Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Храм в Бхитаргаоне близ Канпура



2019-08-13 640 Обсуждений (0)
Храм в Бхитаргаоне близ Канпура 0.00 из 5.00 0 оценок




Градостроительство Индии.

В I тыс. до н. э. получила распространение древнейшая религиозная система Индии -

ведизм, которая вследствие развития классовых отношений (особенно рабства)

оформилась в брахманизм.

 Сословное и имущественное расслоение населения обусловило объединение

отдельных профессиональных групп в своеобразные замкнутые корпорации, где

ремесло стало наследственным занятием.

Устойчивость традиции особенно сказалась в четырехчастной планировочной структуре города в соответствии с сословно-кастовым делением населения.

Сложение обширной империи Маурьев и усиление внешнего и внутреннего торгового

обмена дали толчок росту городских центров Индии, обладавших традиционной

четырехчастной планировочной структурой, отражавшей сословное распределение. Вместе с тем возникшее к этому времени городское самоуправление было резко

ограничено.

Появилась иерархическая структура городов, начало которой положил основатель

династии Чандрагупта, превратив крепость Паталипутру в столицу империи.

Крепость Паталипутра(Патала), основанная в V в. до н.э. в районе р. Сон, была обнесена

мощными оборонительными стенами и рвами и имела прямоугольную

планировку. Паталипутра была не только столицей империи Маурьев, но и позднее, в IVV вв. н. э., стала главным городом государства Гуптов. В эдиктах Ашоки, третьего

правителя династии Маурьев, можно найти упоминание о"внутренних" (столицах) и

"внешних" (центрах провинций) городах.

Храм в Санчи близ Бхопада

Санчи (хинди) — деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, в 46 км к северо-востоку

от Бхопала, где сохранились выдающиеся памятники раннебуддийской архитектуры —

храмы, ступы, монастыри.

Главной достопримечательностью Санчи является первая в истории ступа. Она была

возведена по приказу императора Ашоки в III в. до н. э.

Задуманная в качестве наглядного символа Колеса дхармы, ступа в Санчи послужила прообразом всех последующих ступ.

Расположенная поблизости сорокатонная колонна Ашоки была привезена сюда из Чунара.

На северных воротах ступы изображен самый древний образ Будды с ремнем "йогапатта".

В начале правления династии Шунга (II в. до н. э.) Великая ступа подверглась поруганию

(если не полному сносу), однако вскоре была отстроена и расширена вдвое против

первоначального размера. На исходе II в. до н. э. индо-греческий посол Гелиодор возвёл знаменитую колонну в пяти милях от ступы. Ещё через несколько десятилетий появилось четверо каменных ворот, украшенных изысканной

резьбой.

Санчи продолжал оставаться крупным центром буддийского искусства до XII века, когда

в центральной Индии утвердился ислам, а буддийские святыни стали приходить в упадок.

Среди построек I-го тыс. н. э. особенной славой пользуется Храм № 17, датируемый V в.

н. э., — один из самых ранних буддийских храмов Индии.

Храм Канкали Дэви в Тигаве

Храм Канкали Деви имеет квадратное святилище со стороной 12,5 футов (3,8 м) снаружи и стороной 8 футов (2,4 м) внутри. Святилище не открывается точно на восток, но

отклоняется примерно на 13 градусов, что, как предположил Каннингем, может быть

преднамеренным и связано с «одной накшатрой» (лунный дом, индуистский календарь).

Храм имеет открытый портик, опирающийся на четыре колонны, которые выступают на 7

футов (2,1 м) перед святилищем. И крыльцо с колоннами и святилище находятся на

возвышении, его крыша сделана из горизонтальных каменных плит. Столбы мандапы

массивны, сформированы в три симметричных поперечных сечения: длинная квадратная

секция рядом с землей, над ней восьмиугольная и шестигранная. Над ними круглая часть,

покрытая горшками с листвой. На вершине колонн находятся скульптуры двух

приседающих львов с деревом, разделяющим их. Столбы одинаковы во всех отношениях,

кроме дерева: у одного столба есть манговое дерево, у другого - пальма, а у двух других

деревьев нет ясности. Портик был частично обнесен стеной позже, по словам Перси Брауна.

