Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Автор: Наталья Левшунова.



2019-08-13 180 Обсуждений (0)
Автор: Наталья Левшунова. 0.00 из 5.00 0 оценок




Православное учение о Пресвятой Троице

Опубликовано: 20 нояб. 2015

Автор: Наталья Левшунова.

Православное учение о Пресвятой Троице откроет возможность найти путь ко спасению. Это необходимое знание, которое поможет человеку двигаться в правильном направлении — это путь к Богу.

Прп. Иоанн Дамаскин в книге «Точное Изложение Православной веры» пишет о Боге: «Он творит мыслью, и эта мысль, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом становится делом».

Апостол Иаков говорит: «Восхотев, родил Он нас словом истины…» (Иак. 1:18).

Итак, наш Мир создан Богом, Его мыслью, Его Словом. Очевидно, что должна быть взаимосвязь между жизнью Бога и жизнью человека, который не чужд Богу, но есть Его создание. Мы приступаем к предмету Православной веры, главному знанию — Догмату о Пресвятой Троице.

Человек создан по образу и подобию Бога. Человек — это личность, имеющая тело и душу. Тело — это сущность. Если у человека есть тело, то у него есть сущность, если тела нет — человека нет, значит и сущности нет. Бог Отец подобен человеку, у Него тоже есть Сущность. Протоиерей Олег Давыденков в догматическом богословии пишет: «Базовое значение термина «сущность» —это участие в бытии».

Сущность Бога, это как бы Его тело, но для нас оно не познаваемо — оно духовно. Вот, что читаем у свт. Григория Богослова: «Бог (по Своей природе) непостижим, бестелесен, не является ангелом; сущность Его непознаваема; Его нельзя описать в категориях места; Он превосходит всякое определение и образ». Божественный Максим Исповедник утверждает: «Но Сам Бог, Целый и Единственный, есть по сущности мышление, а по мышлению Он, Целый и Единственный, есть сущность».

Итак, если бы у Бога не было сущности, то Он бы и не существовал. Что еще должны мы знать? То, что кроме сущности, у Бога есть жизнь. Посмотрим на примере человека.

Жизнь человека — это его действие, его биография, образ жизни. Прочитаем отрывок из Святого Писания: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоан.1:3,4); «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан.5:26).

Итак, мы нашли, что у Бога есть сущность и жизнь. В первом послании от Иоанна говорится: «…Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан.4:16).

Бог есть любовь, а любовь это — самоотдача. А так как Бог Отец есть существо абсолютное, то и живет Он, отдавая абсолютно все, что у Него есть: целиком всю Свою сущность и полностью всю Свою жизнь.

Таким образом, божественная Троица представляет Собой в тоже время и Единицу, ибо триипостасная жизнь осуществляется как нерасторжимое единство любви. «Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для Их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом» («Догматическое богословие», протоиерей Олег Давыденков).

Бог Отец отдает Свою сущность и получается Бог Сын. Мы говорим, что Сын — рождается. Почему? Потому что Сын является олицетворением сущности Бога Отца. А сущность — это природа и отдавая Свою природу происходит рождение.

Бог Отец раскрывает Свою сущность и Свою жизнь в двух подобных Себе Личностях или Ипостасях: «В Сыне Своем Бог Отец выражает всю Свою сущность и потому Бог Сын именуется Словом Божиим, Логосом или образом Отца» (Православный Катехизис, еп. Александр Семенов-Тян-Шанский).

«Поэтому из самого наименования Сын научаемся, что Он имеет общее с Отцом естество; не повелением создан Он, но из сущности воссиял неразлучно…» (свт. Василий Великий, беседа 15, «О вере»).

Результатом полной отдачи сущности Бога Отца является рождение Бога Сына. Результатом полной отдачи жизни Бога Отца является исхождение Бога Святого Духа. Отдавая Свою жизнь по подобию, когда человек отдает свою душу — она исходит («душа исходит из тела», так говорят).«Дух Святой выражает жизнь Бога Отца и потому зовется дыханием Отца, или Духом Отца… Святой Дух является личным выражением жизни». (Православный Катехизис, еп. Александр Семенов-Тян-Шанский).

«Верую и во Единого Духа Святого, Господа истинного и животворящего, из Отца исходящего, и в Сыне почивающего». Пропустив несколько строк, читаем далее: «… рождение Сына, и исхождение Святого Духа происходят одновременно. Итак, все, что имеет Сын, и Дух имеет от Отца, даже самое Бытие» (прп. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение Православной веры»). Таким образом, отдавая Себя целиком, Бог Отец дает бытие через рождение Сыну и через исхождение — Святому Духу.

Как известно, в Богослужении используются различные священные предметы, которые несут определенный смысл, имеют символику, соответствующую своему Небесному или божественному первообразу, имеют в себе его благодатное присутствие и, тем самым, исполняют свое предназначение. Образы — это священные изображения и предметы, овеществляющие не только духовное значение, но и самое внешнее сходство божественных и небесных лиц и предметов.

В IV-ом веке свт. Иоанн Златоуст ввел Звездицу в литургическое употребление. Этот богослужебный предмет представляющий собою две металлические дуги, соединенные в центре пересечения гайкой с винтиком. Звездица может складываться и крестообразно раздвигаться. Она символизирует Вифлеемскую Звезду, которая являлась ориентиром для путешествия волхвов к родившемуся Мессии. Звездица — это наглядная модель догмата о Пресвятой Троице.

Звездица — это символ интеллектуального пути к Богу. Она состоит из центральной части (гайки с винтиком) и расходящимися из центра двумя лучами. Сердце Бога Отца (или Недро Отчее) символизирует центральная часть Звездицы: гайка — это как бы сущность Отца, винтик — Его жизнь. Звездица наглядно показывает главную особенность божественного процесса рождения Сына и исхождения Святого Духа. Рассматривать его стоит в динамике.

Как только с одной стороны лучи Звездицы расходятся из центра, с другой — они тут же собираются обратно в центр. Как только Бог Отец целиком и полностью Себя отдает Сыну и Святому Духу, так сразу же Святой Дух и Сын возвращаются в Недро Отчее (в центр Звездицы).

Рождение и исхождение происходит не в какой-то последовательности, а одновременно: «Естество в Трех единое — Бог, Единение же — Отец, из Которого Другие и к Которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним и не разделяемые между Собой ни временем, ни хотением, ни могуществом» (свт. Григорий Богослов, Слово 42).

«От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Отец предвечно рождает ипостась Сына и предвечно изводит ипостась Святого Духа. Отец служит ипостасной причиной — связью и единением для Лиц Святой Троицы, ибо Сын и Святой Дух, приемля от Него начало, к Нему же единому и возводятся, как Своему Виновнику» («Догматическое богословие», протоиерей Олег Давыденков).

Что же такое Ипостась или Лицо? Звездица наглядно демонстрирует фундаментальные принципы ипостасного бытия Пресвятой Троицы. Ее центр (Недро Отчее) — это гайка с винтиком, символизирующие сущность с жизнью. Ипостась всегда находится в центре перекрестия жизни с сущностью. Поэтому Бог Свое ипостасное бытие определяет формулой: «Я есмь Сущий» (Исход 3:14). Т.е. Лицо, жизнь и сущность.

Ипостась возникает только при соблюдении трех следующих условий:

1. Взаимообусловленность. Ипостасная жизнь не может быть индивидуальной. Ипостась существует только в динамике перекрестия сущности и жизни, получаемых от других Ипостасей и Ими же отдаваемой.

2. Самоотдача и нераздельность. Сущность и жизнь, покидающие Ипостасный Центр, не разделаются друг от друга и не распадаются, т.к. тут же возвращаются обратно.

3. Возвращение и неслиянность. Жизнь и сущность, возвращающиеся в Ипостасный Центр, не сливаются в одно и не смешиваются друг с другом, т.к. тут же отдаются двум другим Ипостасям: «Ибо Сын в Отце и Духе, и Дух в Отце и Сыне, и Отец в Сыне и Духе, без всякого уничтожения или смешения, или слияния. И одно и то же у них движение; ибо едино есть устремление и едино движение трех Ипостасей…» (Прп. Иоанн Дамаскин, «Точное Изложение Православной веры»).

«Представление о лице может быть составлено только через её отношение к другим лицам. Именно такой подход имеет место и в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на существующих между Ними личных отношениях» («Догматическое богословие», протоиерей Олег Давыденков).

Состояние сложенной Звездицы символизируют все три Ипостаси, собранные в Недре Отчем. После того, как Сын и Святой Дух получили Свое бытие, происходит перекрестный взаимообмен, и Сын со Святым Духом обмениваются тем, что у них есть. Они наследуют Любовь Отчую и Свою жизнь строят так же, как и Отец — по любви. После того, как Сын получает сущность от Отца, Он отдает Свою сущность Отца Святому Духу и в Святом Духе собираются две половинки: сущность и жизнь. Так, у Святого Духа была только одна половинка — Жизнь, а от Сына Святой Дух получает вторую половинку — сущность Отца. И одновременно Святой Дух отдает жизнь Отца Сыну и в Сыне соединяются две половинки: сущность и жизнь Отца.

В результате взаимообмена сущности и жизни мы получаем Бога Сына, Который Такой же, как Бог Отец. Но из-за того, что сначала Бог Отец отдает сущность, Бог Сын является точкой зрения на Бога Отца со стороны сущности Бога Отца, а Бог Дух Святой является точкой зрения на Бога Отца со стороны жизни Бога Отца.

Это как со стороны человека: на него можно посмотреть с точки зрения его сущности (его тела), посмотреть его фото, фильм про него, а с другой стороны — можно почитать его биографию. Это будут разные ракурсы на одного и того же человека.

«Для обоих Григориев (Григория Нисского и Григория Богослова) Ипостась является не только отдельно взятым индивидом со своими отличительными признаками, но и реально существующим разумным лицом. Ипостаси суть, таким образом, способы Божественного бытия» (Архимандрит Киприан [Керн]).

Триипостасность — это разные ракурсы Одного Бога. Это все Один и Тот же Бог Отец, только разные Его ракурсы, Которые являются Разумными Личностями, т.к. являются Тем же, что и изначальный Ум.

«Дух во Христе пребывает так же, как Христос в Духе. Не следует сводить это взаимное присутствие, этот союз любви к простому «отношению», односторонней причинности. На самом деле, мы здесь предстоим перед неизреченным и совершенным «совпадением» Сына и Духа, тайной взаимной прозрачности, которая не может выразиться на человеческом языке иначе, как в понятиях взаимного и одновременного Откровения и любви» (протопресвитер Борис Бобринский, «Тайна Пресвятой Троицы»).

После того, как Ипостаси Сына и Святого Духа обменялись жизнью и сущностью Отца, имея в Себе жизнь и сущность Отца, Вторая и Третья Ипостаси отдают (возвращают) Отцу то, что есть у Них. Сын возвращает жизнь Отцу, Святой Дух отдает сущность Отцу. Ипостась Отца, как остальные Ипостаси, постоянно воскресает полностью обновленной. С завершением цикла сразу же начинается новый.

В результате рождения, исхождения и взаимообмена, осуществляемого между Ипостасями, а обмениваются они жизнью и сущностью Отца, в результате возникает Пресвятая Троица. «Жизненный цикл» Пресвятой Троицы длится вечно, без начала, без конца и без фиксации стадий.

«Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога — это существование Божественных Ипостасей, пребывающих между собой в “вечном движении любви”» (прп. Максим Исповедник).

Отсутствие фактора времени позволяет трем Ипостасям, одновременно и по отдельности, владеть целиком и одной сущностью и одной жизнью Бога Отца: «… в Божестве она (прим. «сущность») в каждый момент и одновременно принадлежит всем Ипостасям и является не логически только постигаемой, но реальной основой Их бытия» (свт. Василий Великий).

«Если Отца иногда называют просто «Бог», то тем не менее мы никогда не найдем у Православных авторов терминов, говорящих об единосущности как участии Сына и Духа в сущности Отца. Каждое Лицо — Бог по Своей природе, а не по участию в природе Другого» (Владимир Лосский, «По образу и подобию»).

Принципы Божественной жизни, раскрываемые через Звездицу, создают крестообразные и ромбовидные структуры. Однако, нельзя допустить будто во Святой Троице могут быть какие-то «траектории», по которым перемещается сущность и жизнь. Все происходящее во Святой Троице происходит в Самом Боге Отце, поэтому Он есть Единый Бог Вседержитель, всегда равный Самому Себе: «Бог прост и несложен и весь Самому Себе подобен и равен» (св. Ириней Лионский).

