Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества



2019-08-14 446 Обсуждений (0)
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 3

   

План:

1. Научные подходы к изучению общества.

2. Прогресс и его критерии   

3. Глобальные проблемы современности

 

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

 В российской исторической и философской науке наиболее распространенными подходами к анализу общественного развития являются формационный  и цивилизационный.

ü Ключевым понятием марксистской школы обществознания высту­пает категория   «общественно-экономическая формация».

№В!  Общественно-экономическая формация- это общество, находящееся на определенной       ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему       спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

                                                                 

Структура

                                                                 

 
№В!  Надстройка - это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений  (филосо-       фия, рели­гия, мораль, государство, право, политика, культура), воз­никающая на основе определен-       ного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него.

------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------- ------------------                                                               

                                            Способ производства

 

№В!  Базис- это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений,      не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производ-      ства)

 

                                                                                                         

№В!  Производительные силы  - это средства производ­ства и люди, обладающие производственным                                                           опы­том, навыками к труду.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    

Ø Производительные силы являются динамичным, постоян­но развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения (базис) статичны и косны, не меняются веками .  

На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производствен-ными отношения­ми,разрешающийся в ходе социальной революции,слома ста­рого базиса и перехода на новую ступень общественного разви­тия, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил.

ü Марксизм понимает общественное развитие как  непрерывный процесс, как закономерную, объективно обусловленную, естественно-исто­рическую смену общественно- исторических формаций:

 

Перво­бытно­общинная   Рабо­владель­ческая   Феодальная Капиталистическая Коммунистическая 1) социализм 2) комму­низм

                                                               Ф о р м а ц и и

 

ü Ключевым понятием цивилизационного подхода к анали­зу общественного развития является понятие «цивилиза­ция».

            В современной теории цивилизации выделяются два под­хода: стадиальный и локальный

 

1. №В!  Стадиальный подход рассматриваетцивилизацию как  единый процесс, проходящий

                                                                              через определенные стадии:

1. Доиндустриальная (аграрная, традиционная) - с IV - III тыс. до н.э. до 60- 80-е гг. XVIII в.

2. Индустриальная(техногенная)- с сер. XIX в. до последней трети XX в.

3. Постиндустриальная (информационная)  -переход совершается  в наши дни)

2. №В!  Локальный подход - цивилизация — это  общность, которая существу­ет

          длительное время, имеет устойчивые границы, вырабатывает специфические формы

          экономической, соци­ально-политической, духов­ной жизни и осуществляет свой,

          индивидуальный путь исторического развития

 

Цивилизационный подход отдает предпочтение культурологическому фактору. На первом плане здесь единство культуры, политики и быта

 

                         Структура

                                                                                         

 

      

  1 Культурно- психологическая под­система (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). 2 Политическая подсистема (обы­чаи и нормы, право, власть и об­щество, партии, движения и т.д.). 3 Экономическая подсистема (про­изводство, потребление, обмен продуктами, услугами, техноло­гиями, система коммуника-ций, принципы регулирования и т.д.). 4 Биосоциальная подсистема (се­мья, родственные связи, половоз­растные отношения, гигиена, пи­тание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)

 

   Таким образом,

  • формация концентрирует внимание на уни­версальном, общем, повторяющемся,
  • а цивилизация — нало­кально-региональном, уникальном, своеобразном.

Ученые выделяют следующие современные типы общества:

западная, восточноевро­пейская, мусульманская, индийская, китайская, японская,

латиноамери­канская

   Современные классификации цивилизаций обычно сводят все существовавшие и существующие цивилизации к №В!   трем видам:

  • космогенной ( традиционная) ,
  • техногенной (индустриальной)
  • антропогенной (инфор­мационное общество).

В космогенную цивилизацию включают и западное, и восточное общество. Она охватывает  период Древнего мира и Средневе­ковье.

Ø Для этой эпохи истории человечества характерны высокая степень зависимости от природы, условий окружающей среды (от космоса)- существуют орудийная техника и ручная технология; основа жизни — аграрное производство.

С окончанием средних веков в Европе происходит переход от космогенной цивилизации к индустриальной ( техногенной).

 

Менее распространенным подходом к анализу общественного развития в отличии от формационного и цивилизационногоявляется №В! системно-синергетический подход к анализу общества, создателем которого считают австрийского философа  Людвига фон Берталанфи. Термин «синергетика» означает «теория совместного действия».

