Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование визуальной экологической культуры в     художественных и архитектурных учебных заведениях



2019-08-15 572 Обсуждений (0)
Формирование визуальной экологической культуры в     художественных и архитектурных учебных заведениях 0.00 из 5.00 0 оценок




                                                  Zorin SS

       The formation of Visual environmental culture in artistic and

                         architectural educational institutions

                       

                                             

                                                    Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования визуальной экологической культуры в художественных и архитектурных заведениях. На основе проведённого анализа делается вывод о том, что человечеству необходимо восстановить природный баланс визуальной среды, разработать экологические принципы построения визуальной экологической чистой социальной среды.

                                                   Abstract

This article discusses the problems of Visual environmental culture in architectural and artistic institutions. On the basis of the conducted analysis concludes that humanity needs to restore the natural balance of Visual Wednesday, develop environmental principles of Visual social ecological Wednesday.

Ключевые слова: визуальная экология, художественное обучение, городская среда, визуальное восприятие, комфорт, здоровье.

Keywords: Visual environment, artistic education, City Wednesday, visual perception, comfort and health.

Визуальная экология должна занять соответствующее место в образовательном процессе. Предмет по визуальной экологии должен преподаваться в архитектурных, художественных вузах и в школах искусств. Масштабных результатов в улучшении визуальной среды можно будет достичь только при системном и комплексном подходе совместных усилиях архитекторов, дизайнеров, художников, экологов, психологов, физиологов, врачей.

Прежде всего необходимо провести анализ и составить паспорта экологической чистоты визуальной художественно-эстетической среды городов. Такие паспорта могут дать представление о характере загрязнения и позволят разработать методы и средства по изменению ситуации к лучшему. Для создания паспортов необходимо разработать методы и средства по созданию и оценке визуальной художественно-эстетической экологически чистой среды.

Проблема визуальной экологии стала особенно актуальной за последние годы в связи с всеобщей урбанизацией, уход человека от естественной визуальной среды. Этому в значительной мере способствовало применение новых материалов в градостроительной практике. В итоге во многих городах резко изменена визуальная среда: господствует однообразный цвет, преобладают прямые линии и углы, городские строения в основном статичны и имеют огромное количество больших плоскостей. Особую неприятность доставляют человеку "гомогенные" и "агрессивные" поля. В первом случае это голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, переходы и асфальтовое покрытие, а во втором — преобладание одинаковых элементов, к примеру, ряды окон на плоских стенах высоких домов [10 ].

В наши дни глобальные проблемы экологии развиваются и приобретают все большую глубину, задействуя в том числе сферы психологии восприятия архитектуры и дизайна. Для многих стран сегодня проблема экологии человека приобрела экономическую и социальную значимость. В настоящее время она является областью особого внимания ученых и общественности. Такие экологические проблемы как плохой воздух, загрязненная вода, повышенный шум и радиация, а также не менее важный экологический фактор – постоянная видимая среда и ее состояние. Данные науки свидетельствуют о том, что постоянная визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его орган зрения, то есть действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека. Новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды называют визуальной экологией. Это приоритетное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников [ 4].

Визуальная экология базируется на законах зрительного восприятия. Глубокие внутренние связи объединяют визуальную экологию с искусствоведческой теорией, рассматривающей изобразительный язык как некую систему эстетических предпочтений, основанную на интуитивном отборе. При этом есть основание полагать, что значение визуальной экологии позволяет искусствоведам ускорить данный отбор. Теоретические положения визуальной экологии создают определенные предпосылки для выработки рекомендаций для творческой практики, которые позволят малоискушенному автору избежать формообразующего кризиса и деградации среды обитания. Кроме того, это внесет ценный вклад в развитие теории гармоничного формообразования, а также создаст почву для новых форм структурного мышления. Данные экологии визуальной среды могут оказать важное влияние на понимание задач проектной культуры. Что же делать в создавшейся обстановке? Прежде всего о проблеме визуальной экологии должны знать специалисты по экологии, архитекторы, художники, врачи, физиологи, психологи, а также законодательные и исполнительные органы государства. Визуальная экология должна стать феноменом массового сознания [ 5 ].        

     Человеческое общество всё чаще сталкивается с проблемами, которые образовались в результате нарушения взаимодействия в системе «человек - окружающая природная среда». Еще до развития промышленности, до научно-технической революции человек жил в гармонии с природой. И как только он понял, что от природы можно извлекать колоссальную выгоду, не отдавая ничего взамен, человек начал использовать все ресурсы, все источники, которые могут приносить пользу. Неразумное использование всего этого и приводит к экологическим проблемам нашей планеты. Для многих стран сегодня проблема экологии человека приобрела художественно-эстетическую, экономическую и социальную значимость.

Проблема визуальной экологии очень широка и начинать решать её необходимо на стыке многих факторов: экологических, психологических, художественно-эстетических, экономических, социальных. К решению должны быть привлечены специалисты различных областей: архитекторы, дизайнеры, художники, ландшафтные архитекторы, психологи, врачи, социологи, экономисты.

Следует отметить многообразие публикаций о визуальной экологии, которое демонстрируют современные исследовательские центры. Национальный швейцарский исследовательский центр визуальной критики Eikones под руководством философа и теоретика искусства Готфрида Бёма разрабатывает тему власти и значения образа в ситуации иконического поворота [Boehm 2007]. Чикагский литературовед Уильям Митчелл развивает междисциплинарнный проект теории образа, фокусируясь преимущественно на социально-политических аспектах восприятия образных объектов [Mitchell 2005]. Институт искусств и медиа Потсдамского университета под руководством медиафилософа Дитера Мерша [Mersch 2002; Mersch 2006] занимается проблематикой визуального образа в контексте прояснения границ видимого и невидимого. «Центр исследований семиотики культуры и медиа» (Сан-Паулу, Бразилия) и его руководитель профессор Норвал Байтелло-мл. [Baitello Jr. 2005] рассматривают проблему образов-антропо- фагов, характерную для масс-медийного общества потребления. Тема взгляда и воображения не сходит с повестки дня в междисциплинарном центре исторической антропологии, руководимом профессором Кристофом Вульфом [Wulf 2013] из Свободного университета Берлина. Ситуации господства визуального образа и выработка методов рефлексии медиакультуры являются постоянным предметом дискуссий и научных презентаций на регулярно функционирующем семинаре «Визуальные практики» Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.

Связь визуальности и пространственности является не только одним из основных мотивов «иконического поворота», но и темой многих теорий пространства и города, исходящих из идеи структурной связи городского пространства с повседневными перцептивными практиками [Lefebvre 1991; Lynch 1960; Soja 1989; Harvey 1996; Castells 2001; Verlen 1993]. Городская архитектура и визуальные образы города рассматриваются в контексте визуальной экологии не только как пространственная диспозиция или семиотическая поверхность, но и как целостный медиакомплекс, состоящий из открытых гетерогенных элементов, обитание в которых требует от современного человека иных по сравнению с традиционными навыков и компетенций [ 4 ].

Проблемой визуальной экологии города в рамках визуальной экологии занимался В.А.Филин. Московский центр "Видеоэкология". Теоретической основой визуальной экологии является концепция об "автоматии саккад", понятий агрессивных и гомогенных полей и влияние их на психику человека [10].

Проблему восприятия визуальной среды затрагивал Кевин Линч в книгах «Образ города», где он поднимает вопрос гармоничного окружения городского жителя, его целостного окружения.

По данным Всемирной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Среди других факторов противоестественная видимая среда, окружающая нас со всех сторон, усиливает все негативные последствия.

Согласно данным последних медицинских исследований, более 80 процентов жителей больших мегаполисов страдают так называемым «синдромом большого города», также известным как «синдром хронической усталости». Его симптомы, к сожалению, известны многим из нас: прежде всего, это напряженность, повышенный уровень агрессии, раздражительности, а также постоянное ощущение тревоги. Среди научных объяснений возникновения этого синдрома можно встретить предположение о резкой смене распорядка жизни человека. Так, в течение многих веков существование людей было неразрывно связано с биоритмами природы - люди просыпались с первыми лучами солнца, и ложились спать на закате дня. Однако после того, как было изобретено электричество, изменился и сам световой день, и его распорядок. В качестве другой причины медики называли высокую концентрацию определенного количества горожан на одной, достаточно небольшой площади. Помимо этого люди подвержены постоянным информационным перегрузкам: обилие рекламы, знаков и просто мельтешащих вещей, привлекающих внимание; постоянное повторение одинаковых геометрических элементов (в основном квадратно-прямоугольной формы, не встречающейся в живой природе в чистом виде) начинает очень. быстро угнетать психику, шумовая загрязненность - тишина - это время где-то с 2 часов ночи и до рассвета [1].