Изменения, происходящие при рождении Сына и исхождении Святого Духа, не изменяют Ипостась Отца: все отдаваемое тут же и возвращается. Отец постоянно воскресает полностью обновленный и Ипостаси Сына со Святым Духом постоянно воскресают полностью обновленные и вся Пресвятая Троица пребывает в покое, любви и сиянии Славы Божественного Воскресения. Таково бытие Пресвятой Троицы. Бог есть не только любовь, но и воскресение: «Я есмь воскресение и жизнь» (Иоан.11:25).

Поговорим о том, как знание догмата о Пресвятой Троице отражается в иконографии, а также в тех священных предметах, которые обычно употребляются для служения на Литургии. Рассмотрим икону «Спас в Силах». Эта икона обычно размещена над Царскими вратами. Обратим внимание на красный ромб, внутри которого на престоле восседает Господь Исус Христос. Что означает красный ромб в системе Православной символики? Попытаемся в этом разобраться.

В первой главе Евангелия от Иоанна читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан.1:1).

Сын и Святой Дух не только рождаются и исходят от Отца, но еще и возвращаются обратно в Отца. Именно поэтому ромб обозначает Божественный огонь, т.е. благодать. Это символ естества бытия Бога. Именно энергии благодати и премудрости человек призван стяжать в своей земной жизни, чтобы достичь Царства Божия. Красный цвет — это символ Божией любви и благодати.

Древние христиане изображали знак Христа вот таким образом. Это монограмма Христа, взятая из мозаик в катакомбах. Она выполнена в трех разных форматах, наложенных один на другой.

А теперь обратим внимание на Господа нашего Исуса Христа на иконе «Спас в Силах». От Христа к углам четырёхугольника исходит по три тройных золотых луча, оканчивающихся у границы овала. Это нити Божественной благодати, которыми Творение удерживается около Бога и приводится к Нему.

Фигура Христа как бы накладывается на изображение духовных Небес, на зеленый овал, который обозначает Небесную Сферу, Мир безплотных сил или Ангельских чинов.

Сочетание тройных лучей перекликается с древнейшей монограммой Спасителя (рис. выше). Мы видим одно и тоже графическое изображение.

Мы видим скрещивание двух лучей Троического Света. Они образуют вторую фундаментальную структуру устройства Небесного Царства: три триады Ангельской Иерархии. Эта структура вырезается на девятичинной просфоре в виде девяти трехугольничков.

Итак, вспомним Звездицу. Проведем параллель между этим богослужебным предметом, монограммой Христа и двумя лучами Троического Света, изображенными на иконе «Спас в Силах». Есть нечто общее, что объединяет эти предметы. Объединяет их символика, из которой мы можем узнать о Боге. Это догмат о Пресвятой Троице. Тот самый, который зафиксирован в Звездице. Таким образом, алый ромб является символом догмата о Пресвятой Троице.

Звездица в развернутом состоянии представляет собой крест, который есть символ Отца, Сына и Святого Духа. Отсюда, Звездица и Крест — это прямая взаимосвязь. Из этого следует, что Крест — это символ догмата о Пресвятой Троице. Крест — символ любви. На нем умер Господь Исус Христос ради жизни людей и на нем умираем мы, ради уничтожения своей самости, ради любви к Богу и людям. Крест — это образ Бога, это образ Его жизни, которая есть любовь, по причине которой, Бог отдает все, что у Него есть.

Именно из жизни Самого Бога проистекают все эти заповеди, которые Он дал человечеству. Заповедь о любви есть та заповедь, которую исполняет Сам Бог. И так, как Он хочет, чтобы мы стали богоподобными существами, то и нам предлагается жить по образу жизни Самого Бога, т.е. по любви, которая есть самоотдача. Таким образом, мы имеем возможность наследовать образ жизни Пресвятой Троицы.

ВО СЛАВУ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ!

 

Посетить сайт «Премудрость Царства»



2019-08-13 180 Обсуждений (0)
Автор: Наталья Левшунова. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Автор: Наталья Левшунова.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)