Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Различия в понимании стоимости в марксистской и немарксистской литературе.



2019-08-13 220 Обсуждений (0)
Различия в понимании стоимости в марксистской и немарксистской литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сторонники трудовой теории стоимости (К.Маркс) считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу, потому что они имеют общую основу- труд. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств товара - масса, объем, форма и т.д., а только трудовые затраты. Необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, но потребительные стоимости различных товаров, как качественно разнородные, с точки зрения теоретиков трудовой стоимости являются количественно несоизмеримыми. Однако современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности - К. Менгер, Е. Бен-Баверка, Ф. Визеро. Не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность, причем именно проблема сравнения, соизмерения различных полезностей занимает важнейшее место в их учении.

Если же стоимость товара определяется затратами труда на его производство, но труда какого качества и какова должна быть продолжительность этого труда, созидающего стоимость? Непосредственным измерителем трудовых затрат является в теории трудовой стоимости рабочее время. Стоимость товара будет определяться не индивидуальным рабочим временем, затраченным на производство единицы товара, а так называемым общественно необходимым рабочим временем. Эта категория характеризует время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Но вновь возникает вопрос – это труд простой или сложный? Квалифицированный или неквалифицированный? Умственный или физический? Труд, результатом которого является физически осязаемая вещь или это услуга? Так, например, К. Маркс такого разнообразия вопросов не ставит, кроме проблемы простого и сложного труда. По его мнению, сравнительно сложный труд выступает в стоимости как умноженный или возведенный в степень простой труд, поэтому меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Но чем (или кем) определяются коэффициенты, сводящие сложный труд к простому труду? Внятного ответа трудовая теория на этот вопрос не дает.

Согласно теории трудовой стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда. Только на рынке стоимость получает свою форму выражения в виде меновой стоимости. Проще говоря, стоимость создается в производстве, а проявляется на рынке. И вот здесь-то возникают выражения теоретиков предельной полезности. В чем их суть? Если товар приобретается на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затраты труда на производство товара как общественно необходимые, а потому, что данный товар для покупателя обладает определенным полезным эффектом; покупатель ценит этот товар. Недаром, как уже отмечалось, на русский язык слово «стоимость» в конце 19 – начале 20 в.в. переводилось, в частности с немецкого, именно как «ценность», и это был более точный перевод. Ценность – это категория во многих (если не во всех) отношениях субъективная. Следовательно, согласно учению австрийской школы, стоимость (ценность) никоим образом не может быть свойством, объективно присущим вещи. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и придают произведенному благу свойство стоимости. Таким образом, трудовая стоимость – лишь фантом, а действительная стоимость (ценность) конституируется лишь на рынке и вне рынка просто не существует.

Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Да и сами затраты труда на производство тех или иных товаров осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях. Да и кем, или чем определяется сама общественная необходимость в тех или иных затратах труда? Сказать просто – рынком – это, безусловно верно, но неполно, слишком обще. По мнению сторонников теории предельной полезности, только полезность товара может придать затратам труда так называемый общественно необходимый характер.

Чем определяется стоимость букета диких цветов, которые сорвала в обход закона бабушка и торгует ими на вокзальной площади? Чем определяется стоимость картины Ван-Гога? Продолжительностью индивидуального времени на собрание цветов или времени Ван-Гога на изготовление картины? Согласно теории трудовой стоимости, не индивидуальным временем, а общественно необходимым. Но что является общественно необходимым временем в данных случаях? Можно заметить, что приведенные примеры не типичны, так как они касаются свободно не воспроизводимых товаров. Тогда другой пример, не свежие, а тухлые куриные яйца. В Китае их стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем. Однако в Российских глубинках эти яйца не будут куплены, так как они не имеют потребительной стоимости.

 

3. Глава. Деньги.



2019-08-13 220 Обсуждений (0)
Различия в понимании стоимости в марксистской и немарксистской литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Различия в понимании стоимости в марксистской и немарксистской литературе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)