Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество



2019-08-14 190 Обсуждений (0)
Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество 0.00 из 5.00 0 оценок




 

    В многовековой истории европейского искусства 17 столетие принадлежит к этапам решающего порядка. Хронологически следуя эпохой Возрождения, 17 век образует собой новую крупную художественную эпоху, которая будучи, ознаменована высокими достижениями в самых различных областях как одна их важнейших степеней в общем мировом процессе эволюции пластических искусств.

    Авангард европейской художественной культуры 17 века составляют 5 стран – Италия, Испания, Фландрия, Голландия и Франция. В искусстве этих национальных школ были достигнуты наивысшие творческие результаты, а сами формы развития рассматриваемой эпохи обрели наиболее яркое и типичное выражение.

    В плане историческом 17 век – один из важнейших вех в общественном развитии человечества. Это период когда вызревание капиталистического способа производства внутри феодального общества привело уже к достаточно ощутимым последствиям, вплоть до первых прорывов самой феодальной системы. Поэтому картина экономической, социальной и государственной эволюции европейских стран на протяжении данного этапа отличается небывалой сложностью и контрастностью характеризующих ее явлений. Достаточно сказать, что это век высших форм абсолютизма: время, когда королевская власть после длительной упорной борьбы достигает, наконец, своих целей. Подавив сепаратистские устремления наследных правителей отдельных областей к претензии знати, не желавшей забывать своих былых привилегий, она добивается определенной стабилизации государственной структуры феодального общества. Но это также век когда одерживают победу первые буржуазные революции и пожинают плоды своих успехов.

    До 17 века в ренессансную эпоху, при всей тогдашней неравномерности общественного развития различных стран европейский континента в плане социальной эволюции представил в определенном смысле более целостную картину. К 17 веку под этой сильной королевской власти в Европе завершился процесс формирования крупных централизованных государств, а внутри них те социальные и политические силы, которые в предшествующие столетия еще не могли раскрыться во всей полноте, определились теперь более четко в своих реальных исторических возможностях.

    Общая политическая картина, характеризующая Европу 17 века, свидетельствует о разительных изменениях по сравнению с предшествующим столетием. Италии и Германии, чьи земли некогда принадлежали к самым цветущим областям Европы отныне надолго застывает в совей государственной и территориальной раздробленности и экономическом упадке.

    17 век – век могучих столкновений двух социально-экономических систем – капиталистической новой и старой феодальной. К тому же старый порядок подрывали многочисленные народные восстания, происходившие в Италии, Испании и других странах. Феодализм получил сильные удары, однако, он еще долго не был сломлен.

    На первый план выдвигаются страны, в которых своевременная государственная централизация совпала с соответствующим ростом производительных сил. Это Франция классический образ передовой абсолютистской страны 17 века, где формы государственного строя, служившие в первую очередь интересам феодального дворянства, одновременно несли в себе охранительные функции по отношению к растущей и усиливающийся буржуазии. Это Голландия, где новый буржуазный уклад новая структура общества, новые социальные отношения впервые в истории победили в масштабе всей страны. Победа была одержана на небольшой, бедной природными ресурсами территории с населением во много раз меньшим, нежели в главных европейских государствах, но такова сила нового, несущего в себе признаки объективного общественного прогресса, что эта маленькая страна в кратчайшие исторические сроки опередила могущественные абсолютистские державы, к середине столетия заняв в мировой экономике ведущее положение. Это также Англия, исторический путь которой в 17 веке делится на две фазы – абсолютистскую, которая приходится на первую половину столетия и на эпоху буржуазной революции и послереволюционное время, когда даже восстановление монархии оказалось только прикрытием для сложения нового общественного уклада.

    С государственно-политическим делением Европы 17 в. связано и разделение ее по религиозным признакам. Бурные реформационные движения прошлого столетия – там, где они одержали верх над католицизмом, – приняли теперь характер официально господствующих религиозных доктрин. Лютеранство в ряде областей Германии и в Скандинавских странах, кальвинизм в Голландии и Швейцарии, английская церковь отторгли у католицизма обширные территории с богатыми и могущественными государствами. Тем ожесточеннее отстаивает католическая церковь свои позиции, тем с большей целеустремленностью и планомерностью переходит она в наступление, пытаясь закрепить свое влияние всюду где это возможно. Она полна решимости увеличить сферу своего воздействия не только вширь, распространив ее на новые земли и народу, причем не в одной лишь Европе, а во всем мире, но и вглубь, стремясь проникнуть в решающие звенья государственного управления в странах, оставшихся верными католицизму, и что еще важнее в души людей. Такова цель политики контрреформации, тень которой со времен Тридентского собора (1545-1563) падает на общественную и культурную жизнь всех европейских католических государств.

    Отмечая в 17 веке более четкую, чем прежде, выявленность социальных тенденций и закрепления в европейских государствах определенных форм общественного строя, следует обратить внимание и на некоторые другие исторические особенности данной эпохи, во-первых, на сложность общей картины социального развития. Наличие уже сформировавшегося крупного очага буржуазного общественного уклада в системе Европейских стран, на пример, Голландия, и параллельное существование старого и нового укладов в рамках единого государства, когда с общественным сословием, набирающий все большую силу, впрочем как это было во многих других странах, сообщает социальной эволюции самые разнообразные, подчас резко противоречивые формы правления и ускоряет ее темп. Такое ускорение темпа принципиальности отличает завершающий этап феодального строя от его более ранних стадий с их застоем или замедленным развитием.

    Внутренняя и внешняя политика абсолютной монархии все более жестоко связывалась с узкосословными интересами дворянства и подчинялась им вплоть до полного отождествления с ним, что означало в исторической перспективе закат формации и ее разложения но развитие торговли, мореплавания военного дела, промышленного производства обусловливало рост техники и создавало экологические предпосылки для развития естествознания, математики, механики. Интересы развивающейся буржуазии были направлены на овладение природой и разрушение устаревших форм общественной жизни, утверждение рационалистического сознания, восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену ему традиционному, теологическому мировоззрению. Началось буржуазное просвещение умов, оказавшиеся в большинстве стран Европы идеологической подготовкой грядущих общественных потрясений – формационного характера преобразований в ходе целой полосы буржуазных революций – 18-19661.

    Другая особенность данного исторического этапа – установление более тесной, более активной взаимосвязи между различными частями Европы. Теперь уже невозможна прежняя степень локализации крупных межгосударственных конфликтов, а тем более революционных явлений, – воздействие подобных сдвигов переживает в той или иной мере весь континент. Так тридцатилетняя война 1618-1648 гг. стала узловой политической ситуацией для всей Европы на протяжении первой половины века, постепенно втянув в орбиту своих драматических событий множество стран – Австрию, Чехию, Венгрию, все области Германии, Данию, Швецию и Францию, роковым образом отразились на судьбах из них (Чехия, Германия) и возвысив другие (Швецию, Францию) точно также победа буржуазной революции в Северных Нидерландах отнюдь не осталась явлением местного порядка – она решительно изменила соотношение сил в экономической и государственно-политической сфере во всей Европе первой половине 17 века. А успех буржуазной революции в такой крупной державе, как Англия, заложил предпосылки для громадного экономического перевеса и важной политической роли этой страны в последующие два столетия. Если прибавить, что на 17 век приходится захват европейскими державами основной массы колониальных владений и рост влияния могущественных колониальных держав на страны других континентов, то станет очевидным подлинно мировое значение событий европейской истории 17 века.

    Что касается мироощущения человека то прежде всего 17 век кладет конец той патриархальности жизненного уклада, которая в избытке существовала в средние века и в определенной форме давала себя знать в эпоху Возрождения. Эти патриархальные черты были связаны с живучестью старых, восходящих к очень давним временам обычаев и воззрений и выражались в неполной поглощенности человека формами государственности, классовых отношений, религиозными догмами то есть во всем том, что позволило ему сохранить в себе нечто от «естественных» человеческих качеств, избежать полной своей закрепощенности санкциями свыше.

    Разумеется конечно, степень значимости и сам характер проявления этих моментов в средневековье и в эпоху Возрождения были различными. В средневековье больше дают себя знать результаты общественной и духовной незрелости, в ренессансное время – решительный разрыв с консервативной инерцией прошлого, с освященными веками взглядами и традициями конкретной перелом, который составляет существо эпохи Возрождения, имел своим важнейшим последствием эмансипацию человеческой личности, обретение ей подлинного самосознания и в идеале – освобождение ее от всех оков, максимальное развитие ее лучших способностей. Таковы были антропоцентрические представления в эпоху Ренессанса. Они в первую очередь дают себя знать в оценке человеческого места в обществе. Свое духовное раскрепощение ренессансный человек воспринял в определенной мере и как свою внутреннюю свободу от всяческих представлений, налагаемых на него разными видами власти. Найдя опору прежде всего себе, он ощутил безграничность своих сил.

    В противовес этому в 17 веке мы наблюдаем торжество различных форм общественной организации, будь то строгая государственная регламентация в абсолютической державе зрелого типа либо же невидимые, нефиксированные официально, но столь же неотвратимые в совей безжалостности законы буржуазного общества. И в том и в другом случае люди 17 столетия находятся в тисках уже сложившихся социальных отношений2. Соответственные перемены происходят и в общественном сознании. Человек, в недалеком прошлом мнивший себя хозяином совей воли и своих поступков, отныне оказывается в плену множества объективных обстоятельств. Еще недавно он видел себя центром мира и действовал согласно собственным побуждениям, теперь он только малая часть некоего общественного целого, противостоять законам которого бессилен.

    Именно теперь появляется некая непреодолимая преграда между личностью и обществом как причина их взаимного отчуждения – качество, которое в полную свою меру станет печальным достоянием более поздних этапов нового времени, но впервые во всей роковой неизбежности открывается между отдельным человеком и общественной средой – диссонанс, ставший отныне неотъемлемым признаком эволюции классового общества. Правда духовный конфликт между личностью и обществом можно было наблюдать и в прошлые времена, но теперь этот конфликт обретает несравненно более широкую форму, в той или иной мере, в разных аспектах, по равно обязательно распространяясь на представителей различных социальных кругов.

    Ощущение фатальной неодолимости, стоящих вне человека, имеет своей оборотной стороной нарастание индивидуалистических тенденций, отделение человека от окружающей его общественной среды, погружение его в свой внутренний мир. Из представлений людей 17 века исчезало чувство своей личной сопричастности к происходящим в мире событиям эпохального порядка между тем как их ренессансными предшественником было присуще сознание своей неразрывной связи с переживаемыми ими историческим сдвигом. Возвеличивание человека в искусстве Возрождения на первый взгляд может показаться не вполне объективно передающим его истинное положение в исторической действительности того времени, слишком часто ставившей его идеалом всякого рода препятствиям. Но это возвеличивание истинно и объективно в более широком плане – как одно из немногих в мировом искусстве проявлений подлинного масштаба свободного, духовно раскрепощенного человека, как раскрытие всей меры его творческого потенциала. В противовес этому в мировосприятии 17 века утрачивается чувство безграничного могущества человека как личности, появляется сознание определенного предела его возможностей, поскольку теперь эти возможности должны быть соотнесены с реальными условиями его общественного бытия. Точно так же и в искусстве 17 века человек выступает в более «объективизированном» соотношении с конкретными обстоятельствами его жизни и окружающей его среды.

    Этот решительный шаг к более трезвым оценкам, как и вообще нарастающая активность вторжения в реальность и тесная связь с нею, ощутимы в 17 веке во всех сферах духовной культуры, и прежде всего в науке. Постижение мира во всей его бесконечной сложности будь то мир физический или мир социальный, то есть человеческое общество лишь соотнесенность между миром и человеком.

    Как известно, именно Ренессанс открыл после многих столетий мистифицированного состояния человеческих знаний, пути для подъема и развития подлинной науки. Но своего настоящего самоопределения наука достигла лишь в 17 веке. В эпоху Возрождения духовная культура выступала еще во всей своей ценности, в особой слитности многих форм. Для нее, в частности, было в очень высокой степени характерно единство научного и художественного постижения реальной действительности. Искусство и наука в ту пору как бы дополнили друг друга: у ренессансных ученых эмпирические наблюдения и логические выводы совмещались с художественно-образной подосновой многих их догадок, в свою очередь художники того времени видели в факторах и выводах науки необходимую базу для своего искусства. Недаром в эпоху Возрождения часты случаи объединения в одном лице художника и ученого.

    Семнадцатый век не утрачивает тенденции к синтезу в своих общих научных концепциях и в различных областях художественной деятельности, но сравнительно с Возрождением теперь все-таки гораздо сильнее выражена тенденция противоположного порядка – расчленение всей сферы духовной культуры на ряд отдельных разделов, каждый из которых подвергается более углубленной и дифференцированной разработке.

    Наука четко отделяется от художественного творчества, а каждое из этих двух основных подразделений духовной культуры в свою очередь дробится на множество областей, которые в большей мере, чем прежде, обретают свою самостоятельную специфику. Но тем не менее все эти многочисленные разделы научного исследования и творческого созидания сами по себе отнюдь не изолированы друг от друга какими-то непроходимыми барьерами, - скорее, наоборот, как явления одной и той же эпохи они в чем-то тесно соприкасаются между собой, а подчас вступают в активное взаимодействие. Но взаимодействие это образует несравненно более сложный тип общего культурного единства, нежели в ренессансное время.

    Соответственно этому формируется иной тип творческой личности. 17 столетие дало миру очень большое число замечательных художников и ученых, но оно уже не могло сочетать великого ученого и великого художника в одном лице. Например в искусстве, теперь значительно реже, чем в ренессансную эпоху, мы встречаем мастеров, с равными успехами подвизающихся не в одной, а одновременно в двух или в трех основных областях пластических искусств архитектуре, скульптуре, живописи. Но ярче выражен в 17 в. универсализм в людях науки, поскольку тенденция к строгой специализации еще не выявилось в ту пору так отчетливо, как в последующие времена. Общий подъем экономики в передовых странах Европы, расцвет мануфактуры, торговли создали почву для прогресса точных и естественных наук. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей, расширению и углублению представлений о природе и вселенной. В это время как для ученых эпохи Возрождения установление закономерностей и явлений основывалось на опытном наблюдении единичного, индивидуального. Мыслители 17 века исходили в своих научных теориях их целостных систем и взглядов на мир.

    Вообще нужно отметить, что в 17 веке вся наука в целом была далека от цеховой замкнутости, от абстрактного стремления к чистому знанию; сами исследователи подчеркивали ее связь с практическими потребностями своего времени.

    Естественно, не меньшее значение новые данные науки имели для формирования мировоззрения людей того времени. Эволюция философии в том столетии свидетельствует об отходе от стихийно-поэтических представлений эпохи Ренессанса к законченным системам, к четким построениям, пытающимся дать строгое обоснование новым взглядам на мир, на человеческое общество, на законы мышления.

    17 век предстает перед нами как эпоха великих мыслителей, являющая собой чрезвычайно сложную картину и идеалистических идей. Главные вехи на пути, начало которому было положено философией Бэкона, своим ярко образным отношением к миру еще связанной с ренессансом, – это рационализм Декарта и система Спинозы, провозгласившего природу причиной самой себя. Завершает эпоху два мыслителя: Лейбниц с его динамической теорией мироздания, состоящего, согласно его учению, уже не из пассивных атомов, а из бесчисленного множества деятельных субстанций. Монад, и Локк – сенсуализм, которого закладывает фундамент для материалистических воззрений и свободомыслия3.

