Понятие, сущность и характеристика правовых установок граждан
Правовая установка личности – содержательно-динамический (поведенческий) компонент правосознания личности, выражающий предрасположенность и готовность личности к совершению правового поведения определенного типа (вида). Результатом правового воспитания является сформировавшаяся правовая установка, показывающая отношение личности к существующим правовым установлениям и институтам, что приводит к следующему заключению: для наиболее полного понимания сущности правовой установки необходимо рассмотрение ее связи с понятием смысла, отношения, жизненной позиции.[19] Такой подход позволяет сделать вывод о том, что установка есть целостное состояние субъекта, предшествующее проявлению активности. Понятие правовой установки тесно связано с такими понятиями, как «ориентация», «позиция» личности, что дает возможность при сопоставлении данных понятий раскрыть смысл правовой установки как одной из разновидностей социальной установки. К указанным понятиям можно также отнести «ценность» как объект, на который направлена установка.[20] Не случайно установка выступает в качестве направленности личности, ее ориентированности. Определенное отношение личности к объекту деятельности складывается на основе оценки, причем объекты осознаются как ценности, это уже фактически положительное отношение личности, способствующее выработке соответствующих им правовых установок. Правовая установка является результатом объективации личности, представляющей вид субъектно-объектных взаимоотношений человека с окружающей действительностью. Отношение индивида к условиям социальной действительности – вот главный признак, с помощью которого можно определить установку личности, ее направленность и поведенческую готовность. Индивид становится личностью только под влиянием общества, а его деятельность в той или иной степени подконтрольна сознанию.[21] Исходя из представленных мнений можно сделать ряд выводов: Первое. Правовая установка как разновидность социальной установки, являясь одним из основных и важных регуляторов поведения людей, представляет собой систему потребностей, интересов, взглядов, идеалов, имеющих определенную направленность. Второе. Правовая установка является ядром правового сознания, воплощающим базовые, отправные идеи, убеждения, ценности, относящиеся к важнейшим сферам жизнедеятельности общества и государства. Третье. Правовая установка есть то звено, которое связывает личность и право, правовые чувства, мотивы, отношения, оценки с социально-правовой активностью, правовым поведением. Четвертое. Правовая установка, с одной стороны, представляет собой готовность личности проявить активность в области познания, применения, реализации права, а также в правотворчестве, это «настройка» всей структуры правосознания, всех его элементов таким образом, чтобы личность смогла выполнить нормативные предписания. С другой стороны, она выражает отношение индивида, коллектива, общества в целом к Конституции РФ[22], другим действующим правовым нормам, к практике их реализации, а также к желаемым изменениям правовых институтов. Пятое. Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые установления, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлении так, а не иначе. Ввиду сложности структуры правовой установки, методов ее выявления классифицировать правовые установки следует по нескольким критериям, что позволяет наиболее полно раскрыть их сущность. К указанным критериям целесообразно отнести следующие: – сфера правоотношений, регулируемая нормами той или иной отрасли права; направленность на различные отрасли права; – длительность действия правовых установок; – степень фиксированности установок; – степень осознанности правовых установок; – оценка личностью правовых предписаний (правовых норм и принципов); – оценка личностью собственного правового поведения; – мотивы (причины, цели) правомерного и неправомерного поведения; – потребности, интересы личности; – реальное поведение личности в ситуациях, предусмотренных нормами права.[23] 1). Нормы, изданные различными государственными органами, нормы различных отраслей права имеют неодинаковую силу воздействия на поведение личности. Так, правовые установки у определенного круга лиц формируются под влиянием возможности применения санкций, а различие санкций, к примеру, уголовного и трудового права, весьма существенно. Нормы различных отраслей права регулируют разные виды деятельности граждан, а деятельность – реальное поведение. 2). Различие между правовыми принципами и правовыми предписаниями предопределило и различие между правовыми установками: – правовые установки, связанные с действием принципов права, служат характеристикой жизненной позиции личности; – правовые установки, направленные на соблюдение конкретных правовых норм, должны прекратить свое существование с отменой правовых предписаний. 3). Как правило, правовые установки делятся на фиксированные и актуально-моментальные. 4). Критерием осознанности правовой установки является отношение личности к тем или иным правовым ценностям: – осознанность правовых установок означает оценку личностью образа действий, предусмотренного в нормах права, т. е. возникает «идеальная» правовая установка; – правовая установка может быть определена по степени осознанности собственного поведения личности, его соответствия правовым нормам (позитивная, нейтральная, негативная правовая установка). 5). Сущность правовых установок, направленных на тот или иной вид социально-правовой активности, определяет мотивы и соответствующие им цели. Отсюда правовые установки могут быть направлены на: – правомерное поведение; – неправомерное поведение.[24] Причем необходимо учитывать не только ведущий мотив, но и остальные, менее выявленные мотивы. Поэтому целесообразно выделить смешанные правовые установки. 6). За мотивом правомерного поведения «кроется» главный критерий правовых установок – потребность. Потребность является первоначальным, глубинным фактором зарождения правовой установки на соблюдение норм права. Потребность имеет свойственные ей характерные, специфические черты: – потребность в создании, применении или реализации правового требования всегда выступает как выражение воли или общества в целом, или отдельных социальных групп. Личность в большинстве случаев обязана подчинить, согласовать свои потребности с потребностями общества; – потребность в сфере правового регулирования всегда должна иметь четкое оформление; – правовая потребность выступает как необходимость правового урегулирования тех или иных общественных отношений. Исходя из этого, выделим следующие виды потребностей: – потребности личности в участии в процессе разработки и принятия законов; – потребности в деятельности по охране общественного правопорядка; – потребности, возникающие в сфере трудовых правоотношений и др. 7). По типу поведения (соответствие и несоответствие нормам права и их целям) правовые установки в сфере действия права могут быть как позитивными, так и негативными.[25]
4. Механизм формирования правовых установок граждан
Формирование правовых установок целиком зависит от совокупности факторов социальной и психологической действительности. Необходимо подчеркнуть, что под воздействием различных социально-психологических факторов как объективного, так и субъективного характера человек осмысливает и усваивает правовые и нравственные нормы, регулирующие общественную жизнь в стране. В процессе формирования правовой установки взаимодействуют познавательные, эмоциональные, волевые процессы, необходимые для успешного правового развития личности.[26] Органическая связь всех социально-психологических явлений создает основу формирования правовой установки. В процессе восприятия правовой информации в сознании индивида протекают познавательные и оценочные процессы, которые составляют психологическую базу волевой деятельности личности. Принимая решение, индивид должен осознать не только возможные последствия, но и значение предпринимаемых действий как социальных актов, которые получают положительную или отрицательную оценку. Процесс осознания юридической значимости конкретного деяния имеет особое значение для формирования содержания правовой установки, так как в этот момент право воздействует на волю человека, обусловливая выбор решения и характер поведения. Благодаря мыслительному процессу человек способен на основе полученных знаний в области права ориентироваться в окружающей его действительности. При этом происходит постоянный отбор правовой информации в целях установления соответствия реальности потребностям, интересам, социальной направленности субъекта. От правовых источников, из которых личность получает правовую информацию зависит объем и глубина правовых знаний, непосредственное отношение личности к праву, влияющие, таким образом, на формирование правовой установки. К наиболее общим факторам, оказывающим воздействие на формирование правовой установки, могут быть отнесены такие, как: политическое устройство общества, уровень развития общественного правосознания, система духовных ценностей общества, существующая правовая система и ряд других.[27] Существенное влияние на отбор правовой информации оказывают специфические условия, в частности, так называемые первичные, мнения, оценки, суждения, которые имеют место в группе, коллективе, где человек не только осуществляет свою деятельность, но и проводит свой досуг. Большое значение для отбора правовой информации имеют не только внешние факторы – общие и специфические, но и внутренние, т.е. те компоненты психики индивида, которые сами являются результатом воздействия социальной среды. Оттого, какие идеи, взгляды у человека, каково соотношение окружающих его социальных факторов с его социальной направленностью зависит состояние правовой установки и, соответственно, психологический облик человека. Иными словами, речь идет о мировоззрении человека как полноправного гражданина своего государства. Явления, воспринимаемые индивидом, так или иначе соотносятся с его мировоззрением, насколько оно объективно, зависит поведение субъекта, направление его деятельности, а также взаимосвязь с обществом. Необходимо отметить, что мировоззрение включает в себя правовые представления, идеалы и убеждения. Безразличное отношение к правовым нормам, правовой реальности приводит к тому, что человек склонен совершать различные правонарушения. Это свидетельствует о наметившихся пробелах, изъянах, которые являются показателем содержания правовой установки. В формировании правовых установок людей особая роль принадлежит их волевой активности.[28] Воля – необходимое условие формирования правовых установок на достижение целей и реализацию своих желаний. В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов. Первый этап – возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Затем определяются возможности достижения этой цели (второй этап) и мотивы (третий этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше происходит борьба мотивов (четвертый этап). Взвесив все «за» и «против», рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (пятый этап). Продолжительность каждого из этапов различна и зависит от особенностей личности и объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (способность сделать окончательный выбор). Заключительным этапом всякого волевого процесса является то или иное действие. Это действие может быть самым разнообразным и выражается в различных видах человеческой деятельности и поведении. При рассмотрении вопроса о социально-психологических факторах, влияющих на формирование правовой установки, необходимо уделить особое внимание вопросу о социально-правовой активности личности. Социальная активность – довольно широкое понятие, которое включает в себя правовую активность. Социальная активность часто выступает в форме правовой активности. Трудовая, производственная активность иногда столь тесно переплетается с активностью личности в сфере правового регулирования, что за повседневной трудовой деятельностью личности, оказывается трудно увидеть проявление правовой активности. В действительности же человек изо дня в день следует (или не следует) правовым предписаниям точно так же (а иногда и в большей степени), как и требованиям других социальных норм. Помимо указанных факторов в основе формирования правовой установки лежит воспитание (нравственное, духовно-культурное, эстетическое и т.д.). Важное место в процессе формирования правовой установки отводится правовому воспитанию, которое представляет собой довольно сложный, многоаспектный, целенаправленный процесс. История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке. Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности оно обосабливается как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом. Укрепление правосознания предполагает приобретение субъектами правового воспитания должного уровня правовой подготовки, системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Итак, правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность соблюдать закон.[29]
5. Нравственно-правовая социализация и правовые установки граждан
Становление и развитие человека как личности, как субъекта с активной жизненной позицией связано с усвоением и осмыслением всего огромного и многообразного социального опыта, с формированием различных форм сознания (политического, нравственного, религиозного, правового). Так как личность является элементом действующей общественной системы, то ее социальная активность регулируется ценностями и механизмами этой системы, которые, в свою очередь, диктуют личности предписывающие варианты жизненных ситуаций и одновременно пути их разрешения, варианты и требования соответствующего поведения.[30] Социально-общественная система объективно обязывает личность выполнять задаваемые интересами и потребностями членов общества многообразные функции и решать поставленные задачи. Психическое развитие каждой личности изначально выступает как социальный процесс со всеми своими сложными и многообразными особенностями и свойствами. Можно указать следующие особенности нравственно-правовой социализации личности: а) нравственно-правовая социализация во-первых, есть восприятие индивидуумом общественных норм и ценностей, усвоение им социального опыта. Здесь активным субъектом является индивид. Во-вторых, она подразумевает передачу социального опыта от общества к личности. Здесь субъектом, наоборот, является общество. В отношении же к нему индивида на первое место выходит пассивное восприятие. Однако это восприятие, в свою очередь, должно иметь результатом формирование активной жизненной позиции личности; б) формы нравственно-правовой социализации личности тематизи-руются соответственно таким формам отношения человека и общества, как образование и воспитание индивида; в) нравственно-правовая социализация личности развивается только в тесном взаимодействии с деятельностно-адаптационной социализацией. При этом деятельностно-адаптационная форма является ведущей, субстанциальной в отношении общего процесса социализации личности. А нравственно-правовая – определяющей, но в то же время и вторичной по отношению к форме деятельностно-адаптационной, зависимой от нее. Во многом это определяется самой природой правовой нормы; г) важнейшим результатом нравственно-правовой социализации является формирование правовой установки и правосознания в целом, которое составляет собственно образовательный момент в процессе социализации (образование и воспитание здесь неразрывно связаны). Уровень развития правосознания может свидетельствовать о степени социализации личности. С помощью передачи социального опыта общество влияет на формирование правовых установок личности, ее сознания и поведения. Получение образования молодым поколением является важной формой передачи им соответствующего социального опыта и основным средством формирования правовых установок, правовой идеологии и правовой психологии, поскольку продукты, явления, ценности общей жизнедеятельности, передаваемые новым поколениям, образуют такое психологическое свойство, как общественная память. Правовое сознание как одна из форм общественного сознания имеет двойную связь с процессом социализации личности. С одной стороны, приобретенный жизненный опыт и практический опыт человека в области права оказывают прямое влияние на формирование его правовых установок, отношений, взглядов, ценностных ориентации. Уровень правосознания субъекта, а именно, его способность ориентироваться в сфере права, умение дать оценку правовой действительности, мотивация юридически значимого поведения, зависит от его социальных связей, от отношения к правовой культуре общества, а также отклонение от нее в сторону иных субкультурных образований, которые влияют на характер воспринимаемой правовой информации. С другой стороны, правовое сознание не только накопитель правовых знаний, юридической практики гражданина. Формируясь под воздействием внешних влияний, правосознание, в порядке обратной связи, посредством сформировавшейся правовой установки, выполняет определенные функции правового регулятора поведения индивида. В процессе правовой социализации личность усваивает основные моменты правового регулирования общественных отношений внутри государства, осваивает систему законодательства, сущность правовых отношений, а именно, социальные ценности, опосредованные правом, фундаментальные стереотипы ориентации в социально-правовой сфере, механизмы саморегуляции правового поведения и организации общения в рамках действия права, основы правовой культуры.
Заключение
Подводя итог, можно отметить, что правовая установка личности, как составная часть правосознания, являющаяся предметом изучения правовой психологии, включает в себя совокупность эмоций, чувств, привычек, переживаний, зафиксированных в сознании индивидов, постепенно приобретаемых в полном объеме в процессе жизнедеятельности и под воздействием социально-психологических факторов и выступающих в качестве устойчивой, надежной основы, оценки правовой действительности. С учетом вышеизложенного целесообразно сделать следующие выводы. Формирование любой личности протекает под непосредственным воздействием многообразных процессов ее социализации, под которой понимается процесс становления и развития личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Значимость правовой социализации состоит в формировании таких правовых установок у граждан, которые обеспечивали бы правовую активность, правомерное поведение, а также стремление к построению правового государства. Правовая установка и правовое сознание формируются в процессе правовой социализации и одновременно становятся существенным фактором этой социализации. По теоретическим соображениям в ходе правовой социализации индивид, овладевая определенным набором правовых знаний, юридических норм, принципов и требований, усваивает эти правовые ценности таким образом, что они превращаются в личные убеждения и намерения, становятся жизненной потребностью. Из сказанного видно, что правовая социализация должна быть в прямом соотношении с правовой установкой и, соответственно, правовым сознанием. Прослеживается определенная взаимозависимость, гармоническое сочетание между правовой социализацией, формирующейся правовой установкой и правовым сознанием в целом. Чем качественнее связь между этими категориями, тем реальнее выполнение задач, связанных с построением правового государства, государства с продуктивной, состоявшейся правовой системой и жестким механизмом правового регулирования общественных отношений. Можно выделить следующие основные направления формирования позитивных правовых установок. 1. Формирование у граждан положительного отношения к праву как социальной ценности – это, в первую очередь, воспитательное воздействие правовых ценностей на поведение граждан в течение всей жизнедеятельности; ценностный аспект права важен тем, что он является стимулирующим фактором образования позитивной правовой установки субъекта правовых отношений. Во многих случаях социальные ценности, отраженные в праве, становятся правовыми идеями, принципами права, находят в нем свое как бы «второе рождение». Социальные ценности возникли в сфере экономических, политических и идеологических отношений, но, будучи закреплены в праве, стали и правовыми ценностями, юридическими идеями-принципами. Если рассмотреть ценностный аспект права в плане его влияния на генезис индивидуального поведения, нетрудно будет заметить существенные отличия его от влияния информационного аспекта. Во-первых, ценностное воздействие права на поведение не столь конкретно, как информационное. Социальная ценность, содержащаяся в праве, большей частью не указывает на признаки конкретного поступка, она лишь «дает направление» для действий, создает основу для принятия правомерного и нравственного решения. Стало быть, ценность, выраженная в праве, не способна подсказать, если можно так выразиться, юридическую тактику поведения, но зато она указывает на его стратегию. Ценностные представления входят в правовое и нравственное сознание лица, становятся неотъемлемой частью его психологии, а в коллективе образуют устойчивые традиции, стиль взаимоотношений людей. Искаженные ценностные ориентации могут породить противоправное поведение. Во-вторых, ценностный аспект права влияет на более глубокие элементы генезиса поведения, чем простая информация о желаемом или запрещенном. Правовые ценности способны воздействовать на все, в том числе и на самые отдаленные звенья причинной цепочки, из которой складывается генезис поступка: на потребности, интересы, цели, выбор средств и совершение поступка. В стадии принятия решения ценностный аспект играет особенно существенную роль, потому что наряду с другими факторами определяет, какие из вариантов поступка могут быть избраны субъектом. 2. Повышение уровня правовых знаний граждан – в силу приобретенных правовых знаний индивид легко ориентируется в действующей правовой действительности. Наличие более полных знаний правовых предписаний, умение применять их на практике, выполняя юридически значимые действия, постоянно совершенствуя свои правовые знания, непосредственно отражается на степени понимания государственно-правовых явлений и позволяет более рационально реализовывать свои права и выполнять обязанности, установленные государством. 3. Психологическое воспитание (подготовка) личности является важным звеном в механизме формирования позитивных правовых установок; психологическое воспитание и обучение – это составляющие высококультурного и образованного человека, это то, без чего индивид не может состояться как личность. Психологическое обучение представляет собой постоянно действующую систему знаний, установок, способов, приемов, навыков, с помощью которых в процессе обучения достигается практическая адаптация студента к своей будущей деятельности, гарантирующая ему успешную акклиматизацию в обществе. Психологическое обучение как существенная часть становления высокообразованных граждан составляет надежную основу для фиксации, совершенствования, развития, утверждения правовых установок, а в конечном счете и правосознания в целом. Истинная ценность позитивных правовых установок граждан проявляется в полной степени только в сложных меняющихся ситуациях, когда и проверяется, насколько готов человек принимать оптимальные решения и действовать в соответствии со своей правовой установкой. В результате психологического обучения должен вырабатываться четкий, сложившийся стереотип относительно мировоззрения личности без каких бы то ни было упрощений, условностей, домыслов, абстракций. Основой устойчивого психологического состояния индивида и его правовой установки могут служить его умственные, познавательные, эмоциональные, волевые качества, необходимые и достаточные для дальнейшей жизнедеятельности.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110. 2. Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1996. 3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1994. 4. Иоффе О. С. Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. – М., 1962. 5. Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. – Ярославль, 1995. 6. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. – М.: Инфра-М-Норма, 1996. 7. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М., 1996. 8. Комаров. Теория государства и права. – М., 1996. 9. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1886. 10. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. – М., 1976. 11. Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. – М., 1996. 12. Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996. 13. Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001. 14. Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной практики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенческой науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: СГИ, 2000. 15. Лившиц Р. З. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. 16. Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концептуальные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъюнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. 17. Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотрудников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999. 18. Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: основные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. 19. Малько А. В. Экзамен по теории государства и права. – М., 1996. 20. Мальтузов Н. И., Малько А. В. Курс лекций по теории государства и права. – М., 1996. 21. Марченко М. Н. Теория государства и права. – М., 1996. 22. Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995. 23. Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 1996. 24. Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. 25. Пиголкин А. С. Общая теория права. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. 26. Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. – Львов. 1985. 27. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1996. 28. Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. – М., 1995. 29. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1997. 30. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1911. [1] Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1994. – С. 280. [2] Иоффе О. С. Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. – М., 1962. – С. 329. [3] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1996. – С. 314. [4] Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. – Ярославль, 1995. – С. 27. [5] Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. – М.: Инфра-М-Норма, 1996. – С. 98. [6] Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. – М., 1995. – С. 95. [7] Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001. – С. 79. [8] Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концептуальные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъюнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 102. [9] Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М., 1996. – С. 364. [10] Комаров. Теория государства и права. – М., 1996. – С. 357. [11] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1886. – С. 675. [12] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1911. – С. 684. [13] Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. – М., 1996. – С. 371. [14] Кудрявцев В. Н. Право и поведение. – М., 1976. – С. 38. [15] Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. – Львов. 1985. – С. 126 – 127. [16] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996. – С. 413. [17] Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1996. – С. 379. [18] Лившиц Р. З. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. – С. 167. [19] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1997. – С. 370. [20] Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотрудников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999. – С. 57. [21] Малько А. В. Экзамен по теории государства и права. – М., 1996. – С. 176. [22] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110. [23] Марченко М. Н.Теория государства и права. – М., 1996. – С. 325. [24] Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. – С. 112. [25] Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995. – С. 180. [26] Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концептуальные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъюнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 138. [27] Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 1996. – С. 402. [28] Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: основные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 18. [29] Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной практики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенческой науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: СГИ, 2000. – С. 37. [30] Пиголкин А. С. Общая теория права. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – С. 295.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |