Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы практических занятий



2019-08-14 216 Обсуждений (0)
Темы практических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

 

 

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

основной образовательной программы

высшего профессионального образования по уровню бакалавриат по направлению подготовки «Филология»

 

Название дисциплины

«История русской литературы 19 века (2-я половина, 2-я часть)»

Название дисциплины (на англ.)

« The History of Russian Literature of the 19th century (2nd Half, part 2)»

 

Язык(и) обучения

 

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 5

 

Регистрационный номер рабочей программы: (не заполнять)

 

 

 

Санкт-Петербург

2018


 

Раздел 1.   Характеристики учебных занятий

Цели и задачи учебных занятий

 

Цель курса: сформировать у студентов базовые знания об истории русской литературы 1870–1890-х годов в ее взаимосвязи с историей общества; охарактеризовать значение этой эпохи, продемонстрировать сложную динамику процессов литературного развития.

Задачи курса – 

· познакомить слушателей с основными вехами жизни и творчества русских писателей-классиков и направлением их творческой эволюции;

· определить особенности поэтики и проблематики их наиболее значительных произведений;

· познакомить студентов с основными литературоведческими концепциями, посвященными творчеству отдельных авторов и литературному процессу 1870–1890-х годов в целом.

 

Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

 

Знакомство с основами теории литературы и историей русской литературы XI–XIX вв. в рамках курсов, предусмотренных программой бакалавриата русского отделения Филологического факультета СПбГУ, а также с русской историей в рамках школьной программы, а также знакомство со следующей художественной литературой (по любым изданиям последних пяти лет):

Ф. М. Достоевский «Бедные люди», «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Пушкин (очерк)».

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки (3–4 по выбору)».

Л. Н. Толстой  «Детство», «Отрочество», «Юность», «Война и мир»

Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша».

А. П. Чехов  Юмористические рассказы (4-5, по выбору), «Попрыгунья», «Палата № 6», «Учитель словесности», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Вишневый сад».

 

Перечень результатов обучения (learning outcomes)

 

Обучающиеся должны прочитать и осмыслить классические произведения, включенные в список обязательной литературы; владеть хронологией жизни и творчества изучаемых авторов; ориентироваться в критической и научной литературе, посвященной изучаемому периоду; владеть навыками интерпретации художественного произведения в историческом, историко-литературном и теоретико-литературном контекстах.

В результате занятий у студентов должны сформироваться:

· Умение пользоваться научной, справочной, учебно-методической литературой;

· Умение понимать и излагать литературоведческую информацию;

· Владение основным терминологическим аппаратом современного литературоведения;

· Умение интерпретировать художественные произведения с опорой на имеющуюся научную информацию, проводить сопоставительный анализ художественных текстов с учетом жанровых традиций, различных литературных направлений и течений;

· Представление об основных особенностях русского литературного процесса ХIХ века, их связях с историческими событиями и культурой эпохи.

.

 

Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Раздел 2.   Организация, структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

 

2.1.1 Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

 практики и т.п.

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных 

форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам.раб.) промежуточная аттестация (сам.раб.) итоговая аттестация (сам.раб.)
                                     

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

   

Без отрыва от работы форма обучения

   

Семестр 1-2

48     17                   60    

??

5

                               
ИТОГО 48 17 60 5

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

Формы

Сроки

Виды

Сроки

Виды Сроки
 

экзамен

2 семестр

 

 

   

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Без отрыва от работы форма обучения

Семестр 1

 

 

 

   

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

Без отрыва от работы

Период обучения (модуль): 14 учетных недель

Наименование темы (раздела, части)

Вид учебных занятий

Количество часов

 

Введение. Политическая, общественная и литературная ситуация 1870 – 1890-х гг.

1 лекция

2

 

Журналистика и критика 1870-1890-х гг

1 лекция

2

 

Общая характеристика литературного процесса 1870-1890-х гг. (проза, поэзия, драматургия).

2 лекции

4

 

Ф. М. Достоевский.

6 лекций

12

 

М. Е. Салтыков-Щедрин.