    Нидерланды входили в состав Бургундского государства, а после его распада в 1477 году в результате династической унии перешли под власть Габсбургов. С 1516 года Нидерланды стали составной частью империи Карла V Габсбурга. После отречения Карла V Нидерланды вошли в состав владений Филиппа II Испанского. На территории Нидерландов был создан разветвленный чиновничий аппарат. С помощью него Филипп II и его предшественник стремились установить абсолютистские порядки. Однако этот аппарат не смог еще целиком подчинить себе исторически сложившиеся в стране сословно-представительские учреждения и местные органы самоуправления. Только собиравшиеся по указанию наместницы Генеральные штаты, где главную роль играли феодальная аристократия, высшее духовенство, городской патрициат и богатое купечество, могли давать распоряжения о сборе налогов и утверждать важнейшие законы. Так же не только вся страна в целом, но и каждая провинция и город обладали особыми вольностями и привилегиями, которые они ревностно старались охранять от воздействия произвола королевских чиновников.

    Северные провинции экономически тяготели к главным портам Голландии и Зеландии – Амстердаму, Мидделбюрху и другим. Голландия и Зеландия располагали крупными и хорошо оснащенным морским флотом, так же здесь было развито судостроение и смежные с ним отрасли производства.

    Сохранились многие феодальные пережитки, которые затрудняли развитие капиталистических отношений. Многие мелкие ремесленники и крестьяне разорялись под тяжестью налогов, притяжений скупщиков. Улицы заполнили толпы бродяг. В мануфактурах и домашних мастерских царила беспощадная эксплуатация. Развитие капитализма сочетавшееся с сохранения феодального и иноземного гнета приносило народным массам неисчислимые бедствия народ волновался и видел главную причину своих несчастий в засилье испанцев, католической церкви и дворянах. Недовольство так же зрело и среди буржуазии, дальнейшее развитие которой становилось невозможным в существовавших политических условиях.

    Перерастание революционной ситуации было предопределено реакционной политикой правительства Филиппа II. Этой политикой Филипп II нанес большой урон по экономике Нидерландов. Была прекращена торговля с испанскими колониями и с Англией из-за враждебных отношений ее с Испанией; свирепствовали инквизиции, устраивались массовые казни против еретиков. Но несмотря на все это особенно в промышленных городах и деревнях Фландрии, Брабанта, Голландии и других провинциях стал широко распространяться кальвинизм, который давал религиозные обоснование притязаниям буржуазии на руководящее положение в обществе. Все эти причины и ухудшение революционной ситуации в обществе привело в 1566 году к революции в результате которой Нидерланды были поделены на две части. Южные провинции не смогли противостоять Александру Фарнезе – испанскому наместнику, в отличие от северных. В отличие от южных провинций на севере Нидерландов Утрехтская уния, которая давала право Генеральным штатам устанавливать налоги, заключать междугородние договора, принимать важные законы, заложила основы республики. Военными действиями и текущими делами ведал Государственный совет. Высшая исполнительная власть и верховное командование войсками осуществлялись правителями – статхаудерами. И в 1609 году Соединенные провинции подписали с Испанией перемирие.

    В Южных провинциях Испания обеспечила торжество реакции и поражение революции. Долгие годы войны и мародерство расстроили экономику этой территории. Владельцы мануфактур уехали в северные провинции, где положение было более благополучным. А на юге укрепились реакционные и консервативные прослойки бюргерства и купечества в городах, а в деревнях восстановили свое господствующее положение дворяне, связанные своими интересами с католицизмом и Испанией. Также к этому добавилось и то, что народные массы, пройдя через грабежи, насилия, со стороны наемников, репрессии со стороны дворянских мятежников и оранжистов разуверились в самой идеи освободительной войны.

    Таким образом провинции южные остались под юрисдикцией Испании. Была восстановлена власть наместника, который полностью зависел от испанского короля. Было восстановлено католичество в своих правах.

    Контрреформация, в странах, где победила католическая церковь пошла по непредвиденным путям развития. «Крестовый поход» предпринятый Ватиканом, дабы провести внутренние преобразования и противостоять распространению протестантизма, проявился в самых разных формах от возрождения инквизиции до проведения некоторых практических реформ и обращение к мистическим сочинениям святого Хуана де ла Крус и святой Терезы Авильской. Контрреформацию в первую очередь поддержали иезуиты – римско-католический орден, заявивший в себе воинствующей верностью папе и привлекший в свои ряды значительное количество людей волевых и интеллектуально искушенных. Иезуиты возложили на себя ответственность за воспитание молодежи и стали прославленными наставниками на всем континенте. Образовательная стратегия атеистов опиралась не только на преподавание католического вероучения и богословия, в нее входили полная гуманистическая программа Возрождения: латинская и греческая словесность, риторика, логика, метафизика, этика, естественные науки и математика, музыка и даже «дворянские» искусства сценической игры и фехтования. Все это служило развитию ученого «воина Христова», морально устойчивого, широко образованного, критически мыслящего христианина, который может превзойти умом еретиков-протестантов.

    Католическая церковь, усиливая борьбу за удержание своего влияния уповала на такое испытанное средство, как искусство. Культовые сооружения, порождающие воображение на земле, как нельзя лучше воздействовали на внутренний мир человека. Наиболее полно интересам католической церкви отвечала художественная логика барокко и гениальный представитель, житель Фландрии П.П. Рубенс.

    Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей – вот главные виды работ фламандских живописцев 17 века. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты – основные жанры искусства Фландрии 17 века. И во всех этих жанрах искусства работал Петер Пауль Рубенс. Он был широко известен еще при жизни. Его имя стоит в одном ряду с именами величайших художников мира – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Веласкеса.

     «Король живописцев – живописец королей» – такая метафора родилась в суждениях современников в Рубенсе и закрепилась за ним в последующие времена4. Все европейские дворы считали за честь принять его у себя.

    Величайший художник, наставник молодых талантов, человек огромной эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч картин и бесчисленное количество рисунков.

    Апеллес нашего века5 – эти слова были в устах современников чем-то вроде неотъемлемого титула Рубенса. Сравнивая его с великим придворным живописцем Александра Веласкеса. «Слава Апеллеса продолжала жить в памяти любителей искусства и критиков долго после того, как его произведения исчезли, став «добычей времени» – пишет Гомбрих и продолжает: – Плиний Старший прославил его как Мастера, который превзошел всех живописцев, кто ему предшествовал, и всех кто за ним следовал, и последующие готовы признать справедливость этого вердикта6. Рассказ Плиния о жизни и произведениях Апеллеса помог установить идеал искусства, объединяющий высшее мастерство в подражании природе с воплощением исключительной чувственной красоты. Традицию Апеллеса продолжил не только Ренессанс; она, как отмечает Гомбрих, дошла до европейского круга культур – до Индии, Китая, и Японии, поскольку нормы изображения видимого мира, которые открывал Апеллес, объективны7.

    Известен рассказ Плиния Старшего о состязании Апеллеса с Протогенесом: кто напишет «более невидимую линию». Э. Гомбрих тонким анализом текста Плиния доказал, что речь на самом деле идет о состязании в умении построить перспективу. Апеллес, не застав дома Протогенеса, оставил как свой знак черную линию на доске. Протогенес, вернувшись, рядом с ней провел коричневую и ушел. Когда Апеллес вернулся, он перекрыл соединение черной и коричневой линии тонкой белой. Перспектива была построена. Протогенесу нечего было делать8. Но живопись обязана Апеллесу не только перспективой. Он создал многие другие, визуальные идеалы, которые применяются всеми живописцами, к какому бы направлению они не принадлежали. Двуединый идеал Апеллеса все равно оставался точкой отсчета, мерой эстетического суждения. Дело историков искусства судить, в каких конкретно живописных течениях претворился двуединый идеал Апеллеса – в данном случае это могло быть искусство Рубенса, в другом – Мунка, в третьем Пикассо. Именно с таким Апеллесом сравнивали современники Рубенса, считая, что он достоин такой почести.

    Многие поколения потомков видели в колористическом богатстве и блистательной свободе его живописи неповторимый образец этого искусства, некое воплощение его возможностей, уже в 17 веке Роже де Пиль превратил анализ творчества Рубенса в теорию живописного выражения вообще10. Но, пожалуй, еще более ценили его умение выразить высокую мысль в полнокровных образах, изобразить любой сюжет, как дар драматического повествования, многообразия тематики делает Рубенса «Гомером живописи», как с восхищением назвал его Делакруа11.

    Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году 28 июня, в городе Зигене в Германии, куда во время гражданской войны в Нидерландах эмигрировал его отец с семьей. Его отца звали Ян Рубенс. Ян Рубенс был юристом, игравшим некоторую роль в общественной жизни страны. Отец учился в г. Лувене, потом в Падуе и Риме. В 21 год он получил степень доктора гражданского и канонического права в Римском колледже дела Сапиенца. Вернувшись домой, в родной город он был назначен городским советником. В течение нескольких лет он исполнял эти важные обязанности. Вскоре он женился на Марии Пейпелинкс, дочери антверпенского купца. Ян Рубенс сочувствовал протестантизму и когда в Южные Нидерланды приехал испанский герцог Альба ему пришлось эмигрировать. При вступлении в должность герцог Альба тут же стал чинить кровавые расправы с протестантами. После того как были заключены в тюрьму его друзья и к Рубенсу домой прошло извещение, которое гласило «Принимая во внимание что, Вы, Якоб Махаркейзус, были признаны виновным в ереси и укрывательстве еретиков и ввиду этого принуждены к прибиванию на каторге до тех пор, пока не наступит смерть»13. Они решили немедленно эмигрировать в Германию.

    Живя в Зигене, Мария Пейпелинкс имея уже четверых детей родила еще двоих: 24 апреля 1574 года Филиппа и 28 июля 1577 года – шестого ребенка Питера Пауля. Петер Паувела – принятая по-русски форма имени «Пауль» заимствована с немецкого языка, также как и фамилия «Рубенс», которая по фламандски произносится «Рюбенс», а на антверпенском диалекте «Рюббенс»15.

    После смерти отца Мария Пейпелинкс вместе с детьми возвращается в Антверпен.

    Мать была не из породы слабодушных. Она не привыкла унывать. Она очень любила покойного мужа. Своими счастливыми воспоминаниями о детстве он обязан своей матери: «Сверх природы женской мудрая, едва ли не сверх природы материнской вас (своих детей) любившая16 – скажет о ней впоследствии Ян ван ден Ваувер, друг Филиппа и Питера Пауля.

    Образованность отца и мудрость матери сыграли огромную роль в воспитании Рубенса. Будущие его успехи в искусстве, в науках, в знании языков, в дипломатии – во многом состоялись благодаря заботам матери. Она вернувшись в Антверпен и приняв католичество, определила его в латинскую школу Ромбоутса Вердонка. Школа находилась рядом с кладбищем при соборе Богоматери. Учитель Ромбоутс Вердонкс знаток греческого и латинского языков. Он очень любил детей. У него Питер Пауль вместе с батом Филиппом проучился до 1590 года. В августе 1590 года сестра Бландита выходит замуж и Марии Пейпелинкс приходится сделать героическое усилие, чтобы обеспечить ей приданное. Но выплачивать его приходится по частям. Филиппа она отправляет в университет, в Лувен так как мать хочет чтобы он стал адвокатом, как его отец. Теперь надо было думать о Питере Пауле. Хотя для самого Питера вопрос решен. Он хочет стать художником. Странное решение для тринадцатилетнего мальчика. В семье никогда не было художников. Надо полагать, что Мария Пейпелинкс, которая имела честолюбивые планы насчет будущности своих детей, не слишком обрадовалась. Она созвала семейный совет, но противиться нечему. Если мальчик будет учиться ремеслу живописца, то ей будет легче. Ему подыскивают учителя, который бы согласился взять его к себе в мастерскую. Этим учителем был Тобиас Верхахт. Питер Пауль перебирается к нему в дом. Он преобщается к благородному искусству живописи. Это означает, что его учат вытирать кисти, смешивать краски, и прибирать мастерскую. Кроме того он смотрит как работает его учитель и пытается ему подражать. Тобиасу Верхахту около 30 лет; он художник не слишком даровитый. Он пишет пейзажи, многочисленные вавилонские башни и библейские сцены, не вкладывая в них чрезмерного вдохновения.

    По истечении двух лет Питер Пауль переходит в мастерскую Адама ван Ноорта. Неизвестно, что побудило Питера Пауля сменить учителя, но ван Ноорт был старше Тобиаса Верхахта. Но ван Ноорт среди своих собратьев пользуется большим уважением, чем Верхахт. Он пишет композиции с фигурами – может быть, именно этим объясняется решение Рубенса, так как Верхахт по преимуществу был пейзажистом. Ван Ноорт по сведениям современников был действительно оригинальным художником. Но он был также своенравный человек, обходившийся со своими учениками очень грубо. Рубенс провел у него четыре года и по словам биографов, его беспорядочный образ жизни оттолкнул Рубенса, и он пришел в мастерскую к Вениусу. Для молодого художника большая честь быть принятым в мастерскую самого известного в Антверпене художника. Отто Вениусу – 38 лет. У него манеры знатного вельможи. Дворянин по происхождению он обладает обонянием просвещенного любителя. Он пописывает латинские стихи, он служил пажом при епископе Эрнсте Баварском, а потом стал «инженером государственных войск» при дворе герцога Фарнезе. Он пишет картины на исторические и религиозные темы, а также портреты. Как и большинство его друзей-художников, он пылкий сторонник нового итальянского стиля, который настолько смущает покой нидерландских художников, что они начинают утрачивать достоинства, издавна присущие их живописи.

    Отто Вениус не проявляет дурного вкуса, однако он не превосходит уровня бесстрастной правильности. В его композициях всегда больше умения, чем души, а по колориту недостает выразительности.

    Отто Веннус – культурный человек, сведущий в различных вопросах. Он красноречив, но о чем бы он ни рассказывал, какими-то неведомыми путями его разговор всегда сворачивает на его любимую тему – Италия, потому, что этот северянин пять лет прожил по ту сторону Альп8.

    Италия навеки ослепила его. В Риме он учился у Федериго Цуккаро, известного художника. Которому выпала честь завершить одно из творений Микеланджело, расписать купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции и работать в Эскуриале по заказу Филиппа II. Отто Вениусу приписывают почти всю честь превосходного воспитания Питера Пауля. Действительно именно Вениус довел Рубенса до мастерства и расстался с ним лишь тогда, когда он достиг «если не зрелости лет, то зрелости таланта»17. По свидетельству фромантена ван Ноорт предстал перед Рубенсом, как натура исключительная, непокорная, как единственный из живописцев, оставшийся фламандцем в то время, когда фламандцев по духу во Фландрии уже не осталось18. Нет ничего более противоположного, чем контракт представленный ван Ноортом и Вениусом, этими двумя столь различными по оказываемому ими влиянию индивидуальностями. Но тем не менее противоположность их характеров вполне отвечали тем контрастам, которые сочетались в сложной натуре ученика, столь же осторожной, сколько и дерзновенной. В отдельности они представляли собой противоречивые, непоследовательные элементы его характера, вместе они как бы воспроизводили самого Рубенса, со всей совокупностью заложенных в нем возможностей с его гармонией, равновесием и единством. Но именно любовь к фламандской культуре он почерпнул у ван Ноорта. Именно у ван Ноорта он научился писать душой, полагаться на свое восприятие, на свои чуства.

По своим вкусам, влечениям и привычкам ван Ноорт был простолюдином. Он был груб и как передают, любил выпить, говорил очень громко, дерзко, но откровенно, прямо и бесцеремонно – словом, у него было все кроме веселости. Чуждый как свету, так и академиям и одинаково к ним не приспособленный, он был настоящим художником по силе творческого воображения, верности глаза и руки, быстроте, сообразительности и несокрушимой самоуверенности.

Большое значение для формирования живописного мастерства Рубенса имело непосредственное изучение искусства итальянского Возрождения и современного ему итальянского искус



2019-08-14 190 Обсуждений (0)
Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)