АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ «ДОВЕРИЕ» Автор - Зимирева М.А., педагог-психолог
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Хроническая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, чье появление напрямую связано с душевным состоянием человека. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения. Попытки поднять статус педагогической профессии, уровень жизни самих педагогов остаются на декларативном уровне. А людям, посвятившим свою судьбу воспитанию детей, нужна реальная помощь. В нашем дошкольном учреждении проблема эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, а по большому счету и сохранения психического здоровья педагогов обозначалась постепенно, поэтапно. Сначала это было недовольство повышением требований при прежних условиях труда. Затем все чаще стало проявляться недовольство педагогов друг другом: ведь каждый знает, как нужно работать, уверен, что именно он «тянет» на себе всю нагрузку, и считает своим долгом научить напарника работать «как надо». Экономическая нестабильность и недостойные зарплаты тоже сделали свое дело: появилась апатия, ощущение тщетности и ненужности своей работы, усталость и недовольство. А в периодике все чаще стала появляться информация об «эмоциональном выгорании», о необходимости реабилитации психического здоровья педагогов. Педагоги вели открытый диалог, делились своими проблемами, предлагали варианты их преодоления.
Затем при проведении учебы для руководителей дошкольных образовательных учреждений района возникла необходимость в семинаре-практикуме «Повышение стрессоустойчивости в период прохождения аттестации». Потом я стала использовать любую возможность при общих сборах педагогов (педсоветы, собрания, мастер-классы, совещания) для проведения мини-тренингов с использованием экспресс-диагностики и практических упражнений здоровьесберегающей тематики. Материал накапливался, складывалась система работы. Главным стимулом стали воодушевленные отклики самих педагогов, действенная обратная связь, что подтвердило правильность выбранного мною направления, необходимость работы по данной тематике. Прошло три года с момента первых попыток обозначить проблему психического здоровья педагогов. На сегодняшний день мне кажется логичным объединить весь накопленный опыт в единую программу – Авторскую программу работы педагога-психолога Цель программы:
Направления работы педагога-психолога:
После трех лет апробации программы можно говорить о первых позитивных результатах:
Авторская программа «Доверие» включает в себя копилку информационного материала (статьи, консультации, стендовая информация, памятки, советы и рекомендации), а также тематические тренинговые встречи в формате психологических гостиных. Темы этих встреч самые разнообразные:
С некоторыми из разработанных автором тренингов можно познакомиться в приложении. .
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |