Виды мизансцен и их назначение
Машукова Марина Алексеевна ________________________ 05.02.2019 (подпись) (дата) Руководитель: ________________________ 05.02.2019 (подпись) (дата)
Иркутск, 2019 Содержание Введение......................................................................................................................... 3 1. Понятие и виды мизансцены.................................................................................... 5
Введение Что такое мизансцена и для чего она нужна нам режиссёрам театрализованных представлений? И какие мизансцены бывают и чем отличаются друг от друга? Именно понятие «мизансцена для режиссёров театрализованных представлений» я и хочу раскрыть в своей работе. Под понятием «мизансцена» мы понимаем сумму тех движений, которые по логике действия производит на сцене актер в соответствии с текстом. Актер входит, выходит, садится, встает, производит какое-то действие, подходит ближе к авансцене или уходит в глубину, подбегает к партнеру или расходится с ним. Совокупность этих простейших движений и образует мизансцену, расположение актера на сцене во время спектакля или представления. Все мизансцены резко отличаются друг от друга, ибо отличны их задачи. мизансцена декорация режиссёр Когда же рождается мизансцена? Она должна рождаться у режиссера не на площадке, а тогда, когда возникает режиссёрский замысел. Следовательно, мизансцена понятие не только театральное. Это пространственное выражение замысла, некая закономерность, координация поведения героя, человека, актера, группы людей. И в кинематографе, и в музыкальном шоу-бизнесе (в съемке клипа, постановке концертного выступления), и в театре, театрализованном действии и в балете и т.д. - она крайне необходима. Нередко приходится слышать, что мизансцена даже в театре изжила себя, что построить мизансцену - это не искусство, а обыденное ремесло. Подобные суждения о "второстепенности" мизансцены - это следствие глубокого заблуждения и ложного понимания метода и системы. Именно это подтолкнуло меня на выбор и актуальность данной темы. В соответствии с темой, была поставлена цель курсового исследования: изучить работу режиссера над мизансценой, ее виды и их назначение. Данная цель курсового исследования обусловила необходимость решения следующих задач: 1. Изучить понятия и виды мизансцены. 2. Доказать, что мизансцена не изжила себя, а по-прежнему важна в постановках спектакля, театрализованного представления, праздника и других форм праздничной культуры. Объект курсового исследования – Понятие мизансцена и работа с ней. Предмет курсового исследования – Работа режиссера над мизансценой. Методы исследования: изучение и анализ литературы, интернет – ресурсов. Практическая значимость: Работа может быть использована сценаристами, режиссёрами-постановщиками театрализованных представлений, работниками социально-культурной сферы, студентами колледжа, как источник дополнительной информации при изучении дисциплины «Режиссура театрализованных представлений и мероприятий» по теме «Мизансцены». Структура курсовой работы: соответствует поставленной цели и задачам исследования, состоит из трех параграфов, заключения и списка использованных источников. Основное содержание исследования изложено на двадцати четырех страницах машинописного текста.
Понятие «мизансцена» Мизансцена (франц. mise en scène - размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент действа. Одно из важнейших средств образного выражения внутреннего содержания пьесы, психо - физики исполнителя, мизансцена представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла театрализованного действия. Мизансцена - это образное, реально ощутимое, конкретное выявление постановочного плана в движении. Мизансцена - не "декоративное" размещение фигур, а пространственно и ритмически выявленное поведение человека и действующих лиц в данном эпизоде в представлении. В характере построения мизансцены находят своё выражение стиль и жанр представления. Через систему мизансцен режиссёр придаёт театрализованному действу определённую пластическую форму, образ которого навсегда останется в памяти у зрителей. Процесс отбора точных мизансцен связан с работой режиссёра, как художника, который находит определённое пространственное решение спектакля и создаёт необходимые условия для сценического действия. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично, не выбиваясь из общей канвы представления. Энциклопедическое объяснение мизансцены не полно, оно не ёмко и не охватывает множество аспектов мизансцены. Не сказано, что мизансцена имеет не только пространственную, но и временную протяженность, что она связана не только с изобразительным искусством, но находится в особой взаимосвязи со словом, музыкой и в первую очередь пластикой. Мизансцена - это пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой, действующий человек, который живёт и существует в рамках мизансцены. Цвет, свет, шумы и музыка - дополнительные, а слово и движение - основные ее составляющие. Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера реализовывать свои мысли пластическими образами, когда он как бы видит все сцены действа выраженными пластически через актеров. Как движение - язык балета, так пластическая выразительность непрерывной цепи мизансцен является языком режиссера театрализованного действия. В современное время режиссер, заранее разрабатывая весь план постановки, считаясь, конечно, с заданной темой, придумывает общие контуры сценических образов, массовые сцены и пробует с участниками реализовать, как можно полно, все свои задумки по мизансценам. В настоящее время творческая работа режиссера должна гармонично соединятся и организовываться совместно с работой актеров, не опережая и не угнетая ее. Мизансцена - это расположение актеров на сцене по отношению друг к другу и окружающей их обстановке. Мизансцена всегда есть картина перемещений и поступков персонажей. Это пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой, действующий человек. Мизансцена имеет определённую мизансцену и темпо - ритм. Хорошая образная - смысловая мизансцена никогда не возникает сама по себе и не может быть главной самоцелью для режиссера, она всегда является средством комплексного решения целого ряда творческих задач. Сюда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность оценки образов и физическое самочувствие действующих лиц и атмосфера, в которой протекает данное действие. Всем этим формируется мизансцена. Мизансцена это самое материальное средство творчества режиссера. Мизансцена - если она точна, то уже есть художественный образ. Хорошо выстроенная мизансцена может сгладить недостатки мастерства актера и выразить его лучше, чем он делал это без мизансцены. Выстраивая спектакль необходимо помнить о том, что любая смена мизансцены означает поворот мысли, изменение действия и события. Частые переходы и перемещения исполнителя дробят мысль, стирая линию сквозного действия, уводя тем самым зрителя, от самого важного и значимого. Особенно осторожно и деликатно нужно обращаться с мизансценой, тогда, когда исполнители находятся на первом плане. Ибо здесь даже самое незначительное движение считается как смена мизансцены. Консервативность, чувство меры и вкус это те советчики, которые могут выручить режиссера в сложившейся ситуации. Как только язык мизансцены становится выражением внутренней жизни героя, сверхзадачи, она обретаем богатство и многообразие. Каждая хорошо придуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям: 1. Должна быть средством наиболее яркого и полного пластического выражения основного содержания эпизода, фиксируя и закрепляя основное действие исполнителя, найденные в предшествующем этапе работы над театрализованным действом. 2. Должна правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в эпизоде борьбу а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни. 3.Мизансцена должна быть правдивой, естественной, жизненной, и сценически выразительной. Искусство построения ярких, выразительных, правдивых мизансцен зависит и от общекультурного развития уровня режиссера. От его художественного вкуса, от его знания жизни, от понимания им великих произведений живописи и скульптуры, от умения проецировать всё это в данной ситуации. Они могут служить образцами мизансцен так как в их основе лежит ясная мысль органического действия, уже продуманная и выверенная. Виды мизансцен и их назначение В режиссуре известны плоскостные, глубинные мизансцены, построенные по горизонтали, вертикали, диагональные, фронтальные. Мизансцены параллельные, перекрестные, прямолинейные, построенные по спирали, симметричные и асимметричные. Мизансцена – понятие более широкое. Это не только переходы действующих лиц и размещения, но и все действия актера, жесты и детали его поведения, это так же все является мизансценой. Мизансцена не является особым этапом работы режиссера, она не должна быть оторванного от всей его предшествующей работы с исполнителями. Мизансцены рождаются из тех органических действий, которые делают исполнители в ходе театрализованного представления. Мизансцена является средством воплощения и сценическим выражением идеи всего действа. Все, что было найдено исполнителем по линии правды актёрской жизни в представлении, находит свое выражение в яркой и выразительной мизансцене. Законы театральной мизансцены обусловлены театральной площадкой, на которой всё происходит. Театральная площадка всегда фронтальная, поэтому и театральная мизансцена всегда будет фронтальная. Когда все действующие лица стремятся перенестись куда-то вне сценической площадки, то такая мизансцена называется проекционной: композиция как бы проецируется совсем на другое место вся целиком. Наиболее известны геометрические определения мизансцен. По отношению к зрительному залу - фронтальные, диагональные, круговые, кольцевые и т. п. По отношению к центру сцены - концентрические и эксцентрические. По отношению к его объему - пирамидальные, цилиндрические, кубические и т.