Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Качество жизни, связанное со здоровьем. Методы оценки качества жизни. Применение исследований качества жизни в здравоохранении.



2019-08-13 1709 Обсуждений (0)
Качество жизни, связанное со здоровьем. Методы оценки качества жизни. Применение исследований качества жизни в здравоохранении. 0.00 из 5.00 0 оценок




Качество жизни – индивидуальная оценка своего положения в жизни общества (в контексте культуры и системы ценностей этого общества), соотношение этого положения со своими целями, планами, возможностями и состоянием общества; это степень комфортности человека внутри себя и в рамках своего общества.

Основные компоненты:

- условия жизни – объективная, не зависящая от самого человека сторона его жизни ( природная, социальная среда и др)

- образ жизни – субъективная, создаваемая самим человеком сторона жизни (досуг, духовность и др)

- удовлетворенность условиями и образом жизни.

«Качество жизни, связанное со здоровьем» - интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального состояния больного, основанная на его субъективном восприятии.

Современная концепция изучения качества жизни, связанного со здоровьем, базируется на трех составляющих.

 1. Многомерность. Качество жизни, связанное со здоровьем, оценивается характеристиками, как ассоциированными, так и не ассоциированными с заболеванием, что позволяет дифференцированно определить влияние болезни и лечения на состояние больного.

2. Изменяемость во времени. Качество жизни, связанное со здоровьем, меняется во времени в зависимости от состояния больного. Данные о качестве жизни позволяют осуществлять постоянный мониторинг состояния больного и в случае необходимости проводить коррекцию терапии.

3. Участие больного в оценке своего состояния. Эта составляющая особенно важна. Оценка качества жизни, связанного со здоровьем, сделанная самим больным, представляет собой ценный показатель его общего состояния. Данные о качестве жизни, наряду с традиционным врачебным заключением, позволяют составить более полную картину болезни и прогноз ее течения.

 

Критериями качества жизни являются:

1. Физическая активность (ФА). Респондент дает субъективную оценку объема своей физической нагрузки, не ограниченной состоянием здоровья, в настоящее время.

2. Роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности (РФ). Респондента просят дать оценку степени ограничения своей повседневной деятельности, обусловленной проблемами со здоровьем, за последние 4 нед.

3. Боль (Б). Пациент характеризует роль своих болевых ощущений в ограничении повседневной деятельности за последние 4 нед.

4. Общее здоровье (03). Респондент дает субъективную оценку общего состояния своего здоровья в настоящее время.

5. Жизнеспособность (ЖС). Больной дает оценку своего жизненного тонуса (бодрость, энергия и пр.) за последние 4 нед.

6. Социальная активность (СА). Пациент дает субъективную оценку уровня своих взаимоотношений с друзьями, родственниками, коллегами по работе и т. д. за последние 4 нед.

7. Роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (РЭ). Дается оценка респондентом степени ограничения своей повседневной деятельности, обусловленной эмоциональными проблемами, за последние 4 нед.

8. Психическое здоровье (ПЗ). Респондент оценивает свое настроение (счастье, спокойствие, умиротворение и пр.) за последние 4 нед.

 

Методы оценки качества жизни:

 Самый эффективный метод оценки качества жизни - опрос населения.

Опросники: общие (для оценки качества жизни населения в целом – SIP, SF-36 и др) и

специальные (для оценки качества жизни при конкретных заболеваниях – AQLQ, QLMI и др).

        В основу современных опросников по качеству жизни легли тщательно выстроенные связи вопросов и ответов, составленные для подсчета по методу суммирования рейтингов. Координацию работ по разработке таких опросников и их адаптации к различным языковым и экономическим формациям взял на себя организованный в 1995г во Франции Институт MAPI (международная некоммерческая организация по изучению качества жизни).

         Только сам пациент может определить, что хорошо, а что плохо для него, и именно он является объективным судьей врачебной тактики. Поэтому при оценке качества жизни не должны учитываться мнения мед работников и членов семьи больного.

 

К опросникам предъявляются определенные требования. Они должны быть:

 • универсальными (охватывать все параметры качества жизни, связанного со здоровьем);

• надежными (фиксировать индивидуальные особенности качества жизни, связанного со здоровьем, у каждого респондента);

• чувствительными (отмечать любые значимые изменения здоровья каждого респондента);

• воспроизводимыми (тест—ретест);

• простыми в использовании;

• стандартизованными (предлагать единый вариант стандартных вопросов и ответов для всех групп респондентов);

• оценочными (давать количественную оценку параметров качества жизни, связанного со здоровьем).

