Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научная революция и ее этапы .



2019-08-13 227 Обсуждений (0)
Научная революция и ее этапы . 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия Фейербаха

Ядрoм филoсoфскoй кoнцепции Фейербаха был челoвек, кoтoрый «и есть Бoг». Религия у Фейербаха — прoдукт челoвеческoй фантазии. В рабoте «Сущнoсть христианства» Фейербах дал кoнцептуальный анализ специфики религиoзнoгo сoзнания, суть кoтoрoй — в вере в сверхъестественнoе и фантастические oбразы. Именнo чувства, oсoбеннo чувства зависимoсти челoвека oт стихийных сил прирoды, играют решающую рoль в религиoзнoм пoклoнении. При этoм Фейербах пытался не стoлькo упразднить религию, скoлькo рефoрмирoвать ее, пoставив на местo веры в Бoга веру челoвека в самoгo себя. Исхoдя из этoгo oн ратoвал за религию любви к челoвеку. В вoпрoсах гнoсеoлoгии Фейербах делал акцент на рoли чувств и oпыта в пoзнании.

Фейербах исхoдил из тoгo, чтo челoвек изначальнo естествен и к нему неприменимы oценoчные характеристики (дoбрый, злoй и т.д.) и тoлькo услoвия челoвеческoй жизни делают егo тем, кем oн станoвится.

Фейербах занимает явно атестические позиции хотя сам это отрицает, выдвигая религиозную интерпретацию собственной концепции, которая реализуется в лозунге «Человек человеку Бог».

В социальном плане концепция Фейербаха последовательно выступает с антирелигиозных позиций по отношению к роли религии в обществе. Считает. Что верования человека должны находиться внутри, а не во вне. Т.о.с одной стороны, он отрицает религию, с другой всячески подчеркивает роль чувственности и эмоциональноных переживаний, влияющих на человека.

Oснoвнoе сoдержание и смысл филoсoфии Фейербаха — отстаивание материализма.

23.Философское учение о материи

Материя - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Ее эволюция связана с тремя основными этапами развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства (атрибута), 3) отношения. 1 этап - это поиск материального (вещественного) начала, образующего первооснову всего природного многообразия. 2 этап (Новое время) - материей обозначали вещь, обладающую всеобщими атрибутами - массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью и т. п. 3 этап (вторая половина XIX-XX вв.) - материя определяется на основе субъект-объектного отношения и рассматривается в качестве философской категории, которая обозначает объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им (В.И. Ленин).

Формы материи
1) вещество - физический вакуум

2) Микромир - элементарные молекулы
3) Макромир - тела, организмы , сообщества организмов
4) Мегамир - материя организована и системна, система - это совокупность
взаимосвязанных элементов Типы систем:
1) неорганические 2) Органические 3) Социальные

 

14.Марксизм.

Карл Маркс поставил проблему, что надо этот мир изменить, а не объяснять.

Согласно Марксу экономико- математические фигуры лежат а основе общества и образуют базис. Культура, биология, философия, религия, наука составляет сферу надстройки. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга, но базису принадлежит решающая роль. Люди вступают в независящие от их воли и сознания производственные отношения. Люди + орудия труда и средства производства – это производительные силы.

Производительные силы развиваются быстрее производственных отношений. Когда они становятся тормозом развития производительных сил происходит социальная революция и смена общественно- экономической формации.

Маркс выделил в истории человечества пять общественно - экономических фармаций

1. Первобытно -общинная2. Рабовладельческая3. Феодальная4. Капиталистическая5. Коммунистическая

Согласно Марксу рабочий зарабатывает больше того , что ему платит капиталист- эта разница называется прибавочная стоимость, она и есть источник обогащения капиталиста.

Маркс полагал, что рабочие будут дальше нищать, а капиталисты обогащаться. Выход : свержение капитализма и строительство коммунизма. Коммунизм - это общественный строй, где не будет эксплуатации человека человеком, будет уничтожена частная собственность, преодолена разница между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, где все богатства польются полным потоком. И будет осуществляться великий принцип : от каждого по способностям, каждому по потребностям. 1-ая фаза коммунизма – социализм – где действует принцип от каждого по способностям, каждому по труду.

 

 

15.Западники и славянофилы.

В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

Славянофилы считали, что Россия уникальная самодостаточная страна, не нуждается во внешних заимствованиях. Русский народ земледельческий, ему чужды аристократизм и воинственность. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Хомяков считал, что лучшая форма правления Монархия, а истинная церковь только православная. Русский народ объединяется вокруг церкви решает все вопросы на сходах сообща соборно.

Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю. Западничество восходит своими корнями к философии Чаадаева. Чаадаев Петр Яковлевич друг Пушкина. Сравнивал жизнь Европы и России. Почему Россияне живут так и как это исправить. «Мы существуем для того, чтобы преподать великий урок миру, как не жит. Мы составляем пробел в порядке регулярного существования. Мы миру ничего не дали у мира ничего не взяли. В Европе народ имеет семейное сходство. Они с молоком матери впитали идеи долга, права и порядка. Искали истину, нашли благоденствие. Там всё сделало христианство, поэтому нам надо возродить наши верования, придать им христианский импульс.»

Западничество не призывает копировать запад, а считает, что надо посмотреть на идеи, которые привели его к процветанию и эти идеи привить у нас.

Владимир Соловьев развил философию всеединства: природа, человек и Бог едины. Единый мир можно постичь только ценным знанием, где в единстве выступают философия, наука, религия. Душа мира, организующая мира называется София. Строительство мира по Соловьеву богом не завершено. Цель истории достижение стадии богочеловечества. Пример Бога-человека Иисус Христос. В конце жизни пришел к выводу, что стадия Бога-человека не наступит, а придет стадия сфера человека, когда будут превалировать материальные интересы.

 

16.Русская религиозная философия (Соловьев, Бердяев).

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - выдающийся мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. Он первым в России создал свою особую философскую систему. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Душа мира, организующая мира называется София. Строительство мира по Соловьеву богом не завершено. Цель истории достижение стадии богочеловечества. Пример Бога-человека Иисус Христос. В конце жизни пришел к выводу, что стадия Бога-человека не наступит, а придет стадия сфера человека, когда будут превалировать материальные интересы. Цель мировой истории — единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя в Абсолюту. Истинный предмет любви — Вечная Женственность, личный образ всеединства. Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - религиозный философ, публицист. Он не разделял традиционное христианское мировоззрение с его идеей завершенности творения и откровения. И то, и другое, с его точки зрения, не закончено, а может и должно продолжаться. Конечно, Богом, но уже совместно с человеком, через его, человека, творчество. Это свое убеждение, этот свой прорыв к новому религиозному сознанию Бердяев развивает в концепцию антроподицеи - оправдания человека в творчестве и через творчество. Творчество божественно и свято, оно - сама религия. Творчеством человек оправдывает жизнь и себя в ней перед Богом. Жизнь в творчестве и творческая жизнь есть жизнь в духе, духовная жизнь, духовное восхождение.  Творчество возможно только при допущении и в условиях свободы, в опоре на свободу. Оно вытекает, рождается из свободы. Над свободой, оказывается, не властен даже Бог, ибо он ее не создавал. Свобода коренится в «ничто», или первичном хаосе, из которого Бог и сотворил мир. В исходном своем понимании свобода первична по отношению к добру и злу, она лишь обусловливает их возможность. Зло пришло в мир вместе с отпадением человека от Бога. Причину этого следует искать в своеволии и человеческой гордыне, в стремлении человека сравняться с Богом, став тем самым на его место. Мораль творчества направлена на созидание новой жизни, а не на приспособление к условиям наличного, данного, бытия. Смысл новой эпохи, провозвестником которой Бердяев считал себя самого, состоит в том, что она наполняется откровением человека. «Итог мировой жизни и мировой культуры, - читаем мы у Бердяева, - постановка проблемы творчества, проблемы антропологического откровения».

18.Психоанализ Фрейда.

Австрийский психиатр занимался лечением истерией ( шизофренией ). Фрейд заметил , что

больные страдают от незнания причины своего заболевания . Причина болезни кроется в

бессознательном , поскольку Фрейд не владел гипнозом , он разработал метод свободных

ассоциаций для проникновения в бессознательное. У человека 95% психики составляет

бессознательное , а 5% сознание . Сознание - это то, что мы помним, знаем и тд. 95% - это

огромное количество переживаний , о которых мы не знаем , но они у нас есть . Согласно

Фрейду странности в поведении невротика кроются в его сексуальной жизни, если либидо

- это сексуальная энергия, не находит своего воплощения , человек заболевает . Фрейд

основу бессознательного положил два инстинкта: 1. Инстинкт самосохранения

 2. Сексуальный инстинкт

Работая врачом во время Первой Мировой войны Фрейд изучал поведение солдат,

которые часто встречаются со смертью и выделил в бессознательном третий Инстинкт -

инстинкт смерти -«танатос». Это желание смерти себе и близким . Таким образом, Фрейд

разработал структуру человеческой психики.

Сферу психического в структуре человеческой личности описывает трехкомпонентная (трехуровневая) модель (в структуру входят «Оно», «Я» и «Сверх-Я», то есть подсознание, сознание и сверхсознание).

 «Оно» - это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, в большинстве своем, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения. Уже будучи в школе, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, соблюдать религиозные, моральные и правовые нормы, действующие в обществе. Это влияние родителей и социальной сферы жизни общества и обуславливает формирование «Сверх-Я».

«Сверх Я» - это все, что накоплено человеком в сфере культуры и морали , с чем человек

вынужден считаться , хотя он этого и не живет , поэтому человек антисоциальное

существо , и. Институты культуры держаться насильно.

И «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через третью психическую инстанцию - «Я».

«Я» - это уже сфера сознательного. Оно выступает посредником между «Оно» и «Сверх-Я».

Таким образом, олицетворяя здравый смысл и благоразумие, оно контролирует психические процессы происходящие в сознании.

 

19.Коллективное бессознательное Юнга.

Коллективное бессознательное - понятие юнгианского психоанализа. Юнг полагал, что Фрейд исследовал поверхностную часть - личное бессознательное, которое поддаётся непосредственному изучению. Юнг предположил, что у человека есть глубинное, коллективное бессознательное - архетипы, оно идентично у всех людей независимо от расы, национальности . Архетипы передаются на генетическом уровне явл врожденными , чтобы убедиться в идентичности коллективного -

бессознательного у всех людей , юнг поехал в США , где изучал сны , мифы и сказки

чистокровных негров. Архетипы не поддаются непосредственному изучению , они

проявляются в мифах и сказках.

Психологи научной ориентации этим представлением К. Юнга не пользуются, поскольку оно не проверяемо: экспериментально ни доказать, ни опровергнуть его невозможно. В него можно либо верить, либо нет - как в Бога или Деда Мороза, в связи с чем к области научной психологии это понятие не относится. По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное - скорее красивый миф, придумка. И есть опасение, что придумка скорее вредная, нежели полезная, поскольку практика его использования говорит о том, что с его помощью обычно снимают с людей ответственность за их антисоциальное поведение. Серьезные исследователи вместо коллективного бессознательного говорят о влиянии культуры, внутри которой мы рождаемся и пропитываемся которой каждый день.

В отличие от Юнга, Фрейд не использовал в своих работах понятие «коллективное бессознательное», считая, что подобное выражение является ни чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что «содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей». Поэтому, не прибегая к понятию «коллективное бессознательное», Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о «психическом конденсате», ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, «врожденная» символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.

20. Экзистенциализм.

Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в.
В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми.
Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности.
Философия существования возникла после Второй мировой войны среди творческой интеллигенции. Все экзистенциалисты делятся на: -католиков (К. Ясперс, Г. Марсель ) и -атеистов (А. Камю, М. Хайдеггер)

Всех объединяет утверждение: существование предшествует сущности, человек рождается и только потом приобретает свою сущность. Человек рождается, существует и только потом он определяется и становится человеком, причём таким человеком, каким он сделает себя сам. И трус, и герой сделали себя сами. И у каждого есть возможность перестать им быть. В начале человек ничего из себя не представляет, это первый принцип экзистенциализма. Каждому человеку отдается во владение и возлагается ответственность за существование. Достоевский писал:" Если Бога нет, то всё дозволено"- это исходный принцип экзистенциализма. В этом мире человек заброшен, ему не на что опереться ни во вне, ни в себе. Человек- это свобода, он сам за себя отвечает. Человек, осуждён быть свободным. Однажды брошен в мир, он отвечает за всё, что делает. Человек такой, каким он хочет стать. Сартр пишет: " Экзистенциализм не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательство того, что Бог не существует. нет никакой судьбы человека, как нет и бога, который бы ее задумал, даже самое достоверное доказательство Бога не освободит человека от самого себя».

Причина неуспеха в жизни: Успеха не могут достичь люди одинокие.

Причина одиночества: Низкая самооценка личности.

 

21. Постмодернизм
Постмодернизм – это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Философский постмодерн – специфика философской мысли, которая представлена следующими именами: – Жак Лакан; – Жак Деррида; – Жорж Батай; – Жиль Делез; – Жан Франсуа Лиотар; – Жан Бордрийяр; – Ричард Рорти и др.
Главная задача постмодернистов – сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.
Основные принципы постмодерна:– объективная сущность – иллюзия;– истина неоднозначна, множественна;– обретение знания – это бесконечный процесс пересмотра словаря;– действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;– человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.
Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар. Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской – в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.
Постмодернизм представлен современными: – постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр); – прагматизмом (Р. Рорти).
Постмодернист, французский философ Жак Деррида – один из ярчайших представителей современного постструктурализма. Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.
Постмодернизм выступает против логики, больше всех против Гегеля, как высшего проявления логоцентризма. Постмодернизм против парных категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

 

22.Категория бытия

Бытие тождественно понятиям «действительность - реальность». Небытия - нет. Становление философии началось именно с изучения проблемы бытия.
Формы бытия :
Основными формами бытия являются:

-материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

-идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного духовного бытия;

-человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

-социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Т.о., бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Нет ничего, что не входило бы в категорию бытия. Небытия нет!

Один из центральных разделов в философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

Среди бытия также выделяются:

-ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

-феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление данное в опыте) – кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего – либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние единое с бытием и противоположно ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии, так и вне бытии. Примеры небытия: еще не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, а сейчас их нет, они находятся в небытии.

 

Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъективной и исторической реальностей, то смысл бытия, философская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на три вопроса, сформулированные И.Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»

 

24.Движение и его основные формы. Развитие

В диалектическом материализме движение — объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии.
Виды и формы : физическая (механическое, тепловое движение, электромагнитные, гравитационные, атомные и ядерные процессы, и т.д.
химическая (изменение свойств и структуры тел в химических реакциях вследствие превращения молекул)
биологическая (охватывает все жизненные процессы — Движение (биология); Фармакокинетика, Фармакодинамика, Метаболизм)
социально-общественная (включает в себя процессы общественной жизни, а также мышления — Общественное движение (социология))
географическая (пространственное перемещение)

Одни формы движения превращаются в другие.

Последние характеризуются как развитие. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем.

2 разновидности процессов развития:

1. качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;

2. процессы перехода от одного уровня к другому.

Т.о. под движением материи следует понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими воздействиями.

Многообразие форм движения материи связано с определенным уровнем организации материи, каждый из которых характеризуется своей системой законности и носителем.

 

25.Субстациональная и реляциональная концепции пространства и времени

Пространство - форма существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем);

время - форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия).

Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени - длительность, неповторяемость, необратимость;

всеобщие свойства пространства - протяженность, единство прерывности и непрерывности

Пространство и время - это формы существования материи. В истории науки сложились 2 концепции пространства и времени:
1)Во время ньютона сложилась субстанциональная концепция, где пространство, время и материя абсолютны и неизменны, не связаны друг с другом. Пространство – вместилище вещей, где время везде течёт одинаково.
2)Реляционная концепция пространства и времени сложилась в теории относительности Эйнштейна: 1) пространство относительно и связано со скоростью движения; 2) время отн-но и зав. от ск-сти движ-я; 3)пространство, время и материя образуют неразрывный трёхмерный континуум.

26.Современная теория самоорганизации материи (синергетика).   Синергетика - переводится с греч « коопиративное, совместное действие» . Как наука возникла в конце 20 века. Ее основателем яв-ся немецкий христорограф Хаккен и И. Р. Пригожин. Она изучает самоорганизацию на всех уровнях материи, начиная с неорганических систем, заканчивая обществом. В любой открытой системе, обменивающейся веществом, энергией и информацией с окружающей средой и состоящей из большого количества элементов , спонтанно из хаоса рождается порядок. Развитие идёт революционно , новые качества не появляются . Система доходит до точки бифуркации . Появляется Абсолютно случайно новое качество, затем опять идёт эволюционное развитие системы . Заранее предсказать какое новое свойство появится нельзя, и эта случайность определяет ход развития системы. Исходный принцип – различие процессов в открытых и закрытых системах. Именно в замкнутых системах вектор протекания процессов направлен от упорядоченности через равновесное состояние к хаосу. В открытых системах наблюдаются обратные процессы, когда при определенных условиях из хаоса самопроизвольно возникают новые упорядоченные структуры. Основными характеристиками процессов в замкнутых системах являются равновесность и линейность, в открытых – напротив, неравновесность и нелинейность. В отличие от классической науки, рассматривавшей закрытые системы как абсолютный тип упорядоченности мира, синергетика в качестве предмета своего изучения выбирает открытые системы. По мнению создателей синергетической теории, именно открытые системы являются универсальными, а протекающие в них процессы способствуют самоорганизации мира.

