Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II Организация исследования



2019-10-11 202 Обсуждений (0)
Глава II Организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Теоретическая подготовка исследования

 

С целью определения вида и характера депрессии был обследован 9 «А» класс СОШ № 1 с. В. Татышлы (база исследования) по следующим методикам: тест для определения депрессии по Maria Kovacs, шкала Гамильтона для оценки депрессии, самодиагностический контрольный перечень. В классе учатся 10 учеников. Интерпретация результатов исследования будет представлена в следующей главе.

 

Описание методики №1

Тест для определения депрессии по Maria Kovacs

 

Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет.

Надежно различает людей и подростков с психиатрическим диагнозом «большая депрессия» от других психопатологических состояний и здоровых учащихся школы. Чувствителен к динамике депрессивных расстройств с течением времени, дает каждый показатель глубинны депрессии. Опросник был переведен на многие языки (помимо оригинального английского), и по этому может применяться для обследования детей различных культур.

В сравнении с другими инструментами, измеряющими депрессию у детей, требует минимальных навыков в чтении. Дает количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.

Ряд пунктов тестирует последствия депрессии, специфичные для детей (например, для школы).

Каждый пункт содержит три варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2, показатели прямо пропорциональны глубине депрессии.

Ребенок должен выбрать одно из трех значений по каждому пункты шкалы на основе последних двух недель.

Общий нормальный показатель по CDI может варьировать от 0 до 54, 50 – это критическое значение, после которого глубина симптоматики возрастает. Интерпретация должна основываться на анализе ответов на отдельные показатели, факторных показателях и значениях, а также интеграции данных теста с дополнительной информацией – клинической беседы с ребенком и прямым наблюдением за его поведением.

Опросник легко предъявлять и обсчитывать. Его заполнение требует не более 15 минут. Особенно ценен в ситуациях, где требуется быстрая и алгоритмизированная оценка проблем ребенка.

 

Предъявление

 

Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.

Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.

Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка (таблица)

 

Суммарный показатель Интерпретация
Свыше 70 Очень значительно превышает средний балл
66-70 Значительно выше среднего
61-65 Выше среднего
56-60 Чуть выше среднего
45-55 Средний
40-45 Чуть ниже среднего
35-39 Ниже среднего
30-34 Много ниже среднего
Ниже 30 Значительно ниже среднего

 

Опросник

Содержание вопроса Баллы шкала

1

Мне никогда не грустно 0

A

Я часто бываю грустный 1
Мне всегда грустно 2

2

У меня никогда ничего не получается 2

E

Я редко бываю уверен что у меня что ниб. пол. 1
У меня все получается хорошо 0

3

Я практически все делаю хорошо 0

C

Я многое делаю не так 1
Я все делаю неправильно 2

4

Многое приносит мне удовольствие 0

D

Кое что доставляет мне радость 1
Меня ничто не радует 2

5

Я всегда плохой 2

B

Я часто бываю плохим 1
Я редко бываю плохим 0

6

Я редко думаю что со мной случится плохое 0

A

Я беспокоюсь об этом 1
Я уверен что со мной произойдет что то ужасное 2

7

Я ненавижу себя 2

E

Я не люблю себя 1
Я себе нравлюсь 0

8

Все плохое происходит из – за моих ошибок 2

A

Много плохое происходит … 1
Плохое происходит не из – за меня 0

9

Я не думаю о суициде 0

E

Я думаю о суициде, но не смогу 1
Я хочу убить себя 2

10

Я плачу каждый день 2

A

Я часто плачу 1
Я плачу редко 0

11

Я все время беспокоюсь 2

A

Я часто испытываю беспокойство 1
Я редко испытываю 0

12

Мне нравится общаться 0

B

Мне не нравится общаться 1
Мне совсем не хочется общаться 2

13

Я не могу решится но многое 2

A

Мне трудно на многое решиться 1
Я легко принимаю решения 0

14

Я выгляжу хорошо 2

E

Кое что в моем облике меня не устраивает 1
Я выгляжу уродливо 0

15

Я себя заставляю все время делать шк. задания 2

C

Я часто себя заставляю делать шк. задания 1
Для меня это не проблема 0

16

Я плохо сплю кажд. Ночь 2

D

Я часто сплю плохо 1
Я сплю очень хорошо 0

17

Я редко устаю 0

D

Я часто устаю 1
Я все время чувствую себя устало 2

18

В большинстве случаев не хочу есть 2

D

Я часто не хочу есть 1
Я ем очень хорошо 0

19

Меня не беспокоят боли 0

D

Меня часто беспокоят боли 1
Меня все время беспокоят боли 2

20

Я не чувствую себя одиноким 0

D

Я часто чувствую себя одиноким 1
Я всегда чувствую себя одиноким 2

21

Школа никогда не приносит мне удовольствие 2

D

Школа иногда приносит мне удовольствие 1
Школа часто радует меня 0

22

У меня много друзей 0

D

У меня есть друзья, но мне хотелось бы больше 1
У меня их нет 2

23

С моей учебой все в порядке 0

B

Я учусь не так хорошо, как прежде 1
Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам которые раньше хорошо шли или 2

24

Я никогда не стану таким хорошим как др. реб. 2

C

Если я захочу то смогу стать хорошим как др. 1
Я такой же хороший как др. реб. 0

25

Меня никто по настоящему не любит 2

E

Я не уверен в том что меня кто ни будь любит 1
Я уверен в том что меня любят 0

26

Обычно я делаю то что мне сказали 0

B

Как правило я не делаю того что мне говорят 1
Я никогда не делаю того что меня просят сделать 2

27

Я чувствую себя одиноким с людьми 2

B

Я часто радуюсь 1
Я все время радуюсь 0

 


Таблица перевода суммы баллов

в Т – показатели (по шкалам и общий)

 

Общий бал

A

B

C

D

E

Т пок-ль

м д м д м д м д м д м д м д м д М д м д м д м д
7-12 7-12 13-17 13-17 7-12 7-12 13-17 13-17 7-12 7-12 13-17 13-17 7-12 7-12 13-17 13-17 7-12 7-12 13-17 13-17 7-12 7-12 13-17 13-17
100 48   53 41 12   12     5   6           16           10
99 47 44 52     12     8               16              
98 46 43 51     12         8 5       8                
97     50 39       11                   15   16        
96 45 42     11                                      
95 44 41 49 38             8 5       8           10   9
94 43 40 48     11 12                   15   16   10      
93     47 37                               15        
92 42 39 46 36       10 7                     14        
91 41 38 45   10                                   10  
90 40     35                         14   15     9    
89   37 44 34   10 11   4 7                 14         8
88 39 36 43                         7   13     9      
87 38 35 42 33                   8         14          
86 37   41 32       9                 13           9  
85   34 40   9   10   6                     13        
84 36 33   31   9           4           12       8    
83 35   39               4           12         8    
82   32 38 30             6                 12        
81 34 31 37 29       8           7   6   11         8  
80 33   36   8   9           8   8       12          
79 32 30 35 28   8                     11         7    
78   29   27         5 3                   11 7      
77 31 28 34                               10          
76 30   33 26     8                         11     7 6
75 29 27 32   7     7     5   7 6     10              
74   26 31 25   7           3     7 5       10        
73 27   30 24                           9 10     6    
72 28 25                                     6      
71 26 24 29 23     7   4               9     9     6  
70   23 28 22 6     6         6 5                   5
69 25   27     6         4       6     8 9          
68 24 22 26 21                                   5    
67 23 21                 2           8     8 5      
66     25 20     6                 4     8          
65 22 20 24 19                         7           5  
64 21 19 23   5 5   5 3     2 5 4 5   7             4
63 20 18 22 18               3               7        
62     21 17     5                       7   4 4    
61 19 17                                 6          
60 18 16 20 16                         6     6     4  
59     19   4 4   4         4     3                
58 17 15 18 15                 3 4       5 6         3
57 16 14 17 14     4   2                         3    
56 15 13 16             1 2             5     5 3    
55       13                             5       3  
54 14 12 15 12 3 3   3       1 3         4            
53 13 11 14       3             3                    
52 12   13 11                   2   2 4     4       2
51   10 12                               4   2 2    
50 11 9 11   2       1                 3         2  
49 10 8   9 2       1       2             3        
48 9   10       2 2             2   3   3          
47 7 9 8                     1                    
46 8 6 8 7                           2     1 1    
45 7   7     1                   1 2     2     1 1
44 6 5 6 6 1   1           1           2          
43   4           1                                
42 5 3 5 5                     1     1            
41 4   4 4           0             1   1 1        
40   2 3                                          
39 3 1 2 3   0               0     0       0      
38 2     2                                        
37 1   1         0 0             0                
36       1             0                          
35     0         0                                
34         0     0               0                

 

Описание методики №2

Шкала Гамильтона для оценки депрессии

(адаптированный вариант)

 

1. Депрессивное настроение (подавленность, безнадежность, беспомощность, чувство собственной малоценности).

0 - отсутствие

1 - выражение указанного чувства только при прямом вопросе

2 - высказывается в жалобах спонтанно

3 - определяется не вербальным выражением, а посредством наблюдения: мимика, поза, голос, плаксивость

4 - выражаются только эти чувства, как в спонтанных высказываниях, так и невербально

2. Чувство вины

0 - отсутствует

1 - самоуничтожение; считает, что подвел других

2 - идеи собственной виновности или мучительные размышления о прошлых ошибках или греха

3 - настоящее заболевание расценивается как наказание; бредовые идеи виновности

4 - вербальные галлюцинации обвиняющего и осуждающего содержания и/или зрительные галлюцинации угрожающего содержания

3. Суицидальные намерения

0 - отсутствует

1 - чувство, что жить не стоит

2 - желание смерти или какие-либо мысли о возможности собственной смерти

3 - суицидальные высказывания или жесты

4 - суицидальные попытки (любая серьезная попытка оценивается как «4»

4. Ранние нарушения сна

0 - отсутствие затруднений при засыпании

1 - жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (дольше, чем 0,5 часа)

2 - жалобы на невозможность заснуть каждую ночь

5. Средние нарушения сна

0 - отсутствует

1 - жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи

2 - многократные пробуждения в течение ночи — любой подъем с постели оценивается как «2» (исключая физиологические потребности)

6. Поздние нарушения сна

0 - отсутствует

1 - раннее пробуждение утром с последующим повторным засыпанием

2 - окончательное раннее пробуждение

7. Работоспособность и активность

0 - отсутствие трудностей

1 - мысли и ощущение недееспособности, чувство усталости и слабости, связанное с деятельностью: работа или хобби

2 - утрата интереса к деятельности: работе или хобби — выраженная непосредственно в жалобах или опосредованно через апатичность и нерешительность (чувство потребности в дополнительном усилии приступить к работе или проявить активность)

3 - уменьшение реального времени проявления активности или снижение продуктивности. В условиях стационара оценка «3» выставляется, если активность пациента проявляется в течение не менее трех часов в день (работа в стационаре или хобби)

4 - отказ от работы вследствие настоящего заболевания; в стационаре оценка «4» выставляется, если пациент вообще не проявляет активности или даже не справляется с рутинной бытовой деятельностью без посторонней помощи

8. Заторможенность (замедленность мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение моторной активности)

0 - нормальная речь и мышление

1 - легкая заторможенность в беседе

2 — заметная заторможенность в беседе

3 - выражение затруднения при проведении опроса

4 - постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание волос, покусывание губ

9. Ажитация (тревожное возбуждение)

0 - отсутствие

1 - беспокойство

2 - беспокойные движения руками, теребление волос и пр.

3 - подвижность, неусидчивость

4 - постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание волос, покусывание губ

10. Психические тревоги

0 - отсутствие

1 - субъективное напряжение и раздражительность

2 - беспокойство по незначительным поводам

3 - тревога, отражающаяся в выражении лица и речи

4 - страх, выражаемый и без расспроса

11. Соматическая тревога

0 - отсутствие

1 - слабая

2 - средняя

3 - сильная

4 - крайне сильная

12. Желудочно-кишечные соматические симптомы

0 - отсутствие

1 - утрата аппетита, но с приемом пищи без сильного принуждения; чувство тяжести в животе

2 - прием пищи только с упорным принуждением; потребность в слабительных средствах или препаратах для купирования гастроинтестинальных симптомов

13. Общие соматические симптомы

0 - отсутствие

1 - тяжесть в конечностях, спине или голове; боли в спине, голове, мышечные боли; чувство утраты энергии или упадка сил

2 - любые резко выраженные симптомы

14. Ипохондрия

0 - отсутствие

1 - поглощенность собой (телесно)

2 - чрезмерная озабоченность здоровьем

3 - частые жалобы, просьбы о помощи и пр.

