Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы психокоррекционной работы психолога.



2019-08-13 362 Обсуждений (0)
Основные принципы психокоррекционной работы психолога. 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическая коррекция как вид деятельности практического психолога. Проблемы современной психологической коррекции.

Психологическая коррекция - «понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Сюда же можно отнести и психотерапию».

Кроме того, психокоррекцию возможно применять «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений», поскольку психологическая коррекция является направленным психологическим воздействием «на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида».

Психокоррекция - «это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются».

В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему психологической коррекции, не разработаны ее теоретические и методологические аспекты, не раскрыты ее основные направления и механизмы воздействия при различных вариантах нарушений физического и психического развития у детей и

подростков.

 

Понятие «психологическая коррекция», отличие психологической коррекции от других видов психологической помощи: психологического консультирования и психотерапии

Цель (и результат) психологического консультирование: осознание клиентом сути проблемы и способов её решения. Методы: специально организованная беседа (информирование).

Цель психотерапии: гармонизация взаимоотношений клиента с самим собой и социумом. Методы: аутотренинг, внушение, рациональная терапия, и др. Результат: изменение в отношении клиента к социальному окружению и собственной оичности.

Цель психологической коррекции: «возврат» или «подтягивание» клиента к уровню «нормы», исходя из его личностных особенностей. Методы: тренинг, рефрейминг, поведенческая терапия, транзактный анализ, психодрама (манипулятивные, интервенции).

 

Проведите сопоставительный анализ понятий «психокоррекция», «психологическое воздействие» и «психологическое вмешательство».

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – это психологическое воздействие, направленное на исправление отклонений в психологических структурах, основанное на теоретическом представлении о норме психического развития, с целью обеспечения полноценного функционирования и развития индивида (внушение, убеждение, подражание, подкрепление).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – это преднамеренное или непреднамеренное влияние одного или нескольких людей на психологические состояния, чувства, мысли и поступки другого человека или группы людей (убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, конформность).

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологич. воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. (Осипова А.А.)

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, или психотерапевтическая интервенция, — это вид психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Может обозначать конкретный психотерапевтический прием, (например, разъяснение, уточнение, стимуляцию, вербализацию, интерпретацию, конфронтацию, научение, тренинг, советы и пр.), а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).

 

Основные принципы психокоррекционной работы психолога.

1 ) Принцип единства диагностики и коррекции. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должны предшествовать диагностика, заключение, формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования.

2) Принцип нормативности развития. Нормативность развития - последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития."Психологический возраст" – это "тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период".Кроме понятия "возрастная норма" психологу приходится встречаться с понятием "индивидуальная норма", которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.

3) Принцип коррекции "сверху вниз". Данный принцип раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для клиента. Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

4) Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и неравномерность их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении стратегии коррекционной работы принцип системности развития оказывается тесно связанным с принципом коррекции "сверху вниз".

5) Деятельностный принцип коррекции. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.



2019-08-13 362 Обсуждений (0)
Основные принципы психокоррекционной работы психолога. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы психокоррекционной работы психолога.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)