 

Если общество рассмотреть в системно-синергетическом контексте, то можно выделить  такие его характеристики: 1. Как открытая система обществовзаимодействует с внешней средой (природой). Механизмом     этого взаимодействия является материальное  производство, благодаря которому происходит производство, обмен и распределение материальных благ. 2. Общество - самоорганизующаяся система, поэтому оно строится как иерархическая система. В связи с этим отношения, возникающие между элементами общества, приобретают властный характер, что ведет к возникновению такого элемента, как политика. 3. Общество  как самоорганизующаяся система порождает  различные виды социальной информации ( язык, знаковые элементы). Поскольку эта информация имеет смысл, то на ее основе возникает такое явление, как культура. 4. Общество - система нелинейная, поэтому она  развивается многовариантно, многолинейно. Свидетельством много линейности  общественного развития  являются, · отличия, которые существовали и существуют  между европейским и восточным путями развития, · между типами  исторического  развития  Австралии, Африки, Южной Америки.

                    

2. Понятие общественного прогресса и его критериев

№В!Прогресс — это направле­ние развития, для кото­рого характерен переход                           от низшего к высшему, от простого к более слож­ному,                           движение вперед к более совершенному

                                        

                                                      

1. Относительность прогресса

 Критерии

могут служить :

 

1. Развитие человеческого разума
Есть области, к кото­рым понятие про­гресса не применимо 2. Совершенствование    нравст­венности людей
  3. Развитие производитель­ных сил, включая самого человека
2. Противоречивость прогресса 4. Прогресс науки и  техники
Совершенствование в одних областях обо­рачивается потерями в других. Одним социальным силам про­гресс в может быть вы­годен, а другим нет 5. Возрастание степени сво­боды, которую общество может предоставлять человеку

ОДЕССЕЙ 12.11.15.

№В!   Регресс— это та­кой тип развития, для ко­торого характерен переход от высшего к

                          низшему, про­цессы деградации, понижение уровня организации, утраты

                          способности к выполнению тех или иных функций

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время оста­навливаться, что называется№В !  стагнацией

(застой).

 

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистически­ми параметрами, характеристиками.   

Ø Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности

        че­ловеческого существования, создание благоприятных условий для человека

        в этом видится прогресс современного об­щества.

ü В качестве гуманистических критериеввыдвигают­ся такие показатели прогрессивного развития общества:

  • средняя продолжительность жизни человека,
  • детская и ма­теринская смертность,
  • состояние здоровья населения,
  • уровень образо­вания,
  •  развитие различных сфер культуры,
  • чувство удовле­творенности жизнью,
  • степень соблюдения прав человека,
  • отношение к природе и др.

 

ü Основ­ная цель общественной эволюции — есть человек, его всесто­роннее развитие.

 

 Главной целью обще­ственного развития является создание условий для всестороннего   развития человеческой личности.

Ø Поэтому критерием прогресса является та степень свободы, которую общество может предоста­вить личности для наиболее полной реализации ее возможностей.

   

ü     Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников:

 социальных общностей, их организаций, вы­дающихся личностей, индивидов.

В столкновении противоборству­ющих сил пробивается общая линия прогресса.

ü    Творческие силы исторического процесса - это те силы, которые своей деятельностью готовят прогрессивные изменения в обществе или активно участву­ют в их осуществле-нии.

Ø Прогрессивные изменения осуществляются через революции или через реформы.

В современной науке существуют три модели развития общества:

 

  1. Циклическая (цикличность) т.е. развитие по кругу (простое повторе­ние).
  2. Линейная - прогресс или  регресс
  3. Спираль – развитие как сложное повторе­ние т.е. соединение цикличности и линейного

                       прогресса

                 3. Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современнос­ти превратились в один из важней­ших объектов мировой политики и практики. Термин «глобальные проблемы» в научной литературе на­чал употребляться с конца 60-х годов XX столетия.

Глобальные проблемы не являются чем-то новым для раз­вития человечества, а предста-вляют собой небывалое обостре­ние и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек — общество — приро­да».

В основе лежат два взаимосвязанных процесса.

Ø С одной стороны, это результат совершенствования и развития произ­водительных

                          сил, т. е. развития материальной культуры обще­ства,

Ø с другой —     это результат социальных процессов.

 

  Выделяют три основные группы глобальных проблем. Каждая группа складывается  из множества однотипных проблем.

 

ü Первая группасуперглобальные (общемировые) пробле­мы современности.



2019-08-14 446 Обсуждений (0)
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)