Храм Канкали Деви имеет рельефы с Вишну, и считается, что он был посвящен Вишну

из Вайшнавизма . Изображение Нарасимхи, аватара Вишну-человека-льва, помещено в

святилище. На портике изображен Шешашай Вишну (Нараяна). Другой показывает Вараху, аватара Вишну.

Храм в Бхитаргаоне близ Канпура

Храм сложен из кирпича и сохранился хуже. Самый древний сохранившийся буддийский

храм-башня – это знаменитый храм в Бодх-Гае, сооруженный в 526 году. Здесь на террасе

возвышается башня высотой в 51 метр в форме сужающейся кверху пирамиды. Этот храм,

построенный на месте просветления Будды, - одна из величайших святынь буддизма.

7 и 8 века в истории индийского искусства являются переходной эпохой.

В это время традиции пещерного зодчества, выработанные в предшествующие столетия и

достигшие большого расцвета при Гуптах, переживают заключительный этап своего

развития.

2. Градостроительство Индии. Планировочная организация пещерного

комплекса Аджанты близ Аурангабада (Пещеры №№9 и 10, 17, 2, 6) Период 400-800 гг

н.э.

Пещерные Храмы Аджанты - один из самых известных пещерно-храмовых комплексов

Индии, в 1983 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как "шедевр

буддистского религиозного искусства". Пещеры Аджанты расположены в штате

Махараштра, в 107 километрах к северу от города Аурангабад. В общей сложности 30

пещер были вырублены буддистскими монахами на высоте 75 метров в подковообразной

базальтовой скале, расположенной на берегу реки Вагхора.

Некоторые пещеры (№ 9, 10 и 12) были созданы в более ранний хинаянский период

развития буддизма. В это время акцент делался на независимом совершенствовании

личности в монашеской общине. Поэтому в них нет статуй Будды. Махаянскому периоду

свойственен сложный религиозный культ. В пещерах, датированных этим временем,

много картин и статуй Будды, а потолки декорированы растительными орнаментами и

изображениями птиц и животных. Этот приём древних живописцев позволял им

визуально приподнять высоту.

Именно пещеру № 10 первой обнаружили англичане. Она состоит из центрального

зала, боковых восьмиугольных столбов и замыкающей пространство каменной ступы.

Пещера №2 не уступает № 1 красотой росписи потолка, а пещера №17 выделяется

наилучшей сохранностью фресок. Их основные сюжеты – обыденная жизнь и

путешествия царственных особ.

3. Градостроительство Индии. Храм Махабодхи Период 400-800 гг н.э.

Храм Махабодхи — знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия),

расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал

Буддой. Бодх-Гая находится в индийском штате Бихар, в 96 километрах от Патны. В

храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи. Это дерево было выращено из

семени дерева Шри Маха Бодхи на Шри-Ланке, которое, в свою очередь, произошло от

оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл просветление Будда.

В соответствии с буддийской традицией, около 500 года до н. э. принц Гаутама

Сиддхартха, странствующий как монах, достиг берегов реки Фалгу около города Гая. Там

он расположился для медитации под деревом Бодхи (Фикус религиозный). После трёх дней и трёх ночей медитации он добился просветления и нашёл ответы на все вопросы, которые у него были. После этого он провёл семь недель в медитациях, закрепляя свой опыт просветления. Далее он направился в Сарнатх, где стал обучать буддизму.

Считается, что через 250 лет после просветления Будды царь Ашока посетил Бодх-Гая. Его считают основателем храма Махабодхи.

Некоторые историки считают, что храм был построен или перестроен во

времена Кушанского царства в I веке. В нынешнем виде построен в V—VI веках во времена правления династии Гупта. Архитектурно выполнен не в характерном буддистском стиле, а в свойственной династии Гуптов архитектуре. Когда буддизм в Индии пришёл в упадок, храм был покинут и забыт, погребённый под толстым слоем почвы и песка.

4. Градостроительство Индии. Планировочная организация Пещерного храма Шивы на о. Элефанта, Храма Вишну в Деогархе, Храма Дурги в Айхоле Период 400-800 гг н.э.

Планировочная организация храма Шивы на о. Элефанта

Главная пещера высечена в чуть выступающей из основного массива базальтовой скале.

