Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные черты философии ХХ века (позитивизм, философия жизни, герменевтика, философская антропология и др.).



2019-08-13 1183 Обсуждений (0)
Основные черты философии ХХ века (позитивизм, философия жизни, герменевтика, философская антропология и др.). 0.00 из 5.00 0 оценок




В XX веке темп жизни в развитых странах существенно возрастает. Этот век можно назвать веком великих войн и великих открытий. Мир стал для человека доступнее, понятнее и сложнее одновременно. Всеобщая компьютеризация, характерная для конца столетия, и развитие всемирной сети интернет облегчили поиск и получение новой информации, для человечества практически не осталось границ. Все это поспособствовало выходу философии на совершенно новый уровень своего развития.

Современные ученые выделяют следующие характерные черты философии XX века:

1.Плюрализм. Прошлое столетие обозначилось большим количеством разнообразных философских школ, мнений, работ в самых разных областях философского знания.

2.Отделение философии от государственной идеологии. В XX веке в европейских странах эта дисциплина становится более независимой от марксизма, религии, политики. Философия уделяет пристальное внимание человеческим (гуманистическим) проблемам, науке, вопросам морали и нравственности.

3.Использование методов и принципов философии в других отраслях научного знания. Развитие таких направлений, как философия науки, гносеология (учения о познании) дали начало применения ее инструментов для решения вопросов биологии, истории и пр. В XX веке наблюдается и обратный процесс. Открытия в сфере естествознания, физики, математики дают возможность по-новому взглянуть на философские вопросы.

4.Кризис идеалов. Философия XX века столкнулась с такой важной проблемой как отсутствие ориентиров, основополагающих принципов нравственности и морали. В прошлых столетиях этими вопросами занималась религия, потом такую роль на себя взял марксизм, особенно, в нашей и ряде других социалистических стран. История показала его неспособность разрешить все социокультурные противоречия, ответить на все мировоззренческие, онтологические вопросы, касающиеся каждого человека и отдельные народы. Также была развенчана вера в науку, как в идеальное средство для решения всех проблем общества.

5.Поиск путей для развития всего человечества. Угроза техногенной катастрофы, экологический кризис, войны и бедствия не могли не найти своего отражения в трудах философов XX века. Дисбаланс, дисгармония в ряде сфер жизни человечества заставляли задуматься о верности выбранного пути, заняться поиском новых возможностей и стратегий.

Философия XX века имеет название неклассической в противоположность классическому стилю мышления XVII-XVIII веков. Оптимизм прошлых веков сменяется пессимизмом, апатией, страхом за будущее. Если для классической философии характерны вера в разум, попытка поставить его надо всем, то в XX веке ученые, разочаровавшись в старых концепциях,стали пытаться найти альтернативы главенству разума. Вследствие этого в XX веке начали формироваться следующие философские школы:

1.Экзистенциализм. Философы этого направления видели цель жизни в самой жизни.

2.Учение о воле. Именно она, по мнению ряда философов, является основной движущей силой для деятельности человека. Такую концепцию развивали А. Адлер, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр.

3.Фрейдизм. Зигмунд Фрейд и его последователи видели в основе всего инстинкты, подсознание.

4.Этика Канта. Эммануил Кант в основу нравственности ставил личную ответственность человека перед обществом, чувство долга, критикуя отвлеченную религиозную мораль.

5.Феноменология Гегеля. Первой и исходной реальностью идеалист Ф.В.Гегель называл абсолютный дух.

6.Антропологический материализм. Последователь, а в последствие критик Гегеля Л.Файербах считал любовь основополагающим чувством, несмотря на свое резко негативное отношение к христианству.

7.Марксизм. К. Маркс и Гегель поставили в основу всего труд, назвав «солнцем человечества».

8.Учение о Софии. Смешение философских, эстетических и религиозных взглядов характерно для русской мысли начало XX века. Понятие о Софии как об абсолютной мудрости ученые восприняли из воззрений Вл. Соловьева. К основным идеологом этого направления в XX веке можно отнести С.Н. Булгакова.

Обобщая все вышесказанное в отношении философии прошлого столетия, можно сказать, что главным вопросом, занимавшим идеологов, стал поиск основ, опоры, смысла существования, которые были утеряны в результате кризисов духовной мысли.

Религиозно-философское возрождение в России (кон. XIX - нач. XX вв.):

Основные черты.

Социально-политические трансформации, произошедшие в России в начале XX века и вылившиеся в революционные выступления 1905-1907 годов, затронули и сферу духовной жизни. Наиболее значительным явлением здесь было радикальное реформаторское движение в религиозно-философской области, получившее название "нового религиозного сознания". Сущность этого движения - в критике исторического христианства.

"Новое религиозное сознание" возникло из глубокого недовольства существующими формами культуры, которые, по мнению интеллектуалов, объединившихся в "Религиозно-философское собрание", были враждебны человеку, "омертвляли" жизнь. В качестве преодоление кризиса предлагалось, в частности, создать "новую религию" за счёт синтеза античного язычества и первоначального христианства.

Основные представители этого движения: Д.С.Мережковский, Н.А.Бердяев, З.Н.Гиппиус, В.В.Розанов. Духовным центром религиозно-философского Ренессанса считают Религиозно-философские собрания в Петербурге в 1901-1903 годах.

Основные черты религиозно-философского Ренессанса

* Символизм, то есть стремление выразить внутреннюю полноту жизни с помощью таки, присущих, прежде всего поэзии, свойств, как метафоричность, иносказательность. И религия и современное натуралистическое искусство, по мысли символистов, "убили Бога Живого". Именно символический синтез позволит, по мнению деятелей "нового религиозного сознания", религиозно осмыслить глубину человеческого бытия.

* Антисекуляризм, проявившийся в негативном отношении к историческому, но не к первоначальному христианству.

* Революционно-мистические настроения, выступающие в качестве движущей силы обновления. Мистический характер революционных настроений проявляется в том, что изменению подлежат не внешние формы жизни, а сознание.

* Индивидуализм: стремление отыскать личность Бога, тайну личностного бытия.

* Попытка подняться над борьбой политических партий, выработать некий "третий" путь в политике, искусстве, философии.

* Апология творческого начала в человеке, утверждения о том, что только творчество может возвысить человека, реализовать потенциал его свободы.

 



2019-08-13 1183 Обсуждений (0)
Основные черты философии ХХ века (позитивизм, философия жизни, герменевтика, философская антропология и др.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные черты философии ХХ века (позитивизм, философия жизни, герменевтика, философская антропология и др.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)