Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Естественное состояние



2019-08-13 184 Обсуждений (0)
Естественное состояние 0.00 из 5.00 0 оценок




Абсолют

 самодостаточная, вечная духовная реальность, в которой как в своей основе коренится бытие всего сущего. В монотеистических религиях, религиозно-философских и теологических концепциях понятию абсолюта соответствует представление о Боге.

 

 

 

Абсолютная идея

центральное понятие философии Гегеля. Абсолютная идея как абсолютная субстанция, внутрено присущая миру и определяющая его развертывание.

 

 

Автаркия

исключительно внутреннее состояние, внутренняя свобода, не зависящая от случая и внешних условий.

 

 

      

Аксиология

философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

 

Альтруизм

нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был введен в оборот О. Контом, развивавшим традиции британской моральной философии 18 в., для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм.

 

 

 

Анализ

процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).

 

 

 

Аналогия

отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии – вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами.

 

Антропный принцип

один из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами Вселенной (Метагалактики) и существованием в ней человека, наблюдателя. Термин «антропный принцип» предложил английский математик Б. Картер (1973): «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей».

 

 

 

Б

Безобразное

одна из основных эстетических категорий, оппозиционная прекрасному; обозначает то, что вызывает негативные эмоциями, чувство неудовольствия, отвращения

 

 

 

Бессознательное

неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное

 

 

Благо

состояние и условие совершенства, осуществленного бытия; одно из традиционно принятых имен божественного начала в средиземноморско-европейской (иудео-христианской) культуре.

 

 

Бог

 в религиях мира и философских системах Высшее Существо, создающее и устрояющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, назначение и закон.

 

 

 

Бытие

одно из центральных понятий философии, обозначающее то что существует. «Понятия «сущее», «сущность», «существование», «субстанция» производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты.

 

 

 

В

Вера

психологическая установка признания определённого утверждения как истинного без достаточного доказательства.

убеждённость в истинности сведений без возможности либо в данный момент, либо в принципе – представить достаточные доказательства.

 

Верифицируемость

понятие методологии науки, характеризующее возможность установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Различается непосредственная верифицируемость, связанная с возможностью прямой проверки утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента, и косвенная верифицируемость, основанная на установлении логических отношений между косвенно верифицируемыми и прямо верифицируемыми утверждениями.

 

 

 

Вероятное и достоверное

категории для оценки качества знания. Достоверное знание – это знание, соответствующее принятым критериям истинности. Вероятное знание – это знание правдоподобное. частично подтверждённое.

Достоверное знание опирается на достаточные основания. Достаточной базой для обоснования знания является то, что оно получено с помощью методов, принятых в науке в данное время.

Вероятное знание - это оценка достоверности знания, основано на выявлении степени возможности осуществления описываемого события, процесса и явления, а так же установлении силы приведённых аргументов.

 

 

Вероятность

возможность осуществления чего-нибудь

 

 

Власть

возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то.

 

Время

1) форма существования материи, характеризует скорость протекания механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения, развития.

2) одна из основных – наряду с пространством – форм существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире

 

Вселенная

«все существующее», «всеобъемлющее мировое целое».

1. Вселенная как философская идея имеет смысл, близкий понятию «универсум», или «мир»: «материальный мир», «сотворенное бытие» и др.

2. Вселенная в физической космологии, – всеобъемлющая, неограниченная и принципиально единственная физическая система; материальный мир, рассматриваемый с физико-астрономической точки зрения.

 

 

 

Г

Гражданское общество

1) общество, в котором сочетаются частные и общие интересы;

2) общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, в котором возможность его членов реализовать свои права и обязанности дополняется способностью государства обеспечить безопасность общества в целом и отдельных граждан;

Гражданское общество - самоорганизующееся начало и сосредоточение негосударственных отношений.

 

 

Д

Движение

1) форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира;

2) перемещение чего-то в определённом направлении.

 

Дедукция

1) переход от общего к частному;

 2) процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям).

Термин «дедукция» употребляется и для обозначения конкретных выводов следствий из посылок (т.е. как синоним термина «вывод» в одном из его значений), и как родовое наименование общей теории построений правильных выводов. Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствия некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посредством которого производятся выводы этих частных предложений, – аксиоматико-дедуктивны.

 

Только в дедуктивных рассуждениях, в которых между по-сылками и заключением существует отношение логического следования, истинность посылок гарантирует истинность заключения.

Рассуждение называется дедуктивным, если информа-ция выраженная в его посылках (А1, …, Аn), содержит в каче-стве своей части информацию, выраженную в заключении (B). Дедукция позволяет извлечь эти сведения и представить их в явной форме.

Структура дедуктивного рассуждения

 

 

Дедукция не даёт принципиально нового знания. Она нужна в анализе уже имеющейся информации.

 

Демократия

форма государственного устройства, при которой осуществляется народное правление большинства населения в интересах большинства и с помощью большинства.

 

 

Деятельность

специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности; неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

 

Добро

 ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт.

В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории трактовалось как удовольствие, польза, счастье, общепринятое, соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д.

 

Доказательство

1) довод или факт, подтверждающий, демонстрирующий  что-нибудь.

2) рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путём приведения других утверждений, истинность которых уже доказана. В доказательстве различаются тезис - утверждение, которое нужно доказать, и основание, или аргументы (те утверждения, с помощью которых доказывается тезис).

 

 

 

Е

Евдемонизм

философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье.

 

 

Единичное и общее

в логике и философии единичное – признак конкретного предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс, общее – признак этого предмета, сходный с признаком по крайней мере еще одного предмета данного класса.

 

Единое

одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона, числа. В математике единое, или единица, служит началом и мерой числа, и соответственно измеряется единицей; в геометрии, астрономии, музыке единица – это мера величины (длины, площади, скорости, продолжительности звука и т.д.), однородная с измеряемой величиной.

 

 

 

Естественное состояние

понятие правового и политического сознания, приобретшее важное значение в трудах мыслителей 17–18 вв. Т. Гоббс характерной особенностью естественного состояния считал «войну всех против всех», для прекращения которой люди стремятся вступить в «гражданское состояние» и заключить общественный договор. Ж.-Ж. Руссо видел в естественном состоянии «золотой век» человечества, для которого характерно отсутствие политического, правового и имущественного неравенства.

 

 

 

Ж

Жизнь

специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т.е. в соответствующих последовательностях нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; 3) самовоспроизведением в соответствии с этой программой.

 

 

З

Заблуждение

понятие, фиксирующее момент ограниченности знания, его несоответствия своему объекту или несовместимости с принятым знанием.

 

 

 

Закон

(1) необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие, стагнацию или разрушение;

(2) утверждения, претендующие на отображение указанных связей и, как правило, входящие в состав научных теорий;

(3) аксиомы и теоремы теории, предметом рассмотрения которых являются объекты, смысл и значение которых задается самими этими теориями;

(4) некоторые, вырабатываемые и определенным образом поддерживаемые человеческим сообществом и его институтами требования и нормативные предписания, которые должны выполнять физические, юридические лица и иные субъекты морали и права.

 

 

Закономерности

относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. На знании закономерностей соответствующих явлений основываются как объяснения в науке, так и научные предвидения. Различают закономерности эмпирические и теоретические. Первые представляют собой непосредственное обобщение опытных фактов, вторые характеризуют более глубокое проникновение в основания исследуемых процессов, и их теоретическое воспроизведение опирается на систему понятий высокой степени общности.

 

 

Зло

ценностное представление, противоположное добру. Зло охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, общественные условия, деятельность людей).

 

 

Знание

система информации; форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.

 

 

И

Идеализация

гносеологическое понятие, означающее представление чего-либо в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле, которому реальные прообразы могут быть указаны с большей или меньшей степенью приближения. Для идеализации характерно уподобление действительности некоторому идеальному образцу и соответствующее мысленное ее преобразование способствуют более глубокому пониманию этой действительности. Идеализация используется в самых разных сферах умственной деятельности.

 

Идеализм

мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам.

 

 

Идеология

система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, политических партий, общественных движений – и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений). Идеология и форма общественного сознания – составная часть культуры, духовного производства.

 

 

 

Идея

форма постижения мира в мысли.

В учении Платона – прообраз вещи, её истинная сущность.

 

 

Изменение

переход из одного состояния в другое, смену содержания во времени. В соответствии с локализацией изменений в пространстве и времени выделяют изменения в пространстве (механическое движение) и изменения во времени. Различия в трактовке времени определяют понимание характера изменений – обратимых и необратимых, направленных и ненаправленных, спонтанных, самоорганизованных и организуемых.

 

Индукция

познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение.

 

Рассуждение называется индуктивным, если информа-ция содержащаяся в его посылках (А1, …, Аn) верна, то прав-доподобно, что верно и заключение (B).

Структура индуктивного рассуждения

 

Обобщающая индукция – это рассуждение, в котором пе-реходят от знаний об определённых предметах некоторого класса к знанию обо всех предметах этого класса (от частных утверждений к общим утверждениям).

Индуктивное рассуждение состоит в перечислении об-щего свойства частных случаев (P), которые наблюдаются у ряда исследуемых объектов (S 1 , S 2 , …, S i):

S1 есть P;

S2 есть P;

……..

Si есть P;

Следовательно, все Sк есть P.

При этом S 1 , S 2 , …, S к исчерпывают весь класс рассмат-риваемых случаев, то есть все S есть P (i = 1, 2, … , к).

 

Интеллект

1) способность мыслить;

2) в гносеологии – способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя такие функции, как сравнение, абстрагирование, образование понятий,суждение, умозаключение; противостоит непосредственным видам познания – чувственному и интуитивному;

3) в психологии – рациональное, подчиненное законам логики мышление; противостоит нерациональным сферам психики – эмоциям, воображению, воле .

 

 

 

Интерпретация

1) истолкование, объяснение какой-либо реальной ситуации или идейной позиции;

2) в качестве специального понятия методологии науки, означает процедуру придания смысла формальным конструкциям языка науки, в результате которой последние превращаются в содержательные термины или утверждения.

 

 

 

Интерсубъективность

свойство опыта о мире различных субъектов, связанное с объективностью, независимостью этого опыта от личностных особенностей и ситуаций.

 

 

 

Информация

система знаков, образующих сообщение, уменьшающее или исключающее неопределённость в выборе одной из нескольких возможных альтернатив.

 

 

 

Истина

это категория, позволяющая оценить качество знания, которое соответствует реальному положению дел и адекватно представляет предмет и отношение, о которых делается умозаключение. Предположение, что эти сведения соответствуют реальному положению дел, вытекает из фактов, полученных в результате опыта, и сделанных на их основании непротиворечивых логических умозаключений, а так же из возможности практического применения знания, с получением желаемого результата. В коллективном познании сведения фиксируются как истинные с согласия (конвенции) экспертного сообщества по этому поводу.   

 

К

Карма

одно из центральных понятий индийской философии, религии и культуры, своего рода «естественный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (класс существования: богов, людей, животных, насекомых и т.п., социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т.д.).

 

 

Качество

философская категория, выражающая существенную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет.

 

 

Классификация

общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов, или групп, по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определенных свойствах. Классификация призвана решать две основные задачи: представлять в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде всю эту область и заключать в себе максимально полную информацию об ее объектах.

 

 

Количество

философская категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во-первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собой, во-вторых, выделить то свойство или отношение, по которому рассматриваемые вещи сравниваются, и абстрагироваться от других их свойств.

 

 

Коммунизм

 1) направление социально-философской мысли, некая гипотетическая модель, в которой нашли отражение вековечные мечты людей о совершенном и справедливом общественно-политическом устройстве; 2) социально-политическое движение, призванное реализовать эту модель на практике.

Коммунизм как этап развития общества, предполагает новый образа жизни, построенный на принципах равенства, братства, солидарности. Коммунистический идеал включал в себя в системе марксизма идею свободы от подавления, эксплуатации и нужды, причем свободы одновременно для всех при полной отмене привилегий для немногих. Свобода всех в этом случае имела основополагающее значение для свободы отдельно взятого индивида.

 

 

Культура

система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство иизменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт(передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества.

 

 

 

Л

Либерализм

наименование идейно-политических течений, исторически развившихся из рационалистической и просветительской критики, которой в 17–18 вв. были подвергнуты западноевропейское сословно-корпоративное общество, политический «абсолютизм» и диктат церкви в светской жизни.

Базовые цели-ценности:

1. Индивидуализм – в смысле «примата» морального достоинства человека перед любыми посягательствами на него со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства ни поддерживались.

2. Эгалитаризм – в смысле признания за всеми людьми равной моральной ценности и отрицания значения для организации важнейших правовых и политических институтов общества любых «эмпирических» различий между ними (в плане происхождения, собственности, профессии, пола и т.д.).

3. Универсализм – в смысле признания того, что требования индивидуального достоинства и равенства (в указанном понимании) не могут быть отвергнуты посредством ссылок на «имманентные» особенности тех или иных культурно-исторических коллективов людей.

4. Мелиоризм как утверждение возможности исправления и совершенствования любых общественных институтов.

 

 

Логос

понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает разумный принцип, управляющий миром, и Бога-Сына, второе лицо Троицы.

 

 

Любовь

отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо, т.е. одна из высших ценностей.

 

 

М

Материализм

 монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

 

 

Материя

понятие древнегреческой, затем всей европейской философии. Играет важную роль в онтологии, натурфилософии, теории познания. Имеется во многих, но не во всех системах европейской философии. Основные значения понятия материи:

1) субстрат, «подлежащее», «то, из чего» (Аристотель) возникают и состоят вещи и Вселенная;

2) бесконечно делимый континуум, пространство, «то, в чем» (Платон), или протяжение (Декарт);

3) принцип индивидуации, т.е. условие множественности (Платон, Аристотель, Прокл, Лейбниц);

4) вещество, или тело, обладающее инертностью, т.е. массой, и непроницаемостью, т.е. упругостью или твердостью (античные стоики, новоевропейские материалисты).

Противопоставляется материя духу, разуму, сознанию, форме, идее, благу, Богу, актуальному бытию (как чистая потенция), или, напротив, вторичным явлениям сознания как подлинное, объективное, первичное бытие.

 

 

Мера

категория философского дискурса, фиксирующая и обобщающая результаты и процедуры измерения качественно-количественной определенности предметов, процессов и их взаимоотношений, тех средств измерения, которые выступают в функции эталонов.

 

 

 

Метод

способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач. Метод предполагает известную последовательность действий на основе четко осознаваемого и контролируемого плана в самых различных видах познавательной и практической деятельности в обществе и культуре.

 

 

Мнение

суждение, выражающее чувственное отношение к чему-нибудь – оценку, взгляд. В философии противопоставлена логосу как истинному знанию.

 

Модус

философский термин, обозначающий случайное, несущественное свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, способ бытия, действия, переживания, мышления.

 

 

Монада

неделимое несоставное единство, мера и прообраз числа.

 

 

Мышление

процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивнуюдеятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение.

Мышление может быть направлено либо на понимание реальных обстоятельств («в какой ситуации приходится действовать, как устроен мир»), либо на достижение практического результата («как достичь того, что мне нужно»).

Мышление первого типа выражается в разных формах: ориентация в обстановке на основе обыденного знания, мифологическое, философское, научное (теоретическое и эмпирическое).

Мышление второго типа существует в форме решения задач в ходе практических действий, а также в виде составления проектов действий (выявление системы средств, обеспечивающих достижение поставленной цели).

 

Н

Наблюдаемости принцип

 предъявляемое к научной теории методологическое требование, согласно которому теория должна иметь эмпирическое обоснование ее исходных посылок и существенных логических следствий из них.

 

Наблюдение

преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Научное наблюдение предполагает осознание целей и основано на системе методов наблюдения, позволяющих достичь объективности и обеспечить возможность контроляпутем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования.

 

 

Натурфилософия

область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее. Натурфилософия –форма спекулятивного знания, построенного с помощью дедукции.

 

 

Наука

особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.

 

 

 

Научная революция

– радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов. Историческими примерами научной революции могут служить переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математической физики 16–18 вв., переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение электродинамической картины мира (19 в.), создание квантово-релятивистской физики в нач. 20 в.

 

 

 

Национализм

 доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности – нации. В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский, или государственный, и этнический национализм.

Этнический национализм предполагает, что нация является высшей формой этнической общности (тип этноса в отечественном обществознании), обладающей исключительным правом на обладание государственностью, включая институты, ресурсы и культурную систему.

Гражданский, или государственный, национализм возник в эпоху становления современных государств, основанных на представлении о нации и народе как согражданстве, как совокупности граждан, обладающих общим самосознанием и общими элементами культуры при сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия

 

 

 

Нация

понятие, которое обозначает совокупность граждан одного государства как политического сообщества.

 

 

 

Необходимость и случайность

соотносительные философские понятия; необходимым называют явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах; случайным называют явление, привнесенное в эту область извне, не детерминированное ею и, следовательно, не предсказуемое на основе знания о ней.

 

 

 

Непрерывность и прерывность

категории, характеризующие бытие и мышление; прерывность (дискретность) описывает определенную структурность объекта, его «зернистость», его внутреннюю «сложность»; непрерывность выражает целостный характер объекта, взаимосвязь и однородность его частей (элементов) и состояний.

 

 

 

Норма

установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Норму отличают, с одной стороны, от воплощающего ее реального предмета, с другой – от фиксирующего ее нормативного высказывания, напр. юридического закона или грамматического правила.

Норма задает границы количественных изменений объекта, в которых он сохраняет свое качество служить средством для достижения благой цели. Различают нижнюю границу нормы (минимум), верхнюю (максимум) и «золотую середину» между ними (оптимум).

Норма – это частный случай меры – интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество.

 

 

 

О

Обоснование

способ убеждения в истинности (правильности) чего-либо, напр. мысли или действия.

 

 

 

Образ

результат реконструкции объекта в сознании человека.

 

 

 

Общество

в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип – род, вид, подвид и т.п. общения, предстающий как исторически определенная целостность либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности.

 

 

 

Объект

то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила вотношение к субъекту, не является объектом; во-вторых, объектами могут быть и состояния сознания. Существуют разные типы объектов и соответственно разные типысубъектно-объектных отношений. Объектом может быть физическая вещь, существующая в пространстве и времени, объективно-реальная ситуация. Это может быть собственное тело субъекта. Объектами могут быть состояния сознания субъекта и даже его Я в целом. В этом качестве могут выступать другие люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы.

 

 

 

Объяснение

познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира посредством включения этих явлений в структуру определенных связей, отношений и зависимостей, дающей возможность раскрыть существенные черты данного явления.

 

 

 

Онтология

 учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтологияотождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.

 

 

 

Определение

логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка. Каждое определение задает не только смысл термина, но и его значение.

 

 

 

Опыт

знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью – будь это реальность внешних субъекту предметов и ситуаций (восприятие) или же реальность состояний самого сознания (представления, воспоминания, переживания и т.д.).

 

 

 

Отношение

связь между некоторой сущностью и тем, что с ней соотнесено. Считается, что категорию отношения в философию ввел Аристотель (Аристотель. Соч., т. 2. М., 1978, с. 66), писавший, что нечто «есть то, что оно есть», лишь «в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому». Для соотнесенного существовать – значит находиться в каком-либо отношении к другому.

Считается, что отношения между вещами столь же реальны, как и сами вещи, – в том смысле, что нет вещей вне каких-либо отношений и нет отношений, которые не связывали бы какие-либо вещи (явления, события, процессы и т.п.).

 

 

 

Отражение

основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве отражения, воспроизведения характеристик предметов, существующих объективно – реально, независимо от сознания субъекта.

 

 

 

Отчуждение

состояние эмоционально-психологической отстраненности, чуждости по отношению к кому-либо или чему-либо, в том числе к самому себе.

 

 

 

П

Пантеизм

религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно.

 

 

 

Парадигма

1) понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров;

2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

 

 

 

Познание

 философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.

 

 



2019-08-13 184 Обсуждений (0)
Естественное состояние 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Естественное состояние

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)