Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, значение и элементы правовой культуры



2019-08-13 222 Обсуждений (0)
Понятие, значение и элементы правовой культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Правовая культура сотрудников УИС как фактор, влияющий на эффективность исполнения наказаний

 

 

  Выполнил курсант 5 курса 1 взвода, Маринов Даниил Дмитриевич  
  Научный руководитель:   Рецензент:  

 

Решение начальника кафедры о допуске к защите _______________________

 

Дата защиты:__________                                        Оценка______________

 

Самара

2019

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
Г ЛАВА 1. Правовая культура: понятие, виды,      значение…………………………………………………………...…….   8
1.1. Понятие, значение и элементы правовой культуры.............................. 8
1.2. Виды правовой культуры……….……………………….……………... Г ЛАВА 2. Правовая культура сотрудников УИС как разновидность Профессиональной правовой культуры…………………………....................................................…… 2.1. Правовая культура сотрудников УИС: понятие и особенности….…. 2.2. Правовая культура сотрудников УИС и эффективность исполнения уголовных наказаний…………………………………………………..…… Заключение………………………………………………………….……… Библиографический список……………………………………………… 18     11 11   11 11 11

 

 


Введение

Актуальность темы. Среди правовых явлений правовая культура безусловно представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура – один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России. В ее правовой системе как в зеркале отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетии уровень прогрессивно-правового развития общества. Правовая культура опосредует все основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство, правосознание и реализацию права, субъективные права, свободы и обязанности граждан, политико-юридические институты, учреждения общества и государства, определяя их особое качественное состояние, которое можно выразить понятием правокультурность.

Формирование правовой государственности России, укрепление системы государственной» власти немыслимы без соответствующего уровня правовой культуры. России необходим быстрый и решительный прорыв в правокультурное пространство, нужна своеобразная ассимиляция национальных и мировых достижений в сфере права. Отсюда вытекает актуальность исследования и заслуженное внимание к этой проблеме юридической науки.

 

 

Объектом исследования – общественные отношения,

Предмет исследования– нормы

Цель исследования – является изучение основных вопросов

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие, значение и элементы правовой культуры;

– изучить виды правовой культуры;

– рассмотреть правовую культуру сотрудников УИС: понятие и особенности;

– проанализировать правовую культуру сотрудников УИС и эффективность исполнения уголовных наказаний.

Методы исследования.При проведении исследования использовались:

- общенаучные методы (системного и логического подхода, статистический, структурно-функциональный), которые позволили выявить основные тенденции и закономерности развития изучаемого объекта;

- частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой), которые дали возможность выявить и описать исследуемые явления, сопоставить их для выявления сходства и различия.

Теоретическая база исследования и степень научной разработанности темы.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.

 

 


Г ЛАВА 1. Правовая культура: понятие, виды, значение

Понятие, значение и элементы правовой культуры

Термин «культура» свое начало берет от латинского «cultura» (выращивание, обрабатывание, возделывание, образование, воспитание, почитание, развитие), означавшее функцию, которая связана с приобретением опыта и знаний, а также с воздействием человека на природу[1].

В настоящее время понятие культуры многозначно, поэтому для формирования наиболее полного представления о данном явлении необходимо обобщить разные подходы. При социологическом подходе культура понимается в качестве совокупности всех духовных ценностей. С точки зрения философского подхода культура определяется в качестве исторически сложившегося определенного уровня развития общества, способностей и творческих сил человека. Антропологический подход под культурой понимает совокупность всех созданных человеком благ, в отличие от того, что было создано природой.

Достаточно интересное определение дается А.А. Радугиным. По его мнению, культура представляет собой универсальный способ творческой самореализации человека путем полагания смысла, стремления вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесении его со смыслом сущего. Культура перед человеком предстает в качестве смыслового мира, вдохновляющего людей и сплачивающего их в определенное сообщество (профессиональную группу, нацию и т.д.). Данный смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ мироощущения и бытия людей[2].

Правовая культура – чрезвычайно емкое явление. Ее общественная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, так как, являясь составной частью общечеловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества. Не случайно, поэтому к подавляющему большинству проблем построения правового государства и гражданского общества вопросы формирования правовой культуры имеют самое прямое отношение[3].

Формулировка понятия правовой культуры связана с определенными теоретическими и методологическими трудностями, которые вызваны многогранностью данного феномена.

Так, В.Д. Перевалов считают, что правовая культура - это обусловленное всем духовным, социальным, экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правосознания, юридических актов, правовой деятельности и в уровне правового развития субъекта (всего населения, различных групп, человека), а также в степени гарантированности гражданским обществом и государством прав и свобод человека[4].

По мнению Е.В. Аграновской, правовая культура - это система убеждений, оценок и взглядов, определяющих правовое поведение[5]. А.В. Малько и Н.И. Матузовым вообще не формулируется определение понятия правовой культуры. Они лишь отмечают, что правовая культура охватывает все правовые ценности, которые существуют в данной стране в данное время, она выражает этику взаимных отношений субъектов общественной жизни с законами, правом и иными юридическими феноменами[6].

Исследуя понятие правовой культуры, И.В. Ковалева исходит из следующей предпосылки: чему служат и для чего создаются правовые установления. По ее мнению, одно дело, если они используются и созданы в интересах общества, государства, которые подавляют и подравнивают индивидуальности. Иными словами, право - это воля господствующего класса, возведенная в закон, как это трактовалось марксистами. Другое дело, если правовые установления защищают человека, который живет в государстве, обществе, в частности от произвола этого государства, как власти. В данном случае они могут быть рассмотрены как феномены культуры. В таком случае правовая культура представляет собой обработку, облагораживание и оформление жизни людей через реализацию правовых отношений, учреждений и установлений[7].

Стоит отметить, что философией права дается своеобразное отражение феномена широты исследуемого нами понятия. Так, право в качестве культурного феномена представляет собой часть общечеловеческой культуры. По мнению B.C. Нерсесянц, под правовой культурой следует понимать весь правовой космос, который охватываетт все моменты правовой формы общественной жизни людей. В данном случае культура заключается в умении и способности жить по данной форме, которой противостоит неоформленная (хаотичная, неупорядоченная, неопределенная) действительность[8].

Учитывая изложенное, очевидно, что на сегодняшний день добиться единообразного определения такого понятия, как правовая культура не представляется возможным, так как это слишком неоднозначное и широкое понятие.

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Это первый элемент правовой культуры[9].

Правовая культура на основе существующих в обществе знаний и представлений формирует легитимные и общепризнанные образцы поведения, нормы, ценности, стереотипы и правила в отношении к позитивному праву, регулирующие деятельность социальных субъектов. Взаимосвязь между правовой культурой и правовым поведением обусловлена функциональной направленностью их обоих на поддержание фундаментальных сетей отношений, взаимодействия, взаимопонимания, обеспечения социального порядка и безопасности. Любое правовое поведение и всякая правовая культура по своему характеру амбивалентны: они включают в себя и положительные, и отрицательные устойчивые черты, наблюдаемые в сознании и поведении субъектов политического и правового процесса. Такие - устойчивые черты предстают как своеобразные матрицы правовой жизни, задающие устойчивые формы сознанию и поведению отдельных граждан, групп, институтов и общества в целом[10].

Правовая культура детерминирует правовое поведение человека на обыденном уровне косвенно, опосредованно.

Правовая культура находит свое практическое воплощение, как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причем отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа, эскапизма или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности[11].

Приведенные определения и трактовки правовой культуры отражают лишь грани ее проявления, социальные феномены, на которые она распространяется и из которых развивается. Кроме того, сама по себе правовая культура – это не просто сознание и деятельность определенного рода, но и испытывающая воздействие права материальная и духовная сфера жизни, вся область воздействия права на общественные отношения.

Правовая культура выступает составной частью категории «правовая жизнь», включающей в себя как положительные, так и отрицательные правовые явления и процессы. Следует отметить, что правовая культура в полной мере может быть раскрыта лишь в контексте общественного прогресса, так как она немыслима без своей прогрессивной направленности. В данном контексте правовая культура трактуется через призму становления личности, которая начинает осознавать, а затем требовать и создавать правовые средства защиты своей зарождающейся свободы и автономии. Осмысление правовой культуры как феномена, отражающего уровень и характер прогрессивных достижений общества в правовой сфере применительно к субъектам правового регулирования, позволяет выделить понятие правовой культуры личности.

Таким образом, правовая культура – неотъемлемая часть общей культуры народа, которая базируется на её началах и является отражением уровня её развития, менталитета народа.

Наиболее полно раскрыть сущность правовой культуры позволяет анализ ее структуры. Следует отметить, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Так, например, В.П. Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности, являясь эталонами поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Логическая структура правовой культуры включает юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические модальности. Под последними понимаются нормативные суждения, включающие такие модальные операторы, как «обязательно», «разрешено», «запрещено», которые складываются на основе правовых знаний, оценок и т.д[12].

Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и ее деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования[13].

Следует также отметить, что выделение некоторых из указанных элементов является излишним. Так, оценку права и правового поведения можно давать, выражая свое отношение к праву, правосудию и т.д., т.е. тогда, когда речь идет о правосознании.

Наиболее подробно и полно структура правовой культуры отражена И.А. Иванниковым, включившим в последнюю следующие компоненты: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическую науку, юридические акты[14].

Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания общества. Также правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Оно понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное право чувствие» − как некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение[15].

Правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Правовая культура выполняет в обществе ряд функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую. Первая заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Она тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования общества путем предписания индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного поведения. Правовая культура обеспечивает согласование и подчинение социальных устремлений и идеалов различных групп правовым предписаниям общества и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция состоит в «изменении» индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение, другие подвергаются критическому осмыслению[16].

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей.

Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы, правотворчества и реализации права, юридической практики, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Правовая культура общества не представляет собой единого целого. она распадается на виды, которые вычленяются на основе следующих критериев. С точки зрения носителей правовой культуры, её подразделяют на правовую культуру общества, группы и личности[17].

Индивидуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умения и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм.

Групповая правовая культура (группы, коллектива) выражается в заинтересованности в результатах общего труда, в обеспечении высокой организованности и правопорядка.

Правовая культура общества гарантирует соблюдение объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважение к правосудию, готовности соблюдать и исполнять законы, совершенствование законодательства, повышение уровня правосознания должностных лиц, их убежденность следовать нормам права, эффективность работы правоохранительных органов, наконец, уровень законности и правопорядка.

Вся в целом правовая культура взаимосвязана с политической, нравственной, этической и иными видами культуры и является выражением общественного культурного состояния общества[18].

Таким образом, правовая культура, занимает особое место в социокультурном пространстве, так как полностью не совпадает ни с одним видом культуры (политической, духовной, материальной и т. д.). С одной стороны, правовой культурой создается уникальное сочетание как духовных, так и материальных компонентов. А с другой стороны, она находится во взаимосвязи и органичном единстве с другими областями культуры, в частности эстетической, нравственной и политической. Между тем, отметим, что в настоящее время в юридической науке не существует единого понимания ни термина «культура» в целом, ни правовой культуры в частности.

Правовая культура представляет собой необходимое условие для осознанного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что содействует преодолению отклоняющегося поведения, отсталых взглядов, предотвращению случаев насилия над личностью и произвола. Научно обоснованные правовые представления граждан - это предпосылки для укрепления правопорядка и законности, без чего невозможно построить правовое государство и гражданское общество.

 

 



2019-08-13 222 Обсуждений (0)
Понятие, значение и элементы правовой культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, значение и элементы правовой культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)