Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития человека



2019-08-13 190 Обсуждений (0)
Особенности развития человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос

Предмет:

Возрастная физиология – это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза.

Задачи:

-изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;

-выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;

-определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);

-установление закономерностей индивидуального развития.

Методы:

· Метод наблюдения - фиксирует изменения, возникающие в процессе естественной деятельности ребенка без вмешательства исследователя.

 

· Естественный эксперимент - изучает особенности развития детей в естественных, но различных условиях.

 

· Лабораторный эксперимент - ученые искусственно создают новые условия для развития ребенка и фиксируют их влияние на организм, сравнивая с контрольной группой, занимающейся по старому варианту.

 

· Метод поперечных срезов – выявляет функциональные нормативы отдельных систем на определенном возрастном этапе.

 

· Метод продольных срезов – многолетнее исследование одной и той же небольшой группы детей с целью изучения динамики становления функций

 

Курс возрастной физиологии призван раскрыть будущим педагогам основные закономерности развития детей в различные возраст­ные периоды. Знание этих закономерностей является важным фундаментом для более глубокого изучения и осмысления курса общей и педагогической психологии, педагогики.

Возрастная физиология помогает вооружить студентов физиолого-гигиеническими основами организации учебно-воспитатель­ного процесса школы, режима труда и отдыха учащихся.

Возрастная физиология, таким образом, является базой для
изучения психологии и педагогики и вместе с этими науками фор­мирует

у будущего учителя научный подход к воспитанию детей. Это делает возрастную физиологию существенным звеном, естест­веннонаучной основой всей системы педагогического образования.

Только в том случае, когда педагог знает возрастные фи­зиологические особенности организма детей, он может наилучшим образом развивать их умственные и физические способности.

 

 

Вопрос

 

Онтогенез — индивидуальное развитие организма от оплодотворения или от момента отделения от материнской особи до смерти.

 

Этапы онтогенеза:

1. Образование зиготы – Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки

2. Образование бластулы – Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождаются ростом. Образуется многоклеточной шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится попасть-бластоцель

3. Образование гаструлы – Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели - гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы энтодермы, а затем развитие мезодермы.

4. Стадия нейрулы – Формирование важных частей зародыша – нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы.

5. Закладка и формирование органов-гистогенез – Процесс дифференцировки клеток и формирование органов.

Возрастная периодизация онтогенеза - это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психическим признакам. Возрастные периоды - это сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза. В пределах трех возрастных этапов (эволюционного, стабильного и инволюционного) согласно схеме возрастной периодизации, одобренной Академией педагогических наук, выделяется двенадцать возрастных периодов постнатального развития. При этом до 7 и после 75 лет их границы не имеют половых различий. В промежутке между указанными возрастами границы этих периодов у женщин смещены на более ранние сроки, чем у мужчин.

 

Период новорожденности первый месяц жизни

Грудной возраст 1 месяц – 1 год

Раннее детство 1 – 3 года

Первое детство 4 – 7 лет

Второе детство 8 – 12 лет (мальчики) 8 – 11 лет (девочки)

Подростковый возраст 13 – 16 лет (мальчики) 12 – 15 лет (девочки)

Юношеский возраст 17 – 21 лет (юноши) 16 – 20 лет (девушки)

Зрелый возраст, I период 22 – 35 лет (мужчины) 21 - 35 лет (женщины)

Зрелый возраст, II период 36 - 60 лет (мужчины) 36-55 лет (женщины)

Пожилой возраст 61 – 74 лет (мужчины) 55 - 74 лет (женщины)

Старческий возраст 75 - 90 лет

Долгожители 90 лет и старше

В процессе индивидуального развития выделяют критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития:

1. время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

2. момент слияния половых клеток – оплодотворение;

3. имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5. стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7. момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к вне утробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8. период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9. подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе педагогическим и тренерским.Т.о. сенситивные периодыэто периоды высокой чувствительности детей к внешним влияниям, особой восприимчивости к тем или иным способам, видам деятельности, способам эмоционального реагирования, поведения, в которых происходит наиболее интенсивное развитие определённых систем организма и соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды приобретает особое значение.

Для человека наиболее важными является три сенситивных периода.

1. до 2-3-х лет жизни, когда формируются соответствующие области мозга, совпадающие с формированием речи.

2. В возрасте 5-7 лет у ребёнка хорошо развиты моторика и речь, он умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время ещё недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребёнка ещё не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребёнка к систематическим занятиям.

3. В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий критический период: пубертатный. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым.

 

Вопрос

Биологический возраст — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по биологическому возрасту.

Критерии определения биологического возраста

· зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

· скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

· зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);

· наследственность;

· конституция человека;

· зрелость интеллекта (уровень развития как личности).

 

Акселерация развития — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.

В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая.

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30—50 лет назад.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.

Особенности развития, при которых показатели роста и функциональной зрелости организма отстают от возрастной нормы, называют ретардацией. Как и акселерация, ретардация может быть гармоничной – равномерное отставание всех параметров физического и нервно-психического развития – и неравномерной, дисгармоничной. Если темпы роста разных систем организма сильно отличаются друг от друга (отход от широкой групповой нормы), нарушается согласованность регуляции и возникает угроза дисгармоничности всего дальнейшего развития.

 

 

Вопрос

Рост - количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению.

Закономерности роста:

Необратимость. Человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве или младенчестве.

Постепенность. Человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающих последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этапов при нормальном развитии организм не может. Так, прежде чем прорежутся постоянные зубы, у человека должны появиться, а затем через определенное время выпасть молочные зубы.

Гетерохронность - изменение пропорций тела с возрастом — рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит гетерохронно (то есть не одновременно и неравномерно). Порядок развития и совершенствования органов зависит от их «нужности» и «полезности» для организма ребенка.

Гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей и подростков соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.

Понятие о «скачке роста». В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются росто­вые процессы, отмечаются феномены так называемых «скачков роста». В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей

Дети развиваются именно скачками, не постепенно, не каждый день по чуть-чуть, а скачками раз в несколько недель. Каждый скачок – болезненный

 

 

Вопрос.

Развитие — это качественные преобразования в многоклеточ­ном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и при­водят к качественным и количественным изменениям функций организма.

Дифференцировочные процессы, или дифференцировка, — это по­явление специализированных структур нового качества из мало специализированных клеток-предшественниц.

Особенности развития человека

· у человека периоды ускоренного роста чередуются с их замедле­нием;

· в первый год жизни и в период полового созревания идет наиболее интенсивный рост и развитие организма;

· во время роста изменяется соотношение длины головы и тела. У новорожденного оно составляет 1:4, у взрослого — 1:8;

· для развития мышления и двигательной активности очень важен период от 2 до 4 лет. «Маугли» — возвращенные в общество до это­го периода — развиваются до нормального человека, а после этого периода — не могут стать полноценными людьми.

Гетерохронность — рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит гетерохронно (то есть не одновременно и неравномерно). Порядок развития и совершенствования органов зависит от их «нужности» и «полезности» для организма ребенка. Так, например, сердце начинает работать на 3-й неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

системогенез — изби­рательное созревание и развитие функциональ­ных систем в анте- и постнатальном онтоге­незе.

«системогенез» отра­жает развитие в онтогенезе различных по функции и локализации структурных образо­ваний, которые объединяются в полноцен­ную функциональную систему, обеспечиваю­щую новорожденному выживание.

В настоящее время термин «системогенез» применяется в более широком смысле, при этом под системогенезом понимают процессы не только онтогенетического созревания функциональных систем, но и формирование и преобразование функциональных систем в ходе жизнедеятельности зрелого организма.

Теория основывается на экспериментальных исследованиях, показавших, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функциональную систему. Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении адаптивного существования и развития организма созревают в разные сроки постнатальной жизни. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития организма на каждом этапе онтогенеза, отражая надежность функционирования биологических систем.



2019-08-13 190 Обсуждений (0)
Особенности развития человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)