Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура Приенисейского края в XVIII -начале XIX века



2019-10-11 232 Обсуждений (0)
Культура Приенисейского края в XVIII -начале XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История г. Красноярска и его культуры

Тема: «Культура Приенисейского края»

 

 

Выполнил: Студентка 1 курса,

5-6331/1-1 группы

Голышева А. В.

Проверил: Булак А. Г.

 

 

г. Красноярск, 2007 г.


Содержание.

 

I. Введение………………………………………………………………………... 2

II. 1. Культура Приенисейского края в XVII веке………………………………4

- материальная культура………………………………………………………….4

- духовная культура ………………………………………………………………6

2. Культура Приенисейского края в XVIII-начале XIX века………………….8

- научное изучение Приенисейского края…………………………………….12

- просвещение……………………………………………………………………18

- архитектура………………………………………………………….………….21

- хозяйственно-культурные контакты народов края………………………….23

III. Заключение…………………………………………………………………...24

IV. Литература…………………………………………………………………..26


Введение

 

Красноярск – один из старейших городов Сибири. Возник он в 1628 году как острог-крепость и сыграл важную роль опорного пункта русского освоения Южной и Восточной Сибири (см. рис. 1).

Огромные неизведанные пространства встретили людей, пришедших в Приенисейский край. И сейчас выражение «малая родина» тоже не слишком подходит нашему региону. Ведь он занимает огромную  территорию площадью 2,34 млн. кв. км. На ней могли бы свободно разместиться несколько европейских государств. В Российской Федерации наш край относится к наиболее крупным административным районам.

Красноярский край расположен практически по средине страны. Именно здесь у озера Виви находится географический центр России. Кроме того, на территории края находится мыс Челюскин – крайняя северная точка материковой части России и всей Азии. Но не Красноярского края, потому что к нему еще относятся архипелаг Северная Земля, а так же острова Норденшельда, Вилькицкого, Сибирякова, Диксон и др.

Сейчас Красноярск – это крупнейший индустриальный и культурный город Восточной Сибири, который имеет богатую многовековую историю и культуру.

Моя тема называется «Культура Приенисейского края». Дадим определение слову «культура». Сам термин «культура» латинского происхождения и в переводе означает «возделывание, уход, обрабатывание». Понятие культура характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, что затрудняет создание универсального определения этого понятия. К настоящему времени определений понятия «культура» насчитывается несколько сотен. Одно из них: культура – это система ценностей, принятых людьми, социальные идеалы, устойчивые способы и приемы разносторонней деятельности человека. Несомненно, культура любой цивилизации, края, города всегда уникальна и интересна.

Знать же историю и культуру своего края или области, по моему мнению, должен каждый образованный человек. Ведь с каждым годом появляется что-то новое, обыденные для нас вещи уходят в историю, но разве мы, будучи детьми, играя в снежные городки или подлетая на качели, могли догадываться, что несколько тысяч лет назад наши земляки проделывали, то же самое, возможно даже на этом самом месте. Поэтому я и выбрала эту тему.

Наш край имеет огромную территорию, многовековую историю и культуру, красивейшую природу, ценнейшие ископаемые. Я люблю и горжусь своим краем! Думаю, мое мнение поддержат большинство земляков!


Культура Приенисейского края в XVII веке

 

Материальная и духовная культура русского населения Сибири развивалась как своеобразная часть общерусской культуры. Выходцы из всех районов страны стремились возродить на новом месте свой привычный хозяйственно-бытовой уклад жизни. Сибирские условия и время отобрали самое полезное и нужное. Ведущим стал северно-русский тип культуры, так как переселялись главным образом из Поморья (территории современных Архангельской и Вологодской областей). Заметно повлияли на культуру работа и жизнь бок о бок с коренным населением, смешанные браки.

 

Материальная культура

 

Русские ставили рубленные одним топором избы на высоких жилых или хозяйственных подклетах. Нередко две ее жилые половины разделялись сквозными сенями. Устроенные в верхних венцах сруба небольшие слюдяные оконца, подклет и высокая крутая крыша придавали избе сходство с небольшим укреплением. В приполярных районах края жилые и хозяйственные постройки располагались в одну линию под одной крышей. Кроме таких жилых зимовьев ставились небольшие отъезжие зимовья с очагами из дикого камня. Жилой дом с хозяйственными постройками, окруженными высоким забором, составляли двор. Его обитателями чаще всего была большая неразделенная семья с женатыми сыновьями и братьями хозяина. Такой коллектив в 10—25 человек легче справлялся с трудностями первичного освоения края — поднимать целину, расчищать лес под пашню, заниматься различными промыслами и ремеслами, нести повинности казне. В разработке новой пашни, строительстве и эксплуатации мельниц и солеварен, уборке урожая и в других занятиях несколько дворов объединяли свои усилия. Охотники и рыболовы нередко тоже вели промысел сообща. Не составлял исключения в этом отношении и кедровый промысел. Члены таких трудовых сообществ и артелей были пайщиками. Кто не имел своих средств, тот работал на доли пая (обычно за его треть) и считался покручеником того, кто вносил за него все необходимое для промысла. Населенный пункт с церковью назывался селом.

Села и деревни нашего края были малодворными. Только вокруг порубежного Красноярска располагались крупные укрепленные селения в несколько десятков дворов (например, Есаулово, Частоостровское и др.).

Материальный быт жителей края имел свои особенности. Чаще, чем в европейской России, они носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, хлопчатобумажные и шелковые рубахи, платки, сарафаны. Больше ели рыбы, дичи, меньше пользовались глиняной посудой. Интересные факты о бытовом укладе дает первое кладбище русских в Красноярске. Оказывается, первые красноярцы были не выше 165 см. Дети умирали в 3 раза чаще взрослых. По состоянию костей видно, что из болезней свирепствовали цинга, а также сифилис. Деформированные скелеты также свидетельствуют о непомерных физических нагрузках красноярцев.

Бытовой уклад жителей в XVII веке, нравственно-этические нормы поведения во многом определялись их происхождением, обстановкой военного лагеря, постоянным смертельным риском, преобладанием мужского населения, возможностями легкой наживы и иноплеменным окружением.

Казакам были присущи мужество, стойкость, сильно развитое чувство товарищества и собственного достоинства, непокорность, несдержанность в гневе, довольно легкое отношение к женщине и семейным обязанностям. Бывали даже случаи, когда казак, отправляясь на годовую службу либо в какую-нибудь «дальнюю посылку», сдавал за определенную плату свою жену в «кортом», то есть в аренду другому.

 

Духовная культура

 

Сибиряки как часть русского народа формировались из вольных переселенцев и землепроходцев. В большинстве своем это были люди предприимчивые, смелые, энергичные, любознательные. Такими же были многие ссыльные. Их число в Сибири в «бунташном» XVII столетии все возрастало. Особенно заметно это было в Красноярске, куда присылали обычно в наказание как сибирских казаков, посадских и крестьян, так и русских, украинских и донских казаков, стрельцов, приказных людей, пленных поляков, «литвинов», немцев и даже французов.

Грамотность в городе, как и во всем крае, была несколько выше общероссийского уровня. Немало грамотных людей обучали детей на дому. На красноярском и енисейском рынках пользовались спросом бумага, богослужебные и «учительные» книги. Из сочинений историко-географического характера горожанам были известны «Хождения Трифона Коробейникова и Василия Гагары», повести о Мамаевом побоище, Темир-Аксаке (Тамерлане) и взятии Царьграда. Читалась и местная литература, например, написанная, по всей вероятности, в Томске «Повесть о Таре и Тюмене». Есть сведения, что в Красноярске, как в Енисейске и Туруханске, велась летопись.

Любили на берегах Енисея былины, исторические песни о взятии Казани, о Ермаке и Степане Разине. Очень популярны были «потешные действа» народных певцов и актеров-скоморохов. По выражению церковников, по вечерам устраивались «бесовские игры», во время которых «рядились в хари», пели песни, плясали и «в ладони били». В середине века тобольский архиепископ жаловался в Москву, что в Сибири «умножилось всякого беззакония, в том числе... скоморошества и всяких игр бесовских и кулачново бою и на качелях качаютца и иных всяких неподобных дел умножилось много».

Красноярцы увлекались шахматами, лыжным катанием с гор, «шаром и мечем и бабками и городками и шахардою и свайкою», борьбой, конными скачками. Зимой, особенно в святочные праздники и на масленицу, любимым развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных катках со специальных ледяных горок и просто с крутых берегов рек.

Жители края обладали развитым практическим кругозором. Казаки и промышленники прекрасно знали географию, растительный и животный мир края и соседних крупных районов, племенной состав, язык и обычаи сибирских народов. Составленные землепроходцами многочисленные сказки и чертежи «незнаемых» ранее мест содержат ценнейшие сведения по истории Сибири того далекого XVII в. (см. рис. 4). На счету у русских первожителей много выдающихся географических открытий. Так, Хабаров, Атласов, Поярков, Москвитин Бекетов и многие другие знаменитые землепроходцы были енисейскими и красноярскими казаками.

Из богатейшей кладовой природы использовали каменный уголь, слюду, графит, железные руды глину. В лечебных целях широко применяли волчью траву, зверобой, сосновую хвою, черемшу, девясильник, березовые почки, малину, шиповник, белену, «лиственную губу». От южных соседей узнали о лечебных свойствах ревеня.

Приенисейском крае XVII в., его прекрасной природе и людях, их обычаях и нравах писали многие выдающиеся ученые, и первые писатели того времени. Это и один из вождей русского раскола, писатель-борец протопоп Аввакум, и ученый-путешественник, молдаванин Спафарий Милеску, и иностранцы на русской службе Избрант Идее, Адам Бранд. Так, Спафарий писал боярину А. Матвееву об Енисейском уезде в 1675 г.: «Енисейская страна вельми хороша, будто Волоская земля. А река Енисей, будто Дунай, самая веселая и великая. И дал бог изобилие всякое, хлеба много и детев и иное всякое довольство и многолюдство».

 

Культура Приенисейского края в XVIII -начале XIX века

 

Преобразования Петра I в области культуры слабо затронули Сибирь. Только воеводская администрация облачилась в треуголки, форменные кафтаны, надела парики, а во времена бироновщины прицепила пудренные мукой косы. Правда, все чаще стали мелькать на улицах городов мундиры гарнизонных солдат и отставных военных чинов, а с 1782 года — введенные Екатериной II чиновничьи вицмундиры. Однако простому сибирскому люду еще Петр I разрешил ходить в обычном платье, только бороды многие довольно быстро сбрили, а большое количество медных знаков об уплате пошлины за право их ношения так и осталось лежать многими десятилетиями в воеводских канцеляриях.

Всех, кто бывал в то время на берегах Енисея, поражало гостеприимство и широкое хлебосольство жителей, их гордость, развитое чувство собственного достоинства, свободное, даже вольное обращение с местными властями. От других сибиряков они, по мнению путешественников, отли­чались особенной непокорностью и несдержанностью в гневе, а также неумеренным потреблением крепких напитков. Они часто «лаяли» воевод и даже могли поднять на них руку. По всей Сибири их называли «бунтовщиками», которые любят жаловаться на воевод.

Практицизм и житейская сметка причудливо уживались с самыми темными суевериями: вырви, открыто днем траву «волчий корень» — гром грянет, искупайся в рождественской проруби — будешь, здоров и богат.

Вообще, религиозное чувство у населения было развито слабо. Даже церковь могла превратиться в место, где пили вино и на кулаках сводили счеты между собой.

Обычные народные увеселения распространились еще более, поскольку правительство Петра I распорядилось их не преследовать. Большой популярностью, особенно у женщин, пользовались качели в виде крепкой доски, положенной серединой на довольно высокую подставку, до уровня которой и даже выше поочередно взлетали качающиеся.

«Во дворе моего хозяина, как и в соседних дворах [Енисейска] женщины качались на досках. Примерно на высоте в два фута [около 60 см] от земли была сделана подпорка, на которую была положена доска в 18—20 футов. На каждый конец становилась женщина. Они начали тихо качаться, потом движения становились все сильнее, так что, в конце концов, одна подбрасывала другую вверх на 5 футов, но каждая безошибочно, с выпрямленным туловищем и сомкнутыми ногами возвращалась на свой конец доски и подталкивала другую так же высоко и еще выше себя. Эта игра вначале показалась мне очень опасной. Я спросил солдата, который меня караулил, что это должно означать. Он сказал мне, что это масленичная игра и при­нята во всей стране. В это время, когда девушкам разрешают пока­зываться в публичных местах, только и можно рассматривать русских красоток».

В масленичные дни красноярцы катались с ледяных горок на шкурах, ходили стенка на стенку в кулачные бои, устраивали традиционную военизированную игру «Взятие снежного городка», которая дожила до конца XIX века и запечатлена на картине В. И. Сурикова (см. рис. 5).

Вот как эту игру описал в своих записках И. Г. Гмелин: «Вечером служивые устроили праздничную борьбу. На поле построили две стены из снега, связанные сверху поперечиной также из снега. Это строение должно было представлять собой крепость, вокруг которой стояли служивые с очень длинными палками, а другие служивые верхом должны были эту крепость взять. Невозможно описать, в какой суматохе все это происходило. Крепость никогда не атаковывало более двух-трех всадников, а чаще всего лишь один. Бешеным галопом мчался всадник к крепости, но его встречали ударами, сбивали с лошади и крепко отделывали. Всадники пришли в ярость от того, что не могли взять крепость, и хотели пустить в ход против ее защитников стрелы, но воевода не разрешил это сделать, и крепость осталась в руках ее первых владельцев. Отсюда, в частности, можно сделать вывод, что служивые при случае могут совершать ратные подвиги».

Родина гениального художника В. И. Сурикова в то время славилась своими иконописцами. Продукция Прокопия Вородулина, Ильи Агапитова и Ивана Белозерова была известна во всей Восточной Сибири. Работы дальнего родственника В. И. Сурикова М. Г. Хоэяинова, как пишет сибирский историк П. А, Словцов, даже получили в начале XIX века поощрительный отзыв от Российской академии художеств.

В XVIII столетии красноярцев интересовали музыка и хоровое пение. Так, в начале 1723 года Д. Г. Мессершмидт присутствовал на музыкальном концерте в доме красноярского воеводы Щетнева, где музыканты из местных горожан играли на скрипке, свирели и пели хором, а также читали стихи и «божественные песни о рождении бога», поскольку был второй день рождества. Это одно из самых ранних свидетельств о частных концертах в Сибири.

Впервые появляется и широко распространяется увлечение всех жителей Приенисейского края «вертепным действом», то есть народным театром кукол. На бу­мажном барабане, который вращался от теплого воздуха свечи, спрятанной в нижней части специального двухъярусного ящика, зрители видели раскрашенных кукол. Обычно представляли пьесу «Смерть царя Ирода». Появление кукол сопровождалось словесным комментарием и хоровым пением. Традиционно действие заканчивалось похоронами царя Ирода. Однако сибиряки переделали конец пьесы, и дочь царя стала исполнять веселый танец с женихом-генералом. В 1762 году ученики латинской школы пели «канты», разыгрывали школьные драмы и хором исполняли сатиру своего учителя на «иноземца» полицмейстера.

Крашенинников, описав увиденный им в Енисейске вертеп, заметил, что монастырские служители, «которые оной вертеп носят, партес преизрядно поют». Звучали партесное пение и музыка в частных домах. Одно из самых ранних для Сибири свидетельств об этом относится к первой четверти XVIII в.

«На второй день Рождества я был в гостях у воеводы. В отдельной комнате собралось больше 60 мужчин, женщины собирались у его жены в другой комнате. У воеводы была музыка (камерная) — 8 или 9 музыкантов, которые играли на свирелях (дудках). Каждый из них брал свой аккорд... Присутствовало 3 или 4 вокалиста из крестьян... Среди других развлечений звучали стихи и божественные песни о рождении бога, которые пели в паузах между выпивками».

 



2019-10-11 232 Обсуждений (0)
Культура Приенисейского края в XVIII -начале XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура Приенисейского края в XVIII -начале XIX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)