 

        Исследования качества жизни применяется:

- в клинических исследованиях, посвященных оценке эффективности новых лек препаратов и новых методов лечения

- в клинич практике, для оценки эффективности традиционных методовлечения, индивидуального мониторинга состояния больного

- в фармакоэкономике

- в экономике ЗО

- для оценки эффективности реформ в ЗО

- в популяционных исследованиях и при проведении мониторинга здоровья населения.

 

3. Методология изучения общественного здоровья. Виды медико-социальных исследований. Основные этапы статистического исследования и их содержание.

В зависимости от полноты охвата факториальных и результативных признаков можно выделить четыре типа медико-социальных исследований:

1) изучение влияния одного фактора на один результативный признак (влияние продолжительности естественного вскармливания на индекс здоровья ребѐнка);

2) изучение влияния комплекса факторов на один результативный признак (влияние условий жизни детей на индекс их здоровья);

3) изучение влияния одного фактора на комплекс результативных признаков (влияние продолжительности естественного вскармливания на показатели физического развития ребѐнка);

4) изучение влияния комплекса факторов на комплекс результативных признаков (влияние условий жизни ребѐнка на показатели физического развития).

 

Этапы медико-социальных исследований:

1) подготовительный (организационный) этап - разработка дизайна исследования;

2) сбор информации и формирование базы данных;

3) обработка информации, анализ полученных данных, литературное и графическое изображение;

4) разработка рекомендаций и управленческих решений, внедрение в практику и оценка эффективности.

 

 1. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Включает в себя разработку программы и рабочего плана исследования.

Программа включает тему, цель и задачи исследования, сформулированные гипотезы, определение объекта исследования, единицы и объем наблюдений, глоссарий терминов, описание статистических методов формирования выборочной совокупности, сбора, хранения, обработки и анализа данных, методику проведения пилотного исследования, перечень используемого статистического инструментария.

Название темы формулируется одним предложением, которое соответствует цели.

Цель исследования — это мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Целью медико-социальных исследований может быть разработка мер по улучшению здоровья населения, подготовка рекомендаций по оптимизации деятельности системы здравоохранения, и т. д.

Для реализации поставленной цели определяют задачи исследования, которые раскрывают и детализируют содержание цели.

Важнейшей составляющей программы являются гипотезы (ожидаемые результаты). Главное требование, предъявляемое к гипотезам, — возможность проверить их в процессе исследования. Результаты исследования могут подтверждать, корректировать или опровергать выдвинутые гипотезы.

Под объектом медико-социального исследования понимают статистическую совокупность, состоящую из относительно однородных отдельных объектов или явлений — единиц наблюдения.

Единица наблюдения — первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими изучению.

Разработка и утверждение рабочего плана (механизм реализации исследования). Рабочий план включает: порядок подбора, обучения и организации работы непосредственных исполнителей; разработку нормативно-методических документов; определение необходимого объема и видов ресурсного обеспечения исследования (кадры, финансы, материально- технические, информационные ресурсы и др.); определение сроков и ответственных за отдельные этапы исследования. Как правило, он представляется в форме сетевого графика.

На первом этапе определяют, какими методами будет осуществляться отбор единиц наблюдения. В зависимости от объема различают сплошное и выборочное исследования. При сплошном исследовании изучаются все единицы генеральной совокупности, при выборочном — лишь часть генеральной совокупности (выборка).

Генеральной совокупностью называют множество качественно однородных единиц наблюдения, объединенных по одному или группе признаков. Выборочная совокупность (выборка) — любое подмножество единиц наблюдения генеральной совокупности.

Несплошное наблюдение бывает нескольких видов:

1) монографическое описание;

2) метод основного массива;

3) выборочное исследование: случайная выборка; механическая выборка; типическая (типологическая) выборка; серийная выборка; многоступенчатого отбора; направленного отбора; когортный метод; метод «копи-пара».

Монографическое исследование – тщательное и глубокое изучение одного человека, одного учреждения, одного района и т. д.

Метод основного массива охватывает большую часть единиц изучаемого объекта исследования. Так, при изучении здоровья детей, родители которых работают на текстильных комбинатах, отбираются только крупные комбинаты, исключив мелкие.

Выборочный метод позволяет распространить результаты, полученные на части единиц наблюдения на всю генеральную совокупность. Для этого выборка должна быть репрезентативной (представительной). Для расчѐта репрезентативности, т. е. определения необходимого числа наблюдений используютя специальные формулы, которые основываются на теории вероятности и носят вероятностный характер.

Случайная выборка – формируется путѐм отбора единиц наугад (например, отбираются все дети, фамилии которых начинаются на букву «К»).

Механический (систематический) отбор. Например, с целью изучения структуры госпитализированных больных формируется выборка в 20% от всех выбывших из стационара пациентов. В этом случае среди всех «медицинских карт стационарного больного» следует отобрать каждую пятую карту.

Типологический (стратифицированный) отбор предполагает разбивку генеральной совокупности на типологические группы (страты). При проведении медико-социальных исследований в качестве типологических групп принимают возрастно-половые, социальные, профессиональные группы, отдельные населенные пункты, а также городское и сельское население. При этом число единиц наблюдения из каждой группы отбирают случайным или механическим способом пропорционально численности группы.

Серийным отбором выборку формируют не из отдельных единиц наблюдения, а из целых серий или групп (муниципальных образований, учреждений здравоохранения, школ, детских садов и т.п.). Отбор серий осуществляют с помощью собственно-случайной или механической выборки. Внутри каждой серии изучают все единицы наблюдения. Такой способ может быть использован, например, для оценки эффективности проведенной иммунизации детского населения.

Многоступенчатый (скрининговый) отбор предполагает поэтапное формирование выборки. Так, например, при изучении репродуктивного здоровья женщин, проживающих на территории муниципального образования, на первом этапе отбирают работающих женщин, которых обследуют с помощью базовых скрининговых тестов. На втором этапе проводят специализированное обследование женщин, имеющих детей, на третьем этапе — углубленное специализированное обследование женщин, имеющих детей с врожденным пороком развития.

Когортный метод используют для изучения статистической совокупности относительно однородных групп лиц, объединенных наступлением определенного демографического события в один и тот же интервал времени. Например, при изучении вопросов, связанных с проблемой рождаемости, формируют совокупность (когорту), однородную по признаку единой даты рождения (исследование рождаемости по поколениям) или по признаку единого возраста вступления в брак (исследование рождаемости по продолжительности семейной жизни).

Метод «копи-пара» предусматривает подбор для каждой единицы наблюдения исследуемой группы объекта, близкого по одному или нескольким признакам («копи-пара»). Например, известно, что на уровень младенческой смертности влияют такие факторы, как масса тела и пол ребенка. При использовании данного метода для каждого случая смерти ребенка до 1 года из числа живущих детей в возрасте до 1 года отбирают «копи-пару» того же пола, схожую по возрасту и массе тела. Такой способ отбора целесообразно применять для изучения факторов риска развития социально значимых заболеваний, отдельных причин смерти.

Метод направленного отбора позволяет выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных. Например, при изучении влияния стажа работающих на травматизм, отбираются рабочие одной профессии, одного возраста, одного уровня образования.

 

На первом этапе исследования также разрабатывают (используется готовый) и тиражируют статистический инструментарий (карты, анкеты, макеты таблиц, компьютерные программы контроля входящей информации, формирования и обработки информационных баз данных и др.), в который и будет заноситься изучаемая информация.

 

Важное место в подготовительный период занимает пилотное исследование, задачей которого являются апробация статистического инструментария, проверка правильности разработанной методики сбора и обработки данных. Наиболее удачным представляется такое пилотное исследование, которое повторяет в уменьшенном масштабе основное, т.е. дает возможность проверить все предстоящие этапы работы. В зависимости от результатов предварительного анализа полученных при пилотаже данных производится корректировка статистического инструментария, методики сбора и обработки информации.

 



2019-08-13 1709 Обсуждений (0)
Качество жизни, связанное со здоровьем. Методы оценки качества жизни. Применение исследований качества жизни в здравоохранении. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Качество жизни, связанное со здоровьем. Методы оценки качества жизни. Применение исследований качества жизни в здравоохранении.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1709)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)