Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Символика русского орнамента



2019-10-11 209 Обсуждений (0)
Символика русского орнамента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории, культуры народа, особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов.

Весь круг образов, составляющих основу народного орнамента, складывался и отшлифовывался в ходе тысячелетних наблюдений за природой.

В символической форме образы орнамента передают пожелания счастья и благополучия, выражают почитание живительной силы природных стихий - огня и воды, воздуха и земли, и восхищение разнообразием жизни. Тайна таких узоров передавалась из поколения в поколение. Такими условными знаками человек выражал свои понятия о мире. Историческое развитие орнамента в народном творчестве привело к сложению различных видов – геометрического, растительного, зооморфного, сюжетно-изобразительного и др. В создании мотивов орнамента проявлялась способность народа подмечать наиболее существенные особенности изображаемого.

Техника тканых изделий определила устойчивый характер орнамента. Элементы чаще всего схематизированы и обобщены, что отвечает геометрическому характеру переплетений вертикальных и горизонтальных линий строения ткани. Основой тканного орнамента является орнамент геометрический, в котором преобладающими по своему значению являются мотивы с диагональным расположением узорообразующих линий и среди них различные варианты ромбов, косого креста, свастических знаков, связанных с комплексом жизненно важных идей. Это идеи плодородия, живительной силы солнечного света, огня, воды, круговорота событий в природе, гармонии и порядка, царящего в мире (10).

Любуясь сегодня тонкой проработкой тканого орнамента, мы и не подозреваем, какой глубокий символический смысл таил он в себе когда-то. Но если мы попробуем вспомнить хоть один орнамент из традиционного ткачества, у нас вряд ли что-нибудь получится.

Между тем любая орнаментная структура состоит из однородных, повторяющихся в сюжете, мотивов. Достаточно запомнить своеобразный код рисунка и «распутаете» любой узор. Один из таких «кодов» традиционного орнамента – обыкновенный треугольник. Как символ треугольник известен во многих культурах мира. У одних народов означает жилище, семейный очаг. У других – символизировал огонь, солнце. У третьих – активное (верхняя точка треугольника) и пассивное (две нижние точки). Активным началом, дарующим жизнь – Земля. Во всех случаях треугольник – это еще и символ вечности. Не случайно такова форма египетских пирамид и древних славянских курганов (см. приложение 7).

Треугольники, как и различные комбинации из них в виде всевозможных ромбов или многоугольников, набранных полосой в мелком и частом ритмах, непременно присутствуют в декоре домашнего ткачества. И орнамент этот тем выразительней, чем большей фантазией, выдумкой и сноровкой обладала мастерица, варьируя пропорциями и размерами единственного треугольника.

Браная техника тканья демонстрирует огромное многообразие вариантов и ромбического орнамента (фигура ромба – составное целое их двух треугольников). Происхождение и семантика ромбического были изучены одним из его крупнейших исследователей академиком Б.А.Рыбаковым. Им установлено, что ромбический орнамент зародился в глубокой древности, в недрах палеолита. В ранних земледельчатых культурах ромбическим узором – символом плодородия – покрывали глиняные фигуры женских божеств, сосуды – жертвенники. Простой ромб с точкой по середине выражал идеограмму засеянного поля; ромб с отростками или завитками на внешних углах был символом плодородия. Со временем этот рисунок перешел и в ткачество (10).

Учитывая технику тканья, ромбические фигуры в нем преобладали: простой ромб и ромб с продленными сторонами («городчатый»), ромб с крюками в многочисленных вариациях. Встречается также простой и «городчатый» квадрат, гребенчатые фигуры. Используются и половины названных элементов, а также мотивы прямых и косых крестов.

Законы геометрии преобразовали уже знакомые символы в строгие фигуры, изменив их порой до неузнаваемости. Так в тканых и вязаных узорах можно найти фигуру, прямоугольно загнутый крючок – стилизованного гуська. Ряды гуськов, следующих один за другим, образовывали другой орнамент – меандр, обозначающий воду, реку. Перекрестье таких гуськов образует один из древнейших символов – свастику – крест с загнутыми концами, который, как и простой крест, обозначает солнце, знак времени и вечного движения, знак огня и пожелания благодати, жизненного счастья. На Севере существовало два вида свастики: женская и мужская. Женская - против часовой стрелки, мужская по часовой стрелке. Соединенная вместе двуединая свастика представляла собой ромб с крючками на концах. В символике, как бы, объединялось настоящее с прошедшим. Спешащие по часовой стрелке гуськи обозначали время живых, идущие против – время мертвых. Соединенные в едином знаке они символизировали кровное родство потомков и предков (3, с.46).

Знак свастики в ткачестве и орнаментном северном вязании, как и в народном искусстве в целом, занимал особое место. Свастики покрывали коруны и кокошники русских женщин, оплечья и другие части рубах, передники, пояса. Их ткали и вышивали на свадебных ширинках и праздничных полотенцах, вязали на зимних чулках и варежках (см. приложение 8).

Хотя символика эта давно забыта, мы не должны забывать о прошлом. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих. Зная и понимая то, о чем думал наш пращур, как воспринимал смысл бытия, нам легче адаптироваться в этом мире, ощущая за плечами многовековой опыт предыдущих поколений (3, с.47).

Растительным мотивам в русском орнаментальном искусстве придавалось большое значение и отводилась главная роль. Фактически, они составляли основу орнаментального «политеса». Со временем орнаментальные композиции все более усложнялись, образовывали сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы. Свобода художника в этой области искусства не была ограничена строгими рамками.

Мотивы цветов, веток, виноградных лоз, жгутов также занимали важное место в структуре русского орнамента. Плетеный или растительный орнамент в виде завитков, листьев, чашелистиков широко применялся в украшении новгородских рукописных книг XII—XIV вв. Упругие растительные завитки часто встречаются в декоре памятников XIV—XVII вв (2,с 15).

Часто в украшении инициалов — заглавных букв в рукописных книгах — встречались изображения всевозможных животных и птиц, которые сливались с растительными формами. Подобный вид орнамента получил название тератологического.

Древнерусскими мастерами очень часто воспроизводились изображения драконов, павлинов, собак, тельцов. Звериная голова, лапа, хвост являлись логическим «продолжением» буквы, а порой настолько видоизменяли букву, что ее трудно было узнать.

Причудливые звериные формы встречались и в украшении миниатюрных заставок. Они располагались симметрично, головой к центру композиции или по верхнему краю заставки.

«Тератологический» стиль в орнаменте был издревле связан с мифологическими верованиями, уходящими в далекую древность. У различных народов — древних кельтов, германцев — можно встретить элементы звериного стиля, но нигде он не достигали такой поэтичности, как в русской культуре. В западноевропейской практике тератологические мотивы искусно вплетались в саму орнаментальную вязь и являлись составной частью инициала. Затейливое переплетение цветущих розанов, пышных листьев, розеток также привлекало внимание (6).

Узор так запутан, что в нем трудно выявить отдельные изображения, связать хвосты дракона с его же головами и шеями, проследить изгибы змеиных тел или стеблей растений. Такая драматическая напряженность была характерна именно для западноевропейского сознания, в русском же зверином орнаменте животные лишены ощущения борьбы. Каждое изображение животного само по себе самоценно.

Образ зверя «ставит» акцент в непрерывной линии орнамента. Безусловно, в кельтском, немецком, английском искусстве зверь представляет собой часть орнаментального завитка, он заметен только при тщательном изучении сплетения линий. В русской культуре художник более внимательно относится к «зверю». В миниатюрных лицевых изображениях на общем фоне «плетенки» можно различить голов зверя, его хвост, лапы (8).

Рассматривая компоненты, составляющие характеристику орнамента, как базисную единицу народного искусства, знакомясь с художественным языком орнамента, можно сказать, что он гораздо сложнее, чем кажется при первом восприятии.

 


Заключение

 

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяют ткань, а кисть – иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр.

Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта.

Они применимы и для кухни в виде скатерти, салфеток, прихваток, для гостиной как диванные подушки, и декоративное панно, для спальни :покрывала, наволочки на подушки.

Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны тем, что других таких нет во всем мире.

Сегодня вокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в тех странах, где оно появилось раньше, чем у нас. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута.

Термин «лоскут» имеет два значения: первое – лоскут как единичный элемент, деталь; второе – лоскут как материал для производства.

Продолжая и развивая традиции, современные мастера разрабатывают новые, удивительные узоры и находят необычные цветовые сочетания.

Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Подводя итоги нашей курсовой работы, можно сделать вывод, что поставленные цели и задачи были достигнуты: изучен и проанализирован имеющийся теоретический материал по проблеме исследования, собран иллюстративный материал, освоены техники лоскутного шитья и создана творческая работа.

Собранный теоретический материал может быть использован студентами и преподавателями на занятиях декоративно-прикладного искусства и учителями в общеобразовательной школе на уроках при изучении темы «Русский орнамент», а также в кружковой работе. Сама творческая работа может являться элементом декора в интерьере.

 


Список литературы

 

1. Ивановская В.И. Русские орнаменты.-М.: В.Шевчук, 2006.-226с.

2. Качаева М.А. Сокровища русского орнамента. –М.: Белые альвы, 2008.-208с.

3. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник.-М.:Наука, 1978.-207с.

4. Стасов В.В. Русский народный орнамент. - СПб, 1872. - Вып. 1.

5. Википедия. Свободная энциклопедия. Орнамент -http://ru.wikipedia.org/wiki/Орнамент (21.10.10)

6. Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А.. Орнаменты. Стили. Мотивы- http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/74.htm (20.12.10)

7. Дамские рукоделия. Пэчворк — искусство вдохновения- http://www.ma-dam.ru/index.php?menu_id=373&menu_parent_id=329 (17.12.10)

8. Древнерусский орнамент - http://art-blog.su/post97672994 (11.11.10)

9. Зайцева О.В. Лоскутное шитье: Практическое руководство- http://fictionbook.ru/author/olga_zayiceva/loskutnoe_shite_prakticheskoe_rukovodstvo/read_online.html?page=1 (22.11.10)

10. Кириллов М, Некина Т. Статья о значении орнаментов - http://karelalaine.blogspot.com/2010/02/blog-post.html (25.10.10)

11. Клуб шитья и рукоделия - http://www.elfort.ru/article.php?id=2 (15.12.10)

12. Лоскутное шитье. От истоков до современности // - http://www.museum.ru/N20175 (18.10.10)

13. Мой компас. Пэчворк.- http://moikompas.ru/compas/patchwork(18.10.0)

14. Осетров Е. Живая древняя Русь. Язык таинственных узоров- http://www.bibliotekar.ru/rusDrevnyaya/5.htm (17.12.10)

15. Русский Север : история и традиции лоскутного шитья - http://www.quilters.ru/events/events_detail.php?ID=13310 (18.10.10)

16. Северный орнамент - украшение, оберег, посредник -http://www.ethnic-tour.ru/etnicru/edu/orn (4.10.10)

17. Сидельникова А. История квилтинга (quilt), виды квилтинга и немного о тканях -http://loskutnik.ru/article/read/istoria_kviltinga_vidy_kviltinga_i_nemnogo_o_tkanyah.html (16.10.10)

18. Страна советов. Пэчворк - лоскутное шитье - http://strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/2419-patchwork.html(18.09.10)

19. Шитье из лоскутков. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» // 1998. №2 - http://www.nkj.ru/archive/articles/10341/ (15.11.10)



2019-10-11 209 Обсуждений (0)
Символика русского орнамента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Символика русского орнамента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)