Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Какие невротические формы любви мы можем наблюдать сегодня? Можно ли изменить ситуацию?



2019-08-14 181 Обсуждений (0)
Какие невротические формы любви мы можем наблюдать сегодня? Можно ли изменить ситуацию? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Когда я говорю о невротической потребности в любви, я имею в виду явление, которое встречается в наше время в различных формах и с разной степенью осознания чуть ли не в каждом неврозе и выражается в чрезмерной потребности невротика в том, чтобы его любили, ценили, признавали и поддерживали, чтобы ему помогали и советовали, а также в чрезмерной чувствительности к фрустрации этих потребностей.

В чем состоит различие между нормальной и невротической потребностью в любви?

Различие это можно сформулировать следующим образом: если для здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам или от которых он зависит, то невротическая потребность в любви является навязчивой и неразборчивой.

Среди всех проявлений такой невротической потребности – это переоценка любви. Важная особенность – ее ненасытность, выражающаяся в крайней ревности, которая представляет собой не реакцию, основанную на рациональных факторах, а ненасытность и требование быть единственным предметом любви.

Другим выражением ненасытности является потребность в безусловной любви, а также в требовании быть любимым ничего не давая взамен. Партнер должен доказывать свою настоящую любовь, жертвуя своими моральными ценностями, репутацией, деньгами, временем и т.п. Любое невыполнение этих абсолютных требований воспринимается как отвержение.

Действительно ли невротическая личность жаждет любви или же она стремится к материальным приобретениям? Существуют все виды оттенков и переходов между этими двумя крайностями: от людей, действительно жаждущих любви, помощи и т.п. – до невротиков, которые не заинтересованы в любви, а лишь желают воспользоваться другим.

Напр., есть люди, которые сознательно отреклись от любви. Если они подвергаются анализу достаточно долго, то начинают верить, что доброта, дружба и любовь действительно существуют. Тогда их ненасытная страсть к материальным вещам исчезает. Бывают случаи, в которых связь между ненасытным желанием любви и жадностью в целом легко увидеть (пример с потерей лишнего веса).

Другим признаком невротической потребности в любви является крайняя чувствительность к отвержению. Они воспринимают буквально все как отвержение и реагируют сильнейшей ненавистью. При анализе скрытая ненависть может проявиться в сомнениях целесообразности анализа. Вы уверены, что дали ему реалистичный взгляд на вещи, а он не видит ничего, кроме критики и осуждения. Такое убеждение одновременно предохраняет от переживания действительного отвержения.

Другие защищаются от разочарования путем сверхкомпенсации. Они извращают факты, представляя действительное отверждение как выражение признания.

Если мы понимаем, как велика эта невротическая потребность в любви, то мы должны спросить себя, почему ему так трудно этого добиться.
Причинами к этому является:

1. Ненасытность его потребности в любви, для которой все будет мало.

2. Неспособность невротической личности любить, из–за тревоги, которая возникает у него в ранней жизни вследствие плохого обращения с ним самим. В результате он становится неспособным отказаться от себя, подчиниться. По этой же причине он не способен встать на место другого. Поэтому он болезненно воспринимает как отвержение желание другого человека побыть одному или его интерес к другим целям или к другим людям.

Невротик не отдает себе отчета в своей неспособности любить. Он держится за этот самообман, поскольку тот выполняет важную функцию оправдания его собственных претензий на любовь.

3. Чрезмерный страх отвержения. Страх отвержения и враждебная реакция на отвержение заставляют его все больше и больше замыкаться в себе (боится обратиться к другому за вопросом, оказать любезность, даже боится делать подарки). Более тяжелые невротики вообще не способны принять человеческого тепла. Это недоверие может быть в большей или меньшей степени сознательным.

Дружелюбие также может вызывать сильную тревогу в случаях, близких к шизофрении. Отчасти их проблема состоит в страхе перед зависимостью. Поскольку эти люди действительно зависят от любви других, которая им нужна как кислород для дыхания, опасность оказаться в мучительной зависимости и в самом деле очень велика. Их страх перед любой формой зависимости тем более велик, потому что они убеждены во враждебности к ним других людей. Таковы наиболее важные причины, по которым невротику так трудно найти удовлетворение.