Она состоит из центрального зала и двух примыкающих к нему с запада и востока замкнутых с трех сторон скалами двориков, из которых огромные входные проемы ведут в центральный зал, а так же в отдельные святилища, вырубленные тут же в скалах.

Главная ось ориентирована традиционно для шиваитских храмов: с востока на запад, т.е. в древние времена центральным был восточный вход, а северный был вспомогательным. Круглый пьедестал по середине восточного дворика, как полагают, был предназначен для фигуры быка Нанди – ездового животного Шивы.

Восточный вход

Огромный проем северного входа обеспечивает попадание солнечного света на всю глубину внутреннего пространства центрального зала и в принципе этого освещения наряду со светом от восточного и западного проемов вполне достаточно для осмотра храма (в Главной Пещере нет электрического освещения).

Северный вход

Размер центрального зала по осям север-юг и запад-восток примерно одинаковый: около 43-х метров, а высота потолка составляет около 5 м.

Вид по оси «север-юг». В глубине – барельеф Трехликого Шивы. Справа – главное святилище с Шивалингамом

Зал разделен рядами колонн на несколько пространств: два ряда из четырех колонн, расположенные параллельно центральной оси к югу и к северу от нее, создают пространство типа мандапы перед главным алтарем с Шивалингамом, а следующие ряды колонн формируют обход вокруг центрального святилища.

Вид по оси «восток-запад». В глубине – главное святилище с Шивалингамом.

Крайние ряды из двух колонн каждый отделяют пространство двух других неосновных святилищ: Трехликого Шивы и Натраджи/Йогешвары.

Любимой темой дискуссий ученых, изучавших Главную пещеру, довольно долго была так называемая «проблема интерпретации нетипичного плана Главной пещеры» или «проблема двух осей», которая похоже тихо сошла на нет просто по причине ее отсутствия.

Суть же ее была в том, что рассматривалась гипотеза нахождения внутри пещеры двух главных святилищ: Трехликого Шивы и алтаря с Шивалингамом, ориентированных по двум перпендикулярным осям.

Главной причиной изысканий, как мне показалось, было то, что специалисты просто не могли поверить, что гигантское изображение Шивы и барельефы вокруг нее возможно являются просто дидактическими изображениями (или второстепенными святынями), обрамляющими главный сакральный объект – Шивалингам.

Тут вероятно свою роль сыграл и огромный размер северного входа (который на самом деле является всего лишь «окном» храма) напротив которого и расположена композиция с Трехликим Шивой в центре, хотя вполне очевидно, что такая компоновка совсем не характерна для традиционного индуистского храма, а больше отвечает европейским представлениям о святилище.

 

На самом деле храм имеет традиционную шиваистскую ориентацию по оси восток-запад и планировку пространства по известному принципу «мандапа – алтарь (гарбагриха)» – обход».

Само «строительное решение»: два входа в скальном углублении и широкий боковой проем так же не является чем-то особенным – в качестве примера можно привести пещерный храм Джогешвари (Jogeshwari Caves), который так же датируется 6-ым веком и считается самым ранним индуистским пещерным храмом Индии.

Многие скульптуры Главной пещеры были сильно повреждены португальцами в пылу их религиозной борьбы с язычеством. От полного уничтожения статуи Главной Пещеры спасло только то, что базальт – очень твердая горная порода, и христианским варварам похоже просто не хватило ни времени, ни сил довести начатое до конца.

В числе прочих очень сильно пострадали барельефы N 8 и N 9, находящиеся справа и слева сразу за северным входом.

Шива-Йогешвара

Прямо напротив северного входа на южной стене пещеры находятся три ниши. В центральной расположена «визитная карточка» Главной пещеры – барельеф (N 4) Трехликого Шивы высотой около пяти метров.

Справа и слева расположены барельефы N 3 – «Ардханаришвара» (андрогинное божество: полу-Шива, полу-Парвати) и N5 – Шива, принимающий поток Ганги в свои волосы для того чтобы усмирить ее и спасти землю от наводнения.

Центральное святилище расположено у западного выхода.

Оно представляет собой традиционное квадратное в плане помещение с четырьмя дверными проемами, рядом с каждым из которых установлены гигантские фигуры дварапал (стражников). Скульптуры дварапал сильно пострадали от португальского вандализма, лучше всего они сохранились с южной стороны (там довольно темно и ломать вероятно было не так удобно).

 

В центре святилища находится традиционный Шивалингам.

 

Сразу за западным выходом по обе стороны расположены барельефы «Бракосочетание Шивы и Правати» (N 6) и «Шива пронзающий демона Андхаку» (N 7) (тоже изрядно поврежденные).

 

Слева и справа за восточным входом находятся два так же полуразрушенных барельефа: «Демон Равана поднимает гору Кайлаш» (N 1)

и «Шива и Парвати на горе Кайлаш» (N 2).

 

Храм Вишну в Деогархе

 

Деогарх («Крепость богов») располагается на древнем пути из Дели в центральные области плато Декан, на правом берегу реки Бетва. Первое упоминание об этом городе в письменных источниках относится к эпохе Гуптов. Из-за своего важного стратегического положения Деогарх на протяжении многих веков являлся яблоком раздора. С одной стороны, его постоянно строили и укрепляли, с другой — постоянно разрушали. Такая бурная жизнь не могла не сказаться на нынешнем облике его древних памятников.

 

Главным и наиболее известным памятником Деогарха является храм Дашаватари, посвященный богу Вишну. Построенный около 500 года, сегодня он является наиболее древним наземным индуистским храмом, дошедшим до наших дней. От его первоначального ансамбля уцелела только главная часть — квадратная в плане башня высотой 13 м. Сложенная из искусно вытесанных каменных плит, она стоит на квадратной террасе, к которой с четырех сторон ведут лестницы. Здание храма-башни имеет только один вход, обрамляемый скульптурами божеств Ганги и Ямуны. С трех сторон в стенах устроены глубокие ниши, где помещены три великолепных рельефа из серого песчаника, на которых изображены сцены из жизни Вишну. Когда-то храм увенчивался ступенчатой башней, которая до наших дней не сохранилась.

 

На холме над рекой Бетва высятся стены большой старинной крепости Карнали, напоминающие о бурном военном прошлом Деогарха. В крепость ведут единственные ворота, на пути к которым видны многочисленные обломки разбитых древних скульптур. За стенами крепости расположен комплекс из тридцати джайнских храмов, напоминающий о том, что в VII—XVII веках Деогарх являлся одним из центров джайнизма — своеобразной религии, занимающей промежуточное положение между буддизмом и индуизмом. Ее особенностью является полный отказ джайнистов от причинения вреда живым существам, из-за чего последователи этой религии не занимаются земледелием: вспашка земли может погубить мелких насекомых и дождевых червей. Поэтому джайнисты селились преимущественно в городах и занимались торговлей и ремеслами.

 

Джайнские храмы Деогарха изобилуют тысячами рельефов и скульптур, изображающих сцены из джайнской мифологии. Здесь можно видеть многочисленные образы тиртханкаров — пророков джайнизма, а также вотивные (жертвенные) колонны и каменные дощечки. Множество образцов древней джайнской скульптуры хранится в Археологическом музее Деогарха.

 

Храм Дурги в Айхоле

 

Храм Дурги (Айхол, ок. 500 г.), принадлежащий к типу нагара, завершает линию прямой адаптации индуизмом буддийских чайтья в культовой архитектуре из тесанного камня на Севере Индии. Храм расположен на высоком цоколе, нижнюю часть которого опоясывает рельефный фриз с изображением хтонических сил Земли в виде карликов, как бы поддерживающих собственно здание индуистского святилища.

 

Храм предваряет своего рода вестибюль-ардхаманда, к которому ведут две лестницы. Помещение храма имеет опоясывающеий святилище крытый коридор в виде открытой галереи с каменными квадратными в плане столбами. Внутренние стены галереи прорезаны оконными проемами, заполненными каменной ажурной решеткой. При этом окна чередуются с глухими нишами, в которых расположены статуи божеств шиваистского пантеона.

 

Перекрытие храма внутри имеет плоское, а снаружи ступенчатое очертание. Над святилищем храма Дурги расположена надстройка-шикхара северного типа.

 

Ядром этого сооружения, его святая святых, служит маленькая апсидальная целла-гарбхагриха, явно заимствованная индуистскими мастерами из ранних буддийских чайтья. Вокруг нее восемью колоннами внутри храма выделен петлевой ритуальный обход. Еще один петлевой обход сформирован закрытой галереей святилища. Ступа, которая в буддийских чайтьях занимала практически все пространство целлы, в данном индуистском храме была заменена алтарем супруги Шивы, воинственной Дурги. Но ступа, представлявшая в древнеиндийской культовой традиции Вселенную, не могла просто исчезнуть из системы храма. Она переместилась наверх в завершение храма, и, сохранив свою вертикальную структуру, превратилась в ярусную башенку-шикхару над храмовым святилищем. Насущная религиозная потребность индуистов поклонения изображению конкретного божества вытеснила древнюю мировоззренческую структуру вверх по вертикальной оси времени, в прошлое, к истокам всего сущего, к зениту Единого.

 

5. Градостроительство Индии. Планировочная организация храма Пять ратх в Махабалипураме Прибрежный храм в Махабалипураме и Храма Раджасимхешвара Период 400-800 гг н.э.

 

Храмовый комплекс в Махабалипураме

 

Махабалипурам. Прибрежный храм

 

Прибрежный храм служит центром всего ансамбля. Он представляет собой высокую башню-шикхару пирамидальной формы, стоящую на квадратной платформе-цоколе с идущей вокруг галереей. Далеко видная с моря, эта башня еще в VII веке была оснащена навигационными огнями, помогавшими рыбакам и морякам найти дорогу в ночном море. Стены храма поддерживают статуи священного быка Нанди, посвященного богу Шиве. К главной башне примыкает вестибюль и небольшое промежуточное помещение, через которое можно попасть в большой зал для церемоний, поддерживаемый могучей колоннадой. Мощеный двор храма окружает каменная ограда, на которой восседают священные быки Нанди. Множество других скульптур храма, в том числе и из числа его внутреннего убранства, погибло, и причиной тому – влажный морской климат.

 

Маленькие храмы-ратхи названы по именам эпических героев и богов: Арджуна-ратха, Дхармараджа-ратха, Бхима-ратха, Сахадева-ратха и Ганеша-ратха. Последняя посвящена слоноголовому богу Ганеше. Ратхи целиком высечены из монолитных скал с тщательностью, характерной, скорее, для скульптурных произведений. Высота самого большого из этих храмов не превышает 14 м в высоту. Внутреннее помещение в них в большинстве случаев отсутствует. Все пять ратх отличаются друг от друга, и в облике каждой запечатлен один из типов индийских храмов, существовавших в то время. Таким образом, ратхи Махабалипурама представляют собой как бы мини-энциклопедию индийского зодчества.

 

Самая маленькая ратха – Арджуна-ратха – представляет собой массивное квадратное здание с завершением в виде скошенного с четырех сторон купола. Его иногда называют еще «жилищем аскета». Бхима-ратха – ярусное сооружение с бочкообразным сводом, прямоугольное в плане, опоясанное колоннадой. Похоже выглядит и Сахадева-ратха, но она имеет множество уменьшающихся друг за другом ярусов, имитирующих этажи. Дахрмараджа-ратха – самая большая, квадратная в плане, завершается высокой пирамидальной надстройкой. Все это очень напоминает модели «настоящих» индийских храмов из разных областей, но тем не менее ратхи Махабалипурама имеют самостоятельное значение и являются настоящими сокровищницами архитектуры и декоративного искусства. Иногда их сравнивают с драгоценными резными шкатулками. К пяти ратхам примыкают высеченные из скалы громадные фигуры священных животных, связанных с культом бога Шивы: слона, льва, быка Нанди.