п. Мизансцены могут быть метафорическими, гиперболическими, и даже ироническими. Театральная терминология делит также мизансцены на главные и не главные, узловые, проходные, служебные и даже неизбежные и своего рода - неминуемые. Узловые, центральные - мизансцены, которые в своей пластической выразительности возвышаются до художественного выявления смысла режиссерского замысла, образного выражения его идеи в театрализованном действе. Мизансцена финальная - выражающая образный смысл представления, его идею, создающая единение исполнителей и зрителей, запечатлевая основной образ, который и хотел донести режиссёр, праздничного театрализованного действа. Мизансцена опорная - это основное расположение действующих лиц, художественных коллективов, которое определяет построение мизансцен данного номера или эпизода праздника. К опорной мизансцене можно отнести и кульминационные образные мизансцены, выражающие жизненный и символический смысл конкретного эпизода или всего представления. (Мизансцены монолога. Мизансцены толпы). Мизансцена переходная – осуществляющая своего рода переход от одной опорной мизансцены к другой. Переходная мизансцена является важнейшим элементом монтажа массового представления, соединяя его художественные элементы и структурные части естественно и гармонично, в единое органическое целое. Визуальное восприятие мизансцен: 1. Круговая – по часовой стрелке динамика движения. Против часовой – антидинамика движения. 2. Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство. 3. Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем. 4. Фронтальная – необходима для укрупнения плана – подавляющее на первом плане, уравновешенная на втором плане, теневое на третьем плане. 5. Вертикальная – высота площадки работает на увеличение пространства сценической площадки. 6. Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста. 7. Спиральная – от авансцены в глубь сцены, вертикальная – бесконечность. Горизонтальная – эмоциональная насыщенность материала. 8. Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте. 9. Ассиметричная – (флюсовая) – перевес в какую-то сторону. 10. Шахматная – зрительное увеличение количества актеров на сцене. 11. Мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал». 12. Пунктир – движение – остановка – движение – остановка. Это связанно с поиском решения героя. 13. Барельефно - монументальная – зафиксированная неподвижность действующих лиц для выявления внутренней напряженности. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены – в анфас. Относится к массовым мизансценам в глубине сцены либо прямо на авансцене. Стоп кадр – момент фиксации действия. Мизансцена монолога Различают четыре разновидности монолога: Моносцена - игровой эпизод, насыщенный психологическим и физическим действием, событиями, развитием сюжета. Основные выразительные средства сцены - монолога - экономное движение: шаг, полуповорот, небольшое устремление и столь же сдержанный отказ, сбережение внутренней энергии. В монологе поза и есть мизансцена. Отсутствие партнеров компенсируется остротой реакций действующего лица на все окружающее, на неодушевленные предметы, которые присутствуют в эпизоде, а самое главное - на свою внутреннюю жизнь со всеми отсутствующими объектами внимания. На этом приёме и основан принцип решения моноспектаклей. Монолог - рассказ предполагает прямое общение со зрителем как с основным партнером по сценической площадке. Предпочтение отдается намерению совершать физические действия, от которых человек снова и снова отвлекается, чтобы поделиться чем то важным со слушателям (прием "качелей"). Действие ищется во взаимоотношениях персонажа со зрителями. Мизансцена предельно скупа, даже стабильна, изменению подвергается только индивидуальная пластика играющего. Предельно скупы и черты внешней характерности актёра. Мизансцена толпы Мизансцена толпы - расположение групп и коллективов исполнителей на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент сценического действия. Массовая сцена - это участок постановки, менее всего допускающая импровизацию. Конкретная форма массовой сцены обеспечивается скрупулезной разработкой всех партий действующих в сценарии лиц. В ней, как в музыкальном произведении, существует - мелодия, вторые и третьи голоса, подголоски, проходные темы и их вариации. Возможные способы решения массовых сцен: 1) принцип темы с вариациями, когда основную мелодию ведут один, два или три исполнителя, а массовка, по-разному перебивая тему, время от временя выступает на первый план: 2) столкновение действия и контрдействия. Образ толпы, как особого действующего лица театрализованного действа, характеризуется определенными чертами, как и образ любого персонажа сценария. Он так же основывается на предлагаемых обстоятельствах, определяется сверхзадачей и выражается в конкретном действии. В характеристике этого образа должны сказаться такие общие признаки художественной формы представления, как его жанр и стиль. Логика действий толпы требует такой же режиссёрской разработки, как и логика действий любого из действующих героев. То обстоятельство, что она складывается из разнообразных линий поведения, подчас противоречащих друг другу, ничего не меняет по существу дела: ведь логика действий отдельного героя тоже основывается на многочисленных, часто противоречивых мотивах и побуждениях его действа. В решении образа толпы режиссер – постановщик должен идти от ее общей характеристики к отдельным характеристикам составляющих ее людей, а не наоборот: только в этом случае процесс суммирования отдельных линий поведения будет подконтролен и приведет к желаемому результату. В этом состоит особенность подхода к композиции массовой сцены театрализованного действа. Время. Пространство. "В произведениях живописного, музыкального или сценического искусства мы часто наблюдаем стремление художника к закольцованности, к ограничению композиционного полотна. В живописи можно найти большой ряд таких примеров, особенно в искусстве чинквеченто; в музыке мы укажем на партитуры Хиндемита, Шенберга, Стравинского, в которых композиторы отказываются от симфонической разработки темы и от возможности использования оркестрового tuti, выражая свои художественные идеи средствами канонического состава оркестра, наконец, в сценическом искусстве мы напомним о финальной сцене мейерхольдовского "Ревизора", где множество гостей пришедших в дом Городничего, находятся собранными на маленькой площадке, расположенной в центре пустой сцены". Л. Варпаховский. Увязать в сознании время и пространство - задача для профессионалов. Удалось это на 100% только прапорщику из знаменитого анекдота, отдавшему команду "копать яму от забора и до обеда". Однако именно этим неблагодарным занятием, собственно говоря, и приходится заниматься режиссеру на театральной площадке. Сколько времени длится та или иная пластическая композиция, зависит от качества художественной информации, от того, какие ритмические единицы покажутся режиссеру выигрышнее - временные или пространственные. Режиссер при необходимости должен уметь грамотно расчленять пространство и время. И статику, и динамику режиссер обязан воспринимать диалектически, тогда в его постановках переходы из одного состояния в другое не будут естественными и механическими. Введем еще один термин обязательный для всех пространственно-временных искусств и особенно представлений - четвертая стена. В 99% случаев из 100, даже если мы выносим действие в зал, она все равно там присутствует. Грубо говоря, четвертая стена - это глаз зрителя и совершенно не важно, делаем ли мы вид, что не замечаем его, или напрямую общаемся с ним через эту стену. Четвертая стена предоставляет нам возможность укрупнения действа. Поэтому обозначать на ней игровые точки следует не столько для проекции иллюзии замкнутого пространства, сколько ради расстановки мизансценических акцентов путем укрупнения всего действа. К проблеме четвертой стены примыкает вопрос о застольных мизансценах в искусстве. Эту проблему следует решать, исходя из суммы творческих задач в конкретном эпизоде. Косвенное общение, связанное с точкой внимания в зрительном зале или видением его пространства с определенным оправданием, - приспособление, чрезвычайно благодарное для актера. В такой мизансцене актеру легче всего держать внимание зрителей сконцентрированное на нём. Подобно тому, как и объем зрительного зала, пространство за пределами кулис, также подлежит определённому оправданию. Тут есть несколько правил, которые необходимо знать актеру и режиссеру. 1. Уходя в кулису, актеру не рекомендуется опускать глаза, чтобы за кулисой обозначилась перспектива воображаемого продолжающегося пространства. 2. Вообще, опущенный в пол взгляд на сцене смотрится плохо и не уместно, особенно у мужчин. Поэтому, если актеру по мизансцене необходимо опустить глаза, надо выбирать точку как можно ближе к краю авансцены, ближе к зрителю и дальше от центра сцены, а то и в проходе зрительного зала. 3. Еще хуже смотрится взгляд вверх, в "небеса" - он оглупляет лицо исполнителя. Поэтому взгляд вдаль не должен быть направлен выше воображаемого горизонта, т.е. чуть выше голов последнего ряда зрителей сидящих в зале. 4.Если взгляды нескольких актеров должны быть устремлены на воображаемую точку в зрительном зале, режиссер обязан указать им конкретную точку фиксации их взгляда. 5. Если этот объект движущийся, слежение производится от одной установленной точки до другой, равными отрезками, причем все равняются по тому из актеров, который находится в общем поле зрения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6004)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |