Особенности развития человека
Вопрос Предмет: Возрастная физиология – это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Задачи: -изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; -выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; -определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы); -установление закономерностей индивидуального развития. Методы: · Метод наблюдения - фиксирует изменения, возникающие в процессе естественной деятельности ребенка без вмешательства исследователя.
· Естественный эксперимент - изучает особенности развития детей в естественных, но различных условиях.
· Лабораторный эксперимент - ученые искусственно создают новые условия для развития ребенка и фиксируют их влияние на организм, сравнивая с контрольной группой, занимающейся по старому варианту.
· Метод поперечных срезов – выявляет функциональные нормативы отдельных систем на определенном возрастном этапе.
· Метод продольных срезов – многолетнее исследование одной и той же небольшой группы детей с целью изучения динамики становления функций
Курс возрастной физиологии призван раскрыть будущим педагогам основные закономерности развития детей в различные возрастные периоды. Знание этих закономерностей является важным фундаментом для более глубокого изучения и осмысления курса общей и педагогической психологии, педагогики. Возрастная физиология помогает вооружить студентов физиолого-гигиеническими основами организации учебно-воспитательного процесса школы, режима труда и отдыха учащихся. Возрастная физиология, таким образом, является базой для у будущего учителя научный подход к воспитанию детей. Это делает возрастную физиологию существенным звеном, естественнонаучной основой всей системы педагогического образования. Только в том случае, когда педагог знает возрастные физиологические особенности организма детей, он может наилучшим образом развивать их умственные и физические способности.
Вопрос
Онтогенез — индивидуальное развитие организма от оплодотворения или от момента отделения от материнской особи до смерти.
Этапы онтогенеза: 1. Образование зиготы – Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки 2. Образование бластулы – Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождаются ростом. Образуется многоклеточной шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится попасть-бластоцель 3. Образование гаструлы – Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели - гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы энтодермы, а затем развитие мезодермы. 4. Стадия нейрулы – Формирование важных частей зародыша – нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы. 5. Закладка и формирование органов-гистогенез – Процесс дифференцировки клеток и формирование органов. Возрастная периодизация онтогенеза - это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психическим признакам. Возрастные периоды - это сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза. В пределах трех возрастных этапов (эволюционного, стабильного и инволюционного) согласно схеме возрастной периодизации, одобренной Академией педагогических наук, выделяется двенадцать возрастных периодов постнатального развития. При этом до 7 и после 75 лет их границы не имеют половых различий. В промежутке между указанными возрастами границы этих периодов у женщин смещены на более ранние сроки, чем у мужчин.
Период новорожденности первый месяц жизни Грудной возраст 1 месяц – 1 год Раннее детство 1 – 3 года Первое детство 4 – 7 лет Второе детство 8 – 12 лет (мальчики) 8 – 11 лет (девочки) Подростковый возраст 13 – 16 лет (мальчики) 12 – 15 лет (девочки) Юношеский возраст 17 – 21 лет (юноши) 16 – 20 лет (девушки) Зрелый возраст, I период 22 – 35 лет (мужчины) 21 - 35 лет (женщины) Зрелый возраст, II период 36 - 60 лет (мужчины) 36-55 лет (женщины) Пожилой возраст 61 – 74 лет (мужчины) 55 - 74 лет (женщины) Старческий возраст 75 - 90 лет Долгожители 90 лет и старше В процессе индивидуального развития выделяют критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития: 1. время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез; 2. момент слияния половых клеток – оплодотворение; 3. имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза); 4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития); 5. стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя); 6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода); 7. момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к вне утробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация; 8. период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов; 9. подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность. сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе педагогическим и тренерским.Т.о. сенситивные периоды – это периоды высокой чувствительности детей к внешним влияниям, особой восприимчивости к тем или иным способам, видам деятельности, способам эмоционального реагирования, поведения, в которых происходит наиболее интенсивное развитие определённых систем организма и соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды приобретает особое значение. Для человека наиболее важными является три сенситивных периода. 1. до 2-3-х лет жизни, когда формируются соответствующие области мозга, совпадающие с формированием речи. 2. В возрасте 5-7 лет у ребёнка хорошо развиты моторика и речь, он умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время ещё недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребёнка ещё не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребёнка к систематическим занятиям. 3. В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий критический период: пубертатный. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым.
Вопрос Биологический возраст — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека. Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по биологическому возрасту. Критерии определения биологического возраста · зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков); · скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета); · зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов); · наследственность; · конституция человека; · зрелость интеллекта (уровень развития как личности).
Акселерация развития — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков. В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30—50 лет назад. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие. Особенности развития, при которых показатели роста и функциональной зрелости организма отстают от возрастной нормы, называют ретардацией. Как и акселерация, ретардация может быть гармоничной – равномерное отставание всех параметров физического и нервно-психического развития – и неравномерной, дисгармоничной. Если темпы роста разных систем организма сильно отличаются друг от друга (отход от широкой групповой нормы), нарушается согласованность регуляции и возникает угроза дисгармоничности всего дальнейшего развития.
Вопрос Рост - количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Закономерности роста: Необратимость. Человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве или младенчестве. Постепенность. Человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающих последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этапов при нормальном развитии организм не может. Так, прежде чем прорежутся постоянные зубы, у человека должны появиться, а затем через определенное время выпасть молочные зубы. Гетерохронность - изменение пропорций тела с возрастом — рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит гетерохронно (то есть не одновременно и неравномерно). Порядок развития и совершенствования органов зависит от их «нужности» и «полезности» для организма ребенка. Гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей и подростков соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды. Понятие о «скачке роста». В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, отмечаются феномены так называемых «скачков роста». В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей Дети развиваются именно скачками, не постепенно, не каждый день по чуть-чуть, а скачками раз в несколько недель. Каждый скачок – болезненный
Вопрос. Развитие — это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма. Дифференцировочные процессы, или дифференцировка, — это появление специализированных структур нового качества из мало специализированных клеток-предшественниц. Особенности развития человека · у человека периоды ускоренного роста чередуются с их замедлением; · в первый год жизни и в период полового созревания идет наиболее интенсивный рост и развитие организма; · во время роста изменяется соотношение длины головы и тела. У новорожденного оно составляет 1:4, у взрослого — 1:8; · для развития мышления и двигательной активности очень важен период от 2 до 4 лет. «Маугли» — возвращенные в общество до этого периода — развиваются до нормального человека, а после этого периода — не могут стать полноценными людьми. Гетерохронность — рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит гетерохронно (то есть не одновременно и неравномерно). Порядок развития и совершенствования органов зависит от их «нужности» и «полезности» для организма ребенка. Так, например, сердце начинает работать на 3-й неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка. системогенез — избирательное созревание и развитие функциональных систем в анте- и постнатальном онтогенезе. «системогенез» отражает развитие в онтогенезе различных по функции и локализации структурных образований, которые объединяются в полноценную функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание. В настоящее время термин «системогенез» применяется в более широком смысле, при этом под системогенезом понимают процессы не только онтогенетического созревания функциональных систем, но и формирование и преобразование функциональных систем в ходе жизнедеятельности зрелого организма. Теория основывается на экспериментальных исследованиях, показавших, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функциональную систему. Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении адаптивного существования и развития организма созревают в разные сроки постнатальной жизни. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития организма на каждом этапе онтогенеза, отражая надежность функционирования биологических систем.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |