Формационный (Маркс, Энгельс, Ленин )
Раздел: Общество Тема – общественное развитие. Типологии общества.
Существует два варианта общественного развития: 1. реформистское (реформистский характер) 2. революционное (революционный характер)
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)
Это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
Виды реформ: · Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II) · Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — Контрреформы» Александра III)
Ввиду того, что реформы могут проходить во всех сферах общества, выделяют следующие типы реформ: — экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.); — социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми); — политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.). — духовные реформы (образование, религия, искусство)
Революция (от лат. revo - lutio — поворот, переворот) Это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя Виды революций: · Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России) · Долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция xvm-XIX вв.)
Дополнительно выделяют такой способ общественного развития, как эволюция.
Эволюция - постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов. Виды общества
Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества: 1) дописьменные и письменные; 2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов); 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак); 4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития); 5) традиционные, индустриальные, постиндустриальные. 6) по степени открытости социальной структуры: открытые и закрытые
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный. Формационный (Маркс, Энгельс, Ленин ) Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация». По этому принципу все общественное развитие делится на 5 общественно экономических формаций. Общественно-экономическая формация (от лат. for-matio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства) Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Обратите внимание! Суть формационного подхода заключается в том, что базис определяет надстройку. Т.е. от изменений в экономики могут произойти изменения в праве, религии, политике, образовании и.т.д. Надстройка обладает относительной самостоятельностью, но все же определяется именно базисом. От типа Базиса зависит типа общественно-экономической формации. Производительные силы (совокупность средств и людей) являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства – статичны (неподвижны), не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций. Как уже говорилось ранее, таки формаций 5: Первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (состоит из двух фаз: социализм и коммунизм).
Характеристика формаций: 1. Первобытно-общинная: характеризуется коллективизмом в производстве и распределении (вместе производят продукт и распределяют в равных частях) и социальным равенством. Характер производства – присваивающий. (собирают ягоды, пшеницу, но ничего не создают) 2. Рабовладельческая: производственные отношения формируются на уровне РАБ – РАБОВЛАДЕЛЕЦ. Раб является собственностью рабовладельца и не имеет никаких прав. Все, что производит раб, так же является собственностью рабовладельца. 3. Феодальная: общественно-экономическая формация, основанная на частной, феодальной форме собственности на землю и эксплуатации крестьян, работающих на ней. Средства производства (земля) находятся в руках феодалов. Феодал собирает с работающих на его земле крестьян плату – часть произведенного продукта. Небольшую часть крестьяне оставляют у себя. Истории известны и такие формы феодализма, где сохранялась не только экономическая зависимость крестьянина от феодала, но и личная (как, например, при Крепостном праве на РУСИ). 4. Капиталистическая: общественный строй, при к-ром все средства производства являются частной собственностью класса капиталистов, эксплуатирующих труд наёмных рабочих для извлечения прибыли. (Пример – предприниматель организует свое производство и нанимает рабочих.) Тип экономики – рыночная(экономика регулируется соотношением спросом и предложения, государство не вмешивается). 5. Коммунистическая: при данной формации собственность на средства производства принадлежит всему обществу(государству), эксплуатация человека человеком отсутствует. Частная собственность на недвижимость, землю отсутствует полностью. (Ситуация, когда человек открывает свой бизнес невозможна). Тип экономики – плановая (государство контролирует всю экономику, вплоть до того, что и когда производить).
Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок. Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
— как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер); — как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер); — как синоним культуры (например, А. Тойнби); — как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
«Можно сказать, что цивилизационный подход исходит из того, что каждое государство уникально, неповторимо, и его сложно подогнать под конкретные типы (как при формационным подходе)». В цивилизационной теории выделяют два основных подхода: стадиальный и локальный. Основное отличие в том, что в стадиальном подходе государства все же проходят конкретные этапы развития, а при локальном – все они уникальны и неповторимы, развиваются самостоятельно, по своему пути и направлению.
Стадиальный Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии 1. Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни) 2. Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.) 3. Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)
Локальный Локальная цивилизация — большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская, славянская, христианская. Основными же видами являются ЗАПАДНАЯ и ВОСТОЧНАЯ.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1007)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |