Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реконструкция и приспособление памятников архитектуры.



2019-08-13 1351 Обсуждений (0)
Реконструкция и приспособление памятников архитектуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Помимо исторической и художественной ценности памятники архитектуры обладают и непосредственно материальной, утилитарной ценностью (за исключением арок, колонн, обелисков, руин сооружений глубокой древности).

Наделение памятников той или иной современной функцией создает необходимые условия для их постоянного поддержания и сохранения.

Иногда в исторических зданиях оказывалась утраченной та функция, ради которой они были созданы (феодальные замки, дворцы и многие другие виды сооружений), иногда настолько существенно менялись планировочные, технологические, санитарно-гигиенические и иные требования, что здания оказывались уже непригодными для традиционного использования (больницы, производственные здания, многие жилые постройки и др.). В результате создавались предпосылки для перестройки старых зданий, их слома, плохого ухода, что, в свою очередь, вело к быстрому разрушению. Отсюда возникает настоятельная потребность в наделении памятников архитектуры новой функцией. Правильный выбор новой функции — первейшая задача подготовки к использованию, от него более всего зависит дальнейшая судьба памятника. При решении этой задачи, естественно, учитываются местные потребности в размещении тех или иных учреждений, имеющиеся площади, транспортные возможности и многое другое, но определяющими остаются социально-культурная ценность памятника и требования его сохранности как целостного архитектурного организма.

Для наиболее совершенных сооружений нередко бывает возможен лишь один вид использования— создание условий для наиболее широкого ознакомления с ними, их музеефикация(следует отличать музеефикацию памятника от его приспособления под музей).

При определении новой функции памятников предпочтение обычно отдается использованию их под культурно-общественные учреждения: музеи, концертные и лекционные залы. Широко практикуется также размещение в памятниках архитектуры административных учреждений, научно-исследовательских институтов, проектных организаций. Из-за сильно изменившихся санитарно-гигиенических требований не всегда удается сохранять за старыми зданиями их прежнюю жилую функцию, хотя в принципе такое сохранение всегда желательно.

Часто наделение здания новой функцией влечёт за собой реконструкцию памятника, т.к. новое приспособление подразумевает частичную замену старых кострукций новыми, изменение конструктивных особенностей здания.

Важным требованием является также целостность функционального назначения не только отдельного памятника, но и такого архитектурного ансамбля.

Обязательным условием приспособления должно быть абсолютное уважение к приспосабливаемому памятнику, недопустимость его повреждения. Должно выполняться требование физической сохранности памятника, а также необходимо обеспечить сохранение условий восприятия памятника.

При всем разнообразии возможного подхода к решению возникающей задачи возможны три основных направления. Одно из них — подделка под стиль памятника, что широко практиковалось в прошлом и что в некоторых случаях может граничить с фальсификацией. Диаметрально противоположное направление— внесение в исторический интерьер резко контрастных по стилистике элементов, выдержанных в формах подчеркнуто современной архитектуры. Третье направление связано с поисками срединного пути: создание элементов интерьера откровенно новых, но вместе с тем художественно увязанных со старой архитектурой и как бы подчиненных ей. Приспособление памятника к современной функции предусматривает наделение его необходимым инженерным оборудованием, обеспечивающим комфортные условия пребывания. Значительные ограничения при приспособлении памятника накладываются на пробивки и штрабление стен, сводов и потолков. Они должны быть не только сведены к минимуму, но и сосредоточены в тех местах, где они способны в наименьшей степени нарушить ценные элементы памятника.

 

16. Систематизация технологий реставрационно-восстановительных работ.(см. вопрос 18) Все технологии можно разделить на 2 большие группы: - традиционные технологии - современные технологии -Традиционные технологии используются при воссоздании утрат; эти технологии, в свою очередь, делятся на: забытые (1 и 2) и действующие (3): Утраченные (действительно утраченных очень мало; примеры: крепость Масада в Израиле, в РБ – один из крестов с материалом, похожим на гранит) Вытесненные (сюда относится бОльшая часть забытых технологий: их не утратили, а перестали применять в силу целесообразности; используются при воссоздании фрагментов памятников, в этом заключается аутентичность мастерства) Действующие до настоящего времени (их можно подразделить на: - применяемые в реставрации - не подходящие для реставрации - не соответствующие условиям) -Современные технологии (при восстановлении качеств сохранившихся фрагментов пам-в лучше использовать только новые технологии)  

БИЛЕТ 9

17.              Дополнение фрагментов архитектурных памятников. Возможны варианты дополнения -воссоздание( по историческим документам) -дополнение (дополняемые объекты должны представлять эстетику современного поколения, в обязательном порядке отличаться от исторических и воссозданных, должны быть фоновыми и типовыми) -завершение нереализованной ранее идеи (пример галереи костела Симеона и Алены(но там не удалось реализовать))    

18. Специфика и область применения реставрационных технологий.

Реставрационные технологии- только новые. При воссоздании-применяются традиционные. (см. вопрос 16)

Область применения : восстановление прочностных, сущностных качеств(характер поверхности, цвет, текстура)

Область применения – фрагменты, сохранившиеся на момент начала реставрации.

Необходимо обеспечивать влагозащиту, биозащиту, укрепление кладки

 Технологии реставрации:

Методы усиления:

-армирование кладки

-взять фрагмент в обойму и по обойме заштукатурить – если методы не походят, убираем нагрузку

Восстановление поверхностей

Специфика реставрационных технологий

1)где можно не вмешиваться - лучше не вмешиваться

2)важно знать традиционные методы, но в реставрационных работах по возможности применять новейшие

3)развитие реставрационных технологий- не то же самое, что развитие технологий вообще

Вариант записей с консультации от Н.Б.

Специфика работы с сохранившимися фрагментами

Нейтрализация действия времени; здесь лучше использовать только современные технологии.

Этапы:

- биозащита

- камнеукрепление (сюда – про методы усиления)

- гидрофобизация

                   2. При работе с сохр-ся фрагментами отдельно следует выделить консервацию – комплекс технич. мероприятий; для обесп-я долгосрочной или временной сохранности объектов. Одних только средств консервации недостаточно для спасения объекта (в климате РБ)

                   3. Специфика работы с воссоздаваемыми фрагментами

Это область применения вытесненных технологий – для аутентичности мастерства

БИЛЕТ 10

19. Факторы формирования облика сохранившихся на момент начала реставрации фрагментов архитектурных памятников, их влияние на выбор методики проведения реставрационно-восстановительных работ. Факторы формирования облика: 1) фантазия человека, замысел автора 2) события истории 3) воздействие природы Влияние: 1, 2 – реставрация - уникальный: консервация - тиражированный: 1 – консервация, остальное реставрация.   

20. Специфика и область применения традиционных технологий, применявшихся при создании архитектурных памятников.

 

Используются для воссоздания объектов. Для придания полной аутентичности.

Традиционные технологии используются при воссоздании утрат; эти технологии, в свою очередь, делятся на: забытые (1 и 2) и действующие (3):

1. Утраченные (действительно утраченных очень мало; примеры: крепость Масада в Израиле, в РБ – один из крестов с материалом, похожим на гранит)

2. Вытесненные (сюда относится большая часть забытых технологий: их не утратили, а перестали применять в силу целесообразности; используются при воссоздании фрагментов памятников, в этом заключается аутентичность мастерства)

3. Действующие до настоящего времени (их можно подразделить на:

- применяемые в реставрации

- не подходящие для реставрации

- не соответствующие условиям)

Осуществление реставрационных дополнений связано с соблюдением некоторых специфических требований. Одно из них — знание строительной технологии прошлого и умение воспроизвести ее в новых частях.

Обращение к традиционным материалам и строительной технике обеспечивает гармоничное зрительное сочетание старых и новых частей, что часто оказывается совершенно необходимым. Вместе с тем использование традиционных строительных методов повышает значение мер специального зрительного выявления— сигнации новых включений. До сего времени не выработано унифицированной условной системы обозначения реставрационных дополнений. Опыт показывает, что методы и мера сигнации должны зависеть от характера памятника. Подчеркнутое отличие цвета и фактуры новых частей от подлинных более уместно для археологических объектов, не обладающих композиционной цельностью; в иных случаях более пригодны нюансные средства. Сигнация вообще более принята для основного материала стен. В тех случаях, когда поверхность стен отштукатурена, окрашена или скрыта обшивкой, к сигнации этой поверхности обычно не прибегают во избежание неблагоприятного зрительного эффекта. Подчеркнуто обозначаются, как правило, не все включения, а наиболее значительные как по размерам, так и в смысловом отношении. Распространенные средства обозначения — оконтуривание новых включений цветным или заглубленным швом, использование кирпича со специальной маркировкой (рис. 24—28).При менение контрастных по цвету и фактуре материалов встречается очень редко. Во многих случаях даже при воспроизведении в новых частях традиционной для памятника технологии сигнация не требуется, поскольку древние части резко выделяются за счет естественной патины. В этих случаях контраст между подлинными частями и реставрационными добавлениями имеет тенденцию со временем сглаживаться, и реставратору необходимо иметь в виду не только непосредственно достигаемый зрительный эффект, но и ситуацию, которая должна сложиться в более отдаленной перспективе.

 

БИЛЕТ 11

21. Факторы, угрожающие сохранности памятников архитектуры.

Подразделяются на 2 группы:

 - противоправные действия (вандализм например)

- бездействие, неприятие мер

Памятники архитектуры, соборы, музеи, находящиеся в условиях эксплуатации, подвергаются воздействию окружающей среды, такому как:

-солнечная радиация, оказывающая тепловое и ультрафиолетовое воздействие, неблагоприятно сказывающееся на долговечности наружных ограждений;

-ветер, вызывающий эрозию наружных ограждений;

-влага, разрушающая здания как снаружи, так и внутри.

Воздействие перечисленных разрушающих факторов на памятники архитектуры в значительной степени усугубляется их возрастом, изменившейся экологической обстановкой и необходимостью при ремонтно-строительных работах сохранять исторически достоверный облик зданий.

Из перечисленных факторов на первом месте стоят разрушения строительных конструкций памятников архитектуры, вызываемые миграцией влаги.

Факторы, вызывающие увлажнение памятников архитектуры, могут быть разделены на три группы:

-увлажнение атмосферной влагой (дождь, туман, снег);

-грунтовой влагой (капиллярное подсасывание, колебание уровня грунтовых вод, разрушение гидроизоляции);

-конденсационной влагой (выпадение конденсата на внутренних стенах по причине нарушения оптимального тепловлажностного режима).

К основным причинам физического разрушения объектов относятся:

-Подтопление паводковыми водами.

-Подтопление грунтовыми и техногенными водами

-Оползневые процессы

-Активное экономическое освоение регионов приводит к многочисленным фактам разрушения памятников археологии.
-Загрязнение воздушного бассейна производственными объектами, автотранспортом и коммунальным хозяйством способствует формированию химически агрессивной среды, что ведет к деградации памятников деревянного зодчества, кирпичной кладки, покрасочных слоев, штукатурки, декора.
-Транспортная вибрация вызывает ухудшение состояния ряда памятников истории и культуры

-Бесконтрольное наращивание культурного слоя в городах часто приводит к нарушению температурно-влажностного режима памятников, ослаблению фундаментов и стен памятников с последующим искажением их внешнего вида

-Распашка территории памятников для различных хозяйственных целей

-Отсутствие пользователей (использования) памятников

-Вандализм в его различных проявлениях

Помимо непосредственного разрушения памятников в результате природных или антропогенных воздействий также следует выделить нерегулируемую застройку исторических городов и территорий и зон охраны многих ценнейших памятников.

 

22. Способы демонстрации стилистических наслоений памятников архитектуры.

                   Зондажи в зависимости от способа их производства и степени внедрения в структуру памятника могут быть разделены на несколько видов: зондажи красочных слоев, зондажи с удалением штукатурки или тесовой обшивки, зондажи с разборкой кладки. Кроме того, к зондажам тесно примыкают такие раскрытия, как исследование  чердаков и иных замкнутых пространств, а также разборка завалов внутри здания.

                   Зондирование красочных слоев производится с целью получить сведения об отделке, цвете, фактуре поверхностей внутренних и наружных стен. Производится оно путем послойной расчистки с тем, чтобы выявить не только самый нижний, но и все последующие красочные слои. Искать остатки старого цвета следует прежде всего в тех местах, которые при очистках поверхностей, проводившихся во время прежних ремонтов, должны были пострадать менее всего: в заглублениях под карнизами, в углах ниш и т.п. Расчистка, производится острым скальпелем, иногда приходится размягчать слои плотных масляных покрасок при помощи компрессов.

                   Зондажи с удалением штукатурки в основном производятся для выявления характера кладки и сохранившихся следов перестроек. Иногда под поздней штукатуркой открываются слои более ранних обмазок, покрасок или даже росписей. В этом случае дальнейшее раскрытие производится так же, как при зондировании красочных слоев. Однако чаще всего под штукатурным слоем обнаруживается поверхность кирпичной или каменной кладки, полностью обнаженная либо с остатками покрасок или побелки. Прежде всего становится известной техника кладки, которая может оказаться различной в разных частях памятника, что обычно указывает на их разновременность. Характер кладки сам по себе является датирующим признаком. Зондажами могут быть вскрыты стыки разновременных кладок. В этом случае часто устанавливаются границы отдельных частей памятника, иногда выявляется профилировка. Снятие штукатурного слоя позволяет обнаружить заложенные проемы, ниши, гнезда, заделанные штрабы. Кроме того, при удалении штукатурки обычно выявляются очертания сбитых элементов, которые раньше выступали из поверхности стены: карнизов, консолей, лопаток, оконных и дверных обрамлений, а также обломанные хвосты металлических связей или крючьев, румпы изразцов и т.п.

                   В некоторых случаях зондажи на поверхности стен производятся не для поисков остатков старых архитектурных форм, а для выяснения технического состояния здания. Нередко на месте едва заметных на штукатурке трещин, кажущихся малосущественными, после ее удаления обнаруживаются старые очень серьезные повреждения, целая сеть широких трещин, вывалы кладки и т.п.

                   Зондажи с разборкой кладки в наибольшей степени связаны с нанесением памятнику механических повреждений. На стадии подготовки проекта реставрации они в отличие от описанных выше видов зондажей выполняются в ограниченном количестве, чтобы основной объем разборок осуществлялся в условиях реставрационного производства. Отчасти это обусловлено трудоемкостью самого процесса зондирования, но главным образом связано с часто возникающей необходимостью оперативного принятия мер по укреплению раскрытых остатков. Поэтому выбор места для таких зондажей требует особой продуманности.

                   Разборка кладки позволяет обнаружить скрытые при перестройках элементы, сохранившиеся не только в виде следов на плоскости, но и в объеме. Так, у более ранней части здания в местах примыкания позднейших стен могут сохраняться архитектурные детали, которые на остальном протяжении фасадов были сбиты при прежних переделках: лопатки или пилястры, цоколи, карнизы.

 

 

БИЛЕТ 12

 

23. Специфика реставрации ландшафтных памятников архитектуры.

                   Работа по восстановлению парковых комплексов — самостоятельный и сложный раздел реставрации, требующий больших специальных знаний. Парки — особый вид архитектурных памятников, в которых основным материалом в руках человека служат элементы природы: деревья, кусты, трава. Парки часто имеют существенное мемориальное значение.

                   Другая важная особенность парков — изменчивость, подверженность сезонным и возрастным изменениям. В силу этого парк не обладает той стабильностью форм, которая свойственна архитектуре и сами его создатели предусматривали динамику его развития.

                   При реставрации парков возникают вопросы, свойственные реставрации вообще, такие, как определение отношения к поздним наслоениям. Специфика данных наслоений состоит в том, что они бывают не только сознательно внесены рукой человека, но порой представляют нарушения стихийного порядка.

                   Все это указывает на большую теоретическую сложность решения основных методических вопросов, возникающих при реставрации парков. Стремление к сохранению подлинности элементов парка, на которых в значительной степени зиждется его мемориальная ценность, вступает в противоречие со стремлением вернуть характерные соотношения, которые он имел в начальный период существования. По большей части реставрация идет по пути компромисса, при котором ни та, ни другая задача полностью не достигается.

                   Наиболее бесспорными считаются меры по расчистке парков от растительности, распространяющейся путем самосева и нарушающей композицию, заложенную его создателями. Иногда в пейзажных парках сознательно сохраняются отдельные группы самопроизвольно выросших деревьев, если они не противоречат основным композиционным особенностям. Теоретически столь же обоснованна подсадка молодых деревьев соответствующих пород на место отмирающих старых, что ведет к постепенному омоложению растительности без резких изменений облика парка в целом. По отношению к пейзажным паркам такая практика применяется довольно широко. Противоположный метод — единовременная смена всех посадок — практикуется преимущественно в регулярных частях парков. Он позволяет с большой полнотой воссоздать атмосферу такого парка, вернуть утраченные соотношения между сохранившимися архитектурными сооружениями и непосредственно связанным с ними пространством, отданным зелени. Эти соотношения устанавливаются еще более полно при возможности достоверного восстановления рисунка партеров и характерных для старых парков малых архитектурных форм: трельяжей, беседок и т.п. (рис. 29). Но чаще всего это достигается ценой уничтожения старых деревьев, подлинных свидетелей жизни парка в течение длительного времени, поэтому такое решение редко признается бесспорным.

                   Реставрация памятников садово-паркового искусства осложняется рядом технических трудностей: ограниченной возможностью уживания соседствующих деревьев разного возраста, утратой к настоящему времени многих видов декоративных растений, применявшихся в садоводстве XVIII в., и др. Значительные сложности возникают и в связи с изменением традиционного использования парков, которые в период создания не были рассчитаны на те потоки посетителей, которые возникают в настоящее время, когда они стали объектом массового посещения. Это вызывает необходимость расширения аллей, т.е. искажения памятника в целях его сохранения.

                   Существование названных выше проблем делает реставрацию парков одной из наиболее сложных областей реставрации памятников архитектуры

 

 

24. Взаимоотношение существующих, воссоздаваемых и дополняемых фрагментов архитектурных памятников.

                   Реставрация состоит из двух операций: раскрытия памятника путем удаления поздних искажающих его элементов и восстановления утраченных элементов.

                   Раскрываемый подлинник очень редко оказывается полностью сохранившимся. Почти всегда он имеет те или иные утраты, и часто требуется частичное дополнение подлинника либо в виде восстановления утраченных архитектурных элементов, либо в виде более наглядного показа их остатков. Осуществление реставрационных дополнений связано с соблюдением некоторых специфических требований. Одно из них — знание строительной технологии прошлого и умение воспроизвести ее в новых частях.

                   Обращение к традиционным материалам и строительной технике обеспечивает гармоничное зрительное сочетание старых и новых частей, что часто оказывается совершенно необходимым. Вместе с тем использование традиционных строительных методов повышает значение мер специального зрительного выявления— сигнации новых включений. До сего времени не выработано унифицированной условной системы обозначения реставрационных дополнений. Опыт показывает, что методы и мера сигнации должны зависеть от характера памятника. Подчеркнутое отличие цвета и фактуры новых частей от подлинных более уместно для археологических объектов, не обладающих композиционной цельностью; в иных случаях более пригодны нюансные средства. Сигнация вообще более принята для основного материала стен. В тех случаях, когда поверхность стен отштукатурена, окрашена или скрыта обшивкой, к сигнации этой поверхности обычно не прибегают во избежание неблагоприятного зрительного эффекта. Подчеркнуто обозначаются, как правило, не все включения, а наиболее значительные как по размерам, так и в смысловом отношении. Распространенные средства обозначения — оконтуривание новых включений цветным или заглубленным швом, использование кирпича со специальной маркировкой (рис. 24—28).

                   Применение контрастных по цвету и фактуре материалов встречается очень редко. Во многих случаях даже при воспроизведении в новых частях традиционной для памятника технологии сигнация не требуется, поскольку древние части резко выделяются за счет естественной патины. В этих случаях контраст между подлинными частями и реставрационными добавлениями имеет тенденцию со временем сглаживаться, и реставратору необходимо иметь в виду не только непосредственно достигаемый зрительный эффект, но и ситуацию, которая должна сложиться в более отдаленной перспективе.

Фрагменты и конст-ции историко-культурных ценностей

 

Существующие на момент начала реставрации

Дополняемые

Представляет ист-культ ценность

Балласт

Воссоздаваемые

Вновь вводимые

Многослойные Однослойные
         

 

 

БИЛЕТ 13

25. Понятие об обосновании научно-проектных решений при разработке проектно-сметной документации по реставрации памятников архитектуры

Конспект: В обоснование включают разделы комплексные изыскания, проектные изыскания, проектная концепция.

Книга: По объему научные обоснования нередко превосходят проектные материалы. Обоснование научно-проектных решений строится на анализе результатов проведенного исследования (историко-библиографических, архивных, археологических, обмерных, зондажных). В текстовой и иллюстративной части:

 1) что представляет собой памятник в данный момент и в какой степени сохранились в нем подлинные элементы первоначальной архитектуры и архитектуры последующих периодов; 2) какие из утра­ченных форм памятника могут быть точно реконструированы на основе полученной в ходе исследования ин­формации;

3) историческое и художественное зна­чение памятника в целом, ценность ос­новных позднейших наслоений, мотивировка предусмотренных реставрационных до­полнений.

 

26. Сравнительная характеристика архитектурных ансамблей и комплексов

Закон: Ансамбль - группа изолированных или объединенных строений, сооружений и иных объектов (вместе с окружающей средой), которые расположены на исторически сформированной территории, а также связанные с ними произведения изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства; произведения изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства и некрополи (вместе с окружающей средой), которые созданы одновременно или в течение определенного хронологического периода; комплекс - группа изолированных или объединенных строений, сооружений и иных объектов (вместе с окружающей средой).

Конспект: В ансамбле два или более объектов, объединенных территориально, построены по единому замыслу с использованием зачастую одинаковых приемов одними и теми же исполнителями. К комплексам относят исторические центры городов, например Дрезден (разбомбили в 1945) задумывался как город-столица, крепость в Кронштадте, центр Минска ("крест" дорог прошел через замчище, разрушив целостность).

Википедия: Архитектурный ансамбль - гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства. Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей, ландшафта, рельефа(например, церкви, которые строились на высоком берегу Волги). Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса. Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Сенатская площадь с фигурой Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).

Некоторые типы архитектурных ансамблей: Ансамбль площади (Площадь Сан-Марко в Венеции, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве, Староместская площадь в Праге); Ансамбль крепости (Московский кремль, Пражский Град, Альгамбра в Гранаде); Дворцово-парковый ансамбль (Версаль, Петергоф); Усадебный ансамбль (Архангельское, Останкино); Монастырский ансамбль (Монастырь Святой Екатерины на Синае, Киево-Печерская лавра, Гегард).

 

БИЛЕТ 14

27. Аутентичность материала и аутентичность мастерства

 

Википедия: Аутентичностью архитектурных памятников называется их оригинальность, подлинность, соответствие первоначальному виду. Под аутентичностью памятников архитектуры подразумевается достоверность пропорций, деталей, стилистики, материалов, особой техники и авторского стиля изначальному виду здания.

Статья в "Архитектура и строительство" о реставрации Мирского замка:

В методическом плане выделяется аутентичность замысла; материала; мастерства; среды; использования. В части аутентичности материала и мастерства периодизация наслоений не оказывает никакого влияния на отношение к тому либо иному фрагменту. Наследие каждого из периодов одинаково важно для истории. Консервация (приоритет аутентичности материала) в наибольшей степени выявляет следы "нематериализованных" эпох. Концентрация внимания на разрушениях в значительной мере пригодна для демонстрации периода упадка. Для выравнивания условий читаемости стилистических наслоений, сформированных воплощенной в материале фантазией человека, следует системно определить научно обоснованное сочетание приемов консервации, реставрации и воссоздания. Уникальные фрагменты лучше сохранять в дошедшем до нас состоянии (консервировать), тиражированные же можно реставрировать и воссоздавать, сохранив нетронутыми наиболее цельные образцы. По факторам формирования приоритет реставрации отдается поверхностям, искаженным природными воздействиями, а следы исторических событий предпочтительнее консервировать.

Аутентичность мастерства. Решающим фактором выбора технологии выполнения работ принята их способность гарантировать безусловную сохранность памятника. Применение только традиционных ремесленных приемов не способно обеспечить безусловную сохранность памятника. Время и природа видоизменили материалы оригинальных конструкций, деструктировав и насытив их солями и биологическими загрязнениями, поэтому реставрация становится все больше связанной с химией. Аутентичный материал в первую очередь необходимо бережно очистить, избавить и защитить от биологических загрязнений, укрепить и предотвратить опасность насыщения влагой (основным врагом материальных ценностей). Материалы, применяемые на каждом из перечисленных этапов, должны быть взаимно совместимы.

28. Воссоздание фрагментов архитектурных памятников.

Воссоздание - включает в себя все задачи обычной реставрации, но конечной целью ставит полное восстановление сильно пострадавшего от времени, переделок и разрушений памятника. Материальная форма, создаваемая вновь, выступает здесь не в качестве носителя былой подлинности, но как символ утраченной вещи. Поэтому основным критерием реконструкции-воссоздания может быть только достоверность новой формы . Воссозданные заново фрагменты архитектурных памятников , не могут более претендовать на значение памятников искусства, но воспроизводятся лишь для единства общей архитектурно-пространственной композиции. Подлинник очень редко оказывается полностью сохранившимся. Почти всегда он имеет те или иные утраты, и часто требуется частичное дополнение подлинника либо в виде восстановления утраченных архитектурных элементов, либо в виде более наглядного показа их остатков. На этом принципе основана реставрация некоторых среднеазиатских мечетей и медресе, где при восстановлении аркад внутренних дворов была заново выполнена из поливных кирпичей разгранка майоликовых панно, в то время как сами панно в местах утрат дополнены обычной кладкой, что позволило воссоздать архитектурный ритм и пропорции, очень существенные для восприятия памятника, и одновременно избежать какого-либо намека на фальсификацию.

 

БИЛЕТ 15

29. Условия эффективности консервации фрагментов архитектурных памятников.

Консервация - совокупность мер, обеспечивающих на длительное время сохранение облика, механической прочности и химической инертности памятников истории и культуры, археологических находок, произведений архитектуры, изобразительных и декоративных искусств. Каждый фрагмент архитектурного памятника являться уникальным, в том числе с позиций формирования микроклиматических условий и влияния на его воздействия наружного климата, объемно-планировочных решений, теплозащитных качеств наружных и внутренних ограждений, назначения памятника и режима его эксплуатации и т.д. При консервации памятника и его фрагментов специалисты в области инженерного оснащения и строительной теплофизики обязаны при выборе расчетных показателей внутреннего микроклимата и наружного климата учитывать все особенности, так же должны предшествовать серьезные архитектурные исследования . В памятнике далеко не все равноценно ,и консервация часто включает в себя отдельные элементы реставрации, потому, что восстановление старых конструкций, включение их в работу остается одним из наиболее действенных методов укрепления памятника, так же рекомендуется использовать скрытые конструкции. Консервация должна предусматривать возможность последующего раскрытия фрагмента памятника, выявления ценных в художественном отношении элементов. Консервацией. должны ограничиваться работы по элементам памятника, носящим отпечаток индивидуального творчества мастера-исполнителя (например, скульптурное убранство фасадов Дмитриевского собора во Владимире, частично замененное и дополненное при реставрации XIX в., при современных работах подвергалось уже только профилактическому укреплению).

 

 

30. Археологические исследования памятников архитектуры, роль архитектора в их проведении.

Археологические раскопки — неотъемлемая часть предварительных исследований и реставрационных работ на памятнике архитектуры. «Скелетом» культурного слоя служат остатки архитектурных комплексов .Основная задача, стоящая перед архитектором при проведении архитектурно-археологических раскопок в реставрации, — максимально тщательное изучение культурного слоя, заполняющего и окружающего памятник архитектуры, раскрытие сложной картины их взаимосвязи. Слой существует как материальная данность только до начала исследований, а по мере осуществления раскопок параллельно сбору данных о памятнике происходит постепенное уничтожение источника этой информации. Не прочитанные или не зафиксированные сведения утрачиваются навсегда и не могут быть проверены или повторно получены при исследовании аналогичных объектов. Культурный слой памятника хранит также бесчисленные архитектурные детали, существенно обогащающие представления реставраторов о внешнем виде здания. В нем обнаруживают целые блоки упавших кладок с частями древнего декора, россыпи мелких фрагментов резьбы, кирпич разных типов, черепицу и т.д.

 

БИЛЕТ 16

31. Изучение аналогов историко-культурных ценностей в целях обоснования принимаемых проектных решений.

Без знания аналогий невозможна оценка места, занимаемого памятником в ряду других сооружений.

При натурных раскрытиях сопоставление памятника с аналогиями становится более полным и глубоким, что позволяет охарактеризовать историко-архитектурное значение памятника, что немаловажно при определении направленности реставрации.

Привлечение в качестве аналогий других, лучше сохранившихся сооружений, позволяет на ранней стадии работ высказать предварительные соображения о его возможных переделках и вероятном первоначальном облике, что является основой рабочей гипотезы исследования.

Сопоставление памятника с аналогиями помогает построить наиболее рациональн

2019-08-13 1351 Обсуждений (0)
Реконструкция и приспособление памятников архитектуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реконструкция и приспособление памятников архитектуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)