Актуальность проблемы визуальной экологии еще и в том, что наука до сих пор не разработала нормативные документы по формированию экологически чистой визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города. В ходе их исследований было сделано много открытий для формирования гармоничного облика города в целом, а также отдельных его элементов. Человек воспринимает как наиболее комфортную среду - природную, отличающуюся максимальным разнообразием визуальных объектов для фиксации взора. Разнообразие, соразмерность и ритм природного формообразования обеспечивают необходимый материал для благоприятных визуальных ощущений. Непрерывно стараясь выделить наиболее характерное, беспрестанно сопоставляя и сравнивая, «автоматия саккад» и является тем тончайшим природным инструментом, который воспринимает природную гармонию. Наслаждаясь гармонией, глаз определяет для себя оптимальный режим пульсации, благодаря которому организм обретает способность к собственному ритмогенезу. Человек начинает испытывать ощущение визуального, эмоционального и эстетического удовлетворения. Из этого можно сделать вывод: человеку комфортно жить в гармонии с природой. А гармоничная архитектура - это хорошо воспринимаемая и положительно влияющая на человека архитектура, находящаяся в гармонии с природой и основанная на знании и учете законов природы. Разработка вопросов визуальной экологии является весьма актуальной. Именно она может быть теоретической базой, способной решить многие ключевые моменты в развитии архитектурной науки. Как всякая теоретическая разработка, это кропотливая работа, но именно она, кажущаяся далекой от нужд сегодняшнего дня, является единственно надежным путем к эффективным практическим рекомендациям [9].

Визуальная экология представляет собой новую область экологических знаний. Это - наука, исследующая и объясняющая природу механизмов зрения с позиций новейшей психофизиологической науки и дающая теоретические основы для разработки экологических принципов построения материальных объектов, которые бы отвечали бы «нормам зрения» -- комфортного визуального восприятия среды, окружающей человека Негативные воздействия неблагоприятной визуальной экологии (сочетающей бедность, монотонность, удручающее однообразие и - чрезмерную интенсивность слишком уж манящих рекламных образов, шоковый избыток визуальной информации) требуют самого пристального внимания и предотвращения как геометризации, обеднения визуальной среды, так и излишне перенасыщенной структуры визуального окружения. Исследования различных аспектов визуального окружения, определяющих качество жизни современного человека, делают настоятельным создание визуальной экологии.

Визуальная среда для городских жителей стала иной и в силу характера их труда. Люди работают в помещении, то есть в замкнутом пространстве: в цехах заводов и фабрик, в школах, институтах. В их интерьерах много новых материалов, отличных от природных: полированные стенки, пластик, линолеум, кафель, пленки, стекло, гофрированный алюминий, сетки, решетки, конструкции и т. п. Те же самые материалы формируют визуальную среду и в частных квартирах.

Человеку комфортно жить в гармонии с природой. А гармоничная архитектура – это хорошо воспринимаемая и положительно влияющая на человека архитектура, находящаяся в гармонии с природой и основанная на знании и учете законов природы. В качестве примера можно привести постройки великого американского архитектора Ф.Л.Райта – основателя органичного направления в архитектуре, а также в начале 20 века гуманистические принципы гармоничной архитектуры нашли свое отражение в творчестве испанского архитектора-новатора Антонио Гауди, построившего ряд подчеркнуто экспрессивных зданий, используя бетон главным образом для создания нетрадиционно-пластических форм, для имитации форм природы, подражая скалам, раковинам, деревьям [9].

К созданию противоестественной визуальной среды привели следующие причины: революционные подходы в решении градостроительных вопросов, ошибочные эстетические позиции специалистов, взгляды которых базировались на индустриальных методах и борьбе с излишествами, быстрый рост городов, когда практически не хватало творческого потенциала архитекторов, быстрый рост строительной индустрии с ее автоматизированными линиями по производству одинаковых строительных материалов, отторжение человека от естественной природы и, наконец, отставание науки в развитии визуальной среды. В первую очередь, должны быть сохранены те природные и архитектурные объекты, которые находятся в черте города и отвечают требованиям экологичности визуальной среды, приняты меры по их восстановлению, если это необходимо (парки, скверы, водоёмы, исторически ценные архитектурные сооружения). Визуальная среда практически каждого города, а особенно спальных районов, нуждается в насыщении декоративными элементами, приятных глазу и успокаивающе действуя на психику человека. Разнообразие цветовой гаммы города, создание замкнутых визуальных пространств, создание гармоничных связей архитектурных форм с ландшафтом, а в последствии создание гармоничных архитектурных сооружений [6].

Все эти условия помогут преобразовать внешний облик города и как следствие поспособствуют психологическому здоровью граждан.

Визуальная экология представляет собой новую область экологических знаний. Это – наука, исследующая и объясняющая природу механизмов зрения с позиций новейшей психофизиологической науки и дающая теоретические основы для разработки экологических принципов построения материальных объектов, которые бы отвечали бы "нормам зрения" – комфортного визуального восприятия среды, окружающей человека. Проектная культура не может обойтись без визуальной экологии, фактически составляющей физиолого-эргономическое обоснование эстетики. Поэтому изучение принципов визуальной экологии необходимо любому дизайнеру, архитектору, художнику-монументалисту для успешного решения вопросов гармонизации предметно-пространственной среды [ 5 ].

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственно преобразованную человеком "вторую природу", искусственную среду, созданную человеком (третью природу), социальную среду. Искусственная среда созданная человеком включает в себя среду вещей, в которой живет человек, в том числе и архитектурную среду.

  Каждый день, живя в городе, прогуливаясь, работая, обучаясь человек удовлетворяет широчайший круг потребностей. В системе потребностей человека (биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых, экономических) можно выделить потребности связанные с экологией восприятия среды обитания. Среди них - комфорт природной среды, экологически комфортное жилище, этническая природная архитектурная среда, запечатленная с детства, обеспеченность источниками информации (произведениями искусства, привлекательными ландшафтами) и другие.

  Естественные или биологические потребности – это группа потребностей, обеспечивающая возможность физического существования человека в условиях комфортной среды, - это потребность в пространстве, хорошем воздухе, воде и т.д., наличие подходящей, привычной для человека среды. Экологизация биологических потребностей связана с необходимостью создания экологичной, чистой городской среды и поддержание хорошего состояния естественной и искусственной (второй ) природы в городе. Но в современных больших городах вряд ли можно говорить о наличии достаточного объема и качества нужной каждому человеку среды. Он не обеспечивает не только визуального простора (взгляд упирается в фасады близко расположенных высоких зданий), но и обычной природной среды , которая вытеснена зданиями и асфальтом.

Этнические и психологические потребности – это осознание этнической самостоятельности, наличие пейзажа "родной природы", наличие этнической памяти "второй" и "третьей" природы – архитектуры, культурных ландшафтов, парков, садов и строительство зданий и сооружений с национальной архитектурой, запечатленной в сознании. Экологичность этнических потребностей – это повышение качества жизни отдельных этносов городе и в то же время – улучшение образа города, его красоты и гармонии как сочетания разнообразных деталей. Чем больше в городе разнообразных особенностей этнических сред и архитектур – тем больше "очаровательного разнообразия".

Человек сформировался в условиях природных воздействий на органы чувств (сенсорных воздействий). Для его среды обитания было характерно зрительное воздействие красивых природных пейзажей (лесов, холмов, трав, облаков, морей и рек, различных оригинально окрашенных животных и др.

Человек живет в мире цвета, в мире звука, в мире запахов, электромагнитных колебаний. Мир цвета биологически активен: по биологической активности цвета располагаются в том же порядке, что и в спектре. Наиболее сильна активность в красной части (возбуждает), наименее в голубой (успокаивает).

  Издавна человек стремился окружать себя красивыми предметами, располагать свое жилище в красивых местах и при возможности всячески украшал его. На уровне инстинкта люди чувствовали положительное влияние этих воздействий - недаром сейчас суррогаты природных воздействий (фотографии пейзажей) используются в лечебно-оздоровительных кабинетах.

   Постепенно складывались какие-то стандарты положительных сенсорных воздействий: выразительные здания и культовые сооружения, одежда со множеством украшений, украшенные орудия труда и битвы, домашняя утварь и т.д.

  Урбанизация, индустриализация городов вызвали определенную "производственную эйфорию", новую "эстетику дымовых труб", небоскребов, огней от сварки, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов, господство серого цвета и т.д. Многое из этой новой "эстетики индустриального общества" уже отвергнуто, новые художники уже не рисуют заводские пейзажи с дымом из труб и огнями сварки и т.д. [8]

   Но все же, можно уверенно констатировать, что в результате индустриализации и стихийной урбанизации окружающая человека визуальная среда постепенно стала "агрессивной" для органов чувств, эволюционно приспособленных за многие миллионы лет к естественной природной среде. По существу, человек сравнительно недавно оказался в городской среде. Естественно, за это время основные механизмы зрительного восприятия не смогли приспособиться к измененной визуальной среде. Это не прошло бесследно: известно, что люди, живущие в стандартных серых кварталах шумных и загрязненных городов более склонны к агрессивным действиям – хулиганству, преступлениям.

   Интерес к изучению влияния сенсорных воздействий на человека возрос в последние десятилетия в связи с ростом интереса к экологии человека. В разных странах стали изучать влияние внешних воздействий на соответствующие органы чувств (зрение, обоняние, слух) и выявлять благоприятные воздействия. На первом месте по степени влияния на состояние человека, вероятно, находится видимая им окружающая среда.

   Житель современного города больше всего видит плоские поверхности – фасады зданий, площади, улицы и прямые углы – пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются очень редко.

  В окраске городских зданий и сооружений преобладает монотонный серый цвет бетона и асфальта, в природе же – более благоприятный для глаз зеленый цвет и другие разные цвета (особенно в регионах с теплым климатом). В городе много монотонно повторяющихся однотипных деталей на фасадах зданий, что связанно главным образом с индустриальным изготовлением типовых изделий – окон, панелей, балконов и др. Особенностью же природных образований является колоссальное разнообразие деталей, например, нет абсолютно одинаковых листьев, кустов и др. [7].

Область знаний, рассматривающая взаимодействие человека с видимой средой и изучающая аспекты визуального восприятия окружающей среды Филин В.А. назвал видеоэкологией. Это приоритетное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников. Он впервые провел исследования в этой области и получил интересные данные, которые позволили на научной основе объяснить ранее наблюдавшиеся явления негативного восприятия зданий из монотонных плоских однотипных поверхностей и позитивного восприятия зданий с многочисленными и отличающимися друг от друга деталями и украшениями [9].

   Вопросы положительного и отрицательного восприятия визуальных полей человеком в городе в целом не столь однозначны. Большую роль в позитивности или, напротив, негативности визуального восприятия зданий и сооружений играют также индивидуальные особенности людей, их воспитания. Так, например, известно, что многим архитекторам (и, конечно, обычным людям, далеким от архитектуры) нравятся небоскребы Нью-Йорка и другие высокие здания, огромные площади, очень широкие проспекты с потоками автомобилей, и прочее. Может быть, это – следствие неэкологичности предшествующего воспитания, отсутствия небольших экологических знаний. Но возможно, это – одно из проявлений разнообразия.

"Агрессивность" для человека современных антропогенных воздействий вызвана их принципиальным отличием от природных воздействий, которые действовали сотни тысяч лет в период становления человека. Как отмечал профессор Реймерс Н.Ф., человек исторически более приспособлен к жизни в сельской местности, поэтому городская среда вызывает в нем стресс.

Возможно механизм "агрессивности" современной городской среды таков: в мозгу человека под воздействием многовековой естественной среды и условий жизни сложился личный опыт (личная среда), который определяет его структуру поведения и биопсихологическое состояние. Создался "имидж" окружающей среды, ее компонентов, места расселения, дома, улицы, соответствующий этому предыдущему опыту (подобные рассуждения есть у Р.Мейера). Новые необычные сенсорные воздействия не соответствуют предыдущему опыту и создают напряженность в психофизиологическом состоянии. Теперь современная "агрессивная" окружающая среда требует создания нового личного опыта, новой структуры поведения нового "имиджа" города. Но предыдущий опыт складывался в течение длительного исторического развития и не может быть быстро заменен другим. Нужно очень длительное время для такой замены (если организм человека выдержит такие воздействия).

      

 Зрительная система

 

Орган зрения имеет огромное значение в процессе восприятия окружающего мира. Зрительная система дает мозгу более 90 % сенсорной информации. В эволюционном плане орган зрения прошел путь от простейших световоспринимающих клеток до сложнейшего органа, способного двигаться, проводить и изменять световой поток, направлять его на специальные светочувствительные клетки, воспринимать черно-белое и цветное изображение, видеть предмет в объеме на различном расстоянии. Достигнув совершенства, орган зрения у человека улавливает картины внешнего мира, трансформирует световое раздражение в нервный импульс. Зрение – многозвеньевой процесс, начинающийся с проекции изображения на сетчатку уникального периферического оптического прибора – глаза. Затем происходят возбуждение фоторецепторов, передача и преобразование зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы, а заканчивается зрительное восприятие принятием высшими корковыми отделами этой системы решения о зрительном образе. Орган зрения располагается в глазнице, стенки которой выполняют защитную роль, и состоит из глаза и вспомогательных органов.

Глаз состоит из глазного яблока и зрительного нерва. Глазное яблоко располагается в специальном углублении черепа – глазнице. Оно имеет шарообразную форму, что облегчает его повороты для наведения на рассматриваемый объект. Глазное яблоко состоит из оболочек: белочной (фиброзной), сосудистой, сетчатой (сетчатки), и ядра глаза (водянистая влага, передней и задней камеры, хрусталик, стекловидное тело).

 

    К вспомогательным органам глаза относятся мышцы глазного яблока, фасции глазницы, веки, брови, слезный аппарат. К глазному яблоку прикрепляются шесть поперечно-полосатых мышц: четыре прямые - верхняя, нижняя, латеральная и медиальная, и две косые - верхняя и нижняя.

   На пути к светочувствительной оболочке глаза (сетчатке) лучи света проходят через несколько светопроводящих и светопреломляющих прозрачных сред – роговицу, водянистую влагу передней и задней камер, хрусталик, стекловидное тело. Затем пройдя через все слои сетчатой оболочки, лучи света отражаются от пигментного слоя и воспринимаются ее светочувствительными нервными клетками. На пути пучка света находится зрачек. Под влиянием мышц радужки зрачек то суживается, то расширяется. Светопреломляющие среды направляют пучок света на более чувствительное место сетчатки, место наилучшего видения - пятно с его центральной ямкой. Важная роль в этом принадлежит хрусталику, который с помощью ресничной мышцы может увеличивать или уменьшать свою кривизну при видении на близкое и дальнее расстояние (аккомодация). Эта способность хрусталика изменять свою кривизну обеспечивает направление пучка света всегда на центральную ямку сетчатки, которая находится на одной линии с наблюдательным предметом. Направление глазных яблок в сторону рассматриваемого объекта обеспечивается глазодвигательными мышцами, которые устанавливают зрительные оси правого и левого глаза параллельно при видении вдаль или сближают их (конвергенция) при рассматривании предмета на близком расстоянии.

  Попавший на сетчатку свет проникает в ее глубокие слои и вызывает там сложные фотохимические превращения зрительных пигментов. В результате в светочувствительных клетках (палочках и колбочках) возникает нервный импульс. Возбуждение фоторецепторов активирует первую нервную клетку сетчатки (биополярный нейрон). Возбуждение биополярных нейронов активирует ганглиозные клетки сетчатки, передающие свои импульсные сигналы в подкорковые зрительные центры. В процессах передачи и переработки информации в сетчатке участвуют также горизонтальные и амакриновые клетки. Все перечисленные нейроны сетчатки образуют нервный аппарат глаза.

Зрительный нерв выходит из полости глазницы через канал зрительного нерва в полость черепа и на нижней поверхности мозга образует зрительный перекрест. Перекрещиваются не все волокна зрительного нерва, а только те, которые следуют от медиальной, обращенной в сторону носа части сетчатки. Остальные зрительные волокна вместе с перекрещенными аксонами образуют зрительный тракт. Нервные волокна зрительного тракта проходят к четырем структурам мозга: ядрам верхних бугров четверохолмия (средний мозг), ядрам латерального коленчатого тела (таламус), супрахизмальным ядрам гипоталамуса и к глазодвигательным нервам. Высший анализ зрительных восприятий осуществляется на участке затылочной доли коры возле шпорной борозды. Из серого слоя верхнего холмика импульсы поступают в ядро глазодвигательного нерва и в добавочное ядро, откуда осуществляется иннервация глазодвигательных мышц, а также мышц, суживающих зрачок, и ресничные мышцы.



2019-08-15 572 Обсуждений (0)
Формирование визуальной экологической культуры в     художественных и архитектурных учебных заведениях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование визуальной экологической культуры в     художественных и архитектурных учебных заведениях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)