Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие нейропсихологического фактора и синдрома



2019-08-14 656 Обсуждений (0)
Понятие нейропсихологического фактора и синдрома 0.00 из 5.00 0 оценок




Основы нейропсихологии

Гос. Стандарт:

1. Нейропсихологические симптомы

2. Нейропсихологические синдромы

3. Нейропсихологические факторы

4. Клиническая, нейропсихологическая диагностика состояний ВПФ

5. Компьютерные методы нейропсихологической диагностики

6. Корковые нейропсихологические синдромы, связанные с локальными поражениями коры Г.М.

7. Подкорковые нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении глубинных структур Г.М.

8. Особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением обще мозговых факторов, которые обеспечивают работу мозга как в целом

9. Перспективы развития нейропсихологии


Нейропсихология как самостоятельный раздел психологии исторически развивалась на стыке клинических нейронаук ( нейрофизиология, неврология, нейрохирургия, психиатрия ) и психологии. Нейропсихология как одна из фундаментальных наук о мозге имеющая свою теорию, методологию и методы исследования, изучает сложные взаимосвязи психики человека со структурно-функциональной организацией мозга и в этом плане имеет важнейшее значение и для психологии и для медицины.

Работы Л.С. Выготского являются продолжением его нейропсихологических исследований, в которых на основе изучений различных форм психической деятельности, сформулированы основные положения:

1. О развитии ВПФ

2. О смысловом и системном строении сознания

Т.О. первые нейропсихологические исследования проводились Выготским уже в 20-е годы, однако основная заслуга создания нейропсихологии, как самостоятельной отрасли психологии принадлежит А.Р. Лурия. Он развивая идеи Выготского о системном строении ВПФ, разработал теории системной, динамической локализации психических процессов, которые и являются теоретической основой нейропсихологии. Цель нейропсихологии как науки – изучение роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности.

Основные направления современной нейропсихологии ( четких границ между направлениями не существует ):

1. Клиническая ( врачевание ) – изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении Г.М.

2. Экспериментальная – формы нарушения психических процессов при локальных поражениях Г.М., так же исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте ( на мозге животных ).

3. Реабилитационная – восстановление утраченных ВПФ, обучение, перестройка нарушенных функциональных систем для выработки новых психических средств, облегчающих адаптацию человека.

4. Психофизиологическая – исследование психических процессов с помощью объективных методов ( механограмма, ЭЭГ, РЭК, томография ).

5. Дифференциальная – изучение мозговой организации психических процессов у здоровых лиц.

6. Детского возраста

7. Старческого возраста

Основные понятия нейропсихологии:

С обще теоретической точки зрения отношения между мозгом ( материальный источник психики ) и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью категорий ( все 4 категории являются различными сторонами целостного процесса высших форм жизни )

1. Категория функции – психика является функцией деятельности мозга, которая направлена на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма, генеральная цель – адаптация.

2. Категория отражения – любой психический акт это результат отражения в мозгу состояния внешней и внутренней среды организма

3. Категория информации – по своей природе все психические процессы информативны

4. Категория активности – любой психический процесс своеобразно активен

Система иерархии мозговых процессов, А.Р. Лурия, А.Ф. Поляков

1. Патобиологический – нарушение морфологической структуры тканей мозга, протекание в них биологических процессов.

2. Физиологический – изменение течения физиологических процессов

3. Патонейропсихологический – нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики.

4. Психопатологический – клинические симптомы и синдромы психики.

Понятие нейропсихологического фактора и синдрома

Фактор – принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, т.е. связующее между психическими функциями и работающим мозгом.

Норма функции – показатель реализации функции психологических единицах ( объем, скорость, продуктивность ) который характеризует среднюю норму данной популяции.

Симптом – ( болезненное проявление ) нарушение психической функции возникающей вследствие поражения головного мозга.

Первичный симптом – нарушение психической функции непосредственно связанное с выпадением определенного фактора. ( нарушение нормального протекания )

Вторичный симптом – нарушение психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи.

Синдром ( совместный бег симптомов ) – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов связанное с выпадением или нарушением определенного фактора.

В настоящее время выделяют следующие типы факторов:

1. Модально неспецифические

2. Модально специфические

3. Кинестетические

4. Кинетический

5. Пространственный

6. Полушарный

7. Общемозговой

Выделение нейропсихологического фактора, определяющего характер симптом и синдромов, возникающих в результате патологии мозга, может осуществляться с помощью широкого набора приемов описываемых как методы нейропсихологической диагностики

Задачи

1. Топическая диагностика поражения или недоразвития мозговых структур ( атипичное развитие )

2. Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных различий, нормального и патологического строения

3. Описание картины и определение уровня нарушений психических функций

· Определение пораженного, либо несформированного блока мозга

· Первичного дефекта

· Его системного влияния

4. Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования

5. Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного, коррекционного взаимодействия

6. На основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования разработка стратегии и прогноза коррекции и реабилитации

7. Разработка и применение систем дифференцированных методов восстановительного, коррекционного либо развивающего обучения, адекватного структуре психического дефекта

В зависимости от задачи и направленности нейропсихологического обследования применяемые методы могут быть:

1. Стандартизированными или гибкими

2. Батарея тестов, комплект методик

3. Индивидуальное и групповое

4. Количественные и качественные результаты

 

Гнозис – узнавание, познание предметов, явлений и их смысловое значение. Гнозис развивается непосредственно на базе ощущений.

Праксис – предметные действия базисом которого являются гностические функции.

1. Произвольный – непроизвольный

2. Кинетический и кинестетический

3. Речевой и неречевой

4. Идиаторный, исполниельный, передаточный

5. Пальцевой, оральный, предметный, символический, артикуляционный.

 

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Согласно данной модели ( 1973 А.Р. Лурия ) весь мозг может быть условно подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока ( аппарата ), работа и взаимодействие которых необходимы для осуществления любого вида психической деятельности, т.к. каждое ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию.

ВПФ – сложные функциональные системы, которые не локализуются в отдельных участках мозга, а представляют собой консолидацию различных территориально независимых участков мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в целостную функциональную систему.

Каждый из основных блоков имеет иерархическое строение и состоит из надстройных друг над другом корковых зон 3-х типов:

1. Первичные ( проекционные ) – импульсы с периферии, либо направляются на периферию.

2. Вторичные ( проекционно – ассоциативные ) – переработка получаемой информации или подготовка соответствующих программ.

3. Третичные ( зоны перекрытия ) – которые обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, которые требуют совместного участия многих зон мозговой коры

Первый блок по Лурия – энергетический созревание от внутриутробного до 2 - 3-х лет базисный блок. Блок обеспечивает регуляцию тонуса также формируется будущий стиль психической деятельности и обучения. Включает ретикулярную структуру, средний мозг, мозжечок, крючок, таламус, гипоталамус, медиобзальные отделы коры лобных и височных долей. Обеспечивает баланс возбуждения и торможения, стеничность астеничность ( на уровне темперамента ), Реализует управление биологическими ритмами. Имеет отношение к общему и избирательному вниманию, к процессам неспецифической памяти (разномодальная информация), к эмоциональным состояниям ( базовые эмоции ). На работу данного блока влияют ЧМТ, недостаточность работы ССС, интоксикации и инфекции. К аналогичным результатам приводят стрессы, длительные переживания, недозированные психические нагрузки.

2-ой блок – приема, переработки и хранения информации поступающей из внешнего мира. Созревание от 3-х до 7-8 лет. Состоит из 3-х подблоков ( затылочная (зрительная информация), височная (слуховая информация), теменная (общечувствительная информация)). Каждый подблок имеет свое иерархическое строение.

1-е поля – детализация ( дробление )

2-е поля – собирают информацию ( что делать ). Обеспечивают гнозис

3-е поля – надмодальные

Обеспечивает систему взаимодействия и формирует индивидуальный латеральный профиль личности. Расположен в наружных (конвекситальных) отделах новой коры и занимает ее задние, постцентральные отделы мозга. Данные зоны мозга обладают высокой модальной специфичностью.

3-й блок – программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Созревание от 12 до 15 лет ( 12-24 ). Цель работы данного блока – формирование плана действий (создание программы психического акта и развертка последовательности поэтапного исполнения во времени и реальном пространстве), контроль своей сознательной деятельности. Находится под влиянием 2-го блока =)



2019-08-14 656 Обсуждений (0)
Понятие нейропсихологического фактора и синдрома 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие нейропсихологического фактора и синдрома

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (656)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)