2000.

14. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

15. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005.

16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

17. Овчинников А.В. Антология по истории педагогики в России. - М.: Академия, 2000.

18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Российская академия наук, 1999.

19. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

20. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2004.

21. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000.

22. Рапацевич Е.В. Современный словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001.

23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.

24. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.

25. Тришина Е.С. Начальная школа №2 // Плюс до и после. - М.: Российская академия наук, 2004.

26. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Университетское образование, 2002.

27. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Просвещение, 1956.


Приложения

Приложение 1

Программа В.Г. Горецкого:

2 класс:

Устное народное творчество (14 часов):

Потешки, прибаутки, небылицы и перевертыши, считалки, загадки, пословицы.

Сказки о животных, бытовые и волшебные.

3 класс:

Устное народное творчество (10 часов):

Народные сказки ("Сивка-бурка", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Иван-царевич и серый волк", "Никита Кожемяка").

Программа Р.Н. Бунеева:

2 класс:

Сказочные богатыри. Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях.

3 класс:

И кот ученый свои мне сказки говорил… Русские народные сказки.

4 класс:

У истоков русской детской литературы. Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях.

Программа О.В. Джежелея:

1 класс:

Фольклор - малые формы, загадки, сказки.

2 класс:

Фольклор - потешки, загадки, сказки.

3 класс и 4 класс:

Фольклор - волшебная сказка.


Приложение 2



2019-07-03 412 Обсуждений (0)
Раздел 2. Изучение влияния сказок на развитие нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. Изучение влияния сказок на развитие нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)