Что такое любовь - сказать очень трудно, но что не является любовью или какие элементы ей чужды - определить довольно легко. Можно очень глубоко любить человека и в то же время иногда на него сердиться, в чем-то ему отказывать или испытывать желание побыть одному. Но есть разница между такими, имеющими различные пределы реакциями гнева или ухода и отношением невротика, который всегда настороже против других людей, считая, что любой интерес, который они проявляют к третьим лицам, означает пренебрежение к нему Невротик интерпретирует любое требование как предательство, а любую критику - как унижение Это не любовь. Поэтому не следует думать, что любовь несовместима с деловой критикой тех или иных качеств или отношений, которая подразумевает помощь в их исправлении. Но к любви нельзя относить, как это часто делает невротик, невыносимое требование совершенства, требование, которое несет в себе враждебность: "Горе тебе, если ты не совершенен!" Мы также считаем несовместимым с нашим понятием любви, когда видим использование другого человека только в качестве средства достижения некоторой цели, то есть в качестве средства удовлетворения определенных потребностей. Такая ситуация явно имеет место, когда другой человек нужен лишь для сексуального удовлетворения или для престижа в браке. Данный вопрос очень легко запутать, в особенности если затрагиваемые потребности имеют психологический характер. Человек может обманывать себя, считая, что любит кого-то, а это всего лишь благодарность за восхищение им. Тогда второй человек вполне может оказаться жертвой самообмана первого, например быть отвергнутым им, как только начнет проявлять критичность, не выполняя, таким образом, свою функцию восхищения, за которую его любили. Однако при обсуждении глубоких различий между истинной и псевдолюбовью мы должны быть внимательными, чтобы не впасть в другую крайность. Хотя любовь несовместима с использованием любимого человека для некоторого удовлетворения, это, не означает, что она должна быть целиком и полностью альтруистической и жертвенной. Это также не означает, что чувство, которое не требует ничего для себя, заслуживает названия «любовь». Люди, которые высказывают подобные мысли, скорее выдают собственное нежелание проявлять любовь, нежели свое глубокое убеждение. Конечно, есть вещи, которые мы ждем от любимого человека. Например, мы хотим удовлетворения, дружелюбия, помощи; мы можем даже хотеть жертвенности, если это необходимо. И в целом возможность высказывать такие желания или даже бороться за них указывает на душевное здоровье. Различие между любовью и невротической потребностью в любви заключается в том, что главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство - потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви - лишь вторичное. Конечно, имеются всевозможные промежуточные состояния.

 


Вопросы для письменного рассуждения (критического эссе)

В какой степени в наши дни любовь является товаром? Как «отоваривание» любви влияет на отношения между полами? Приносит ли это вред или пользу обществу? Как изменяется роль женщины в современной культуре?

 

Тем, что в нашем мире всё продаётся и покупается, уже никого не удивишь. На то он и рынок, чтобы развешивать ценники с суммами в конвертируемой валюте на всём, что только может быть предметом купли-продажи – будь то шикарное авто, кусок колбасы или живой человек.

Навязчивая реклама, бездарные шоу, голливудские фильмы вырабатывают у целых поколений совершенно искажённые представления об отношениях между мужчинами и женщинами. «Твоё тело – это твой капитал», - говорит голос рекламы (шоу, кинофильма). Очень показательны в этом отношении проекты типа «Фабрики звёзд». Если ты красивый, модный и сексуальный, значит, ты можешь стать звездой, можешь продать себя подороже, надо только правильно «упаковать» себя и преподнести в лучшем виде. Если ты не подходишь под эти стереотипы, значит ты неудачник, аутсайдер. Человек как товар, а не как индивид, не как личность – вот реальность современной капиталистической системы.

Всё устроено настолько просто, что об этом знают даже дети. Все мы понимаем, что всё вокруг нас стоит денег, наши желания подчинены нашим финансовым возможностям. Чем больше мы чего-то хотим, тем больше это стоит. В отношениях между мужчиной и женщиной – далеко не всегда напрямую.

Охота на самку в буржуазном обществе сопровождается рядом прогнивших социальных ритуалов: денежными затратами, лживыми обещаниями, предварительными встречами, короче, выродившимися и потерявшими значение церемониями. За этими ритуалами обычно скрываются достаточно конкретные социальные факторы. Материальные знаки внимания при ухаживании, такие как цветы, конфеты, подарки и т.д. играют важную роль. Чем больше денег потрачено мужчиной в этом увлекательном процессе, тем серьёзнее, по всем канонам буржуазной морали, его намерения, тем значительнее, соответственно, должна быть отдача. Проще говоря, всё это напоминает банальную сделку «купли-продажи», где продавец и покупатель сами взвешивают себя на фальшивых весах и пытаются обсчитать друг друга, часто страдая при этом сами.

Вообще в отношениях между мужчинами и женщинами в современном мире существует множество шаблонных ситуаций, в которых роли уже давно расписаны до мелочей. Девушка боится забеременеть вне брака, поскольку содержание ребёнка ей не по карману или просто обойдётся ей очень дорого. В этих случаях аборт чаще всего не есть боязнь самого акта рождения, как такового, но боязнь последующих унылых годов содержания, воспитания и образования ребёнка в одиночестве. Да и семья, собственно, становится лишь фактором совместного владения каким-то имуществом, в российских условиях довольно убогим. Оба участвующих в церемонии играют социальные роли, мучают себя и партнёра. Не только спонтанность желания исчезает, тут речь уже не идёт о желании, а лишь о цели.

Материальный интерес в конечном итоге всегда оказывается первостепенным. «С милым рай и в шалаше», - утверждает народная мудрость. Правда, в нашем климате в шалаше можно жить только три месяца в году, и то, если в начале июня или в конце августа ночью не грянут морозы. Впрочем, дело тут не в особенностях российской действительности, и не в нашем климате. Вряд ли кто-то сомневается, что там, где круглый год греет солнышко, а бананы можно срывать прямо с веток, «любовь» так же покупают за деньги, то ли в форме открытой проституции, то ли в виде ритуализированных буржуазных отношений между мужчиной и женщиной.

Впрочем, не стоит понимать вышесказанное как фатальную констатацию факта. Всё это так же неправильно и несправедливо, как эксплуатация рабочей силы или неспровоцированная военная агрессия, а сексуальное угнетение – это один из видов капиталистического угнетения вообще. Ведь использование сексуального влечения в целях наживы является одним из самых прибыльных способов капиталовложений. Само понятия «секс» наделено концептуально буржуазным содержанием, – оно означает не только и не столько сам половой акт, сколько целую стратегию, принцип половых отношений, распространенных в буржуазном обществе. Не случайно же, в этих буржуазных обществах, в которых секса всегда хватало, родилось и другое словосочетание «заниматься любовью»: оно как раз отразило тенденцию овеществления и примитивизации того комплекса чувств, переживаний, межличностного общения, который прежде назывался словом «любовь». Прагматизм, который обычно называют американским, закрался и в эту сферу. Еще один вид деловых отношений: «давай-ка займемся любовью, детка». Точнее, перевод известного словосочетания «to make love» звучит даже не как «заниматься любовью», а «делать любовь», то есть здесь больше подчеркивается низменный аспект собственно физического, в данном случае, почти механического действия. На смену «make money», ставшего разговорно-общим местом слэнга делового мира США 1920-х гг., в наше время приходит «make love».

Используя секс в своих целях, буржуй добивается прибыли, то есть укрепляет свою денежную власть и власть над общественным сознанием. Получается замкнутый круг: однажды позволив себе отведать низкопробного зрелища (те же самые шоу или модные программы), мы позволяем буржую оформлять нашу действительность в соответствии с этой низменной потребностью, то есть усиливать, стимулировать ее в обществе.

Таким образом, секс - есть отчуждение и овеществление тела, превращение его в визуальный товар, в часть индустрии развлечений: сигареты, мотоциклы, мышцы, бюсты, попки... Отношения между мужчиной и женщиной сакрализуются, ритуализируются с целью последующей выгодной реализацией этого товара. В «приличном обществе» в открытую «об этом» говорить не принято, а определённые детали вообще находятся под «моральным» запретом. Тем лучше для дельца, поскольку то, на что наложено ханжеское «табу», легче продать. Хотите заглянуть, что происходит в женской бане? Заплатите деньги за входной билет.

Что происходит при этом с человеком – мужчиной или женщиной, ставшим (ставшей) частью этой системы? Он (она) в полной мере включается в непрерывное изменение сознания, осуществляемое над ним этой системой, он становится инструментом действия законов буржуазного общества. Принцип эксплуатации налицо. Взаимоотношения мужчины и женщины сводятся к механике, к деловым отношениям, конечно, требующим определенного взаимоуважения партнеров, но целью этого «сотрудничества» остается некая отдельная сущность, некий отчужденный промежуток между людьми – секс.

Таким образом, тривиальное «когда нет денег, нет любви» в наше время звучит актуально как никогда. Впрочем, и в нашем мире вопреки всем его каннибальским законам есть место для искренних и честных отношений, для того, что можно назвать любовью без всяких кавычек. Но, увы, это скорее исключение, чем правило в обществе, где человек «стоит» ровно столько, сколько нулей записано на его банковском счёте.

Фромм обвиняет общество в «болезни». Каковы признаки этой болезни? Живут ли современные люди настоящим, или лишь прошлым и будущим, как утверждает Фромм? Возможна ли любовь в современном мире?