5 лекций

10

 

Л. Н. Толстой.

5 лекций

10

 

Г. И. Успенский.

1 лекция

2

 

Н. С. Лесков.

3 лекции

6

 

В. М. Гаршин.

1 лекция

2

 

А. П. Чехов.

4 лекции

8

 

В. Г. Короленко.

2 лекции

4

 

Практические занятия (см. ниже)

??

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                       

Темы лекционных занятий:

 

Лекция 1. Политическая, общественная и литературная ситуация 1870–1890-х годов.

Проблемы периодизации. Понятия «шестидесятые», «семидесятые», «восьмидесятые» и «девяностые» годы XIX века в историко-культурной перспективе. Необходимость монографического исследования творчества отдельных писателей и единый литературный процесс.

Общественно-политическая ситуация «семидесятых годов». Борьба за продолжение реформ. Судьба крестьянской, земской, военной, образовательной и судебной реформы. Зарождение народничества, его истоки и программные установки в работах П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, Н. К. Михайловского. «Хождение в народ» 1874 г. Рождение революционного народничества и деятельность народовольцев. 1 марта 1881 г. Политическая и общественная реакция 80-х годов. Политические преследования и процессы. Либерализация народничества, теория «малых дел». Марксизм в России. Понятие «интеллигенция».

Лекция 2. Журналистика и критика 1870-1890-х гг.

Основные направления журналистики 1870–1890-х годов. Специфика «общественно-литературных» журналов. Радикально-демократические издания («Отечественные записки», «Дело»), их связь с наследием «шестидесятых годов», программа и сотрудники. Нелегальная пресса 70-80-х годов. Народническая и либеральная журналистика («Вестник Европы», «Слово», газеты «Неделя», «Голос» и др.). Консервативно-охранительная журналистика («Русский вестник» и «Московские ведомости» М. Н. Каткова, «Новое время» А. С. Суворина). Роль либеральных журналов после закрытия «Отечественных записок» («Русское богатство», «Русская мысль»). Рождение массовой журналистики. «Малая пресса» 1880-1890-х годов, ее темы и жанры.

Русская критика 1870-1890-х годов. Ведущие критики эпохи (Н. К. Михайловский, А. М. Скабичевский, Н. В. Шелгунов, Н. Н. Страхов). Либеральная, народническая, «почвенническая» и «эстетическая» критика. Публицистическая функция критики, критерии оценки литературных произведений. Критическая деятельность писателей (М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Г. И. Успенского и др.). Рост книгоиздания в России.

Лекция 3. Общая характеристика литературного процесса 1870-1890-х гг.: проза.

Общая характеристика прозы 1870-1890-х годов. Тематика и поэтика. Ведущая роль романа, разновидности романного жанра. Эволюция очерка. Понятие «беллетристика». Роль писателей старшего поколения. Литературное народничество. Понятие «община» и тема сохранения и разрушения общины в произведениях писателей-народников (Н. Е. Каронин-Петропавловский, А. И. Эртель, «Устои» Н. Н. Златовратского и др.). «Герои времени» в народнической литературе: романы и повести П. В. Засодимского, К. М. Станюковича, «Подпольная Россия» и «Андрей Кожухов» С. М. Степняка-Кравчинского. Тема «молодого поколения» в творчестве И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Короленко, В. М. Гаршина.

Лекция 4. Общая характеристика литературного процесса 1870-1890-х гг.: поэзия.

Поэзия. Позднее творчество Н. А. Некрасова и судьба «некрасовской школы». Поэты революционного народничества: (П. Ф. Якубович, Н. А. Морозов и др.). Крестьянские поэты (И. З. Суриков и др.) Возрождение поэзии «чистого искусства» (А. А. Фет, А. Н. Майков, Я. П. Полонский). Своеобразие «лирического героя» в поэзии А. Н. Апухтина и К. К. Случевского. «Исповедь» и «проповедь» в поэзии С. Я. Надсона.

Лекция 5. Общая характеристика литературного процесса 1870-1890-х гг.: драматургия.

