Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ценообразование в инновационной сфере



2019-08-14 212 Обсуждений (0)
Ценообразование в инновационной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Принципы ценообразования на инновационную продукцию

Цена является центральным, узловым звеном рыночной экономики. Через цены на товары строятся почти все основные экономические отношения в процессах производства, обмена, распределения. Поэтому ценообразование испытывает на себе влияние множества экономических и неэкономических факторов. Порядок ценообразования на продукцию и услуги инновационной сферы регулируется Гражданским кодексом РФ (4, ст. 424, 485-491, 709-714, 738,763-769,772-778).

ИП, как и любая коммерческая фирма, вырабатывает определенную политику в области ценообразования, которой будет следовать, учитывая по возможности все значимые факторы ценообразования. К ним относятся:

1) тип рынка сбыта продукции (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия). В инновационной сфере действуют закономерности, более свойственные рынкам олигополии или чистой монополии, когда продавец может существенно влиять на цены;

2) стратегическое направление фирмы. Если это выживаемость ИП, то действует принцип снижения цены на продукцию; если максимизация текущей прибыли, то выбираются цены, обеспечивающие наибольшую массу прибыли; если достижение лидерства за счет качества продукции, то повышенные цены, возмещающие повышенные затраты;

3) соотношение уровней предложения и спроса на производимую ИП продукцию. Чем выше спрос, тем большую цену продавец (ИП) может запросить. Но тогда вырастет и предложение, так как аналогичную продукцию будут предлагать рынку и другие ИП, привлеченные высокой ценой. Если со временем растущее предложение окажется выше спроса, то продавцам придется снизить цены. Оптимальное значение цены соответствует равновесию кривых спроса и предложения (точке пересечения кривых спроса и предложения на рис. 2);

4) уровень доходов покупателей инновационной продукции. Улучшение финансового состояния потребителей повышает спрос и кривая спроса сдвигается вправо, а ухудшение снижает его и кривая спроса перемещается влево (см. рис. 2);

 

Рис. 2. Сдвиги кривых спроса и предложения

 

5) изменения цен на дополнительные товары, необходимые для использования данной продукции (например, повышение цен на энергоносители для эксплуатации энергоемкого оборудования приведет к снижению спроса на него и кривая спроса сместится влево);

6) уровень издержек на производство и реализацию продукции (производитель предлагает цену, возмещающую его издержки и дающую желаемую прибыль). Конкретные цены могут возмещать различные по своему составу затраты, но в целом по ИП необходимо, чтобы ценами покрывались все затраты на производство;

7) уровень планируемой рентабельности, обусловленный величиной намечаемой прибыли. Учитываются предстоящие расходы из прибыли: выплата налогов, относимых на результаты финансовой деятельности ИП, — налога на имущество и др.; выплата налогов из прибыли, остающейся в распоряжении ИП; погашение ранее взятых кредитов; выплата дивидендов по акциям ИП — платежи собственникам; отчисления в резервный фонд; взносы на благотворительные цели; расходы на материальное стимулирование работников и некоторые другие;

8) государственные регуляторы — устанавливаемые или регулируемые государством цены и тарифы на отдельные виды ресурсов и услуг, налоги и ставки налогообложения, таможенные правила и пошлины, ставки Центрального банка по ссудам, курсы валют и др.;

9) правовые условия договора купли-продажи инновационного продукта (чем больше объем передаваемых покупателю прав на использование или распространение объекта продажи, тем выше цена [3]);

10) величина риска продавца и покупателя (если покупатель берет на себя значительные риски, то обоснованно требует снижения цены);

11) конкретные условия сделки, срочность работ, технические аспекты, возможности и основания для применения ценовых льгот или наценок и др.

Для оплаты заказчиками и потребителями инновационной научно-технической продукции применяются договорные цены, условия определения и размеры которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, соглашениях или государственных, муниципальных заказах. Плановая договорная цена устанавливается совместно заказчиком и разработчиком одновременно с техническим заданием до начала выполнения работ.

При установлении договорных цен ИП и покупатель руководствуются принципом экономической выгодности цены как для разработчика, так и для заказчика. Этот принцип можно выразить следующими основными формулами:

 

 

где С — себестоимость (сметные издержки) производства соответствующего инновационного продукта; DN — прибыль, устанавливаемая в процентах к его себестоимости; De — прибыль, рассчитываемая в процентах от суммы экономического эффекта (положительного сальдо денежных потоков) заказчика (потребителя), получаемого от реализации данного продукта за период, согласованный сторонами; К — наибольшая допустимая доля цены инновационного продукта в сумме экономического эффекта от его применения у заказчиков, потребителей; ЕT — экономический эффект от производства и применения данного продукта за расчетный период; DI — доля экономического эффекта, реализуемого у заказчиков и обеспечивающая сохранение у них прежнего уровня рентабельности производства.

Приведем пример расчета цены разработки. Если, например, затраты разработчика на проект (С) составляют 30 000 руб. (прибыль DN не планируется), то для разработчика приемлема любая цена, превышающая эту сумму. Ожидаемый экономический эффект (прибыль) заказчика (ЕT) по проекту определен в размере 150 000 руб. Расчетная рентабельность производства у заказчика составляет в данное время 0,20 (при D = 1 000 000 руб.). Вследствие реализации проекта и изменения прибыли и капитала у заказчика ожидается рентабельность 0,209 (при D = 1 100 000 руб.). Это означает, что минимальная приемлемая сумма эффекта, удовлетворяющая заказчика, по проекту равна 100 000 руб. (1 100 000 - 1 000 000). Соответственно его доля — D1 = 0,67 от ET (100000 / 150000 = 0,67). Максимально допустимая доля цены Р в эффекте ET составит 0,33 (К = 1 - 0,67). Сама цена Р не должна превышать 50 000 руб. (150000х 0,33). Обоснованная цена, устраивающая разработчика и заказчика, находится в средней части интервала от 30 000 до 50 000 руб. и устанавливается в контракте разработчика с заказчиком с учетом указанных выше факторов.

Контрактные (договорные) цены

Цена инновационного продукта (научно-технической продукции) определяется в конкретном договоре купли-продажи и является, как правило, свободной (по классификации цен — государственные, регулируемые, свободные). Общие правила о договорах подряда, договорах на выполнение НИОКР и технологических работ установлены законом. Ими руководствуются при заключении и реализации договоров в инновационной сфере, учитывая особенности конкретных ситуаций, которые при необходимости отражаются в тексте договора. Для каждого инновационного решения цена устанавливается индивидуально при заключении договора (контракта) между продавцом и покупателем.

Договор подряда (контракт) — правовой документ, в котором зафиксированы предмет, содержание, условия и важнейшие процедуры взаимоотношений между сторонами, одна из которых является заказчиком (плательщиком, покупателем, получателем), а другая — исполнителем (подрядчиком, продавцом, поставщиком). Контракт (в отличие от единовременного акта купли-продажи) заключается для юридического закрепления длительно действующих соглашений и обязательств сторон. По способу установления цены контракты бывают: 1) с твердой (паушальной) ценой; 2) с возмещением затрат; 3) с гарантированными максимальными выплатами; 4) с фиксированной ценой единицы продукции; 5) с периодическими платежами (роялти); 6) со сложной ценой.

Договор с твердой (паушальной) ценой означает денежный расчет по заранее определенной цене (в том числе в процентах от ожидаемого объема реализации или от прибыли) независимо от фактических затрат на выполнение договора. Это возможно при достаточно тщательной проработанности плана работ, нормировании затрат и наличии у исполнителя ресурсов для компенсации рисков, а у заказчика — средств на единовременную оплату. Иногда оплата предусматривается в 2-3 этапа. Твердая контрактная цена может быть изменена соглашением сторон в случае изменения задания заказчиком, нарушения условий исполнителем (спорные вопросы решаются в судебном порядке). Твердые цены на инновационные проекты используются на практике наиболее широко, в частности устанавливаются в результате торгов. Они создают для исполнителя большую определенность, самостоятельность, возможность получения большей прибыли. Однако требуют значительной работы над заданием и несут с собой риск убытков для обеих сторон.

Договор с возмещением затрат означает возмещение исполнителю затрат по выполнению данного контракта. Для этого в контракте четко определяются: виды прямых издержек по проекту, подлежащие оплате; процент косвенных затрат (от возмещаемой заработной платы) и дополнительных выплат (от прибыли); виды, условия и размеры надбавок и наценок. Цены (контракты) с возмещением затрат применяются для проектов и их стадий с недостаточно проработанной плановой структурой; с параллельным проведением работ; при невозможности большого риска для заказчика в случаях его жесткого контроля за ходом работ, за выбором поставщиков и субподрядчиков. Для исполнителя цена контракта с возмещением затрат уменьшает риск убытков, но ограничивает уровень прибыльности и предусматривает оперативный контроль со стороны заказчика.

Договор с гарантированными максимальными выплатами предполагает возмещение исполнителю всех или почти всех затрат в размерах, не превышающих установленный предел. Уровень затрат по видам контролируется исполнителем и заказчиком. Такие цены применяются при значительной неопределенности предстоящих затрат и при согласии заказчика на высокую цену при условии контроля с его стороны за расходами. Гарантированные максимальные цены наряду с затратами включают гарантированную прибыль.

Договор с фиксированной ценой единицы продукции предусматривает использование цены за определенную в контракте единицу продукции, выражающей проектный результат (обычно при строительстве объекта — погонные метры длины трубопровода, кубические метры строительного объема зданий и др.). Фиксированные цены единицы продукции применяются в контрактах, завершающихся созданием реальных материальных объектов.

Договор с периодическими платежами (роялти) — форма оплаты в рассрочку в течение срока действия соглашения (обычно лицензионного). Покупатель уплачивает продавцу инновационного решения несколько раз сумму в твердом проценте от одной из следующих величин, достигаемых потребителем инновационной продукции:

1) от суммы реализации продукции, при производстве которой используется решение;

2) от себестоимости изготовления этой продукции;

3) от прибыли, полученной от реализации указанной продукции;

4) от себестоимости сырья, использованного в процессах с применением инновационного решения;

5) в твердой сумме (ставке) от продажи единицы продукции (поштучно).

Возможны и другие приемы, условия и показатели отчислений (например, расчеты не только деньгами, но и ценными бумагами), изменение их размеров в зависимости от срока, этапа и масштабов применения новшества. В принципе это отчисления от фактического экономического эффекта, получаемого в результате применения инновационного решения в сфере производства. Более других этому принципу соответствуют платежи в процентах от прибыли. Их величина в странах Запада составляет обычно 25-35% суммы прибыли, но может быть и меньше.

Договор со сложной ценой предусматривает совмещение методов единовременной оплаты и роялти. Первый платеж производится в размере заранее оговоренной сторонами суммы, возмещающей продавцу затраты по данной разработке (прямые или все) без добавления прибыли. Далее действует система периодических платежей роялти, сумма которых за установленный период вместе с первоначальной составит полную цену инновационного продукта.

Выбор модели цены инновационного решения обусловлен, как отмечалось выше, правовыми условиями купли-продажи. Продавец ноу-хау при передаче технической документации передает все, что у него имеется по данному решению. В этом случае предпочтительнее паушальная цена. Продавец лицензии обеспечивает себе охрану решения, передаваемого на основе лицензионного соглашения. Здесь предпочтительнее платежи роялти или смешанная система (сложная цена).

Способами установления более обоснованных цен на крупные инновационные проекты являются торги и конкурсы. Торги — форма размещения заказов и выбора цен на инвестиционные, инновационные проекты. Для рыночной экономики нормальной является ситуация конкурентных торгов. Предполагается, что на торги выставляются инновационные проекты (варианты), в каждом торге участвуют несколько продавцов и один или несколько покупателей (чаще один). Каждый участник торга (продавец, покупатель) преследует цели, о которых говорилось выше.

Конкурс по размещению централизованных инвестиционных ресурсов — форма размещения указанных ресурсов и установления цены на проект. Конкурсы предполагают крупномасштабность проектов, коммерческий характер конечной продукции создаваемых объектов, сочетание централизованных источников финансирования с заемными и собственными средствами подрядчика и других инвесторов; возможность участия подрядчика в собственности на создаваемый объект.


Инновационное решение

 

Опишите процесс принятия решения по внедрению определенного вида инновации в процессе обучения в школе и предложите метод оценки принятого решения

Итак, на основе рассмотренного выше теоретического материала необходимо описать процесс инновации и оценку. Предположим, можно внедрить такую инновацию: после окончания школьниками девяти классов по результатам сдачи экзаменов и по рекомендациям преподавателей из всех обучающихся набрать один класс учеников, успеваемость которых составляет 100% (в области точных наук).

Далее, после проведения переговоров с учебными центрами при ВУЗах г. Челябинска, выбрать наиболее эффективный (в данный момент времени, на мой взгляд, им является Физико-Математическая Школа при ЮУрГУ) и заключить с преподавателями данного учебного центра договор о том, что они будут проводить в экспериментальном классе уроки математики, физики и литературы. Т.е. те предметы, которые нужны для поступления в большинство ВУЗов нашего города. Через 2 года (по окончание 11 класса) в конце мая месяца ученики экспериментального класса сдают вступительные экзамены в ЮУрГУ вместе с остальными группами ФМШ.

Таким образом, на первом этапе рассчитываются примерные затраты школы (которые будут финансировать родители детей экспериментального класса) на обучение детей в учебном центре при ВУЗе города. Анализируются различные варианты затрат и различные способы оплаты обучения.

Далее, на втором этапе, выбирается учебный центр и проводятся переговоры о возможности проведения преподавательским составом этого центра занятий в данном классе.

После получения исчерпывающей информации о предоставляемых учебным центром услуг и их стоимости выбрать наиболее подходящий вариант.

На третьем этапе необходимо выбрать наиболее удобную для родителей детей экспериментального класса форму оплаты с учетом некоторой степени выгоды школы (которая также разрабатывается директором школы, утверждается в Районном Отделении Народного Образования).

На четвертом этапе эта информация доводится до родителей детей данного класса, рассматриваются их вопросы, пожелания и отрицания.

Далее, разработанный ранее проект корректируется с учетом пожелания родителей и внедряется.

Метод оценки эффективности данной инновации – процент поступивших детей из экспериментального класса на бюджетное отделение в различные ВУЗы г. Челябинска.


Литература

1. Гречикова И.Н. Менеджмент. - 5-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2007.

2. Инновационный менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2008.

3. Мескон М., Альберт М., Федоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. - М.: Дело, 2008.

4. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации. - М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс, 1996.

6. Современный менеджмент: принципы и правила. – М. - Нижний Новгород, 2005.



2019-08-14 212 Обсуждений (0)
Ценообразование в инновационной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ценообразование в инновационной сфере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)