 

Фромм полагает, что любовь не является следствием сексуального удовлетворения, наоборот, даже знание так называемых сексуальных приемов - это результат любви. «Любовь как взаимное сексуальное удовлетворение или любовь как «слаженная работа» и убежище от одиночества - это две нормальные формы разложения любви в современном западном обществе, социально моделированной патологии любви».

Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ее наличии. «Самозабвенное помешательство друг на друге - … не доказательство силы любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества». Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Фромма, не в состоянии перекинуть мост над пропастью, психологически разделяющий людей. Такой акт исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна; он отключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь вечна.

Другой формой псевдолюбви, которая вместо человеческого счастья приводит лишь к неврозам, к страданиям, является привязанность одного или обоих «любовников» к фигуре одного из родителей. Когда такая любовь приобретает крайние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь. В таком случае человек переносит эмоционально более сильное отношение к родителям на друга или подругу, видя в них не самоценных личностей, а только воплощение черт своих родителей, которые рассматриваются в качестве идеала. Но поскольку идеал может быть только один и копия ни когда не сравнится с оригиналом, то и любовь к другому человеку оказывается всегда слабее любви к родителям.

Вариантом невротической любви центрированной на родителях, является исключительно матерински или отцовски ориентированная любовь. Матерински ориентированный мужчина, например, в своих любовных отношениях часто остаются детьми и от женщины, также как и от матери, жаждут материнской любви. Они бывают мягки, добры, нежны и обаятельны, но вместе с тем беспомощны и безвольны. Их отношения к женщине остается поверхностным и безответственным, а цель – скорее, быть любимым но, не любить. Если женщина не всегда восхищается таким мужчиной, «если она делает попытки жить своей жизнью, если она хочет быть любимой и окруженной вниманием и … если она не согласна прощать ему любовные дела с другой женщиной … то мужчина чувствует себя глубоко задетым и разочарованным». Такой мужчина ищет женщину, похожую на мать, и найдя ее, становиться счастливым, так и не выходя из возраста ребенка до конца своих дней.

Отцовски ориентированная любовь чаще всего встречается у женщин, которые сами в детстве были очень привязаны к своим отцам. Став взрослыми, они стараются найти такого мужчину, в котором бы воплотились лучшие черты отца, и обычно очень крепко привязываются к нему. Такая женщина, бывает счастлива с мужем, который заботится о ней как о ребенке.

Еще одна разновидность псевдолюбви – фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтожающуюся, в любовь – поклонение, в любовь – обожествление. Человек, любящий так другого, утрачивает себя как личность, теряет, вместо того чтобы приобрести. Это уже не любовь в описанном выше высоком смысле этого слова, а идолопоклонничество.

Проявление невротической любви - это нежелание замечать свои грехи и сосредоточенность на недостатках и слабостях «любимого»человека. Если два человека делают это одновременно, то их любовные отношения превращаются в пытку постоянного взаимного разоблачения.

Наконец к категории псевдоглубоких любовных межличностных чувств может быть отнесена сентиментальная любовь. Здесь на первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное поведение с эпизодами мелодрамы. И часто тех, кто реализует такую любовь, на самом деле не характеризует сколько-нибудь глубокое чувство к любимому человеку. Они, скорее, заняты самолюбованием, самим собой, чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое они, вероятно, вообще не способны.

Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощение идеала. Правда, иногда такое идеальное выделение бывает односторонним и в этом случае появляется так называемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные черты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то, что видится, на самом деле может быть иллюзией. «Привлекательность, - пишет Фромм, - … означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы на личстносном рынке».

Видом псевдолюбви является также «временная аберрация». Многие помолвленные или молодожены мечтают о блаженстве, которое якобы ожидает их впереди, тогда как в данный момент они уже начинают скучать друг с другом. Переживается ли любовь «заместительно», как фиктивное участие в переживаниях других людей, переносится ли она из настоящего в прошлое или в будущее, такие абстрактные и отчужденные формы любви служат, согласно Фромму, лишь наркотиком, облегчающим боль реальности, одиночества и отчуждения.

И последняя, самая частая форма псевдолюбви - это проекция своих проблем на детей. Когда человек чувствует, что не в состоянии придать смысл собственной жизни, он старается обрести его в сыне или дочери.

При каких условиях возможно общество, в котором есть подлинное счастье и подлинная любовь? В какой степени реальны перспективы нашего общества «выздороветь»? О каких опасностях на путях из больного общества предупреждает Фромм? Считаете ли Вы, что он прав, или нет. Ответ обоснуйте

 

Отвергая или исправляя попытки раскрытия тайны человека, осуществленные Л.Фейербахом, К.Марксом, З.Фрейдом, философ разработал целостное учение о человеке как чувствующем, страдающем и мыслящем существе. Человек, его сущность, социальная обусловленность - суть основополагающих принципов миропонимания Фромма. Индивид в «нездоровом», «больном» обществе - это и исследуемая реальность, в которую «заброшена» личность, и объект социальной критики Фромма. Наконец, предназначение его исследований- поиски путей к «обновлению», «возрождению», «самовыявлению» и «самореализации» человека.

Разумеется, определить Фромма как специалиста в области философской антропологии - задача слишком общая. Персоналистская традиция в европейской философии чрезвычайно многолика. Нашим исследователям, надолго отлученным от антрополого-экзистенциальной линии в философии, не всегда очевидна ее сложность и неоднородность. Многообразие подходов к человеку порою ускользает от нас. Мы толкуем персоналистское течение как нечто нерасчлененное.

Капиталистическая экономическая система, по Фромму, руководствуется в своем развитии не подлинными интересами человека, а собственными системными потребностями. В результате социально-экономические условия капитализма формируют адаптированного к ним индивида - эгоистичного, себялюбивого и алчного. Согласно Фромму, черты характера человека, порожденного социо-экономической системой капитализма, являются патогенными и в результате формируют больную личность, а следовательно, и больное общество. Фромм утверждает, что единственным способом избежать глобальной катастрофы является гуманистическая переориентация направленности развития человека и общества. Проблему реализации гуманистических альтернатив Фромм связывает с необходимостью глубоких изменений в человеческом характере. Различия в индивидуальных характерах людей и в типах социального характера связываются им с преобладанием одного из двух основных способов существования человека – «обладания» либо «бытия». При существовании по принципу «обладания» отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения, в стремлении превратить все и всех, в том числе самого себя, в свою собственность. В «бытии» как способе существования Фромм выделяет две формы; одна из них противополагается «обладанию» и означает жизнелюбие и подлинную причастность к существующему. Другая форма «бытия» есть противоположность видимости и относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи. Реализация принципов «бытия» и «обладания» рассматривается Фроммом на примерах ряда явлений повседневной жизни: обучения, памяти, беседы, чтения, власти, знания, веры, любви. Общими признаками «обладания», с точки зрения Фромма, являются косность, стереотипность, поверхностность; «бытия» - активность, творчество, заинтересованность. Фромм приходит к выводу, что в современном обществе, ориентированном на ценности потребления и на получение прибыли, доминирует модус «обладания». Одним из симптомов этого, но его мнению, является злоупотребление в речевой практике глаголом «иметь». Природа «обладания» рассматривается Фроммом как обусловленная природой частной собственности. Модус «обладания» определяется доминированием установки на приобретение собственности и неограниченное право сохранять все приобретенное. Собственнические чувства и ценности приобретательства при этом распространяются, по мысли Фромма, на вещи, других людей, собственное «Я», идеи, убеждения и даже привычки. Данный способ существования формируется как результат социальной репрессивности по отношению сначала к ребенку, а затем ко взрослому человеку. В ходе индивидуального развития истинные желания и интересы человека, его личная воля замещаются теми, которые навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств.

В первую очередь человек учится любить на примере родителей и благодаря родительскому воспитанию. Дети поймут, что такое любовь, если они окружены теплотой и лаской, если родители кормят и защищают их, общаются с ними и глубоко ими интересуются. Любви они учатся и тогда, когда родители приучают их придерживаться принципов, отражающих здравые представления о добре и зле. Подлинная любовь — это не только чувство нежности, не только эмоции. Она побуждает последовательно действовать на благо окружающих — даже если они пока не умеют оценить этого по достоинству, как часто бывает в случае с детьми, которых из любви вразумляют или наказывают родители.

 


Список использованной литературы

 

1. Э. Фромм. Пути из больного общества//в кн. Проблема человека в западной философии. М., Прогресс, 1988.

2. Мареев С.Н., Мареева Б.В., Арсланов В.Г. Философия XX века. М., Академический проект, 2001.

3. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.,1990.

4. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке.М.,1997.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. М.,Теис,1996 и др. изд.

6. Философия. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.М.,ЮНИТИ, 2001 и др.изд.

7. Кемеров В.Б. Введение в социальную философию. М., Академический проект, 2000.



2019-08-14 181 Обсуждений (0)
Какие невротические формы любви мы можем наблюдать сегодня? Можно ли изменить ситуацию? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Какие невротические формы любви мы можем наблюдать сегодня? Можно ли изменить ситуацию?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)