Развитие русской драматургии. Позднее творчество А. Н. Островского. «Массовая» драматургия: (В. А. Крылов, И. В. Шпажинский, П. М. Невежин и др.), мелодраматизм и связь со «злобой дня». Рождение новой театральной системы в 1890-е годы.

Новые тенденции в литературе середины 1890-х годов. Судьба «миметической поэтики», смена литературной доминанты. Зарождение русского символизма, неоромантизм М. Горького.

Лекция 6. Творчество Ф.М. Достоевского.

Литературные впечатления юного Достоевского и ранние литературные замыслы (Пушкин, Шиллер, Гоголь). Достоевский о начале своего литературного творчества. Роман «Бедные люди». Полемика с «Шинелью» Гоголя. Гуманизм и сентиментальность. «Амбициозность» маленького человека. Достоевский и Белинский. Роман «Двойник»: «амбиция» и патология. Субъективация повествования и «двунаправленное слово» у Достоевского. Другие трактовки темы «маленького человека» у раннего Достоевского («Господин Прохарчин», «Слабое сердце»). Участие Достоевского в кружке петрашевцев.

Лекция 7. Творчество Ф.М. Достоевского.

Достоевский на каторге и в ссылке. Эволюция мировоззрения и обретение «почвы». «Почвенничество» и его место в ряду общественно-политических доктрин 1860–1870-х годов. «Записки из Мертвого дома»: функции рассказчика, образы каторжан. Представление Достоевского о русском народе, его мироощущении, нравственных устоях и потенциальных возможностях. Проблема народа и дворянства, народа и русской интеллигенции. Восприятие «Записок из Мертвого дома» современниками.

Лекция 8. Творчество Ф.М. Достоевского (продолжение).

«Записки из подполья». Эволюция образа «подпольного человека» у раннего Достоевского. Иррационализм и проблема свободы воли. Полемика с утопическим социализмом, просветительством, теорией «разумного эгоизма». Философия и жизненная практика героя. Понятие идеологического романа.

«Пятикнижие» Достоевского: единство и эволюция. Жанровые, сюжетно-композициционные, персонажные особенности романов Достоевского.   

«Преступление и наказание». Синтетизм романа, его социальный, философский и религиозный аспекты. Рационализм Раскольникова, его логические «расчеты» и иррациональные «просчеты». «Большой диалог» в романе. Раскольников и его «двойники». Психологический поединок Раскольникова и Порфирия Петровича. Теория Раскольникова в диалоге с христианской идеей (Соня). Возможности «расширительного» истолкования «теории» Раскольникова и восприятие романа современниками.

Лекция 9. Творчество Ф.М. Достоевского (продолжение).

«Идиот»: задача изображения нравственного идеала, «положительно прекрасного человека». Истоки образа Мышкина: Дон Кихот, «рыцарь бедный». Соотношение романа с Евангелием, образа Мышкина с Христом. Восприятие Мышкина героями романа, его влияние на них. Образ Настасьи Филипповны и полемика Достоевского с «теорией среды». Представления Достоевского о русском национальном характере. «Безудержные» герои в романе (Рогожин, Лебедев и др.). Отношения Мышкина и Рогожина и проблема веры. Отношение Достоевского к католицизму и нигилизму. «Исповедь» Ипполита Терентьева.

Лекция 10. Творчество Ф.М. Достоевского (продолжение).

 «Бесы». Исторические источники романа («дело Нечаева», «Катехизис революционера»). Смысл названия романа и эпиграфа к нему. Истоки нигилизма по Достоевскому: «беспочвенный» западнический либерализм 1840-х годов. Образы Верховенского-старшего и Кармазинова, их прототипы. Социальные корни нигилизма в образах участников «пятерки». Проблемы «почвы» и личной веры в образе Шатова. Теория «народа-богоносца». Авантюристическая сторона революционности и образ Петра Верховенского. Ставрогин как герой, стоящий «по ту сторону добра и зла». Шигалевщина как пророчество Достоевского о конечном итоге нигилистическо-атеистического пути.

Лекция 11. Творчество Ф.М. Достоевского (продолжение).

«Дневник писателя», его жанровый состав и тематика. Различие Достоевского-публициста и Достоевского-художника. Теория «полифонического романа» М. М. Бахтина. Отношение Достоевского к самодержавию и церкви. «Славянский вопрос» в «Дневнике писателя».

«Подросток». Тема денег у Достоевского и «ротшильдовская идея» героя. Тема «случайного семейства» и «всеобщего обособления». «Отцы и дети» в романе. Отношение Достоевского к «русскому европейцу» (Версилов) и носителю религиозной истины – человеку из народа (Макар Долгорукий). Связь «Подростка» с «Братьями Карамазовыми».

Лекция 12. Творчество Ф.М. Достоевского (окончание).

«Братья Карамазовы» как итоговый роман Достоевского, синтез его предшествующего творчества. История распада и гибели «случайного» дворянского семейства. Федор Павлович и «карамазовщина» (сладострастие, нравственное безразличие, неверие). Борьба двух начал в характере Дмитрия Карамазова. Иван Карамазов: рационализм и богоборчество. «Легенда о Великом инквизиторе». Иван и Смердяков. Антитезы смирения и бунта, атеизма и веры, социализма и христианства. «Ранний человеколюбец» Алеша Карамазов. Житийный подтекст романа. Поучения старца Зосимы и авторская позиция.

Речь Достоевского о Пушкине, идея «всемирной отзывчивости».

Рецепция творчества Достоевского в литературе и философии XX века.

Лекция 13. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Детские впечатления. Лицей. Ранние поэтические опыты. Круг чтения. «Школа идей» 40-х годов и воздействие ее на повести «Противоречия» и «Запутанное дело». Арест и ссылка. Вятская «школа жизни». Возвращение к литературной деятельности. «Губернские очерки» и причины их сенсационного успеха. Оценка «записок отставного надворного советника Щедрина» Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым.

Лекция 14. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (продолжение).

Литературно-общественные позиции Щедрина конца 50-х – первой половины 60-х годов. Финал «Губернских очерков» и замысел «Книги об умирающих». Сотрудничество в «Современнике». Пробуждающаяся Россия периода пред- и пореформенного «конфуза» в освещении писателя. Усиление внимания к «бедному сознанием своей бедности» «безвестному» и «забитому», но – в конечном счете – неизменно определяющему исторические судьбы своей страны народу, народным «массам». «Иванушки» и «Сидорычи». Надежда на «героизм мысли» – «мысль, доведенная до энтузиазма» – в деле порождения возможного «героизма в действиях». Вера в поступательное – хотя и далеко не прямолинейное – развитие «жизненного процесса» и неизбежность «просветления» человеческого «образа», а не посрамление его. Публицистика. «Сатира в прозе» и «Невинные рассказы». Глупов – Умнов – Буянов и их художественная символика. Служебная деятельность Щедрина 60-х годов.

Лекция 15. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (продолжение).

«Помпадуры и помпадурши» и их место в творческой эволюции Щедрина 60-х годов. «Помпадуры» и «глуповские градоначальники». Глупов и Россия. Принципы создания образной системы произведения. Движение глуповской «истории» и развитие авторской мысли писателя в «Истории одного города». Щедрин об истолковании «Истории одного города» в статье «Историческая сатира». Споры об «Истории одного города» в современном литературоведении.

Жизнь и деятельность Щедрина конца 60-х – первой половины 80-х годов. Отставка. «Отечественные записки» в личной и творческой биографии писателя. Щедрин и народничество. Критические и публицистические выступления Щедрина в «Отечественных записках». Сатирические циклы 70-х годов – «Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи» и др.; их проблематика, тематика и поэтика. Щедрин о русской интеллигенции. Обращение к определенному – обобщающе-собирательному «типу» как характеристическому выразителю важнейших «веяний времени» и «потребностей минуты». Основные «герои времени» и их взаимоотношения с русским обществом и народом. «Хищник» и «чумазый» как «высшее выражение типа нового ветхого человека». «Семья», «собственность», «государство»– или, по определению охранительных сил, «краеугольные камни» современной ему жизни– в творческом освещении Щедрина 70-х годов. Обличение «устоев» самодержавия и утверждение идей «свободы, равноправия, справедливости».

Лекция 16. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (продолжение).

Зарубежные впечатления писателя 70-80-х годов. Германия, Франция, Швейцария. Сопоставление России и Запада и вопрос об «исторических судьбах» страны в цикле «За рубежом». «Свободное исследование» действительности и выработка писателем концепции «общественного романа». «Господа Головлевы» и «Современная идиллия». Историзм и «социальный психологизм» Щедрина и их конкретное проявление в различных по своему характеру замыслах. Щедрин и «умиротворяемое» русское общество «послемартовского периода». Доверительный диалог писателя с подчас излишне «повадливой», но все же продолжающей оставаться неосознающей себя «силой» – «тетенькой» в сатирических «Письмах к тетеньке». «Пошехонские рассказы».

Лекция 17. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (окончание).

Последний период творческой деятельности Щедрина. Закрытие «Отчественных записок» – «основы и сущности» его жизни – и литературные мытарства писателя второй половины 80-х годов. Мучительные, напряженнейшие раздумья о подлинных возможностях «слова» и степени его воздействия на общество. «Сказки», «Мелочи жизни», «Пошехонская старина». Трагедия «измельчания жизни» во всех ее проявлениях и борьба с попыткой реакции повернуть вспять – «к Пошехонью» – историческое развитие России. «Золотой век» крепостничества в изображении Щедрина. Воздействие крепостнической атмосферы на формирование характера «рабов» и «господ». Роль «зачатков общечеловеческой совести» и пробуждении рассказчика-повествователя последней щедринской «хроники». Эзоповское иносказание «Сказок», их образная система, «сюжеты», коллизии и конфликты. Привычная «смута настоящего» и извечные «идеалы будущего» как «своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился бы в камень». Предсмертное завещание Щедрина сыну «паче всего» любить «родную литературу» и «звание литератора» предпочитать «всякому другому».

Лекция 18. Творчество Л.Н. Толстого.

История предков и семьи Л. Н. Толстого и ее отражение в его творчестве. Детство и юность писателя, путь к нравственному самоусовершенствованию. Дневники Л. Н. Толстого и «История вчерашнего дня». Участие Толстого в военных действиях.

Автобиографическая трилогия, ее соотношение с дворянскими семейными хрониками. «Внешний» и «внутренний» сюжеты, нравственные искания героя. Обращение к военной тематике. Три образа войны в «Севастопольских рассказах». Героизм в понимании Толстого. «Диалектика души» в трактовке H. Г. Чернышевского.

Общественные позиции и эстетические взгляды писателя после Крымской войны, разрыв с «Современником». Педагогическая и хозяйственная деятельность Толстого. Проблематика «Утра помещика»: вековое недоверие крестьян к барину. Заграничное путешествие и отношение к Западу. «Варварство» западной цивилизации в рассказе «Люцерн». Повесть «Казаки»: тема «естественного человека». Толстой и Руссо. Этнографизм повести.

Лекция 19. Творчество Л. Н. Толстого (продолжение).

«Война и мир». Синтез тем предшествующего творчества в романе. Творческая история романа, причины изменения первоначального замысла. Жанровая сложность «Войны и мира», понятие «эпопея». Принципы изображения человека в романе: герои динамические и статические, «естественные» и «неестественные». Семейная тема в романе: семья как конгломерат интересов (Курагины) и как уклад жизни (Ростовы, Болконские). Разные стороны общего семейного уклада в образах Николая и Наташи Ростовых, старого князя Болконского и князя Андрея. «Героизм» и «служение» в нравственных исканиях Андрея Болконского. Путь к обретению истины Пьера Безухова. Тема духовного единения людей. Два смысла слова «мир». Платон Каратаев. Значение военных эпизодов: различия войн 1805 и 1812 годов. Смысл эпилога. Толстовская философия истории, ее противоречия. Кутузов и Наполеон в соотношении с толстовской историософией. «Война и мир» в прижизненной критике.

Лекция 20. Творчество Л. Н. Толстого (продолжение).

Толстой после «Войны и мира». Педагогическая деятельность, «Азбука».

«Анна Каренина». История создания романа, его литературные источники. Вопрос об «архитектуре» романа. Личное и общественное в романе. От «мысли народной» к «мысли семейной». «Анна Каренина» как энциклопедия 1870-х годов. Социальные причины и внутренняя предопределенность трагедии Анны. Личное и общественное в образах Каренина и Вронского. Проблема вины и различные истолкования эпиграфа к роману. Автобиографическое в образе Константина Левина. Левин и Кити. Отношение Левина к «перевалу» русской истории, его хозяйственные эксперименты и отношение к народу. Причины духовного кризиса Левина и обретение выхода в жизни «по-божьи».

Лекция 21. Творчество Л.Н. Толстого (продолжение).

Кризис Толстого, его истоки и разрешение. «Исповедь». Признание «преступности» государства, церкви и других социальных институций. Проповедь нравственного возрождения и личного «воскресения». Обращение к Евангелию. Религиозно-философские трактаты Толстого. Проповедь непротивления злу насилием. Толстовство. В. Г. Чертков и издательство «Посредник». Народные рассказы Толстого. «Кавказский пленник».

Драматургия Л. Н. Толстого. «Власть тьмы» и ее связь с толстовскими нравственно-религиозными и творческими установками. Сатира в «Плодах просвещения».

Лекция 22. Творчество Л. Н. Толстого (окончание).

«Воскресение». Жизненные истоки романа («коневская история»). Проблема жанра. Концепция «духовного» и «животного» человека, «личного», эгоистического и «общего», альтруистического «блага». Падение и воскресение Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой. Социально-критическая направленность романа и его панорамный характер. Суд, церковь, администрация, светское общество в изображении Толстого. Принцип «остранения». Объективность и субъективность в романе. Роль «Воскресения» в отлучении Толстого от церкви и окончательного признания его «врагом» русского государства. Двойственность образов революционеров в романе.

Публицистика Толстого начала XX в., его отношение к войне и революции 1905 г.. Позднее творчество Толстого. «Хаджи-Мурат». Тема ухода («Отец Сергий», «Живой труп»). Уход и смерть Толстого.

Восприятие творчества Толстого в XX веке.

Лекция 23. Творчество Г.И. Успенского.

Глеб Успенский как типичный разночинец-«шестидесятник». Судьбы Глеба и Николая Успенских. Своеобразие поэтики: между литературой и публицистикой, жанр очерка. Ранние очерки и рассказы. Участие в «Современнике». «Растеряевщина» и «растеряевцы» в «Нравах Растеряевой улицы». Процесс отмирания старых крепостнических устоев и нарождения новых веяний в цикле «Разоренье». Рабочий-бунтарь, его жизнь и «просияние ума» в «Наблюдениях Михаила Ивановича». Экономический анализ: размышления о «прижимке» и «обдирке». «Будка» как типичный художественный очерк Успенского 60-х годов.

Зарубежные впечатления 70-х годов. Россия и буржуазная Европа. Отношение к войне в Сербии. Участие Успенского в «Отечественных записках».

Лекция 24. Творчество Г.И. Успенского (окончание).

Раздумья о русской интеллигенции, тема «больной совести». Проблема интеллигенции и народа, их взаимоотношений, взаимопонимания и взаимозависимости. Сознание «неоплатного долга» перед народом. Переход на народнические позиции в середине 1870-х годов. Крестьянские очерки, постановка общих вопросов на примере частных судеб. Теория «власти земли», ее обоснование и развитие.

Тема капитализма. Замысел «Власти капитала» и цикл «Живые цифры», его состав, раскрытие «процесса мышления» заинтригованного «статистикой» рассказчика. Очерк «Выпрямила»: нравственное возрождение Тяпушкина и взгляды Успенского на искусство.

Рецепция творчества Успенского в XX веке.

Лекция 25. Творчество Н. С. Лескова.

Основные этапы жизни и деятельности. Ранние очерки и статьи. Отклик на петербургские пожары. Тема провинции и деревни в творчестве Лескова 60-х годов. «Антинигилистические романы» Лескова и их роль в литературной судьбе писателя. Сложность отношения Лескова к русскому освободительному движению 60-70-х годов. Проблематика и художественное своеобразие романа «Соборяне». Конфликт старгородской «поповки» с официальной государственностью и церковью и «антиобщественным», антирелигиозным «нигилизмом». Протоиерей Савелий Туберозов и протопоп Аввакум.

Лекция 26. Творчество Н. С. Лескова (продолжение).

Тема России, ее настоящего и прошлого в творчестве Лескова 70-80-х годов. Темные и светлые стороны русской жизни и их воздействие на судьбы и духовный мир героев Лескова. Осмысление и освещение Лесковым особенностей русского национального характера. Раскрытие красоты души, артистизма, свободолюбия, стихийной тяги к справедливости и органической связи с русским народом в повестях «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел».

Лекция 27. Творчество Н. С. Лескова (окончание).

Эволюция мировоззрения Лескова во второй половине 70-х годов. Усиление критического начала в творчестве и обращение писателя к сатире. Русский бюрократизм и духовенство в изображении Лескова.

Форма (прием) «сказа», его характерные особенности и место в творческом наследии Лескова. Отражение в лесковском «сказе» «непосредственного народного творчества», «оригинальности и проницательности народного ума» и «чуткости чувства». «Сказ о тульском косом левше...», его герои, сюжет, общий колорит и стиль.

Рассказы и легенды о «праведниках» и проблема положительного идеала в творчестве Лескова 80-90-х годов. Лесков и Л. Н. Толстой. Заключительный этап литературной деятельности писателя. Рецепция творчества Лескова в XX веке.

Лекция 28. Творчество В. М. Гаршина.

Основные вехи личной и творческой биографии. Начало литературной деятельности. Стихотворения, публицистические очерки и статьи о живописи. Рассказ «Четыре дня», его герой и процесс осознания им подлинного «изображения» войны. Развитие военной темы в последующих произведениях Гаршина в связи с общей эволюцией писателя.

Раскрытие Гаршиным внутреннего трагизма, бесчеловечности и противоестественности привычного, примелькавшегося взору течения русской жизни. Тема проституции, превращения женщины в «клапан для общественных страстей» в рассказе «Происшествие». Свеобразие освещения темы капитализма и темы искусства в рассказах «Встреча» и «Художники». Роль внешнего, частного толчка в деле внутреннего пробуждения и обращения героев Гаршина к широким, общим проблемам взаимоотношения человека и окружающейющей его действительности.

Гаршин и революционное народничество. Высокий пафос борьбы и сомнительность, если не бессмысленность, ее результатов как два равнозначных, одинаково весомых мотива сказки «Attalea prinсерs». Тема «зла жизни» и неизбежности преодоления его в рассказе «Красный цветок». Герой «Красного цветка» в ряду других героев повестей и рассказов Гаршина. Художественная символика «Красного цветка» и восприятие его критикой и читателями 80-90-х годов.

Усиление недоверия Гаршина к возможности преобразования мира с помощью какого-либо – даже самого благородного в своей основе, логически обоснованного – «насилия». Отзвуки учения Л. Н. Толстого о «непротивлении злу насилием» в поздних произведениях Гаршина при органическом неприятии писателем господствующего в стране произвола, подавления человеческой личности, враждебности к общечеловеческим идеалам.

Художественное новаторство Гаршина. Роль творческих исканий писателя в развитии русского реализма конца XIX – начала XX в. и расширении его возможностей.

Лекция 29. Творчество А. П. Чехова.

Формирование мировоззрения писателя: роль общественной атмосферы 80-х годов, занятий медициной, семейного воспитания.

Раннее творчество. Первая драма и ее роль в эволюции Чехова. «Малая пресса» 1880-х годов. Темы и жанры чеховской юмористики в контексте журналистики его времени. Чеховская пародия и ее значение. Жанр «сценки» и эволюция русского очерка. Сатира раннего Чехова («Унтер Пришибеев», «Брожение умов» и др.). Трагическое в рассказах («Тоска», «Горе», «Хористка»). Понятие «рассказа открытия». Чехонте и Чехов: взаимодействие и противоречия.

Чехов на рубеже 80-90-х годов. Письмо Д. В. Григоровича Чехову и его значение. Повесть «Степь». Роль природы у Чехова.

Лекция 30. Творчество А. П. Чехова (продолжение).

Поездка Чехова на Сахалин. Роль сахалинского путешествия в жизни и творчестве Чехова. Документальная книга «Остров Сахалин».

Отношение Чехова к различным идеологическим течениям эпохи: народничеству, «толстовству», теории «малых дел». Углубление социальной проблематики, поиски «общей идеи» и «настоящей правды» («Скучная история», «Огни», «Дуэль»). Повести и рассказы о деревне («Мужики», «В овраге», «Новая дача»). Своеобразие позиции Чехова на фоне народнической публицистики и беллетристики.

Лекция 31. Творчество А. П. Чехова (продолжение).

Проблема капитализма и буржуазности («Три года», «Бабье царство», «Случай из практики»). Тема «небогатого богатства». Тема интеллигенции, проблема «вины» и «беды» чеховских героев («Палата № 6», «Учитель словесности», «Ионыч» и др.). Поиски героя и нравственного идеала («Моя жизнь», «Попрыгунья», «Припадок», «Дом с мезонином» и др.).

Последний период творчества. «Маленькая трилогия». Тема любви у Чехова. «Дама с собачкой». «Архиерей». Будущее у Чехова: утопия как психологическая реальность. Рассказ «Невеста».

Лекция 32. Творчество А. П. Чехова (окончание).

Место драматургии в творчестве Чехова. Чеховский водевиль. Эволюция Чехова-драматурга. Связь художественных принципов чеховской прозы и драмы. Конфликт и «подводное течение» в драме Чехова. Место и значение пьесы «Вишневый сад» в творчестве Чехова. Театральная судьба чеховского наследия.

Новаторство Чехова-прозаика и драматурга: «объективность», своеобразие конфликта, психологизм, роль художественной детали, принцип «краткости». Чехов в истории русской и мировой литературы. Споры вокруг творчества Чехова.

Лекция 33. Творчество В. Г. Короленко.

Общественная позиция молодого Короленко. Короленко и народничество. Начало литературной деятельности.

Период ссылок. Размышления о народе и интеллигенции: «Чудная». Рассказ «Сон Макара» и его значение для формирования мировоззрения и художественного метода писателя.

Сибирский цикл: образы бродяг, поэзия «вольной волюшки» («Соколинец», «Черкес», «Убивец» и др.). Борьба Короленко с настроениями общественной пассивности и фатализма, полемика с толстовством и либеральным народничеством («Сказание о Флоре...», «Лес шумит», «Мгновение», «Огоньки»).

Лекция 34. Творчество В. Г. Короленко (окончание).

Повесть «Слепой музыкант». Развитие концепции народного характера: «За иконой», «В пустынных местах», «Река играет». Повесть «Без языка». Короленко – публицист и общественный деятель: «Павловские очерки», «В голодный год», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление» и др.

«История моего современника» – итоговое произведение Короленко: жанр книги, историческая действительность и образ «современника», проблема «поэзии и правды».

Отношение Короленко к революции, письма к А. В. Луначарскому.

Короленко в истории русской литературы. Короленко и новые тенденции в русском реализме конца XIX в., реализм и романтика его творчестве, своеобразие жанра и стиля. Горьк

2019-08-14 216 Обсуждений (0)
Темы практических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы практических занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)