Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и задачи психологической науки.



2019-08-13 124 Обсуждений (0)
Предмет и задачи психологической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности.Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности.

На пути становления психологии как науки, возникали различные школы, направления и концепции. По своему характеру они были разными, часто противоречили друг другу

Ассоциативная психология берет свое начало из древней философии. Психоаналитический подход был разработан З. Фрейдом

Аналитическая психология была основана швейцарским психологом К. Г. Юнгом Когнитивная психология (от лат. Знание, познание) - анализ различных аспектов мыслительной деятельности индивида.

Основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. Поэтому чаще всего в основу классификации отраслей кладут различные виды человеческой деятельности. Различают около 50 отраслей психологии в зависимости от характера деятельности. Психология труда изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни. Можно выделить педагогическую психологию, юридическую,военную, писхологию спорта, торговли, инженерную и другие отрасли психологии.

вопрос 2. Структура психологических наук. Принципы выделения отраслей психологии

тоже самое что и 1!!!!!!!!!!!

3.Классификация методов психологии.

 С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

Классификация Б.Г. Ананьева:

 1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

 2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод.

 3. Методы обработки данных: методы математической статистики, качественного описания.

 4. Интерпретационные методы: генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация).

 Метод - это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, Роговин).

 Классификация (Г. Пирьов):

 1. Собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.); наблюдение бывает объективное, непосредственно - опосредованное (анкеты, опросники), субъективный эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический.

 2. Методические приемы - вспомогательные методы (математические, графические, биохимические).

 3. Методические подходы (генетический, психофизиологический).

Классификация С.Л. Рубинштейна:

 1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический, , физиологический (или метод условных рефлексов).

 2. Приемы изучения продуктов деятельности.

 3. Беседа.

 4. Анкета.

4. Строение анализатора

Анализаторы (органы чувств) - сложные системы чувствительных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на животных и человека.

Каждый анализатор состоит из состоит из трех отделов:

 периферического отдела - органа чувств или рецептора, осуществляющего прием и преобразование энергии воздействующих раздражителей в процесс нервного возбуждения (глаз, ухо, кожа и др.);

 центрального отдела - подкорковых и корковых структур, которые осуществляют переработку нервных импульсов, приходящих из периферических отделов, в сенсорную информацию (ведущую роль в этом процессе играют проекционные зоны коры больших полушарий головного мозга).

 связующего звена - проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным.

5. Понятие об ощущениях и их виды.

ощущения - психический процесс отражения в коре головного мозга, отдельных свойств, предметов и явлений.

классификация ощущений по месту расположения рецепторов:

1. экстероцептивные (извне, снаружи) рецепторы располагаются на поверхности тела человека

первая группа - дистантные (зрение слух, обаяние)

вторая группа контактные

2.интероцептивные(внутри) рецепторы располагаются внутри человека

3.Проприоцептивные(в мышцах и суставах человека)

свойства ощущений:

1.сенсибилизация (повышение порога чувствительности- слепой, глухой)

2.синестезия (это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений характерных для другого, видеть лимон)

3.сенсорная адаптация (это привыкание органов чувств к действующему раздражителю)

6. Восприятие и его основные свойства.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства:

 Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание,движение.

 Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:

 объединение разных элементов в целом;

 независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

 Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

 Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.

 Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.

 Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.п.

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации Личности.

Итог:Восприятие – активный процесс, состоящий из участия двигательных компонентов анализаторов (движение руки, глаза и т.п.), возможности в процессе восприятия, активно перемещать свое тело. При восприятии формируется адекватный образ предмета.

7. Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.В основе одной из классификаций восприятия, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Обычное восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов.Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

виды восприятия:

 зрительное,

 слуховое,

 осязательное,

 кинестетическое,

 обонятельное,

 вкусовое

и В. пространства, времени и движения

8. Общее представление о памяти. Характеристика основных процессов памяти.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал Роль памяти: - память играет основную роль в процессе обучения, т.е. выполняет познавательную функцию.Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека.у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание — Это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания.

Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что Узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.



2019-08-13 124 Обсуждений (0)
Предмет и задачи психологической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет и задачи психологической науки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (124)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)