Стратегии поведения в конфликте
В конфликте выделяют четыре стадии: 1. Предконфликтная стадия (она является скрытой, в это время появляются причины конфликта, начинается подготовка к его открытой фазе, осуществляется переход к конфликтному поведению). 2. Непосредственно конфликт (стороны конфликта осуществляют действия, направленные на то, чтобы добиться победы в противоборстве, блокировать достижение противником его целей). 3. Разрешение конфликта (после прохождения критической точки конфликт начинает движение к своему разрешению, что становится очевидным на фоне истощения ресурсов (как материальных, так и эмоциональных), используемых в ходе конфликта. 4. Послеконфликтная стадия (предпринимаются усилия по окончательному устранению противоречий, ликвидируется социально-психологическая напряженность, прекращается всякая борьба). К. Томас и Р. Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: 1) соперничество - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб сохранения своих взаимоотношений; 2) уступчивость (приспособление) - принесение собственных интересов в жертву и ради поддержания взаимоотношений 3) уход (избегание, уклонение) - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции достижения собственных целей из-за чего произошел конфликт. 4) компромисс (интеграция) - тактика второстепенных уступок; 5) сотрудничество (кооперация) - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон и сохраняющей отношения. Соперничество. Уместность применения, если критическая ситуация; вы уверены в своей правоте, которая значит для вас больше, чем развитие отношений; вы имеете заведомо более сильные позиции, чем ваши оппоненты; дело не очень серьезное и другим людям безразлично, чем оно закончится. Неуместность применения, если: попытки сотрудничества еще не были предприняты; важно участие других и развитие отношений; слишком часто применяется; в результате этого оппоненты потеряют лицо и уважение к себе. Сотрудничество. Уместность применения, если: сама проблема также важна, как и отношения; важно участие и сотрудничество; есть время и энергия на обсуждение; есть надежда удовлетворять все требования. Неуместность применения, если: если недостаточно времени; проблема маловажна; ситуация перегружена разбирательствами; стремления другой стороны не оправданы. Компромисс. Уместность применения, если: участие других важно, но времени недостаточно; хоть какое-то решение предпочтительнее, чем застой; попытки сотрудничества могут быть интерпретированы как соперничество, напор. Неуместность применения, если: необходим творческий выход из положения; последствия компромисса для вас неприемлемы. Уход от конфликта. Уместность применения, если: проблема маловажная; дальнейшее развитие отношений маловажно; времени недостаточно и решение необязательно; вы не располагаете реальной властью, но все, же хотите предотвратить действия вашего оппонента; Неуместность применения, если: и само дело, и развитие отношений для вас важны; оно применяется по привычке по отношению по отношению к большинству проблем; результатом может стать неопределенный осадок как следствие отрицательных эмоций; люди нуждаются в продуманно организованном столкновении лицом к лицу. Уступка. Уместность применения, если: дело вас практически не трогает; вы бессильны и не хотите предотвращать действия вашего оппонента. Неуместность применения, если: в результате вы затаите ненависть; этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других людей, в итоге: депрессия, потеря уважения к себе. Управление конфликтными ситуациями предполагает наличие у менеджера особых качеств. Они должны обеспечивать выполнение следующих функций: предотвращение, подавление, отсрочка и разрешение. Предотвращение конфликта связано с воздействием на конфлик-тогенны, а именно индивидуальная работа с людьми, своевременная коррекция обострения отношений и т.д. Основными методами подавления конфликта являются: профессиональная этика, предъявление жестких требований к инициаторам конфликта, минимизация общения конфликтных сторон. Временной мерой для торможения конфликтной ситуации является отсрочка, а именно смягчение или изменение отношений между сотрудниками. Применяется в случае, когда разрешение конфликтной ситуации надо подготовиться. Разрешение конфликта – доведение ситуации до конструктивного завершения, т.е. когда решение воспринимается, как самое верное и правильное. Менеджментом разработан ряд методов разрешения конфликтов, которые можно объединить в группы: Структурные – метод разъяснения и уточнения, координационный, общих целей, поощрения. Межличностные – метод переоценки, сглаживания, консенсуса, переговоров. «Третейского судьи» - метод третьей стороны. К психологическим правилам разрешения конфликтов относятся: 1. Справедливое отношение к инициатору конфликта. 2. Создание атмосферы сотрудничества. 3.Ясность в обсуждении темы конфликта. 4. Эмоциональная сдержанность. 5. Восприятие новой информации. 6. Концентрация на интересах, а не на личности. 7. Спорить по существу проблемы, не переходя на личности. Выбор той или иной стратегии зависит от особенности ситуации, поведения партнеров; от собственных личностных особенностей. В конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выход из конфликтной ситуации. Наиболее действенным является переговорный процесс, приводящий к сотрудничеству и компромиссу.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |