Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткий (опорный) конспект лекций



2019-10-11 164 Обсуждений (0)
Краткий (опорный) конспект лекций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ТЕМА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Цена – денежная экономическая категория, тесно связанная с категорией рынок. Теория цены прошла долгую эволюцию. Можно выделить 3 основных этапа в области теории цен:

· XVIII век в рамках классической школы разрабатывалась трудовая теория стоимости. Данный подход предполагал, что цена определяется в 1-ю очередь затратами труда на изготовление и реализацию товара. Смит, Рикардо. Согласно данной теории цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров. Самостоятельное значение имеет теория трудовой стоимости, разрабатываемая Карлом Марксом. Основное отличие – цена рассматривалась вне рынка.Далее по мере развития конкуренции, роста производительности труда данная теория трансформировалась в теорию издержек, согласно которой цена определяется затратами ресурсов, потраченными на изготовление и реализацию товаров. Джон Милль. XIX.

· Теория предельной полезности. 70-80е гг. XIX. Цена определяется той предельной полезностью, которую товар несет для потребителя. Разрабатывалась в рамках австрийской школы: Менгер, Бембавер, Вальрас, Парето.

· начало XX. Теория неоклассического синтеза, согласно которой цена определяется путем взаимодействия спроса и предложения. Маршалл, Самуэльсон.Согласно ТНС цена представляет собой сумму денег, за которую покупатель готов купить, а продавец - продать товар на рынке.

Помимо основных экономических течений в области цены работали также Кейнс, Эрхарт, Уикен (школа неолиберализма), Каннеман (теория покупательского поведения).

В РБ принят закон  «О ценообразовании", согласно которому цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В теории и практике ценообразования большое значение уделяется оценке эластичности спроса от разных факторов. Наиболее часто рассматривается эластичность спроса по цене.

Выделяют точечную и дуговую эластичность спроса по цене.

Коэффициент точеной эластичности показывает изменение спроса в ответ на изменение цен в конкртной точке ценового диапазона

 

   Коэффициент дуговой эластичности показывает эластичность в ценовом диапазоне.

Организациям чаще необходимо знать не эластичность спроса на товарную категорию на рынке, а чувствительность покупателей к изменению цен на их товары (ценовую чувствительность).

Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на чувствительность покупателей:

- эффект уникальной ценности. Покупатели менее чувствительны к цене, если товар обладает уникальными свойствами (пример: рынок компьютеров и мобильных телефонов);

- эффект осведомленности об аналогах. Покупатели менее чувствительны к изменению цен, если не знают о существовании аналогов;

- эффект трудности сравнения. Покупатели менее чувствительны к цене, если товары плохо поддаются сравнению (пример: покупка колбасы);

- эффект затрат на переключение. Покупатели менее чувствительны к цене, если велики затраты на переключение, необходимые для другого товара;

- эффект суммарных затрат. Покупатели менее чувствительны к цене, если цена товара составляет только небольшую часть их дохода (пример: покупка стержня в киоске за 300, а затем за 400);

- эффект конечной пользы. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если она составляет только небольшую часть общих расходов на получение конечного результата (пример: покупка батарейки и плазмы);

- эффект распределения затрат. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если они делят эту цену с другими (пример: банкет на выпускной);

- эффект безвозвратных инвестиций. Покупатели менее чувствительны к изменению цены на товар, если она применяется совместно с ранее приобретенным товаром, представляющим собой безвозвратные инвестиции (пример: бритвенный станок и лезвия);

- эффект взаимосвязи цены и качества. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если товар вызывает стойкие ассоциации с престижем, эксклюзивностью (пример: водка лайт и экстра);

- эффект запаса. Покупатели менее чувствительны к цене, если не могут создать запас товара (пример: покупка молока, т.е. ящик не купишь);

- эффект справедливости. Покупатели мене чувствительны к изменению цен, если  считают такое изменение цен справедливым (пример: покупка сока в жару на рынке, в ресторане).

На практике достаточно сложно получить значение ценовой чувствительности. Для этого могут использоваться такие методы, как оценка статистических данных, опрос покупателей или ценовой эксперимент. Использование коэффициента имеет некоторые ограничения:

· эластичность оценивается по факту покупки, а используется для прогнозирования цен в будущем. Требует стабильности условий;

· эластичность невозможно использовать при формировании цен на новые товары;

· организация должна знать не только величину эластичности спроса по цене, но и то, как на эту величину воздействовать.

Несмотря на имеющиеся ограничения, знание даже порядка величины коэффициента эластичности полезно для решения многих задач, в том числе:

- для определения направления изменения цен (на высокоэластичные товары цены снижаются, и наоборот);

- эти знания позволяют сформировать ассортимент;

-  позволяет прогнозировать переключение спроса с одних марок на другие. Для этих целей может использоваться перекрестная эластичность . Наряду с ценой качество выступает одной из важнейших факторов выбора покупки. Как правило, покупатели противопоставляют цену и качество, т.е. повышение качества стимулирует покупку, а повышение цены наоборот.

Однако в некоторых случаях цена сама представляет качество. Производители и покупатели по-разному оценивают цену и качество. Производители оценивают объективное качество (соответствует стандарту) и объективную цену (сумму денег, необходимую для получения прибыли и покрытия затрат). Покупатель же оценивает воспринимаемое качество и воспринимаемую цену. В этой связи изготовители слабо представляют, как воспринимается товар покупателем.

Выделяют внутренние и внешние факторы, характеризующие качество товара для покупателя. Внутренние сигналы качества неразрывно связаны с товаром (вкус, цвет, размер, диагональ), в большинстве случаев они определяющие. Внешние сигналы качества не являются неотъемлемой частью товара, но несут определенную информацию о качестве товара (торговая марка, реклама, цена).

Существуют условия, при которых покупатель ориентируется на внешние сигналы в большей степени:

· если нет или мало опыта использования данного товара (пример: заморские фрукты, зеленые дороже красных);

· мало времени для оценки внутренних характеристик (пример: отъезжающий автобус, купить сок);

· если нет заинтересованности в оценке внутренних характеристик (пример: покупка спичек пинских или борисовских);

· если нет возможности оценить внутренние характеристики товара (пример: покупка семечек, т.е. все фасованные с одинаковым составом, определяется по цене).

Существуют случаи, когда цена выступает основным показателем при выборе покупки:

· в случае большого разброса цен, когда одни и те же торговые марки в разных магазинах продаются по различным ценам (пример: икра за 80 тыс. и 15 тыс.);

· при покупке незнакомой торговой марки в случае, если отсутствуют какие-либо другие сигналы качества, т.е. чем больше внутренних сигналов, тем меньше информации о качестве дает цена;

· когда велик риск сделать неверный выбор (на рынке много подделок);

· при покупке товаров, относимых к некоторым категориям (товары длительного пользования, товары роскоши (драгметаллы), товары престижного спроса и эксклюзивные товары).

Выделяют эффект оценки качества через цену: чем в большей степени покупатель воспринимает цену как показатель качества, тем менее он чувствителен к ее абсолютному уровню.

Покупатель оперирует также понятием ценности товара, т.е. мерой соотношения цены и качества. Существует 4 подхода к определению ценности товара:

- ценность – низкая цена товара (пример: покупка фасованного риса более дешевого);

- ценность – высокое качество товара (пример: цветы на 8 Марта, чтобы простояли дольше);

- ценность – максимальное качество за минимальную цену;

ТЕМА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ С ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКОЙ

Экономическая конъюнктура означает совокупность взаимосвязанных между собой условий, сложившихся на рынке в определенный момент времени и определяющих переход из одного состояния в другое. Конъюнктура имеет несколько характерных черт, таких как непостоянство, изменчивость и частые колебания, противоречивость, неравномерность.

    Различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отраслей экономики или отдельных товарных рынков. Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего мирового хозяйства или экономики какой-либо одной страны или региона на тот или иной период времени. Конъюнктура товарных рынков изучает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров. От состояния конъюнктуры зависит функционирование рынка, его расширение или сокращение, изменение уровня цен, спроса и предложения.

    Изучение общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры товарного рынка начинают с изучения показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции в развитии конъюнктуры. К таким показателям в первую очередь относят: индекс цен производителей, который характеризует динамику цен на товары производственного назначения, индекс потребительских цен, индекс цен на сельскохозяйственную продукцию, индекс дефлятор валового внутреннего продукта.

    Индекс потребительских цен рассчитывается как сводный индекс, а также как индекс отдельных компонентов, таких как индекс цен на продовольственные товары, индекс цен на непродовольственные товары и индекс цен на услуги. Сводный индекс потребительских цен рассчитывается как индекс цен Ласпейреса, то есть состав потребительской корзины фиксируется на уровне какого-то базисного периода. Индекс дефлятор ВВП наиболее общий индикатор инфляции, поскольку он измеряет динамику цен на все товары и услуги (как производственного назначения, так и потребительские). Рассчитывается по формуле Пааше, то есть количество произведенной продукции фиксируется на отчетный период.

    При проведении антимонопольной политики используют индекс Херфендаля-Хиршмана, индекс Лернера.

Индекс Херфендаля-Хиршмана как показатель уровня концентрации широко используется в экономических исследованиях и определяется как величина, на которую цена превышает предельные затраты. Чем выше показатель согласованности ценовой политики, тем меньше зависимость индекса Лернера для фирмы от доли на рынке, а для отрасли в целом – от уровня концентрации продавца.

Инфляция относится к числу основных дестабилизирующих факторов рыночной экономики. Измерение инфляции осуществляется с помощью целого ряда показателей. Наиболее широко применяются следующие: индекс потребительских цен, темпы инфляции, индекс заработной платы, индекс реальных доходов населения. 

Анализ показателей конъюнктуры рынка позволит осуществить мониторинг и прогнозирование макроэкономической ситуации в стране, определить методологию и методику проведения конъюнктурных обследований, провести анализ состояния промышленного и сельскохозяйственного производства, соотношения мировых, экспортно-импортных цен и цен внутреннего рынка, осуществить анализ и прогноз основных показателей уровня жизни населения.

Оценка инфляционного ожидания при обосновании ценовой политики предприятия необходима для:

Учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии развития предприятия, внедрения его продукции на рынке или сохранения позмции предприятия на имеющихся рынках реализации его продукции;

 

ТЕМА 3. ЦЕНЫ В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

    В соответствии с законом Республики Беларусь «О ценообразовании» цена – это денежное выражение стоимости единицы товара, тариф – денежное выражение стоимости единицы услуги.

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов его купить. Рыноч­ные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного про­изводства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.

Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро-, мезо- и интерэкономики. На микроуровне цена регулирует хо­зяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начина­ется (цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и заканчивается (цены на произведенную продукцию для внутреннего или для внешнего рынка) ценами. Це­ны связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг.

На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершен­ствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизвод­ственной сферами и т.д.). Мезоуровень определяет региональное управление ценами. На уровне интерэкономики, в международной торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.

Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функ­ций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе: ба­лансирующую, планово-учетную, распределительную, перераспределительную и информационную.

Балансирующая функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением. Планово-учетная функция означает, что цены используются как предприятиями, так и государствен­ными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стои­мостных показателей.

Распределительная функция цен состоит в распределении национального дохо­да и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена.

Информационная функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправленно, и которые можно ранжировать по степени их детализации. К факторам первого порядка можно отнести спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование. В свою оче­редь, сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализирован­ных факторов - внутренних и внешних.

Внутренние факторы (микроэкономические) зависят от деятельности самого пред­приятия, фирмы. К ним относятся: особые свойства товара, способ производства, ориентация предприятия на несколько рыночных сегментов, жизненный цикл товара, хорошо организо­ванный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет фирмы на внутреннем и внешнем рынках, удачно и оригинально организованная реклама то­вара и др.

Внешние (макроэкономические) факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами. Среди этих факторов можно выделить: ограниченность ка­ких-либо ресурсов на внутреннем рынке (например, ограниченность топливно-энергетических в Беларуси, ставит предприятия в большую зависимость от их импорта), масштабы государственного регулирова­ния, наличие и уровень конкуренции, денежная, налоговая и внешнеэкономичес­кая политика.

Используемые в настоящее время цены можно классифицировать по ряду признаков.

Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зави­симости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные ви­ды цен.

Отпускная цена предприятия-изготовителя — цена, применяемая на республи­канском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями покупателями за исключением населения. Она устанавливает­ся с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, се­зонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оп­тового предприятия для последующей перепродажи.

Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции пред­приятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим пред­приятиям и покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена опто­вого предприятия одновременно является ценой приобретения товара для рознич­ной торговой организации.

Розничная цена - цена, по которой товар приобретается населением у рознич­ных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного потребления.

По способу установления различают регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны республиканских и местных органов управления. Они устанавливаются на важ­нейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электро­энергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обосно­ванного их уровня, убыточны для предприятий, и государство вынуждено их доти­ровать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и комму­нального хозяйства для населения).

Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон - про­давцов и покупателей, а также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предло­жения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.

В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли, сфере хозяй­ства различают: оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупоч­ные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные цены в строительстве, та­рифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (бань, фотографии, медицинские, юриди­ческие и др.) услуги.

Цены могут различаться с учетом их территориального распространения. При этом выделяют единые республиканские и местные цены. Единые цены—цены одно­го уровня, действующие по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, квартирная плата и др.).

Местные цены формируются по определенным территориям (областям, райо­нам) под воздействием, как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.

В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют цены для внутреннего (республиканского) рынка и цены для внешнего рынка (на экспор­тируемые товары). Движение потоков во внешней торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены на экспортируемые товары.

От сроков действия могут использоваться постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены.

Отдельный блок в системе цен представляют цены, используемые во внутрипро­изводственном планировании и учете на предприятии и статистике: планово-рас­четные, учетные, цены производителей, потребительские цены, текущие и сопоста­вимые.

Цена любого товара, услуги состоит из рада обособленных элементов. Отпускная цена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, со­стоит из себестоимости его производства, прибыли, косвенных налогов (или дотации).

Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производ­ством и реализацией продукции. По действующему законодательству она включает также целый ряд налогов и отчислений в различные фонды (налог на землю, эколо­гический, отчисления на социальные нужды, и др.)

Прибыль в ценах необходима для создания средств на потребление и накопле­ние предприятий, а также уплаты налогов за счет прибыли.

Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов мо­гут выступать акциз, отчисле­ния в целевые бюджетные фонды. В отдельных случаях для уменьшения цены (на­пример, на социально значимые товары или услуги) государство выплачивает изго­товителю или потребителю дотацию, частично возмещающую часть затрат и обес­печивающую некоторую прибыль предприятию.

Отпускная цена предприятия-оптовика состоит из отпускной цены изготовите­ля и наценки в пользу оптовой организации. Розничная цена — это цена конечного потребления товара. По розничным ценам торговые организации продают товар населению. В отличие от отпускной цены оптовика розничная цена дополнительно включает розничную торговую наценку, налог на добавленную стоимость и налог на продажу.

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов и приравненных к ним зат­рат при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки налога на добавленную стоимость могут различаться по видам товаров. Если основная ставка НДС составляет 20 %, то на социально значимую продукцию, услуги уста­новлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары, товары для де­тей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги в силу своей осо­бой социальной значимости вообще освобождаются от уплаты налога.

Практике известны три основных метода формирования цен с учетом НДС: сум­мирования, вычитания и зачетный метод. Методы суммирования и вычитания свя­заны с прямым подсчетом добавленной стоимости и последующим исчислением суммы налога по установленной процентной ставке. По методу вычитания затра­ты по приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов, услуг производственно­го характера сторонних организаций вычитаются из цены продукции.

В Республике Беларусь с 2000г. используется зачетный метод взимания НДС. Этот метод не требует вычисления собственно добавленной стоимости и ее компонентов. Необходимо только знать отпускную цену, ставки НДС и сумму НДС, указанных в счетах поставщиков сырья, материалов, комплектующих.

Этот механизм расчета позволяет на каждом этапе продажи облагать налогом не полную выручку от реализации товара, а лишь те ее элементы, которые для дан­ного предприятия составляют добавленную стоимость. Сам же налог собирается в виде последовательных платежей, но его общая сумма оказывается такой же, как ес­ли бы налог взимался по установленной ставке только один раз при реализации то­вара конечному потребителю.

При применении зачетного метода расчета НДС сумма налога (дополнительно к цене) специально выделяется во всех сделках между предприятиями и указывается в соответствующих расчетно-платежных документах. Важным преимуществом это­го метода является также и то, что как на стадии производства, так и на стадии реа­лизации НДС не влияет на издержки и отражается отдельной строкой. При реализа­ции товаров предприятие дополнительно к сформированной цене товара должно предъявить к оплате покупателю этого товара соответствующую сумму НДС.

Сегодня в Беларуси установлена трехуровневая шкала ставок налога. Помимо общей ставки в размере 20 % и пониженной — в размере 10 %, применяемой при реа­лизации социально значимых товаров, законодательством предусмотрена нулевая ставка НДС. Эта ставка применяется при реализации продукции на экспорт в госу­дарства, в торговых отношениях с которыми установлено взимание налога по принципу страны назначения

 

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

Важное место в экономических преобразованиях занимают вопросы сочетания свободного ценообразования с госу­дарственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воз­действовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы.

Государственное регулирование цен осуществляется с помощью кос­венного и прямого методов. К косвенному регулированию относятся меры, воздей­ствующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэ­кономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и дина­мику цен. К ним можно отнести такие, как при­нятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосудар­ствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюд­жетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (мини­мальных цен) и "ценового коридора". Наибольшее распространение получила по­литика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отрас­лях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях, при ус­тановлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.д.).

Максимальные цены формируют рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который мог быть в условиях равновесия. В таких условиях государство часто вынуждено поддер­живать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете, ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем.

Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применя­ется на рынке сельхозпродукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что, в отличие от описанной выше ситуации, формируется рынок покупателя.

На таком рынке образуются излишки продукции, которые государство вынуждено скупать и каким-то образом, затем ими распоряжаться (образовы­вать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в усло­виях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка.

Политика "ценового коридора" заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно откло­няться от положения равновесной цены. Такая система регулирования цен, например, используется в странах Европей­ского союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию.        

Законом «О Ценообразовании» определены принципы ценообразования, которые выражаются в следующем: сочетание свободных и регулируемых цен; разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен; установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хо­зяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, осуществление государственного контроля за законодательством о ценообразовании.

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

· установление фиксированных цен;

· установление предельных нормативов рентабельности для доминирующих субъектов и производителей социально значимой продукции и услуг;

· установление предельных отпускных цен на социально значимые товары;

· установление предельных торговых надбавок на социально значимые товары;

· установление правил оформления цен;

· декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминиру­ющее положение на рынке;

·  ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

· контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. 

В РБ сформирована система органов, осуществляющих контроль за соблюдением дисциплины цен, в том числе:

- Управление по государственному регулированию цен и антимонопольной политике Министерства торговли – основной орган государственного управления, осуществляющий координацию действий в области ценообразования, ведение реестров монополистов, разработку нормативно-правовых документов в области цен, осуществляющий контроль;

- управления по антимонопольной ценовой политике облисполкомов и мингорисполкома занимаются контролем за соблюдением дисциплины цен в своем регионе;

управления по антимонопольной ценовой политике министерств и ведомств (Министерство промышленности, Минсельхозпрода) занимаются проверкой соблюдения дисциплины цен подотчетных организаций.

В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:

· социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;

·  проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;

·  внесение в соответствующие органы управления предложений о ведении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;

·  оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования;

·  выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий их порождающих;

· принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством;

В РБ выделяют следующие виды нарушений дисциплины цен:

· завышение или занижение регулируемых цен и тарифов;

· завышение или занижение себестоимости (налогов), включенных в цену;

· реализация товаров, цены на которые регулируются государством без экономического обоснования или приведения в нем недостоверных данных;

· нарушение порядка оформления цен;

· нарушение порядка декларирования цен монополистами;

· нарушение порядка информирования об уровне сформированных отпускных цен на некоторые товары;

· отсутствие экономического обоснования товарообменной операции;

· реализация товаров по цене ниже себестоимости без обоснования;

· включение в стоимость работ (услуг) фактически невыполненных работ (услуг);

· реализация товаров сверх нормативных сроков хранения без уценки.

За нарушение дисциплины цен предусмотрено наложение санкций:

· нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуального предпринимателя установленного порядка формирования цен и тарифов – 40 базовых величин.;

· нарушение установленных государством фиксированных, предельных цен, предельных нормативов рентабельности, надбавок и наценок влечет наложение штрафа в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товара, и расчетной величиной выручки по ценам, установленным в соответствие с государством;

· отсутствие решения юридического лица или предпринимателя об установлении цен на товары, производимые в стране или ввезенные в режиме свободного обращения, а также непредставление соответствующей информации о ценах на эти товары в республиканские органы управления в течение 5 рабочих дней с даты формирования цены влечет наложение штрафа в размере до 10% стоимости реализованных товаров;

· реализация товаров юридическим лицом или предпринимателем с нарушением установленного порядка регистрации цен влечет наложение штрафа в размере 30% стоимости реализованного товара. В случае повторного нарушения (аналогичного) в течение года после проверки – штраф в размере до 50% стоимости реализованных товаров;

· реализация товаров по регулируемым ценам без экономического обоснования или с приведением в нем недостоверных данных влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров. В случае повторного аналогичного нарушение в течение года после проверки – до 50%;

· в случае нарушения порядка оформления цен в товарно-транспортных накладных, в том числе не указания документа согласования цен, влекут наложение штрафа в размере до 5% стоимости накладной.

Индексация доходов населения в связи с ростом цен на потребительские това­ры и услуги реализуется в республике в соответствии с законом "Об индексации до­ходов населения с учетом инфляции". При этом используется наиболее распространенный показатель инфляции - индекс потребительских цен (ИПЦ). Он определя­ет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, обыч­но потребляемых населением.

ИПЦ рассчитывается органами статистики республики по методологии, соот­ветствующей международным стандартам по фиксированному набору ("потреби­тельской корзине"), включающему около 300 наименований потребительских това­ров и услуг.

Индексы потребительских цен систематически определяются в целом по рес­публике, по каждой области и г. Минску за месяц, к моменту предыдущей индекса­ции, нарастающим итогом с начала года, а также нарастающим итогом к среднего­довому уровню цен базисного года.

Право граждан на индексацию наступает в том случае, если индекс потреби­тельских цен к моменту предыдущей индексации превысит пять процентных пунк­тов. Денежные доходы населения, подлежащие защите от инфляции, индексируют­ся пропорционально индексу потребительских цен в пределах сто процен­тов утвержденного правительством республики и действующего на момент наступ­ления индексации бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Таким образом, индексация защищает прежде всего интересы малообеспеченных слоев населения с низким уровнем доходов.

Индексируются основные виды доходов в виде заработной платы, начисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, пенсий, посо­бий, стипендий, оплаты основных и дополнительных отпусков. Источниками вып­лат по индексации являются средства бюджета для работников бюджетных органи­заций, студентов, пенсионного фонда — для пенсионеров, собственные средства хозрасчетных предприятий и организаций — для своих работников.

 

ТЕМА 5. ЦЕНОООБРАЗОВАНИЕИ и АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В республике используется специфическая сист



2019-10-11 164 Обсуждений (0)
Краткий (опорный) конспект лекций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткий (опорный) конспект лекций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)