Понятие нейропсихологического фактора и синдрома
Основы нейропсихологии Гос. Стандарт: 1. Нейропсихологические симптомы 2. Нейропсихологические синдромы 3. Нейропсихологические факторы 4. Клиническая, нейропсихологическая диагностика состояний ВПФ 5. Компьютерные методы нейропсихологической диагностики 6. Корковые нейропсихологические синдромы, связанные с локальными поражениями коры Г.М. 7. Подкорковые нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении глубинных структур Г.М. 8. Особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением обще мозговых факторов, которые обеспечивают работу мозга как в целом 9. Перспективы развития нейропсихологии Работы Л.С. Выготского являются продолжением его нейропсихологических исследований, в которых на основе изучений различных форм психической деятельности, сформулированы основные положения: 1. О развитии ВПФ 2. О смысловом и системном строении сознания Т.О. первые нейропсихологические исследования проводились Выготским уже в 20-е годы, однако основная заслуга создания нейропсихологии, как самостоятельной отрасли психологии принадлежит А.Р. Лурия. Он развивая идеи Выготского о системном строении ВПФ, разработал теории системной, динамической локализации психических процессов, которые и являются теоретической основой нейропсихологии. Цель нейропсихологии как науки – изучение роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности. Основные направления современной нейропсихологии ( четких границ между направлениями не существует ): 1. Клиническая ( врачевание ) – изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении Г.М. 2. Экспериментальная – формы нарушения психических процессов при локальных поражениях Г.М., так же исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте ( на мозге животных ). 3. Реабилитационная – восстановление утраченных ВПФ, обучение, перестройка нарушенных функциональных систем для выработки новых психических средств, облегчающих адаптацию человека. 4. Психофизиологическая – исследование психических процессов с помощью объективных методов ( механограмма, ЭЭГ, РЭК, томография ). 5. Дифференциальная – изучение мозговой организации психических процессов у здоровых лиц. 6. Детского возраста 7. Старческого возраста Основные понятия нейропсихологии: С обще теоретической точки зрения отношения между мозгом ( материальный источник психики ) и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью категорий ( все 4 категории являются различными сторонами целостного процесса высших форм жизни ) 1. Категория функции – психика является функцией деятельности мозга, которая направлена на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма, генеральная цель – адаптация. 2. Категория отражения – любой психический акт это результат отражения в мозгу состояния внешней и внутренней среды организма 3. Категория информации – по своей природе все психические процессы информативны 4. Категория активности – любой психический процесс своеобразно активен Система иерархии мозговых процессов, А.Р. Лурия, А.Ф. Поляков 1. Патобиологический – нарушение морфологической структуры тканей мозга, протекание в них биологических процессов. 2. Физиологический – изменение течения физиологических процессов 3. Патонейропсихологический – нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики. 4. Психопатологический – клинические симптомы и синдромы психики. Понятие нейропсихологического фактора и синдрома Фактор – принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, т.е. связующее между психическими функциями и работающим мозгом. Норма функции – показатель реализации функции психологических единицах ( объем, скорость, продуктивность ) который характеризует среднюю норму данной популяции. Симптом – ( болезненное проявление ) нарушение психической функции возникающей вследствие поражения головного мозга. Первичный симптом – нарушение психической функции непосредственно связанное с выпадением определенного фактора. ( нарушение нормального протекания ) Вторичный симптом – нарушение психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи. Синдром ( совместный бег симптомов ) – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов связанное с выпадением или нарушением определенного фактора. В настоящее время выделяют следующие типы факторов: 1. Модально неспецифические 2. Модально специфические 3. Кинестетические 4. Кинетический 5. Пространственный 6. Полушарный 7. Общемозговой Выделение нейропсихологического фактора, определяющего характер симптом и синдромов, возникающих в результате патологии мозга, может осуществляться с помощью широкого набора приемов описываемых как методы нейропсихологической диагностики Задачи 1. Топическая диагностика поражения или недоразвития мозговых структур ( атипичное развитие ) 2. Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных различий, нормального и патологического строения 3. Описание картины и определение уровня нарушений психических функций · Определение пораженного, либо несформированного блока мозга · Первичного дефекта · Его системного влияния 4. Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования 5. Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного, коррекционного взаимодействия 6. На основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования разработка стратегии и прогноза коррекции и реабилитации 7. Разработка и применение систем дифференцированных методов восстановительного, коррекционного либо развивающего обучения, адекватного структуре психического дефекта В зависимости от задачи и направленности нейропсихологического обследования применяемые методы могут быть: 1. Стандартизированными или гибкими 2. Батарея тестов, комплект методик 3. Индивидуальное и групповое 4. Количественные и качественные результаты
Гнозис – узнавание, познание предметов, явлений и их смысловое значение. Гнозис развивается непосредственно на базе ощущений. Праксис – предметные действия базисом которого являются гностические функции. 1. Произвольный – непроизвольный 2. Кинетический и кинестетический 3. Речевой и неречевой 4. Идиаторный, исполниельный, передаточный 5. Пальцевой, оральный, предметный, символический, артикуляционный.
В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Согласно данной модели ( 1973 А.Р. Лурия ) весь мозг может быть условно подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока ( аппарата ), работа и взаимодействие которых необходимы для осуществления любого вида психической деятельности, т.к. каждое ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. ВПФ – сложные функциональные системы, которые не локализуются в отдельных участках мозга, а представляют собой консолидацию различных территориально независимых участков мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в целостную функциональную систему. Каждый из основных блоков имеет иерархическое строение и состоит из надстройных друг над другом корковых зон 3-х типов: 1. Первичные ( проекционные ) – импульсы с периферии, либо направляются на периферию. 2. Вторичные ( проекционно – ассоциативные ) – переработка получаемой информации или подготовка соответствующих программ. 3. Третичные ( зоны перекрытия ) – которые обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, которые требуют совместного участия многих зон мозговой коры Первый блок по Лурия – энергетический созревание от внутриутробного до 2 - 3-х лет базисный блок. Блок обеспечивает регуляцию тонуса также формируется будущий стиль психической деятельности и обучения. Включает ретикулярную структуру, средний мозг, мозжечок, крючок, таламус, гипоталамус, медиобзальные отделы коры лобных и височных долей. Обеспечивает баланс возбуждения и торможения, стеничность астеничность ( на уровне темперамента ), Реализует управление биологическими ритмами. Имеет отношение к общему и избирательному вниманию, к процессам неспецифической памяти (разномодальная информация), к эмоциональным состояниям ( базовые эмоции ). На работу данного блока влияют ЧМТ, недостаточность работы ССС, интоксикации и инфекции. К аналогичным результатам приводят стрессы, длительные переживания, недозированные психические нагрузки. 2-ой блок – приема, переработки и хранения информации поступающей из внешнего мира. Созревание от 3-х до 7-8 лет. Состоит из 3-х подблоков ( затылочная (зрительная информация), височная (слуховая информация), теменная (общечувствительная информация)). Каждый подблок имеет свое иерархическое строение. 1-е поля – детализация ( дробление ) 2-е поля – собирают информацию ( что делать ). Обеспечивают гнозис 3-е поля – надмодальные Обеспечивает систему взаимодействия и формирует индивидуальный латеральный профиль личности. Расположен в наружных (конвекситальных) отделах новой коры и занимает ее задние, постцентральные отделы мозга. Данные зоны мозга обладают высокой модальной специфичностью. 3-й блок – программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Созревание от 12 до 15 лет ( 12-24 ). Цель работы данного блока – формирование плана действий (создание программы психического акта и развертка последовательности поэтапного исполнения во времени и реальном пространстве), контроль своей сознательной деятельности. Находится под влиянием 2-го блока =)
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (656)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |