Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полномочия и ответственность Банка России



2019-10-11 160 Обсуждений (0)
Полномочия и ответственность Банка России 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии со ст. 3 Закона «О Центральном банке РФ» у Банка России 3 цели деятельности:

1. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

2. развитие и укрепление банковской системы РФ;

3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов (платежей).

Преследуя указанные цели (функции), Банк России решает целую совокупность задач. Для реализации целей (функций) своей деятельности и соответствующих задач Банк России, в частности, имеет право:

 - издавать нормативные акты, обязательные как для федеральных органов вла­сти, власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, так и для всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетен­ции (т.е. по всем вопросам, связанным с проведением банковских операций) и не урегулированным непосредственно в федеральных законах;

- участвовать в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. В свою очередь министр финансов РФ и министр экономики РФ или по их поручению их заместители участвуют в заседаниях Совета директоров ЦБ с правом совещательного голоса. Банк Рос­сии и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действи­ях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской си­стемы и приоритетов единой государственной финансовой политики;

- хранить у себя средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено федеральными законами. Банк России без взимания комиссионных осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции обслуживания государ­ственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ. Банк России и Минфин РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных операций по поручению Правительства РФ;

- устанавливать:

1. процентные ставки по своим операциям. ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или прово­дить процентную политику без фиксации процентной ставки;

2. нормативы, обязательные для кредитных организаций, в том числе нормативы резервных требований;

3. обязательные для кредитных организаций правила проведения банков­ских операций, правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов (пла­тежей), бухгалтерского учета, составления и представления отчетности;

- запрашивать и получать в соответствии с перечнем, установленным Сове­том директоров ЦБ, у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации;

- предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнитель­ных органов, а также к главным бухгалтерам кредитных организаций;

- регулировать общий объем кредитов, выдаваемых кредитным организациям;

- проводить с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, в частности, следующие операции (они должны служить достижению законодательных целей деятельности ЦБ), в том числе на комиссионных началах:

1. выдавать кредиты на срок не более 1 года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено в законе о федеральном бюджете;

2. покупать и продавать чеки, векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроком погашения не более 6 месяцев;

3. покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

4. покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более 1 года;

5. покупать и продавать иностранную валюту, платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

6. покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные валютные ценности;

7. проводить расчетные (платежные), кассовые и депозитные операции, прини­мать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

8. выдавать гарантии и поручительства;

9. проводить операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

10. выставлять чеки и векселя в любой валюте.

При этом обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: драгоцен­ные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя со сроками погаше­ния до 6 месяцев; государственные ценные бумаги; в случаях, установленных Сове­том директоров ЦБ, — другие ценности, а также гарантии и поручительства;

- осуществлять банковское обслуживание представительных и исполнительных  органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинс­ких частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России вправе об­служивать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регио­нах, где отсутствуют кредитные организации;

- представлять интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками дру­гих государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях;

- выдавать разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, проводить аккредитацию представительств кредитных организаций других государств на территории РФ, открывать свои представительства в других государствах;

- устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю;

- организовывать и осуществлять валютное регулирование и валютный контроль;

- вести постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями законодательства, нормативных актов Банка России, в том числе установленных ими обязательных нормативов;

- проводить проверки кредитных организаций и их филиалов, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений, применять в необходимых случаях к нарушите­лям предусмотренные законом меры воздействия, вплоть до отзыва у них лицензий;

- анализировать деятельность кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.

Банк России не может:

а)  входить в капиталы кредитных организаций, если иное не установлено федеральным законом (но может участвовать в капиталах и деятельности международ­ных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кре­дитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств);

б) давать кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (за исключением случаев, когда это предусматривается в законе о федеральном бюд­жете), давать кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, ме­стных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

в) вести банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями (не имеющими лицензии на банковские операции), и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в Законе;

г)  осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

д) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением
случаев, предусмотренных в Законе;

е) пролонгировать выданные кредиты (исключение может быть сделано по решению Совета директоров ЦБ).

Условно ответственность ЦБ РФ можно разделить на 2 аспекта. Первый связан с процедурами утверждения и осво­бождения от должностей руководства Центробанка, второй касается его подотчетно­сти Государственной Думе в плане некоторых содержательных моментов работы.

Первый аспект включает в себя следующие моменты.

1.  Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, и это означает, в частно­сти, что:

Председателя Банка России назначает на должность и освобождает от должно­сти Дума (по представлению Президента РФ);

членов Совета директоров Банка России назначает на должности и досрочно освобождает от должностей Дума;

2. Высшим органом управления Банка России является коллегиальный Совет
директоров, в который входят Председатель Банка России и 12 других членов.

Председатель Банка России назначается на должность сроком на 4 года. Кандидатуру на эту должность Президент представляет не позднее чем за 3 месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. В случае дос­рочного освобождения от должности Председателя Президент представляет канди­датуру на эту должность в 2-недельный срок с момента освобождения. Если канди­датура, предложенная на должность Председателя, отклонена, то Президент в тече­ние 2-х недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более чем 2 раза. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более 3-х сроков подряд[5].

Дума по представлению Президента может освободить Председателя Банка Рос­сии от должности только в случаях, если: истек срок его полномочий; он не в состоянии исполнять свои служебные обязанности (что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии); он сам подал заявление об отставке; совершил уголовно наказуемое деяние (должно быть установлено всту­пившим в законную силу приговором суда); нарушил федеральные законы, регули­рующие деятельность Банка России.

Остальных членов Совета директоров назначает на должности тоже Дума (и также на 4 года), но по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом. Освобождаются они от должностей в несколько ином порядке: если истек срок их полномочий, то их увольняет Председатель, если этот срок не истек, то требуется решение Думы (по представлению Председателя ЦБ).

Во втором аспекте ответственности Центрального банка

Дума:

- проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участи­ем его представителей;

- 2 раза в год заслушивает доклад Председателя Банка России о деятельно­сти ЦБ (при представлении годового отчета и Основных направлений еди­ной государственной денежно-кредитной политики);

- определяет аудиторскую фирму для проведения ежегодной аудиторской проверки Банка России;

Банк России:

- ежегодно не позднее 1-го октября представляет в Думу (а также Президенту и Правительству РФ) проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год и не позднее 1-го декабря — окончательный вариант этого документа. «Основные направления...» должны включать в себя: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основ­ные ориентиры, параметры и инструменты намечаемой денежно-кредитной политики. Дума рассматривает документ и принимает решение;

- ежегодно не позднее 15-го мая представляет Думе свой годовой отчет (утвержденный Советом директоров), в который входят:

1) отчет о деятельности ЦБ, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платеж баланса РФ, а также перечень мероприятий в части государственной денежной и кредитной политики, проведенных Банком России;

2)  годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли. При этом Банк России обязан перечислить в федеральный бюджет 50% фактически полученной по итогам года балансовой прибыли только после утверждения отчета Советом директоров. Оставшуюся прибыль Совет директоров направляет в резервы и фонды различного назначения;

3)  порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;

4)  аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

Дума направляет годовой отчет ЦБ РФ Президенту, правительству (для заключения), рассматривает его сама и принимает решение. Отчет публикуется не по­зднее 15 июля года, следующего за отчетным;

- ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая
динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.

Таким образом, в ключевом вопросе разработки денежной и кредитной полити­ки ответственность ЦБ РФ явно невысока: он всего лишь представляет Думе «Основные направления...», а Дума ограничивается лишь рассмотрением указанного важ­нейшего для экономики страны документа и принимает решение, которое в прин­ципе никого ни к чему не обязывает. Оборотной стороной этого является то, что федеральная исполнительная власть, как показывает опыт последних лет, может побудить руководство ЦБ «переписать» основные положения денежно-кредитной политики, даже если это совсем не улучшает содержание документа.

 



2019-10-11 160 Обсуждений (0)
Полномочия и ответственность Банка России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полномочия и ответственность Банка России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)