Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов.



2019-10-11 221 Обсуждений (0)
Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Все общественные конфликты, в том числе и этнические, возникают и развиваются в общем социальном пространстве, решая социально значимые задачи. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо проанализировать их структуру, выявить социальную логику их возникновения и развития. Например, Пьер Бурдье формирование и развитие конфликтов между классами и группами связывает с неравным распределением капитала - эко­номического, социального, культурного, престижного.

Политические, экономические; духовные и прочие конфликты есть столкновение социальных сил на соответствующих по­лях за удовлетворение, решение социальных проблем через соб­ственность. Любые процессы на социальных полях получают не только социальное отражение, но и основополагающую социальную базу[5].

Социальный фактор синтезирует все сферы и процессы в конфликтах. Этноконфликт в социальной сфере является конфликтом и по поводу экономической политики, обусловленной социальными факторами и потребностями. Например, экономические забастовки, стачки, экономические движения направлены на решение социальных задач, удовлетворение социальных интересов, улучшение жизни.

Социальный фактор включает важные аспекты экономики политики; степень благосостояния людей; социальный статус граж­данина и ощущение уверенности в будущем; общественную безопасность, уровень социальной дифференциации; гражданские права и возможность населения влиять на политику. Конфликты по данным проблемам могут разгораться и на полях экономики, политики и духовной жизни.

Этносоциальные конфликты, по существу предстают конфликтами между интересами. Чтобы разобраться в природе конфликтов, важно уяснить природу интересов и способы их осознания субъектами конфликтов. По Дорендорфу именно скрытые интересы, соединенные с требованиями, вытекающими из ролевых позиций и имеющие в качестве своей основы; материально значимые средства жизнедеятельности (территория, природные богатства, энергетические и природные ресурсы, сферы политического влияния или доминирования) делают конфликт, в том числе и этноконфликт, устойчивым противоборством. Процесс генезиса и созревания конфликта - это процесс кристаллизации латентных, скрытых интересов. Марксистская парадигма также придает важное значение осознанию этого обстоятельства для превращения «класса в себе» в «класс для себя»[6].

Россия превратилась в огромную лабораторию для изучения этносоциальной природы конфликтов. Главная линия противоборства в переходный период российского общества представлена тенденциями, выражающими основное интегральное, ведущее противоречие между двумя возможными типами рыночных отношений:

- традиционалистским и современным:

- буржуазно-рациональным и продуктивным.

Коррупция, криминальность и организованная преступность, культ силы, бандитизм, разбой и войны становятся постоянными спутниками в переходном периоде российского общества 90-х годов.

Утверждающиеся в России рынок и новый уклад жизни, связанный с многообразием собственности, породили и родственную им социальную структуру. В недрах этой структуры формируются и постоянно выходят на поверхность конфликты политическо­го, экономического, социального и этнического свойства. Наибо­лее, глубокие корни конфликтной ситуации прослеживаются преж­де всего через отношения растущего неравенства крупных соци­альных групп - средоточия полярных интересов; Интенсивное образование, нового класса собственников и предпринимателей, создавших свои практические организации консолидация на новой базе бывшей номенклатуре новых общественных элит способствуют возникновению глубочайшего социального противоречия между ними и народом, отчужденной приватизацией от собственности, а в ходе политической борьбы - от самой власти.

В центре конфликтов в России сегодня стоит вопрос об обузда­нии всевластия «иррационально-традиционалистских кругов, ком­прадорских групп» и связанных с ними криминальных сил. Глав­ный конфликт сегодня – противоборство основных социально-по­литических сил, олицетворяющих два противоположных типа ры­ночных отношений, соответствующие им формы демократии, цен­ности и нормы, образцы поведения.

Анализируя причины, сущность и эволюцию коллизий в этнополитическом пространстве России, о которых свиде­тельствуют происходящие конфликты, прежде всего нельзя не обратить внимание на необычайное разнообразие самого явления. Этнополитические конфликты при попытках сопо­ставить их друг с другом поражают своей пестротой и непо­хожестью.

Отмечая это свойство и обилие столь грозного материала для изучения, этнополитологи считают, что каждый кон­фликт по-своему уникален, но все же сопоставительный анализ возможен, целесообразен и продуктивен.

4. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги.

 

Природу этнополитических конфликтов и их динамику в современных условиях, учитывая комплексность и многоаспектность самого предмета, вряд ли возможно всесторонне проанализировать, используя инструментарий только од­ной науки. Их изучают представители многих отраслей на­учного знания - философы, этнологи, психологи, этнополитологи, экономисты и многие другие[7]. Сформулировано несколько теорий, объясняющих причины возникновения, эволюцию и динамику этнических (этнополитических) кон­фликтов.

Однако целостного, обстоятельного исследования пока не создано. Вместе с тем выявились два подхода.

Первый социологический, который явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняют­ся при опоре на анализ этнических параметров основных со­циальных группировок (стратов, социально-профессиональ­ных групп, возрастных категорий и др.). Исследуется; взаи­мосвязь и взаимовлияние социальной стратификации обще­ства и разделения труда с этническими характеристиками региона, испытывающего этнополитическую напряжен­ность.

Систематический мониторинг, конкретная статистика, регулярные опросы - все это говорит о том, что самостоя­тельная научная дисциплина "этносоциология" приобретает все более отчетливые очертания.

Второй - политологический, тоже занимающий важное место при исследовании причин этноконфликтогенного раз­вития и межэтнических коллизий. В рамках данного подхода первоочередное внимание уделяется трактовке роли нацио­нальных элит, прежде всего интеллектуальных и политичес­ких, в мобилизации этнических чувств, в процессе межэтни­ческой напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта.

В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, до­ступе к ресурсам. Примечательно, что возникшая в нача­ле 80-х годов в США наука этнополитология - новая и пока-пробивающая себе дорогу с определенными трудно­стями - обрела множество последователей в России и в других странах СНГ, особенно в ходе бурного этнополитического развития нашей страны за минувшее десятиле­тие.

Меры и средства достижения мира. Прежде всего, в любых региональных и социально-эко­номических условиях необходимо заблаговременно вырабо­тать модель политического поведения на случай межэтни­ческих коллизий. Это должен быть четкий и ясный доку­мент, привязывающий конкретные политические шаги к по­требностям данного региона и опирающийся на концепцию государственной национальной политики[8].

Многонациональность как явление, а обострение межэт­нических отношений тем более, требует от политических структур заранее подумать о том, как подготовить группу профессионалов-этнополитологов, обладающих банком дан­ных, электронной связью с центром, сопредельными регио­нами по географической горизонтали и вертикали.

Однако группа даже прекрасно подготовленных этнополитологов, предоставленная сама себе и не обладающая реальной политической, а тем более широкой общественной поддержкой, вряд ли сможет оказать ощутимое воздействие на развитие этнополитических процессов в регионе. Эта группа должна опираться на надежный и хорошо подготов­ленный актив авторитетных жителей региона, имеющих влияние на местное многонациональное население.

Властные структуры должны иметь надежную возмож­ность переключать потенциал средств массовой информа­ции практически целиком на нужды этнополитического ре­гулирования.

В период назревания, а тем более развертывания этнопо­литических столкновений нужна высокая степень готовнос­ти к исполнению специфических задач подразделений МЧС, а также специально подготовленных подразделений и силовых ведомств.


Выводы

В вопросах предупреждения этноконфликтов, главное - это опора на профилактическую работу, обеспечивающую включение указанного выше меха­низма выравнивания этнополитического пространства региона.

Разумеется, вышеперечисленные меры только форми­руют модель политического поведения, которая должна быть приспособлена к условиям соответствующего регио­на.

Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на террито­рии других государств СНГ. Она внесла свой вклад в смягче­ние конфликтов и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией, Арменией и Азербайджаном. Благодаря России бы­ло остановлено кровопролитие в Приднестровье. Она слу­жит сдерживающим фактором в гражданской войне в Тад­жикистане.

Интересны примеры предотвращения Россией перерас­тания межэтнической напряженности в конфликты в Рес­публике Саха (Якутия), Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане, Республике Марий- Эл, Чува­шии.

Если, вернуться к общим предпосылкам упреждения этнополитических столкновений, то необходимо отметить значительный потенциал оптимизации межнациональных отно­шений, которым обладает благоприятно структурированная партийно-политическая система в многонациональном госу­дарстве. Речь идет, прежде всего, о потенциальной миротвор­ческой роли политического центризма.

Ориентация на максимальное ослабление пагубного воз­действия социальных и. национальных катаклизмов на со­стояние общественных, в том числе межэтнических, отно­шений неизбежно вызывает потребность в центристских действиях, направленных на поиск объективно необходи­мых компромиссов в рамках проявившихся политических тенденций. К тому же центризм объективно имманентен са­мим межэтническим отношениям, осуществляющим их на­циональным элитам и группам.

Переходя к вопросу о технологии управления этнополитическими конфликтами, необходимо отметить следящее. Опыт выработки и реализации внешнеполитический кон­цепции СССР второй половины 80-х годов при всех недочетах и ошибках, порожденных ею, показал возможность со­здания алгоритма компромисса между партнерами, придер­живавшимися, казалось бы, противоположных взглядов и десятилетия рассматривавшими друг друга через прорезь прицела. В результате начинал работать механизм, способ­ствующий эволюции позиций партнеров опираясь на кото­рую удавалось свести на нет глобальный конфликт между сверхдержавами.

Этот опыт может быть использован для решения про­блем, связанных с этнополитическими конфликтами в Рос­сии. Он указывает на необходимость скорейшего формиро­вания добротной инфраструктуры, обслуживающей всю сферу этнополитических отношений в стране, то есть созда­ние системы, которая включала бы эффективную экспертную службу профессионалов-этнополитологов. Они будут владеть полноценной информацией об этой сфере в рамках соответствующего региона, могли бы дать квалифицирован­ные и достоверные экспертные оценки развивающихся в ре­гионах процессов, предложить оперативную и долговремен­ную прогностику и практические рекомендации соответствующим структурам.

Важную роль в интересах достижения и сохранения межнационального согласия, возрождения и укрепления единства многонациональной России призваны сыграть межрегиональные связи общественных организаций поли­тических партий, движений, союзов, которые могут и долж­ны стать проводниками народной дипломатии и образовы­вать пространство для посредничества в этнополитических конфликтах.


Список используемой литературы

1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001

2. Аствацатурова М.А. Проблемы этнических отношений на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, Пятигорск 2001

3. Бутенко В.П. Любить на век. Ставрополь 2004

4. Губенко О.В. Последняя битва. Ростов-на-Дону 2003

5. Замагильный С.И. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Волгоград 1998

6. Основы национальных и федеральных отношений. Москва РАГС 2001

7. Ткачев Г.А. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области. Владикавказ 1911 (переиздано Пятигорск 2003)

 


[1] Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Поволжская академия госслужбы 1998 стр. 172

[2] Ткачев Г.А. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области. Владикавказ 1911 (переиздано Пятигорск 2003)

[3] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001

[4] Губенко О.В. Последняя битва. Ростов-на-Дону 2003

[5] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001

[6] Бутенко В.П. Любить на век. Ставрополь 2004

[7] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001

[8] Основы национальных и федеральных отношений. Москва РАГС 2001



2019-10-11 221 Обсуждений (0)
Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)