Менеджеры и предприниматели – ключевые фигуры рыночной экономики.
Тема 1. Сущность, роль и методологические основы менеджмента. 1. Менеджмент как специфическая сфера человеческой деятельности. 2. Менеджеры и предприниматели – ключевые фигуры рыночной экономики. 3. Сущность и специфика управленческой деятельности. 4. Методология менеджмента.
Менеджмент как специфическая сфера человеческой деятельности. Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», однако между этими терминами существует существенное отличие. Управление – это целенаправленное воздействие на объект для изменения его состояния или поведения в связи с изменением обстоятельств. Управлять можно техническими системами, компьютерными системами, автомобилем, самолетом, людьми и др. менеджмент является разновидностью управления и касается только управления людьми. Само слово «менеджмент» («management») пришло к нам из английского языка. Его истоки – в глаголе to manage, что примерно означает «объезжать коней» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus – рука. Менеджмент – достижение целей предприятия посредством скоординированных усилий работающих в нем людей. При этом следует отметить, что в английском языке семантика термина «менеджмент» очень сложна. Английский исследователь менеджмента Линдэлл Урвик отмечал, что слово «менеджмент» в англоязычных странах употребляется весьма вольно и в различных значениях. В Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» трактуется как: 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица. Понятие «менеджмент» можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые направления исследования науки управления. 1. Менеджмент как функция или вид деятельности человека, направленной на достижение определенной цели. 2. Менеджмент определяется как информационный процесс с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. 3. Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура в рамках которой реализуются функции управления. 4. Менеджмент рассматривается как категория людей занятых управлением. 5. Менеджмент как наука и искусство. Сегодня существует две точки зрения в отношении этой области знаний: Управление как наука о сложных системах, их характеристиках и классификациях. Наука отражает общие свойства, инвариантные в явлениях и процессах. Предметом науки управления являются явления и процессы, характерные для определенного класса систем. Основа всякой науки – это возможность объективно измерить изучаемые явления. Многие процессы в управленческой практике трудно поддаются измерению вследствие отсутствия механизма их описания и анализа. Это дает пищу руководителям – практикам для утверждения, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт, и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. В пользу утверждения, что управление – это сложная наука, говорит главный аргумент научности – наличие общих принципов управления, определяющих различные аспекты управления системами, а также собственной методологии и конкретных методик осуществления процесса управления. Существенный вклад в развитие теории управления внесли математика, статистика, инженерные науки, которые позволили многие управленческие явления, ранее не поддающиеся измерению смоделировать, оптимизировать или количественно обосновать. Управление как искусство. В управлении, как в любой человеческой деятельность, присутствует нечто, не поддающееся количественному анализу. Это «нечто» относится к искусству управления. Приверженцы данной точки зрения, не отвергая научности управления, основной упор делают на здравый смысл, опыт и интуицию. Управление – сложнейшая сфера человеческой деятельность. Его зарождение уходит в глубь тысячелетий, как и совместный труд человека. Управление – неотъемлемая часть самого процесса труда. Существуют примеры превосходного искусства управления Александра Македонского, Александра Невского, Суворова. Обобщение искусства управления, которым владеют лишь отдельные люди, является крупицей науки управления. С другой стороны, овладеть искусством любой профессии, в том числе и профессии управленца – менеджера, можно только с помощью познания науки. Предметом науки менеджмент являются отношения управления между людьми, управленческая деятельность и организационно-экономический механизм ее осуществления на уровне предприятия. Наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой есть законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Менеджеры и предприниматели – ключевые фигуры рыночной экономики. Одной из центральных фигур современного менеджмента является менеджер. В настоящее время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляется как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Подобное «соседство» понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц. В отечественной практике понятия «менеджер» и «предприниматель» стали широко употребляться в конце 80-х – начале 90-х гг. Переход к рыночным отношениям потребовал изменений системы управления в основе которой лежали принципы централизованного директивного планирования, жесткого распределения ресурсов. Возникла необходимость использования нового подхода к управлению, который предполагал более демократические методы работы; новые взаимоотношения «руководитель – подчиненный»; следование правилам конкурентного рынка, а также получение собственной выгоды в результате осуществления тех или иных видов деятельности. Бизнес – это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли. Соответственно, бизнесмен – это собственник оборотного капитала, который приносит прибыль. Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда. Предприниматель – это человек, который начинает свое дело, осуществляет бизнес, реализует определенные нововведения и вкладывает свой капитал в новое дело, берет на себя определенный риск. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в состав его правления или попечительный совет. Различие между бизнесом и предпринимательством заключается в том, что предпринимательство всегда сопряжено с новизной. Эта новизна может заключаться как в том, что занимаются новым объектом (товар, услуга), так и с продвижением новых методов управления. Новизна, в свою очередь, сопряжена с риском. таким образом, новизна и риск – два отличающих момента предпринимательства. При возрастании масштабов производства, организации филиалов, выходе на международные рынки собственного труда предпринимателя недостаточно. В этом случае на рынке труда появляется профессиональный менеджер. Менеджер – наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации. Управленческая деятельность может быть описана в рамках исполнения руководителем десяти основных ролей. Роль – это набор представлений о поведении менеджера (таблица 1.).
Таблица 1. Десять руководящих ролей Г.Минцберга
Предприниматель – человек, который готов идти на риск, нововведения, новаторство, изменения в организации; регулирует процесс создания нового; несет финансовую, моральную и социальную ответственность; получает денежные доходы; развивает собственное дела на основе вложения дополнительных финансовых средств и привлечения материальных ценностей. Кардинальное отличие между предпринимателем и менеджером состоит в том, что предприниматель генерирует идею, реализовывает ее за собственные или заемные средства и нанимает менеджера для руководящей работы, который осуществляет управление созданной предпринимателем организации. Отличия между менеджером и предпринимателем отражены в таблице 2.
Таблица 2. Отличия между менеджером и предпринимателем
Выделяется две группы требований к профессиональной компетенции менеджеров: Первую группу требований составляют обязательные знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области, как управление: – умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность; – информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию и услуги и т.д.; – знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях; – способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления; – умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи. Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. Такой процесс обучения носит непрерывный характер. Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми, управлять ими и управлять самими собой: – высокое чувство долга и преданность делу; – честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; – умение четко выражать свои мысли и убеждать; – уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии; – способность критически оценивать собственную деятельность.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |