Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Автовокзал Центральный



2019-10-11 252 Обсуждений (0)
Автовокзал Центральный 0.00 из 5.00 0 оценок




В Минске автобус стал впервые развозить пассажиров в октябре 1924 года. Популярными у жителей города были так называемые культурно-бытовые линии. Например, было заключено соглашение с администрацией театра «Красный зал» на подачу автобусов к окончанию спектаклей. Подавались автобусы и к кинотеатрам. А к бане, которая находилась на улице Октябрьской, курсировали автобусы от Комаровки и с площади Свободы. Уже к осени 1927 года в Минске существовало шесть маршрутов: вокзал Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги – Комаровка, Серебрянка – Переспа.

От площади Свободы автобусы ходили также в Кальварию, Ляховку, Козырево, Дрозды. На всех маршрутах действовали свои тарифы. Так, проезд одного участка – от площади Свободы до электростанции «Эльвод» (ныне район цирка) стоил 10 копеек, два участка обходились пассажиру в 12 копеек, а весь маршрут вокзал – Комаровка в один конец – 24 копейки. Останавливались автобусы по требованию пассажиров, почти как нынешние маршрутки. Чтобы освоить технологию вождения, в Москву даже была направлена группа шоферов объединенной профшколы. Они водили автобусы как иностранных марок, так и отечественных.

В ближайшее время планируется провести реконструкцию Центрального автовокзала.

По ул. Кирова, на ее пересечении с ул. Свердлова находится Михайловский сквер. В нем установлены три интересные скульптуры – «Девушка с зонтиком», «Незнакомка», сидящая на скамейке и «Прикуривающий». Автор – минский скульптор Владимир Жбанов.

К привокзальной площади примыкает университетский городок. Белорусский государственный университет – старейшее высшее учебное заведение Минска, открытое в 1921 году. Сегодня на его 17 факультетах занимается более 16 тысяч студентов. На внутренней площади городка установлены скульптуры Франциску Скорине, Николаю Гусовскому, Сымону Будному и Василию Тяпинскому, Евфросиньи Полоцкой.

Площадь Независимости – главная административная площадь столицы. Это самая большая площадь Минска и одна из самых больших площадей Европы, занимающая 7 гектаров. В советское время площадь носила имя Ленина и была местом проведения демонстраций и парадов. В начале 90-х годов здесь собирались многотысячные митинги в поддержку независимости и демократических преобразований.

Формирование ансамбля площади связано с сооружением в 1934 году Дома Правительства по проекту архитектора Иосифа Лангбарда в стиле конструктивизма. Это самое крупное сооружение, созданное в белорусской архитектуре в довоенный период. Несмотря на большие размеры и холодные серые тона, здание не кажется громоздким благодаря своеобразному архитектурному решению. Объемы разной высоты как бы перетекают один в один, постепенно отодвигаясь и нарастая к центру, создавая впечатление четкости и динамизма.

Одновременно с открытием Дома правительства на площади перед ним был открыт памятник Ленину работы ленинградского скульптора Манизера. Семиметровый бронзовый памятник Ленину, установленный на постамент из черного лабрадора, стал самым высоким в бывшем Советском Союзе. Дом правительства и памятник представляют собой единый ансамбль.

Слева от Дома правительства – 14-этажное здание главного корпуса Педагогического университета имени Максима Танка. Он был образован в 1921 году как один из факультетов БГУ, а 10 лет спустя стал самостоятельным высшим учебным заведением. Здесь обучается более 14 тысяч будущих педагогов.

В сентябре 2004 г. в Белорусском государственном педагогическом университете состоялось открытие уникального для науки и культуры нашей страны сооружения – маятника Фуко. На торжестве присутствовали Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, преподаватели университета, ученые-физики, студенты.

Маятник Фуко экспериментально доказывает, что Земля вертится. Он представляет собой четырехгранную застекленную пирамиду высотой 7,5 метров, внутри которой на стальной проволоке подвешен шар.

Маятник Фуко в минском педуниверситете – первый в нашей стране и второй в СНГ (еще одно такое сооружение находится в планетарии Санкт-Петербурга). Всего в мире таких приборов около двадцати, в том числе в США, Франции, Румынии, Австралии, Кувейте.

В строгий административный стиль застройки площади яркимобразом справа от Дома правительства врывается костел святых Симеона и Елены, прозванный Красным костелом благодаря цвету его кирпичных стен и башен.

Костел построен в 1910 году на средства Эдварда и Олимпии Войниловичей в память об их умерших детях – Сымоне и Елене. Сымону было всего 12 лет; Елена не дожила одного дня до своего 19-летия. Легенда рассказывает, что Елена, уже тяжело больная, чувствуя приближение смерти, увидела во сне ангела, который показал ей невиданной красоты храм. Утром, проснувшись, она нарисовала по памяти увиденное во сне и просила родителей после ее смерти построить в память о ней и о ее брате точно такой костел.

Эдвард и Олимпия Войниловичи пожертвовали свое состояние на возведение храма – с условием, что он будет построен по выбранному ими проекту. Костел был возведен архитекторами Пойздерским и Маркони в редком романском стиле с характерным порталом входа, башнями, напоминающими замковые, узкими полуциркульными окнами.

На долю Красного костела выпало множество испытаний – он был разграблен большевиками, приспособлен под театр, киностудию, Дом кино, и только в 1990 году возвращен верующим. В 1996 году перед костелом была установлена статуя Архангела Михаила, пронзающего копьем крылатого змея. Он символизирует победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил издавна считается святым покровителем Беларуси.

Колокол Нагасаки. Этот колокол – напоминание о жертвах ядерных катастроф. Был установлен в сентябре 2000 г. в десятке метров от скульптуры Архангела Михаила. Колокол представляет точную копию колокола «Ангел», уцелевшего после атомной бомбардировки Нагасаки 9 августа 1945 г. Он подарен белорусскому народу католической епархией города Нагасаки. В основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из японских городов Хиросима и Нагасаки и из районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Ресторан «Папараць-кветка», Свердлова, 2. (За Красным костелом).

 

Здание является памятником архитектуры конструктивизма. В прошлом это была фабрика-кухня. В послевоенные годы оно несколько раз реконструировалось. Сейчас здесь размещается развлекательный комплекс – кафе, боулинг, казино, ресторан «Галактика», а также ночной клуб с дискотекой.

Музей истории кино. Улица Свердлова, 4.

В музее проводятся выставки, тематически связанные с кинематографом. Здесь выставлена постоянная экспозиция: «Золотой фонд белорусского кино». На которой представлена коллекция из истории белорусского кинематографа, выставлены раритетные образцы кинотехники (в том числе кинопередвижка 1940-х годов), исторические костюмы и аксессуары, эскизы художников-постановщиков к различным фильмам, множество фотографий.

Специально для того, чтобы зрительно уравновесить высотную доминанту площади – башню Красного костела – на противоположной стороне в 1984 году было сооружено здание Управления Минского метрополитена. Его 50-метровую башню с часами украшает флюгер в виде символа Беларуси – зубра. На первом этаже башни – вход на станцию метро «Площадь Независимости». Минское метро было пущено в 1984 году, действуют две линии, 20 станций. Первая линия метро – Московская – проходит вдоль проспекта независимости (бывший пр. Франциска Скорины).

Начало проспекта: слева – гостиница «Минск», справа – Главпочтамт. После ремонта гостиница «Минск», построенная еще в 1957 году, стала первым в Беларуси четырехзвездочным отелем. Главпочтамт сооружен в 1953 году по проекту одного из ведущих архитекторов того времени Владимира Короля. В украшении фасада и интерьеров использованы природный камень, художественная лепка и витражи.

По традиции, от почтамтов и отделений связи отсчитывали расстояние на шоссейных дорогах. Это повелось с той поры, когда плата за перевозку почты взималась в зависимости от удаленности адресата от почты. Но из этого правила есть исключения: на дорогах, идущих из Москвы, расстояние указывается от мавзолея Ленина, из Парижа – от медной бляхи, вбитой в мостовую на площади перед Собором Парижской Богоматери. От минского главпочтамта отсчет велся почти полвека, а с 2000 года расстояние отсчитывается от специального знака «Начало дорог Беларуси» – «нулевого километра» на Октябрьской площади.

Проспект Независимости (ранее – пр. Франциска Скорины) – главная магистраль нашего города. Его длина 17 км. Проспект назван именем белорусского первопечатника, выдающегося мыслителя-гуманиста эпохи Возрождения Франциска Скорины. Наша главная улица много раз меняла свое название. Она было проложена в середине 16 века как участок Московско-Венского почтового тракта. В конце 18 века, после присоединения Беларуси к Российской империи, улица была перепланирована первым губернатором Минска Захарием Корнеевым и названа в его честь Захарьевской. После революции это была улица Советская, потом – проспект Сталина, проспект Ленина и, наконец, а с 1991 года, после обретения Беларусью независимости, проспект получил название в честь Франциска Скорины, теперь – проспект Независимости. Это первая улица, которая поднималась из руин после второй мировой войны в освобожденном Минске. Участок проспекта, от площади Независимости до площади Победы, протяженностью 3 км, был полностью восстановлен буквально за несколько послевоенных лет. Эта часть проспекта считается одним из лучших в мире образцов градостроительной композиции середины 20 века, прекрасным примером единого стилистического решения, хотя в застройке участвовали самые разные архитекторы, в том числе ленинградские, которые использовали пропорции Невского проспекта: ширина проезжей части ровно в два раза больше высоты домов. Это дает ощущение простора, света, парадности и стало возможным потому, что и Невский проспект, и проспект Независимости (Скорины) строились практически на пустом месте. Невский проспект – отображение петровской мечты о городе-рае, городе-парадизе. Проспект Независимости – воплощение коммунистической идеи о «городе солнца», материализованном светлом будущем
(см. статью «Город-солнце»).

Архитектурный облик проспекта характеризуется сочетанием стилей классицизма, ампира, модерна, к каждому из которых обычно добавляют приставку «– нео» или «сталинский».

Слева, на пересечении с ул. Комсомольской, – желтое здание с характерным классическим четырехколонным портиком, возведенное в 1947 году архитектором Парусниковым для комитета государственной безопасности. Здание расположено в одной из самых высоких точек Минска. На его правом верхнем углу – башенка с наблюдательной площадкой, которую минчане прозвали «башней Цанавы». Лаврентий Цанава возглавлял Министерство национальной безопасности и, согласно городской легенде, по его приказу в нарушение всех законов симметрии была пристроена эта башенка. Для поддержания целостности композиции при строительстве в том же году угловых зданий на другой стороне проспекта на них также были сооружены башенки, в одной из которых разместились часы – первые городские часы восстановленного Минска, на сегодняшний день – старейшие часы столицы. Всего в Минске более 50 городских часов, не считая табло на проходных предприятий и станциях метрополитена. На улице под часами, напротив здания КГБ, установленпамятник «железному рыцарю» революции Феликсу Дзержинскому. Его родина – имение Дзержиново Ошмянского уезда Виленской губернии – находилось недалеко от Минска.

Строгая и торжественная композиция проспекта, включающая административные и жилые здания, памятники и скверы, сегодня несколько нарушена современными фирменными магазинами, бутиками, ресторанами и барами, занявшие первые этажи. Сегодняшний проспект – один из торговых центров столицы.

ГУМ (на пересечении с ул. Ленина).

Первым крупным магазином, появившимся на проспекте в послевоенном Минске, стал ГУМ – Государственный универсальный магазин. До сих пор это один из самых популярных магазинов Минска. Здание было построено в стиле неомодерна архитекторами Гегартом и Милеги. Открытие ГУМа планировалось на 5 ноября 1951 года. К открытию сюда было завезено множество дефицитных товаров – капроновые чулки, импортная обувь, мягкие игрушки. Очередь, выстроившаяся к ГУМу утром 5 ноября, оказалась столь огромной, что перекрыла движение на проспекте. Опасаясь давки, власти не решились открыть магазин 5 ноября, и открытие состоялось только на следующий день.
ГУМ оправдал ожидания – он предстал перед покупателями, как дворец. Лестницы были сделаны из мрамора, все торговое оборудование – из ценных пород дерева. На каждом этаже – по 4 кассовых аппарата в кабинах из красного дерева. В первый день работы ГУМа было продано так много товара, что деньги не помещались в кассовые аппараты, и кассирши складывали их в корзины для белья. Следующий день, 7 ноября, был выходным для всех, но не для работников ГУМа – они подсчитывали выручку.

В ГУМе можно было не только сделать покупки. На первом этаже стояли автоматы с одеколоном. Бросив в автомат монетку, желающие получали порцию одеколона на лицо или одежду – ведь приобрести целый флакон для многих было не по карману.

Возведение главного минского магазина велось ударными темпами, но тем не менее оно было задержано, хотя и не по вине строителей: при закладке фундаментов была обнаружена торфяная жила, и пришлось ждать, пока она не была полностью разработана. Поэтому в том месте под ГУМом, где проходила жила, на правом углу на пересечении проспекта с улицей Ленина, особенно глубокие подвалы, которые сейчас используются под склады и магазин стекла.

Напротив ГУМа – здание Национального банка Республики Беларусь. В нем организован музей денег.

Улица Ленина, на протяжении всего 19 века была главной улицей города и носила в то время название Губернаторская. Это была деловая и торговая улица. Здесь находились рестораны, магазины, крупнейшая в Минске гостиница «Европа». Застройка 19 века не сохранилась. Современный облик улицы Ленина сформировался в 50-е годы, одновременно с застройкой проспекта. Кстати совсем недавно гостиница «Европа» восстановлена, правда с изменениями и отклонениями от первоначального облика.

Главная улица вела к главной площади города. На протяжении четырех столетий, до 1933 года, когда был построен Дом правительства, административным, культурным и торговым центром Минска была площадь Свободы. Во времена Российской империи площадь называлась Соборной, ранее, во времена Великого княжества Литовского – Верхним рынком, а прилегающую к ней центральную часть Минска – Верхним городом. Здесь сохранились храмы и монастыри 17 века, жилая застройка 18 – 19 веков. Сейчас в Верхнем городе идет реставрация.

Застройка площади создавалась на протяжении последних трех столетий. На Верхнем рынке сохранился комплекс базилианских монастырей, бернардинский и иезуитский костелы 17 века, здание Гостиного двора 18 века, жилые дома 18 – 19 веков. В послевоенные годы было построено здание консерватории.

Рыночной площадью, или попросту Рынком, в старину называли главную площадь любого белорусского города. Минский Верхний рынок, названный так в отличие от более старого Нижнего, сформировался как торговый и административный центр в 16 веке. На Рынке устраивались ярмарки, собрания горожан, проходили праздники и гуляния. По периметру площади были воздвигнуты дворцы знати, дома купцов и богатых ремесленников, корчмы, аптеки, лавки. До нашего времени сохранилось здание Гостиного двора. На его первом этаже были галантерейные и фруктовые лавки, на втором размещались богатые чайные, шелковые, суконные магазины. На третьем этаже в жилых комнатах останавливались приезжие купцы.

Торговые ряды с отдельными лавками-ячейками окружали костел бернардинского монастыря. Здесь торговали в основном купцы из Вильни, поэтому торговые ряды получили название «виленчуки».

Верхний рынок был центром религиозной жизни. До нашего времени в перестроенном виде сохранился комплекс мужского и женского базилианского монастырей. Базилиане – от имени святого Базиля, или Василия – единственный монашеский униатский орден. Уния – союз католической и православной церквей – существовала на белорусских землях с 1596 года.

Женский базилианский монастырь был заложен в 1641 году униатским митрополитом Антонием Селявой. До нашего времени хорошо сохранились коридоры и кельи монахинь с крестовыми сводами, кухня, трапезная. Сейчас в отреставрированном монастыре действует детская музыкальная школа. При реставрации зданию вернули первоначальный вид с характерным для архитектуры тех времен фигурным фронтоном, украшающим фасад со стороны бывшей улицы Доминиканской (теперь Энгельса). (Улица называлась Доминиканской от названия монастыря доминиканцев, некогда стоявшего на ней). Через Доминиканскую улицу корпус женского монастыря соединялся двухэтажным переходом со Святодуховской церковью, примыкавшей к зданию мужского монастыря и служившей как базилианам, так и базилианкам. Церковь не сохранилась, а корпус мужского монастыря столько раз менял хозяев и, следовательно, внешний облик, что в нем сегодня трудно узнать бывшую обитель. Монастырь построен в начале 17 века в виде замкнутого четырехугольника с внутренним двором – такая конструкция, напоминающая замковую, позволяла использовать монастырь в оборонных целях. Часть корпусов до сих пор сохранила внутреннюю планировку 17 века с галереями, переходами, сводчатыми потолкам. При монастыре существовала школа, где изучались греческий, старославянский, белорусский и польский языки, работала типография. В монастырской библиотеке было собрано множество книг, документов, редких рукописей, в том числе известная Никифоровская летопись.

В 1795 году по распоряжению царских властей базилианские монастыри были закрыты, а четыре года спустя в здание мужского монастыря переведено Минское дворянское училище. В 1803 году оно было преобразовано в мужскую гимназию – первую классическую гимназию в Минске. В гимназии работали кабинеты физический, естественных наук, минералогии, для желающих преподавались рисование и музыка, действовали два хора и два оркестра.

В Минской гимназии получили образование выдающиеся деятели науки и культуры: композитор Станислав Монюшко, археолог Евстафий Тышкевич, поэт Янка Лучина, поэт и основатель «Общества филоматов», друг Адама Мицкевича Томаш Зан многие другие.

После пожара 1835 года гимназия была переведена в другое помещение, а в восстановленном в 1852 году в строгом классическом стиле здании разместились «присутственные места» – губернские административные учреждения. На первом этаже располагались губернская канцелярия, типография и архив, на втором – Минский окружной суд, нотариальная контора, кабинеты прокурора и вице-губернатора.

Сейчас в здании работает Минский областной совет профсоюзов.

Целый квартал с западной стороны площади в прошлом занимали владения иезуитов: коллегиум, школа и костел Иисуса, Пресвятой Девы Марии и святой Барбары. До нашего времени сохранился лишь костел. Его колокольня снесена, а здания коллегиума и школы перестроены до неузнаваемости. В 18 веке практически все образование в Минске находилось в руках иезуитов. В иезуитской школе, расположенной слева от костела, преподавали риторику, поэзию, грамматику и синтаксис, древнееврейский язык, теологию, этику, математику, физику, логику, философию. Костел был освящен в 1710 году. Это, несомненно, самое красивое здание из всех, возведенных в Минске с 17 по 19 века. Стиль барокко, в котором построен костел, не зря называли иезуитским – этот архитектурный стиль изначально был взят на вооружение иезуитами для воздействия на души людей. Фасад костела необычайно пластичен, но не перенасыщен деталями, характерен для белорусского барокко: фигурный фронтон заключен между двумя многоярусными башнями. На башнях установлено четыре колокола. Над входом – изображение Марии с младенцем. В восемнадцатом веке в костеле хранились реликвии святого Фелициана, а под одной из каплиц костела было захоронение Христофора Завиши – главного фундатора костела.

С 1799 г. в здании бывшего коллегиума иезуитов находились присутственные места, а с 1852 по 1917 г. – казенная палата.

Кстати, бывал в костеле иезуитов и царь Петр I. После запрещения ордена иезуитов в 1773 году костел стал приходским. Сейчас это католический Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии.

Слева от костела здание – бывшая иезуитская школа. С конца 18 века, во времена Российской империи здесь размещалась резиденция губернатора. Дом губернатора часто посещал будущий декабрист Никита Муравьев, руководитель тайного «Северного общества». В Минске был расквартирован Гвардейский корпус, выведенный сюда из Петербурга императором Александром I после возмущений Семеновского полка. В 1821 году в Минск для службы в гвардии прибыл Никита Муравьев. Блестящий офицер, образованный человек, он был принят в доме губернатора и мог пользоваться его крупнейшей в Минске домашней библиотекой. Здесь и был написан «минский вариант» проекта Конституции, главного идеологического документа декабристов.

В 1918 году в бывшем доме губернатора размещались правительственные учреждения БНР – Белорусской Народной Республики, а в 1919 году работало первое советское правительство Беларуси во главе с Жилуновичем. Здесь было провозглашено создание Белорусской Советской Социалистической Республики.

Дом губернатора был полностью перестроен в послевоенное время, как и вся бывшая Губернаторская улица (теперь – Ленина).

Самым главным административным зданием на Рыночной площади была Ратуша, которая, к сожалению, не сохранилась. «Ратуша» в переводе с немецкого означает «Дом собраний», дом для заседаний городского совета. Во времена Великого княжества Литовского ратуша была непременным атрибутом каждого белорусского города, имевшего Магдебургское право, то есть право на самоуправление. Минск получил магдебургское право в 1499 году – и над «вольным городом Менском» вознесся шпиль ратуши, украшенной часами, колоколом и городским гербом с изображением Девы Марии.

Ратуша была снесена в середине 19 века из-за того, что»… оно своим существованием напоминала жителям об обычаях минувшего времени, о магдебургском праве…», о древних традициях самоуправления. На решении о сносе ратуши стоит собственноручная резолюция царя Николая I. От нее сохранились только фундаменты и подвальные помещения. В 2002 г. она восстановлена в соответствии с архивными документами и данными археологических раскопок.

В камерную застройку Верхнего города диссонансом врывается громадина Дворца Республики, который находится справа. Строительство Дворца велось 20 лет и было завершено в 1999 году. Во Дворце проходят конгрессы, симпозиумы, концерты, спектакли, торжественные собрания. Большой зал Дворца рассчитан на 2700 посетителей.

Напротив Дворца Республики, в живописном ряду старинной городской застройки, на ул. Интернациональной, 31, в 19 – начале 20 века размещалась библиотека имени Пушкина.

Дом светло-зеленого цвета с восьмиколонным портиком, который находится слева в глубине двора, известен как «Дом Ваньковичей». Усадебный дом, построенный в 18 веке, принадлежал старинному шляхетскому роду Ваньковичей. Самый знаменитый представитель рода – художник Валентин Ванькович. Он прожил недолгую жизнь – ровно 42 года, родился 12 мая 1800 года, умер 12 мая 1842 года. Во время учебы в Виленском университете Валентин Ванькович стал членом тайного студенческого общества филоматов, его друзьями-филоматами были будущие прославленные поэты Адам Мицкевич, Антон Одинец, Юлиан Корсак. Ванькович писал их портреты и дарил им, благодаря чему некоторые работы художника сохранились в государственных и частных собраниях Франции, Англии, Польши, Литвы и России.

С 1824 года Ванькович учился в Петербургской академии художеств, вошел в круг передовой петербургской интеллигенции, был знаком с Жуковским, Вяземским, Пушкиным.

В 1839 году Ванькович уехал за границу. Узнав о своей неизлечимой болезни, работал без отдыха, не щадя себя. Последнее его произведение «Богоматерь Остробрамская» навсегда осталась в парижской церкви Сен-Северин. Валентин Ванькович умер от туберкулеза в доме Адама Мицкевича на руках поэта. Похоронен на кладбище Монмартр де Сен-Дени в Париже.

Сейчас в «Доме Ваньковичей» работает музей, где можно увидеть копии самой известной картины Валентина Ваньковича – «Мицкевич на скале Аю-Даг» и автопортрета художника. В «Доме Ваньковичей» проводятся музыкальные и литературные вечера.

Дом Ваньковичей в отличие от остальной застройки – настоящая усадьба, характерная скорее для сельской местности, поскольку располагается на самом краю Верхнего города, рядом с рекой Свислочь. Здесь кончалась центральная часть старого Минска и за Свислочью начиналось Троицкое предместье, получившее свое название, по-видимому, от костела Святой Троицы, построенного здесь в 16 веке.

Известный писатель и историк Захар Шибеко в своей книге «Минск. Страницы жизни дореволюционного города» назвал Троицкое предместье «чревом Минска». Здесь в многочисленных лавках всегда можно было купить свежую рыбу, горячие бобы, сыр, табак. На Троицкой горе устраивались воскресные базары, которые собирали множество крестьян, привозивших в город птицу, печеный хлеб, сало, зерно. Троицкая гора – одно из самых высоких мест Минска. Троицкий рынок существовал здесь до 30-х годов 20 века, пока не началось строительство Оперного театра, венчающего вершину холма. Перед театром в 1981 году установлен памятник поэту Максиму Богдановичу. Он здесь не случайно: одна из национальных опер, «Зорка Венера», написана на стихи Богдановича. И родился Максим Богданович здесь, в Троицком предместье.

От огромного когда-то Троицкого предместья сегодня остался всего один квартал в излучине р. Свислочи, сохранивший застройку 18 – 19 веков. Рядом, справа – необычный остров-памятник, который минчане называют «Островом слез».

Небольшой горбатый мостик, перекинутый через протоку Свислочи, ведет на искусственный остров – мемориальный комплекс «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами». В Сирии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, Эфиопии, Сомали, на Кубе погибло 789 солдат и офицеров из Беларуси. Но минчане воспринимают мемориал как памятник жертвам Афганской войны и называют его «Остров слез».
32 тысячи уроженцев Беларуси проходили службу в Афганистане в составе «Ограниченного контингента». 771 белорусских воинов погибли в Афганистане. 12 пропали без вести. Около 2000 бывших «афганцев» скончались от ран и болезней уже по возвращении домой, многие из них покончили жизнь самоубийством. 785 белорусов стали инвалидами после тяжелых ранений и контузий. Безвременно умирают от горя по погибшим сыновьям их родители.

"Остров слез" создавался группой украинских скульпторов и архитекторов под руководством Юрия Павлова и был торжественно открыт 3 августа 1996 года. Мемориал необычайно пластичен, насыщен художественными идеями и символикой. В центре мемориала – храм-памятник. Первый памятный знак на острове – валун с бронзовой иконой Божьей Матери – был установлен здесь еще в 1988 году как закладной камень.

Памятник погибшим воинам выполнен в виде храма. Он стоит на 16 сваях, уходящих в болотистую почву и укрепленных валунами. В основу его очертаний положен облик храма, основанного Евфросиней Полоцкой. Кому-то храм напоминает колокол, кому-то – опрокинутый цветок с четырьмя лепестками. На четыре стороны света обращены взоры скорбящих женщин, оплакивающих своих сыновей, мужей, внуков, братьев, возлюбленных. За каждой из четырех скульптурных композиций внутри храма – четыре алтаря с высеченными именами белорусских воинов, погибших в «горячих точках» нашей планеты. В алтарях – иконы «Матерь святая Беларусь», «Евфросинья Полоцкая – заступница белорусского народа», «Не рыдай мене, мати» и «Молитва 14 святых за Беларусь». На изображение 14 святых, канонизированных православной и католической церквями, наложен бронзовый текст молитвы, основной смысл которой заключен во фразе «Убереги нас, Господи, от братской невзгоды». Все иконы и внутренняя роспись выполнены древней техникой энкаустики – восковой живописи. Это живопись, выполненная горячим способом, расплавленными красками, связующим веществом которых является отбеленный пчелиный воск. В центре храма, в подземном колодце, находится Святое место, где заложены горсти земли, привезенные матерями с могил своих сыновей. В подземный колодец уходят туго натянутые струны из металла, покрытого медью, прикрепленные к пяти колоколам. При сильных порывах ветра струны гудят. А в дни поминовения раздается колокольный звон.

Самый выразительный элемент мемориала – скульптура плачущего ангела.

Ангел-хранитель плачет, потому что не смог выполнить свою миссию – уберечь воинов от смерти.

У кромки воды разбросаны валуны с названиями афганских провинций, где вели бои советские войска. Стела с маскировочным мозаичным покрытием символизирует поминальный стол.

Панорама Троицкого предместья, вернее, его единственного сохранившегося квартала. Это первый объект Минска, где проведена полная регенерация, то есть восстановление всего архитектурно-градостроительного комплекса. По старым фотографиям, архивным документам, данным археологических раскопок воссоздан первоначальный облик квартала, отдельных зданий, интерьеров. Троицкое предместье сегодня – это не только своеобразный музей под открытым небом, сохранивший стиль и образцы городской кирпичной застройки 19 века. Авторы проекта реставрации Леонид Левин, Юрий Градов, Сергей Багласов сумели включить весь комплекс в современную городскую структуру. Сейчас в Троицком предместье 12 жилых домов, но в основном в старых постройках разместились всевозможные магазинчики, музеи, кафе, картинные галереи, литературные гостиные, художественные мастерские. Возрожденное Троицкое предместье для Минска-то же, что Латинский квартал для Парижа, место, где в уютных кавярнях – кофейнях собираются студенты и представители минской богемы. Троицкое предместье сохранило неповторимый колорит старого города с его двориками, массивными брамами, арками подворотен, коваными лестницами и балкончиками. Я предлагаю вам совершить прогулку по Троицкому предместью, окунуться в атмосферу Минска 19 столетия.

Здесь проходит древняя Старовиленская улица, которая за городской заставой превращалась в Виленский тракт – дорогу, ведущую к Вильне (современному Вильнюсу). На Старовиленской улице сохранилась типовая застройка начала 19 века.

В начале 19 века в Минске, как и во всей Российской империи, начались массовые градостроительные работы. Проекты городов утверждались «монаршим повелением». Минск перестраивался по типовому или, по выражению тех времен, «образцовому» проекту, составленному для губернских городов.

Проект переустройства Минска был создан в 1817 году и осуществлен к середине 19 века. Губернский город Минск сменил средневековое переплетение узких кривых улиц на ровные линии регулярного плана. В соответствии с планом была выполнена и застройка Троицкого предместья. Четкие грани домов подчеркивают регулярность улицы. Здания высотой в 2 – 3 этажа стоят, тесно прижавшись друг к другу, по одной «красной» линии застройки, создавая сплошную уличную стену, или, как тогда говорили, «единую сплошную фасаду». Все дома построены в стиле классицизма по принципу «единообразие, согласованность, порядок». Декор зданий также выполнен в классическом стиле: ритмичное расположение окон, строгие по рисунку наличники, пояски, карнизы. Украшениями фасадов служат кованые балкончики, слуховые окна самых разнообразных очертаний – полуциркульные, прямоугольные, треугольные.

Хотя архитектурных шедевров здесь нет, но каждое здание имеет свое лицо, свой характер.

Почти половину улицы занимают четыре отдельно стоящие дома. Первый дом справа – корчма «Старовиленская». Рядом, в двухэтажном доме, размещается корчма «Троицкая», где посетителям предлагают традиционные блюда белорусской кухни. Следующие трехэтажные здания имеют симметричное построение, но отличаются формой крыши.

Высокая двускатная крыша – особенность местной архитектуры, которая учитывалась при застройке Троицкого предместья. Такие крыши определялись обилием осадков и традицией устройства чердаков для хозяйственных нужд.

К традиционному белорусскому чердаку эпоха классицизма добавила мансарду. Мансарда – дополнительное жилое помещение, которое устраивалось под высокой крышей характерной формы. Свое название мансарда получила от фамилии французского архитектора 17 века Франсуа Мансара, который впервые использовал чердачное помещение под мастерскую художника. И сегодня в домах с мансардами Старовиленской улицы располагаются мастерские художников.

Дома не случайно покрашены в разные цвета. Это было не только красиво, но и удобно. Ведь нумерации домов в старину не было. И если писали письма или просто объясняли адрес, приходилось указывать: «на земле Ваньковича между Комаровкой и Переспой, второй желтый дом от аптеки», или «около артиллерийских казарм, третий зеленый дом от булочной», или «на Старовиленском тракте, дом с мансардой». В Минске таблички с названиями улиц и нумерация домов появились лишь в конце 19 века.

Вплоть до конца 19 века Троицкое предместье оставалось пригородом из-за его невыгодного расположения: этот район отделен от центральной части города рекой. Между тем центр старого Минска расположен очень близко. Вид на него открывается со стороны Коммунальной набережной.

На противоположном берегу Свислочи виден незастроенный участок. Это – бывшее Замчище, место, где в 12 веке возникло первое в Минске поселение. Место для строительства замка было выбрано удобное для обороны: при впадении в Свислочь реки Немиги. Сейчас Немига забрана в трубы и течет под асфальтом улицы, носящей ее название. Название «Немига» носит и построенная здесь станция метро. Метро в Минске очень неглубокое, поскольку близко проходят грунтовые воды, и строительство станций и тоннелей ведется открытым способом. При строительстве станции «Немига» была обнаружена неисследованная ранее часть древнего города. Поэтому станцию перенесли на 50 метров в сторону, а на замчище были проведены археологические раскопки, которые обнаружили нижние срубы деревянных домов, деревянные тротуары, оборонительные укрепления и фундамент каменного храма с захоронениями Рюриковичей. Сейчас на том месте, где находится фундамент храма, установлен памятный знак. Также при раскопках были обнаружены мечи, арбалеты, керамическая посуда, разноцветные стеклянные браслеты.

Раскопки помогли установить положение древнего Минска и провести реконструкцию его внешнего вида. Замок овальной формы был окружен мощным земляным валом высотой в 10 метров и длиной около километра. Поверху шел частокол. Попасть в город можно было только через деревянную въездную браму – крытые ворота. Город был одновременно и крепостью, и жилищем. Вдоль узких улиц, мощеных бревнами, тесно стояли деревянные избы, состоявшие из одной комнаты, и хозяйственные постройки. Топились хаты по-черному.

Оценивая возраст обнаруженных находок, ученые установили, что поселение здесь возникло не ранее конца 11 века. А между тем уже в середине одиннадцатого века Минск упоминается в «Повести временных лет» как известный город. В чем же дело? Скорее всего, Минск первоначально возник не здесь, а в 15 км на запад от современного города, где при впадении небольшой речки Менки в Птичь до сих пор возвышаются валы древнего городища. В древности названия белорусским городам часто давали по названиям рек, на которы



2019-10-11 252 Обсуждений (0)
Автовокзал Центральный 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Автовокзал Центральный

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)