Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Категория материи в XIX-XX веках.



2019-08-13 320 Обсуждений (0)
Категория материи в XIX-XX веках. 0.00 из 5.00 0 оценок




Категория «материя» в древнегреческой философии.

Философы Древней Греции строили свое учение о мате­риальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они пони­мали под материей такую реальность, которая существует не­зависимо от сознания. Они полагали, что материя – это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объек­тивного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопреде­лен­ному элементу – апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпи­чиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного пред­ставления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой ве­щественности.

Формирование категории “материя” в Средневековье.

Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизи­ческих материалистов, которые, как и древ­ние материалисты, не могли в доста­точной мере сосредото­чить внимание на философском аспекте проблемы мате­рии и направляли внимание, главным образом, на выявление ее фи­зических свойств. Они понимали, что материю нельзя отож­дествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами ве­щества. Однако, как и древним материалистам, материя пред­ставлялась им первоосно­вой всех объектов природы. Под ма­те­рией понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая меха­ника определила ряд физических свойств вещества. Это побу­дило метафизических материалистов к отождествле­нию понятия материи с представлениями о веществе и его механи­ческими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали отно­сить тя­жесть, инер­цию, не­делимость, непроницаемость, массу и др.

Таким образом, метафизические материалисты в разра­ботке понятия мате­рии хотя и пошли дальше древних филосо­фов, однако и они понимали материю ограниченно, сводя ее, по существу, только к веществу. Кроме того, метафизи­ческие материалисты понятие материи относили лишь к природе и не распро­странили на понимание общественных явлений.

Обоснование и распространение понятия материи в Новое время.

В XVII веке во всей Европе окончательно было сломлено господство средне­веко­вой схоластики и философское мышление уже повсюду становится на новый путь. Происходит оконча­тельный отход и от Аристотеля, везде усили­вается интерес к иссле­дованию природы и высоко оценивается наблюдение и опыт.

Представление о материалистической категории материи, совокупно от­ра­жающей объективную реальность, существующую вне нашего сознания и не­за­висимо от него, становятся по­стоянным составным элементом европейского мышления в эпоху, когда синтетическое суммирование явлений объек­тивной реальности в одну категорию было облегчено односто­ронностью философского и научного мышления.

Для материалистических философов XVII века “материя” была уже кате­го­рией, которая в своих основных и существен­ных чертах совпадает с нашим поня­тием материи: она была высокообобщенным отображением объективной реальности, была категорией, которая отображала всю объективную действи­тельность.

В конечном счете к началу XIX века в философии сложи­лось такое положе­ние, что снова взяла верх идеалистическая линия Платона. В гегелевской фило­софии материализм под­вергся полному отрицанию. Учение об общем понятии вместо того, чтобы проливать свет на материю и ее познание, за­слонило собой и то и другое, пре­вратилось в учение о един­ственно существующем.

Так же можно понимать и образование общего понятия “материя”. В понятии “материя” отражается то, что присуще всякому объекту, а именно свойство быть объек­тивной реальностью. В данном понятии мы мысленно изолируем это об­щее свойство вещей от самих вещей, но в действительности это общее свойство ве­щей органически присуще единичным ве­щам. Оно дано в ощущениях этих еди­ничных вещей.

Категория материи в XIX-XX веках.

В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал опре­делен­ные ограничения на понимание материи – она определялась с позиции ме­ханической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи – ве­ществом. Ма­терия (вещество) рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц-атомов, не имеющих качеств. Качественно отличные предметы материального мира представлялись ими как разнообразные про­странственно-временные ком­бинации этих атомов. Материи предписывалась абсолют­ная дискрет­ность, нали­чие неизменных, вечных свойств, таких, напри­мер, как масса, инерция и т. п.

Новый этап в развитии категории “материя” начинается с применения К. Марксом и Ф. Энгель­сом этой категории к об­ласти общественных явлений. Преж­ние материалисты рассмат­ривали материю лишь с одной стороны, лишь как источ­ник об­разования сознания. Теперь же развитие материи надо было рас­сматривать не односторонне, не пассивно, а как активный двусторонний процесс; надо видеть, что не только материя творит созна­ние, но и сознание, в свою оче­редь, действует на материю. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Идеальное в практической жизни может специфически, по-своему, порождать материальное. Не только материальное превращается в идеальное, но и наоборот. Та­кова диалектика.

Диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах получило развитие и на основе выдающихся достижений науки XIX и начала XX вв. Важнейшими из этих открытий явились: открытие закона сохранения и пре­вращения энергии Р. Майером, периодического закона химических эле­ментов Д. И. Менделеевым, теории электричества и магне­тизма (Фарадей и Максвелл); открытие электрона, его струк­туры и свойств; радия и радиоактивного излучения. Эти вы­дающиеся открытия объединяет принцип признания материаль­ности всех явлений и процессов объективного мира. Благо­даря им в науке сложилось качественно новое, диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах.

 

 

К настоящему моменту выделяют (Л.П. Станкевич) следующие фундаментальные характеристики материи:

1. Материя существует как одно из проявлений бытия.

2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них.

3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющаяся деятельности человека.

4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Материя представляет собой грандиозную сверхсистему, объединяющую другие системы. Нет материи самой по себе, есть только материальные объекты и процессы их взаимодействия. Вещи состоят не из материи, а являются ее элементами.

5. Материя вещественна (телесна), т.е в каждом объекте, составляющем материю как сверхсистему имеется некое содержание, позволяющее этому материальному объекту воздействовать на другие материальные вещи (явления взаимодействия, диффузии, отражения).

6. Материя изменчива, но неуничтожима. Формой существования материи является движение – т.е. способность различных материальных объектов к различным видам изменений. Благодаря движению материя развертывается в различные вещи.

 

9. Понятие движения. Движение как атрибут материи.

Современное понимание сущности движения:

– всеобщая природа движения: движение понимается как изменение вообще;

– внутренняя противоречивость движения: движение одновременно абсолютно и относительно, прерывно и непрерывно, вечно и преходяще;

– неуничтожимость и несотворимость движения. Локальным подтверждением этого является закон сохранения и превращения энергии;

– устойчивость движения;

– диалектика форм движения материи.

Рассмотрим понятие движения более подробно.

Движение в философии – это всякое изменение вообще.

В это понятие входят:

1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые, электрические, гравитационные, информационные, социальные, химические, физические, биологические и др.).

2. Изменение состояний (биологических, физических, химических, энергетических, структурных, квантовых, социальных и др.).

3. Переходы из одного состояния в другое (качественные, количественные, агрегатные, фазовые, энергетические, социальные и др.).

4. Изменение положения тела в пространстве (механическое перемещение, вращение, квантово-механическое перемещение).

5. Возникновение новых явлений и объектов (социальных, физических, искусственных и природных).

6. Изменения в форме (изменение внешнего очертания).

7. Изменение размера (увеличение, уменьшение объема, линейных размеров или пропорций).

8. Системные изменения (смена циклов, приоритетов, направлений, порядка, хронологии и т.д. групповых или парных взаимодействий) и т.д. и т.п.,

Тто есть движение – это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления.

Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления.

В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только относительно некоего момента устойчивости, относительно некоего момента покоя, содержащего в себе набор характеристик, относительно которых возникает картина происходящих изменений.

Однако, начиная еще с античных времен, в философии утвердилась общая для всех школ позиция, что движение является универсальным и постоянно действующим фактором бытия. Следовательно, само состояние устойчивости объектов, систем или явлений, само состояние стартового покоя, от которого начинается и усматривается их изменение, находится также в составе самого движения, поскольку движение никогда нигде не исчезает и не приостанавливается.

Таким образом, движение есть:

1. Единство изменчивости и устойчивости текущего состояния объекта, системы или явления.

2. Единство непрерывности потока изменений и прерывности качественных состояний объекта, системы или явления в этом потоке.

3. Единство абсолютного и относительного, как единство всего мирового движения (абсолютное) и условных состояний покоя в его составе (относительное).

Движение, как изменение, пронизывает все процессы бытия и определяет их характер. Поэтому вопрос источника движения принципиален для философского мировоззрения и решается в нём двояко:

1.Движение проистекает от внутренней способности объектов и явлений к изменчивости (материализм),

2.Движение проистекает только от какой-либо внешней для объектов и явлений причины (идеализм).

Идеалистические течения философии, отрицающие внутреннюю способность материи к движению, предлагают самые разные источники движения, начиная от Логоса и Перводвигателя, и заканчивая Богом или Абсолютным Духом.

При этом в их системах допускаетсятот или иной момент начала движения в мире и, соответственно этому, допускается возникновение мира во времени, то есть принимается версия сотворённости мира.

Материализм же полагает, что движение – это есть не что иное, как способ существования материи и неотделимый от материи атрибут,присущий ей органически по самой её природе, и этот тезис должен снимать, как вопрос об источнике движения, так и саму возможность начала движения или возникновения мира во времени. Ведь, если движение – это способ существования материи, если движение – это неотделимый атрибут материи, то, в таком случае, не только материя немыслима по отдельности без движения, но и само движение немыслимо по отдельности без материи. Следовательно, не существует никаких других причин движения материи кроме самого движения, и, в этом случае, движущаяся материя существовала всегда.

Качественно движение подразделяется на три своих основных вида: становление, изменение и развитие:

1. Становление – это спонтанное, стихийное, естественное и постоянное изменение всех элементов бытия.

Эта категория выражает непрестанный процесс происходящих изменений, которые охватывают весь мир. В становлении мир постоянно «становится» чем-то, что он не есть сейчас, но при этом остается тем же самым, что был всегда.

Становление выражает свойство движения быть единством изменчивости и устойчивости текущего состояния.

Становление есть также единство бытия и небытия, ведь бытие существует в состоянии своего постоянного перехода в небытие, когда бытие каждое новое мгновение становится другим, оставаясь бытием, но его предшествующее состояние исчезает, то есть переходит в небытие.

2. Изменение – это превращение объекта, системы или явления в нечто другое.

Эта категория выражает свойство движения быть единством непрерывности потока изменений и прерывности его качественных состояний.

Ведь объект, система или явление никогда не существуют сразу в двух своих видах – в прежнем виде и в текущем виде, так как смена текущих состояний происходит прерывным образом в процессе непрерывных изменений, когда прежнее состояние сменяется текущим и сразу же исчезает из бытия.

3. Развитие – это целенаправленное, закономерное и поступательное изменение объекта или системы, предусматривающее переход к необратимо новому состоянию.

Таким образом, развитие, это некая единая во времени линия (поступательность) накопления необходимых, а не случайных изменений (закономерность) для формирования стабильного, а не временного (необратимость) качественно нового вида объекта или системы (целенаправленность).

Развитие бывает:

– эволюционное – медленное, длительное и постепенное накопление изменений предшествующего состояния, и

– революционное – быстрая, резкая смена предшествующего состояния новым.

По своему направлению развитие бывает:

– прогрессивным, так называемым, «восходящим» – в направлении от простого к сложному, от менее организованного к более организованному, от менее совершенного к более совершенному;

регрессивным, так называемым, «нисходящим» – в направлении, противоположном прогрессу.

 

В процессах становления, изменения и развития движение осуществляется в различных своих формах. Понятие «форма движения материи» имеет столь же фундаментальное значение как и «материя». В этом понятии четко проявляются следующие наиболее существенные признаки материи:

1) источником саморазвития каждой формы движения (развития) материи является только ей присущее противоречие;

2) основу каждой формы движения (развития) материи составляет определенный тип взаимодействия структурных элементов, образующих в совокупности ее материальный носитель;

3) в каждой форме движения (развития) материи присутствует самостоятельная и достаточно широкая область объектов, процессов и явлений, не имеющая такого положения в других условиях;

4) для каждой формы движения (развития) материи присуща качественная общность и однородность, определяющая ее внутреннее единство при самых различных его внешних проявлениях;

5) каждая форма движения (развития) материи подчиняется своим общим законам развития, т.е. обладает самостоятельной единой сущностью;

6) каждая форма движения (развития) материи находится в строго определенной связи с соответствующим ей материальным носителем (ее субстратом), способом существования которого она является; наконец,

7) каждая форма движения (развития) материи представлена соответствующими науками, которые имеют ее в качестве своего самостоятельного предмета и не делят с другими науками.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана с определенным материальным носителем, имеет определенную область распространения и свои определенное законы.

Ф. Энгельс отмечал наличие пяти основных форм движения материи.

– механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

– физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.

– химическое движение – движение атомов внутри молекул.

– органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни.

– социальное движение (все изменения в обществе).

t

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

– пространственное перемещение;

– электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

– гравитационную форму движения;

– сильное (ядерное) взаимодействие;

– слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

– химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

– геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.):

– биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

– социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Прежде всего не утратит своего значения принцип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции материальных систем в направлений от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

Каждая последующая форма движения (развития) материи не только сохраняет в себе эквиваленты всех предшествующих ей стадий и развивается на их основе, но, в свою очередь, оказывает значительное обратное влияние. При этом под движением (развитием) понимается не какой-либо конкретный его вид, а изменение вообще, происходящее в различных формах и обладающее внутренними источниками движения (развития).

 

10. Постановка проблемы пространства и времени в философии. Пространство и время вообще

Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.

 

Пространство – это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.

Пространство – форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

Характеристики пространства:

– место – совокупность протяженностей, граница;

– положение – координация относительно других объектов;

– пространственные отношения: совместность, сосуществование.

Время – это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

Характеристики времени:

– длительность – интервал существования;

– мгновение – неделимый промежуток времени;

– хронологические отношения: одновременность, последовательность.

 

Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени.



2019-08-13 320 Обсуждений (0)
Категория материи в XIX-XX веках. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Категория материи в XIX-XX веках.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)