4 - ипохондрический бред

15. Потеря в весе (оценивается либо пункт А, либо В)

А. По данным анамнеза:

0 - отсутствие потери веса

1 - вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием

2 - явная (со слов пациента) потеря в весе

3 – неподдающаяся оценке

Б. Если изменения в весе имеют место еженедельно и регистрируются в настоящее время

0 - потеря веса менее 2 кг в неделю

1 - более 2 кг в неделю

2 - более 4 кг в неделю

3 - неподдающаяся оценке

17. Критичность отношения к болезни

0 - осознание, что болен депрессией или каким-либо заболеванием

1 - осознание болезненности состояния, но отнесение этого за счет плохой пищи, климата, переутомления на работе, вирусной инфекции, потребности в отдыхе и пр.

2 - полное отсутствие сознания болезни

Критерии тяжести депрессии по шкале Гамильтона:

— легкая депрессия: 12—18 баллов

— умеренная депрессия: 19-29 баллов

— тяжелая депрессия: более 30 баллов,

 

Описание методики №3

Самодиагностический контрольный перечень

 

1.

(0) Я не испытываю чувства грусти

(1) Временами мне бывает грустно

(2) У меня бывают моменты, когда я испытываю сильное чувство грусти и отчаяния

(3) Я повседневно испытываю сильное чувство грусти и отчаяния

2.

(0) Я активен(вна), и мне хочется работать

(1) Временами мне трудно начать что-то делать

(2) Мне часто ничего не хочется делать, я в состоянии

(3) Я не могу заставить себя начать что-то делать

3.

(0) Сейчас я не более раздражителен(льна), чем обычно

(1) Я раздражаюсь значительно быстрее, чем обычно

(2) Я почти все время испытываю раздражение

(3) У меня не осталось никаких эмоций, мне все безразлично

4.

(0) Я не чувствую себя подавленным(ной), когда появляются неприятные переживания

(1) Я временами чувствую себя подавленным(ной) из-за своих внутренних переживаний

(2) Я часто чувствую себя очень подавленным(ной) из-за своих внутренних переживаний

(3) Я часто чего-то боюсь и паникую без видимых на то причин

5.

(0) Я хорошего мнения о себе и чувствую себя уверенно

(1) Иногда я сомневаюсь в себе и чувствую себя неуверенно

(2) Я часто считаю себя хуже других, чувствую себя неполноценным(ной), и мне не хватает уверенности в себе

(3) Почти все время я чувствую себя совершенно ни на что не способным человеком

6.

(0) Я не чувствую себя виноватым(той)

(1) Довольно часто я чувствую себя виноватым(той)

(2) Почти всегда я чувствую себя виноватым(той)

(3) Я всегда чувствую себя виноватым(той)

7.

(0) Я плачу не больше, чем обычно

(1) Иногда у меня бывают моменты, когда мне хочется плакать

(2) У меня очень часто бывают моменты, когда мне хочется плакать

(3) Я много плачу, и мне все время хочется плакать

8.

(0) Вообще говоря, я оптимистично думаю о своей жизни и о будущем

(1) Я иногда бываю настроен(а) пессимистично

(2) У меня часто бывает пессимистическое настроение

(3) Все в жизни мне кажется плохим, и нет надежды на будущее

9.

(0) Я сплю так же, как обычно

(1) Иногда я сплю не очень хорошо

(2) Я часто просыпаюсь среди ночи и потом сплю очень плохо

(3) Я очень часто просыпаюсь среди ночи и потом не могу уснуть

10.

(0) Я не потерял(а) интереса к жизни

(1) Я не могу наслаждаться жизнью так, как раньше

(2) Я почти совсем не могу наслаждаться жизнью. (У меня очень редко появляется желание радоваться жизни)

(3) Я совершенно не чувствую радости жизни

11.

<


2019-10-11 202 Обсуждений (0)
Глава II Организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II Организация исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)