27.Формы чувственного отражения

Чувственное отражение-отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.
Выделяют три основные формы:
1. Ощущения – это чувственные образы отдельных свойств предметов (Ощущение –отображение отдельного свойства, одной стороны вещи одним из органов чувств, результат физиологического анализа и сами по себе не дают цельной картины. 5 органов чувств – 5 видов ощущений.
2. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие – целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта (результат последующего физиологического синтеза).
3. Высшей формой чувственного отражения является представление – образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти (на основе абстрагирующей способности нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали). При этом обнаруживает себя воображение – способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности. Основные моменты, характеризующие роль чувственного познания и его место в познавательном процессе.
- Прежде всего, органы чувств это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Но чувственное отражение и ограниченно, оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего. Мышление (абстрактное) позволяет познать сущность, существенные свойства, причинные отношения, закономерные связи

 

28. Формы мышления   Мышление – это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.
Основные формы мышления: 1. Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. (обыденные и научные) – объединение класса сходных явлений; 2. Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли (в форме предложения).
3. Умозаключение – форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, (посылок), выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. (индуктивные и дедуктивные)

Гносеология – теория познания. В гносеологии выделяют следующие направления: 1.Сенсуализм (абсолютизирует роль чувственного отражения); 2. Рационализм (отводит решающее место разуму).Лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания реальный путь к постижению истины.3. Иррационализм – ограничение возм-ей разума

31. Источники, сферы сознания

Источник индивидуального сознания это объективная и субъективная реальность, отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга в системе надличностных форм общественного сознания.

Выделяет следующие источники сознания:
1) внешний предметный и духовный мир.
Природные, социальные и духовные явления отражаются в виде конкретно-чувственных понятий и образов. Такие образы несут в себе информацию о внешней стороне и сущности явлений. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивает контакт человека с нею;
2) социокультурная среда – общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Часть норм и запретов транслируется в индивидуальное сознание. Справедливо, что индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества;
3) духовный мир индивида, его уникальный опыт жизни. В отсутствии непосредственных внешних воздействий, человек способен переосмыслить свое прошлое, конструировать свое будущее;
4) мозг, как макроструктурная природная система, которая состоит из множества взаимосвязанных нейронов, обеспечивая на клеточно-тканевом уровне общие функции сознания;
Сферы сознания:

Можно выделить 3 стороны сознания: предметное сознание (когнитивная) - (сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание (мотивационно-волевая) -  (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний (эмоциональная).

33. Методы эмпирического уровня

На эмпирическом уровне постигается только явление - внешняя сторона предмета.

Метод – средство достижения истины. На эмпирическом уровне выделяют 3 уровня:

1)Наблюдение – пассивный. Исследоватедь не вмешивается в ход течения событий, но может использовать различные приборы.

2)Эксперименты - объект или воспроизводится искусственно или ставится определенным образом в заданные условия, отвечающие целям исследования.

3)Сравнение – установление сходства и различия предметов. Сравниваться должны только сопоставимые предметы.

Сравнение должно осуществляться только по существенным свойствам. Сравнение по несущественным приводит к ошибкам.

Преимущество методов эмпирического уровня в том, что они дают объективное значение.

Недостаток: не проникают вглубь явления.

Общелогические методы

Общелогические методы – это методы, которые подходят как для эмпирического, так и для теоретического уровня. Такие методы, как:

1)Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.

2)Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

 

 

34.Методы теоретического уровня :

На теоретическом уровне познание проникает вглубь предмета, открываются законы.

1) Индукция - переход от частных суждений к общим . Индуктивные умозаключения не дают достоверного знания. Они проблематичны. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объекта. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование, называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение.

2) Дедукция - это переход от общих суждений к частным. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то методом дедукции всегда будет получен истинный вывод

3) Аналогия- правдоподобное, вероятное умозаключение о сходстве двух предметов по какому- либо признаку . При аналогии на основе сходства объектов по некоторым признакам выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях. Выводы по аналогии не дают достоверного знания.

4) Абстрагирование - это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими объектами. Свойства предмета в отвлечении от других свойств с целью более детального изучения

+В начале познания предмет даётся конкретно, без знания его внутреннего содержания. Изучается посредством абстракций и осущ. переход опять к конкретному, но наполненному внутренним содержанием ( метод восхождения от абстрактного к конкретному )

5)Идеализация. Имеем такие понятия как точка, прямая, идеальный газ и так далее. Осуществляется предельное отвлечение от реальных свойств предмета и ведения признаков, не реализ в реальности . Например, абсолютно чёрное тело не возможно .

6)Генетический. Позволяет проследить происхождение предметов и явлений

7)Исторический . Воспроизводит всю историю предмета .

8)Логический метод отражает логику предмета

9)Математизация . Применения математических методов в исследовании . Степень развития науки оп



2019-08-13 227 Обсуждений (0)
Научная революция и ее этапы . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научная революция и ее этапы .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)