Ялунина Алина Павловна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №9 г. Ртищево Саратовской области»,
тьютор ОС «Школа 2100».
Сценарий урока математики во 2 классе по теме «Умножение» (ОС «Школа 2100»)
Цель урока: создать условия для осознанного восприятия нового действия (умножения).
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть смысл умножения как суммы одинаковых слагаемых;
- познакомить со знаком умножения и записью действия;
- формировать умение решать текстовые задачи на умножение и деление.
Развивающие:
– развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), образное и логическое мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
- развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;
- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний, умение выполнять логические операции на основе моделирования.
Воспитательные:
– воспитываем аккуратность;
- приобщаем к познанию окружающего мира через воспитание бережного, трепетного отношения к природе.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для парной работы, модели чисел.
УМК «Математика», 2 класс (авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.) – урок 63 (часть 2, стр. 48-49).
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность уч-ся
| УУД
| Комментарии
|
I. Организационный момент.
| Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Все готово? Все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись,
И друг другу улыбнулись.
|
Приветствуют присутствующих, улыбаются друг другу.
| Эстетическое воспитание, воспитание готовности совершать позитивные поступки
| СЛАЙД 1 (фон)
|
II. Актуализация знаний.
| Индивидуальная работа: табличные случаи сложения.
- С хорошим настроением отправляемся в путь за знаниями …, … и … выполняют задания на доске и за конторкой, а …, … и … будут у них консультантами, оценят их работу.
Проверка домашнего задания: №2 стр. 46
- А мы пока проверим домашнее задание. Откройте тетради. Какое задание выполняли дома? Прочитайте выражение, значение которого равно 91 (68, 60, 38).
- Каким действием проверяли сложение? Каким действием проверяли вычитание? Почему?
Проверка индивидуальных заданий (отчет консультантов).
- Посмотрите на выражения, значение которых находили ребята. Что общего у всех выражений?
- Как называются числа при сложении?
|
На доске и на карточке примеры. Три ученика решают их, а сильные дети помогают им, консультируют.
Вычитанием. Сложением. Обратные.
Это суммы.
Слагаемые, сумма.
| Коммуникативные УУД (умение работать в паре, умение слушать и понимать других)
Регулятивные УУД (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей)
|
ТОУУ
|
III. Формулирование темы и задач урока.
| Фронтальная работа.
- Ребята, вместе с нами на уроке будут работать помощники. А вот и они…
- Узнаете, кто это?
- Ребята составили и записали такие выражения. Что общего у этих выражений? Какое вы можете предложить задание к данным выражениям.
- Сколько способов группировки вы нашли?
- Найдите значения выражений…
- Посмотрите на количество слагаемых…
- Обратите внимание на слагаемые…
Подготовка к восприятию: решение задач.
- Давайте теперь поможем Вове решить задачи Кати.
ü На окошке три кошки, у каждой кошки четыре ножки. Сколько ножек у трех кошек?
ü У окошка четыре кадушки, в каждой кадушке по три лягушки. Сколько лягушек в четырех кадушках?
Определение темы (объекта исследования) урока (предположение).
- Молодцы! Догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (открывается первое слово в теме на доске)
- Посмотрите на значок - «?». О чем он говорит?
- Хотите узнать?
- Что для этого нужно сделать? Давайте составим план наших действий.
1. Повторяем то, что знаем. (выполнено!)
2. Открываем новое.
3. Применяем новые знания.
|
Катя и Вова.
Это тоже суммы.
Найти их значения. Сгруппировать.
О суммах.(«Сложение»)
Мы узнаем что-то новое о сложении чисел.
| Познавательные УУД (умение обобщать и классифицировать по признакам, умение извлекать информацию из схем, рисунков).
Коммуникативные УУД (умение оформлять свои мысли в устной форме).
Регулятивные УУД (умение высказывать свое предположение, прогнозировать свою работу).
|
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3, 4, 5
Проверка по управляющим кнопкам (нажатие – слайд, для возврата – наведение на кнопку)
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
|
IV. Физминутка
| Физкультминутка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Выше плечики ребята,
Прыгаем, как лягушата:
Прыг-скок, прыг-скок,
Выдох, вдох – и на урок.
|
|
|
|
V. Сообщение нового знания.
| Наблюдения над суммами.
- Теперь отгадайте мою загадку:
Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я — И вот теперь я спелая.
- Составьте выражение к рисунку (1 и 2). Объясните.
- Сравните эти выражения. Что интересного заметили? Вспомните решения задач про кошек и лягушек.
- Какой можем сделать вывод? Какие бывают суммы?
Сообщение нового знания.
Много ягод я попробовала
И открою вам секрет:
Черной ягоды смородины
Ничего вкуснее нет!
Перетру ее я с сахаром,
В банки я налью компот,-
Буду кушать эту ягоду
С аппетитом круглый год.
- Черная смородина очень полезна, в ней много витаминов. У нас в классе 25 учеников. Я хотела бы угостить их и дать каждому по три ягодки. Сколько ягод у меня должно быть?
- Ой, как долго писать! Правда, ребята? По три 25 раз! А знаете, как это записать короче? Вот так!
- Кто может прочитать это выражение? Что значит «умножить»? Сложение одинаковых слагаемых можно заменить действием, которое называется ...
- Где мы сможем найти выход из нашего затруднения // где можем проверить?
- ... «умножение». (открывается последнее слово в теме на доске)
- А записывается это так: … или … . Читаем так: … (хоровое упражнение в чтении).
- Какими должны быть слагаемые, чтобы сложение можно было бы заменить умножением? Прочитайте в учебнике правило («!») и найдите подтверждение.
- Посмотрите на карточки по классу и найдите суммы, которые можно заменить умножением. Запишем их в тетрадь (столбиком).
|
Черная смородина.
Во втором выражении слагаемые одинаковые.
С одинаковыми слагаемыми (открываются два следующих слова в теме на доске - «…одинаковых слагаемых»).
(учитель пишет на доске)
В учебнике (стр. 48).
(«…умножение»)
( показывает на доске)
Работа по учебнику (стр.48).
(по классу - карточки с суммами)
Дети снимают и вешают на доску только суммы с одинаковыми слагаемыми.
|
Познавательные УУД (умение на основе анализа объектов делать выводы, умение ориентироваться в развороте учебника, извлекать информацию из текста).
Коммуникативные УУД (умение оформлять свои мысли в устной форме).
Воспитание готовности совершать позитивные поступки
|
Слайды 8, 9
Слайд 10
|
VI. Открытие нового знания.
| Открытие знания: что означает каждое число в произведении.
- Посмотрите на жёлтое поле на стр. 49: Петя составил и записал выражение к своему рисунку. Внимательно ли он слушал нас на уроке? Объясните.
- А Вова тоже составил к рисунку Пети свое выражение. Посмотрите. В чем ошибка Вовы? Как стоят солдатики у Пети? А как у Вовы? Значит, Вова не прав.
- Что в записи 3х4 означает число 3? Число 4?
- В выражении 6х2 число 6? Число 2? Проверьте свои выводы с помощью правила (стр. 48).
| Работа по учебнику («желтое поле» на стр.49)
Дети объясняют разницу.
| Познавательные УУД (умение на основе анализа объектов делать выводы, умение ориентироваться в развороте учебника, извлекать информацию из текста).
Коммуникативные УУД (умение оформлять свои мысли в устной форме).
|
Слайд 11
|
VII. Минутка релаксации.
| - С каким действием вы так хотели познакомиться? Теперь вы рады? Покажите как.
|
Апплодисменты
|
|
|
VIII. Первичное закрепление.
| _ Вспомните наш план урока. Какие этапы мы уже выполнили? Что теперь надо сделать?
- (по слайду) Как сложение одинаковых слагаемых заменить умножением? Какое число пишем первым? А потом?
- Молодцы! Авторы нашего учебника тоже приготовили нам интересные задания. Хотите попробовать?
Работа в парах: № 4 стр. 49 (соотнесение рисунка и выражения).
Проверка по доске.
|
Суммы на доске заменяем умножением.
(по два ученика с обратной стороны доски)
| Познавательные УУД (умение извлекать информацию из иллюстраций, на основе анализа делать выводы).
Коммуникативные (умение работать в паре, умение составлять устное высказывание).
Регулятивное (умение оценивать учебные действия)
|
ТОУУ
|
IX. Рефлексия деятельности.
| - Какая у нас сегодня была тема урока?
- Что вы узнали об умножении? Какими должны быть слагаемые?
*** резерв №3 стр. 48 (1 столбик)
- Кто сегодня хорошо работал на уроке и разобрался в теме?
- А кто считает, что ему нужно еще поработать над собой?
|
| Регулятивные УУД (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию).
Личностные УУД (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности).
|
|
X. Домашнее задание.
| - Страничка 48 в учебнике и правило вам пригодятся. №3 поможет закрепить новый материал.
- С каким настроением вы уходите с урока? Подарите улыбку друг другу и нашим гостям.
|
Стр. 48 правило и №3.
|
|
|