 

Храм Раджасимхешвара (700-730 гг.) -крупнейшая постройка Нарсимхавар-мана, строителя Прибрежного храма -находится в Южной Индии возле города Канчипурам, являвшегося в те времена столицей государства Паллавов. По периметру храм обнесен величественной оградой, вдоль которой расположено более полусотни небольших святилищ,. Вход, расположенный на востоке, оформлен большим вестибюлем, внутри

которого, на одной оси с оградой, находится небольшое святилище, построенное сыном Нарсимхавармана - Махендраварманом III. Собственно вход представляет собой сводчатые ворота-гопурам, к северу от которых в ряд располагаются еще семь святилищ. Центром главного святилища является квадратная гарбхагриха, посвященная Шиве. Ее толстые стены служат опорой для надстройки, а вокруг находится узкий и темный обходной коридор - парикрамо. С внешней стороны к нему примыкают девять культовых помещений, два из которых (расположенные на востоке) образуют преддверие гарбхагрихи. Первоначально вся эта конструкция с гигантской четырехъярусной шикхарой представляла собой самостоятельную постройку, но впоследствии к ней с востока был добавлен дополнительный зал, из которого можно было пройти как в гарбхогриху, так и в два восточных святилища

 

6. Градостроительство Индии. Храм Кайласанатха в Эллоре, близ Аурангабада и Ступенчатый колодец в Абанери, близ Агры Период 400-800 гг н.э.

Кайласанатха — скальный индуистский храм, является центральным сооружением комплекса пещерных храмов в Эллоре. От остального храмового комплекса храм Кайласанатха отделен тремя глубокими (до 30 метров) ращелинами.

 

Храм Кайласанатха строился очень долго. Начало строительства возможно приходится на время правления Дантидурга (англ.) из династии Раштракутов, а закончилось при Кришнарадже II. Храм Кайласанатха высечен в монолитной, одиноко стоящей скале, скальный массив при строительстве храма обтёсывался сверху вниз, без применения строительных лесов. Расположен в центре вырубленного в скале двора длиной 58 м и шириной 51 м, уходящего в глубь скалы на 33 метра. Длина самого храма 55 м, а ширина 36 метров, площадь занимаемой поверхности 1980 м². Первоначально весь храм был покрыт белой штукатуркой, что своеобразно выделяло его на фоне скал, и назывался Ранга Махал. Нижняя часть храма представляет из себя цоколь высотой 8 метров, в центре которого находятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 метров, служащие в качестве основания для верхней части храма. Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством. Наиболее интересными рельефными изображениями на стенах храма Кайласанатха являются: «Равана, пытающийся свергнуть гору Кайлас», «Шива-победитель», «Похищение Ситы».

 

Чанд Баори — ступенчатый колодец, сооружение древней архитектуры. Его глубина составляет более 30 метров. Построен между IX и XI веками возле храма в городке Абанери, в 95 километрах от Джайпура, штат Раджастхан, и это один из самых глубоких ступенчатых колодцев в Индии.

 

Глубина колодца - 22,1 м (13 ярусов по 7 ступеней каждый. Итого - 91 ступень. Рекламируемые 3500 ступеней - это от множества мелких лесенок вдоль всех четырёх стен), ширина верхней части колодца - 16,2 × 19,3 м, ширина поверхности воды - 6 × 9 м,

 

В наши дни в колодце Чанд Баори, представляющем собой древнейший архитектурный шедевр, паломники омывают только руки и ноги: смотрители следят за порядком и не позволяют плавать в опасной воде, которая, по мнению бактериологов и паразитологов, способна «убить человека за 2-3 дня». Несмотря на это, довольно часто в индийской прессе появляются сообщения о смертях в этом священном месте. Падают в мутные воды по большей части местные ребятишки, пожелавшие освежиться во время жаркого засушливого сезона. Кроме этого зафиксированы и единичные случаи гибели туристов в колодце Чанд Баори. По этой причине 30-метровый резервуар было решено оградить перилами. Естественно, никакие ограждения не остановят человека, решившего прогуляться по 3 500 ступеням и пробраться к нишам, где находятся скульптуры божеств Ганеши и Дурги.

7.Градостроительство Индии. Планировочная организация Малавихары в Наланде Период 400-800 гг н.э.

После распада Кушанского государства (IV в.н.э.) воцарилась династия Гуптов, расположившись на большей части Северной Индии. происходит возврат к язычеству.

Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан, вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью. В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов . Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками. Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре - это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» - монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов.

Нала́нда — буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V—XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники.

Университет занимал площадь в 30 акров. Здесь было три больших библиотеки: Ратна Сагара, Ратна Ниди, Ратна Ранджана, одна из которых была девятиэтажной.

На месте сегодняшних руин когда-то располагались несколько храмов, семь монастырей, многочисленные здания для занятий (по некоторым подсчётам их было несколько сотен), большие аудитории, общежития. Это был целый город, ограниченный стенами. В центре комплекса возвышалось большое учебное заведение с примыкающими к нему восемью отдельно стоящими просторными залами. Павильоны увенчивали великолепные, ярко раскрашенные многоэтажные здания. Среди них вы-делялась обсерватория, касавшаяся, своим башенным верхом облаков. Многочисленные помещения для священнослужителя и наставников, сгруппированные вокруг внутренних двориков, отличались богатством убранства. Отдельные здания были выше 60 м, и в одном из них — пятиэтажном— стояла медная статуя высотой 24 м. Крыши были покрыты, возможно, позолоченной медью или цветной черепицей. Во внутреннем убранстве применялись драгоценные камни и самоцветы. Деревянные колонны и балки ярко раскрашивались (часто в красный цвет). Самое высокое здание в Наланде, достигавшее высоты около 90 м, являлось одним из крупнейших сооружений своей эпохи. Весь учебный городок был обнесен стеной с угловыми башнями и несколькими воротами. Башни были приспособлены для астрономических наблюдений. На воротах каждый пришелец мог прочесть имена прославленных учителей Наланды и, таким образом, с самого начала проникался уважением к этому храму науки.

8. Градостроительство Индии. Планировочная организация Сомапура-вихары в Пахарпуре (Бангладеш) Период 400-800 гг н.э.

 Сомапури Вихара — одна из самых больших и впечатляющих построек не только в Бангладеш, но и во всей Южной Азии. Построенный в 8 веке когда-то он был крупнейшим буддистским монастырем к югу от Гималаев. представляет собой четырехугольную пирамидальную структуру, в центре которой находится традиционная ступа. На сегодняшний день Сомапури Вихара - это один из наиболее внушительных археологический участков. Комплекс охватывает более 11 гектаров площади. Несмотря на то, что он находится в полуразрушенном состоянии, можно легко представить себе план храмового комплекса, включающий огромный четырехугольник, по бокам которого располагаются монашеские кельи, а внутри находится внутренний дворик. В центре внутреннего двора располагается гигантская ступа высотой 20 метров, которая заметно возвышается над другими постройками. Стены монастыря украшены терракотовыми барельефами, а все предметы быта буддийских монахов в настоящее время находятся в музее, который расположен неподалеку от комплекса. Это крупнейшая по размерам буддийская вихара на Индийском субконтиненте. Расположена на севере Бангладеш в местечке Пахарпур. В буддийской традиции связана с именем великого проповедника Атиши. В центре сооружения — традиционная ступа, вокруг которой в квадрат вписаны 177 монашеских келий. Общая площадь памятника превышает 85 тыс. кв. метров. Окружающая монастырь стена облицована терракотовыми пластинками с изображениями Будды. Первоначально термин «вихара» относится к «жилищу» или «убежищу», используемому странствующими монахами во время дождливого сезона. Сейчас слово «вихара» используется для обозначения буддийских монастырей традиции Тхеравада, распространённой на Шри-Ланке и в Юго-Восточной Азии, а также — древних монастырей Индии. Вокруг него расположено еще одно кольцо внешних стен, облицованных по всему периметру терракотовыми плитками и барельефами с изображениями Будды.

9. Градостроительство Индии. Планировочная организация храмовых комплексов Боробудур и Лара Джонгранг Период 400-800 гг н.э.

Боробудур, расположенный на острове Ява, примерно в 40 км к северо-западу от Джокьякарты, представляет собой буддийский храмовый комплекс, высотой более 30 м, похож на ступенчатую пирамиду с квадратным основанием, состоящий из девяти ярусов (шести квадратных и трех круглых платформ) и украшенный 2672 барельефами и 504 статуями Будды. Главный купол храма, расположенный в центре верхней платформы, окружен 72 статуями Будды, размещенными внутри ступ. Построенный предположительно в 9 веке во время правления династии Сайлендра, храм Боробудур до сих пор является местом паломничества буддистов. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса паломники знакомятся с жизнью Будды и элементами его

учения. Направляясь к вершине храма, пилигримы продвигаются по обширной системе лестниц и коридоров через три уровня буддийской космологии: Камадхату (мир страстей), Рупадхату (мир форм) и Арупадхату (мир без форм). Структура храма Боробудур представляет из себя очень сложную мифологическую модель, которая в свою очередь состоит из разноуровневых террас. Каждая стена в этом храме передает историю учения Будды, благодаря сложному барельефу. На каждой террасе изображены статуи Будды и его жизненный путь, который он прошел перед тем, как достигнуть просвещения. В главной части храма Боробудур находится символ вечности — центральная ступа. Входить через центральную ступу могут только монахи. Помимо главной, есть еще 72 маленькие ступы, которые имеют колоколообразную форму. Внутри некоторых из них есть статуя сидящего Будды, из-за грабежей существуют и пустые ступы. Хотелось бы отметить одну особую ступу, которая является жилищем Будды, на ней он расположен с пересеченными ногами.

Лара Джонгранг

Лара Джонгранг, что в переводе означает "стройная дева" так прозвали статую богини Дурги в главном святилище.Этот храмовый комплекс расположен в городе Прамбанан. Сам же город является комплексом раннесредневековых индуистских и буддийских храмов, расположен на острове Ява в его центральной части. В состав комплекса входит 3 храма, 5 святилищ и нескольких часовен, площадь его составляет 47 метров. Строение состоит из четырёх ярусов (возможно, по числу каст) и окружено четырьмя стенами со столькими же воротами. Выполнено в виде трёх концентрических квадратных платформ. Всего имеется 224 храма во всём комплексе. Посредине верхней из трёх сужающихся в диаметре платформ высятся три святилища, посвящённые тримурти. Внутренний квадрат содержит 16 храмов, самый высокий центральный храм — (высотой 47 метров), посвящён — Шиве. По бокам от него расположены ещё два. На севере — храм, посвящённый Брахме, на юге — храм, посвящённый Вишну. Рядом находятся три храма поменьше, посвященные их транспортным животным (ваханам) — Нанди (бык) для Шивы, Ангса (гусь) для Брахмы и Гаруды (орёл) для Вишну. Это самый большой храмовый комплекс в Индонезии. Построен он в начале X века Дхаксой, государственным правителем Матарам. Окруженное четырьмя стенами, четырехъярусное здание, вокруг него четверо ворот. Самым красивым местом в комплексе считается храм Шивы, он расположен в самом центре комплекса. В центре храма находится трёхметровая статуя самого бога Шивы.

10. Градостроительство Индии - Раджпутские княжества. Планировочная организация Ступенчатого колодца в Рани-ни-Вав в Анхильваре (Патан, Индия) и Храма Солнца в Модхере

 

Рани-ки-вав– один из самых известных колодцев в Индии. Он был построен в 11 веке в городе Патан (штат Гуджарат) на берегу реки Сарасвати по указу царицы Удайямати в память о покойном муже. С течением времени колодец заилился, археологи смогли полностью его восстановить лишь в конце 1980-х годов, с удивлением обнаружив, что архитектурный шедевр сохранился в целости.

 

Первые колодцы появились в Индии в 3 веке до н.э., причина их распространения – засушливый климат. Первоначально вырывали примитивную яму в песчаной почве, где скапливались подземные воды, позже стали превращать резервуары в настоящие исторические памятники. Рани-ки-вав был построен в период, когда мастерство индийских архитекторов достигло своего апогея. Стиль создания многоярусных ступенчатых колодцев получил название Maru-Gurjara.

 

Название Рани-ки-вав в переводе означает «колодец шагов королевы». Конструкция имеет форму перевернутого конуса, лестница условно разделена на семь частей, каждая из которых украшена скульптурами. Всего скульптур насчитывается более 500 крупных и 1000 мелких. Резервуар с водой расположен на глубине 23 метра.

 

Под последней ступенью, спускающейся к воде, есть туннель, протяженность которого 30 км. Он ведет к городу Sidhpur, расположенного по соседству с Патаном. Этот тайный ход был построен для эвакуации короля в случае войны, сейчас проходи забаррикадирован камнями.

 

В 13 веке в результате сильног<



2019-08-13 640 Обсуждений (0)
Храм в Бхитаргаоне близ Канпура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Храм в Бхитаргаоне близ Канпура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)