Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика машиностроительного комплекса США



2019-10-11 1188 Обсуждений (0)
Общая характеристика машиностроительного комплекса США 0.00 из 5.00 0 оценок




Машиностроительный комлекс отличает высокая наукоемкость, превышающая наукоемкость обрабатывающей промышленности в целом в 2,5 раза. Это можно объяснить тем, что США обладает самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, который является в современных условиях решающим фактором развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятые. В 1992 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долл. По их объему американские корпорации доминируют во многих отраслях (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Доля стран в финансировании НИОКР основных отраслей частного сектора ОЭСР (100 % для каждой отрасли) в процентах

Отрасль США Япония ЕС Другие страны
Электротехника 47,4 18,1 26,5 8,0
Машиностроение 61,1 13,6 17,5 7,8
Аэрокосмическая 77,8 0,0 19,4 2,7
Транспорт 43,3 23,8 27,0 5,9
Металлургия 33,7 29,0 25,3 11,9
Услуги 29,7 20,7 26,4 23,3
Всего 51,3 16,0 26,7 6,0

Американские корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, производства полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США приходится свыше 50 % крупных нововведений, генерируемых в развитых странах[2].

Еще одной важной особенностью комплекса является низкая капиталоекость производства: производя примерно 40% промышленной продукции, он концентрирует лишь около 20% основного производственного капитала. Наконец, в этом комплексе используется 40% рабочей силы, занятой в промышленности, здесь сосредоточена преобладающая часть рабочих мест высокого технического уровня. Эти особенности машиностроительного комплекса способствуют интенсивному типу воспроизводства в промышленности, быстрому научно-техническому обновлению продукции, повышению квалификации рабочей силы [13].

 

Среди отраслей машиностроения быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето- и ракетостроительная, в значительной мере работающие по военным заказам (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Производство машиностроительной продукции в США

Станкостроение сосредоточено главным образом в пределах Приозерного и Северо-Восточого мегаполисов. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудование с Севера.

Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле- и самолетостроение. Автомобилестроение - национальная отрасль промышленности США. Здесь впервые начался массовый выпуск автомобилей; каждый седьмой работающий американец производит или обслуживает автомобили. Автомобильные заводы имеются в 125 городах, расположенных в 26 штатах страны. Однако больше всего автомобилей производится в пределах Приозерного мегаполиса. Здесь находятся главный "автомобильный штат" Мичиган и "автомобильная столица" США - Детройт.

Машиностроение США насчитывает десятки тысяч предприятий и тысячи фирм, но господствующие позиции в каждой из подотраслей принадлежат небольшому числу крупнейших монополий[8]. В автомобилестроении это «Дженерал Моторс», «Форд Мотор»; в авиастроении – «Боинг», «Макдонелл-Дуглас», «Локхид»; в электротехнике и электронике – «Дженерал электрик», в производстве компьютеров – «Интернейшнл бизнес машинс» (IBM) и другие.

 

2.2. Автомобилестроение

 

Вся история американского автомобилестроения – непрерывная смена пиков и спалов. В конце 50-х годов США производили 50% автомобилей капиталистического мира. В настоящее время на первое место в мире вышла Япония (около 8 млн. легковых автомобилей), а США занимают второе место. Японские автомобили внедряются на внутренний рынок США как путем экспорта, так и путем строительства японских заводов в самих США. Причем они удовлетворяют 25% внутреннего спроса на автомобили.

Автомобилестроение распространено в 20 штатах США. Однако главным районом производства остается Приозерье, особенно штат Мичиган с «автомобильной столицей» Детройтом. Все большие города этого района (Толидо, Чикаго, Кливленд, Буффало и др.) являются крупными центрами автомобилестроения.

Эта отрасль является в США крупнейшим потребителем стали, свинца, никеля, каучука, пластмасс и других материалов, оказывая большое влияние на уровень производства в ряде отраслей обрабатывающей промышленности. В автомобилестроении проводится автоматизация и роботизация отрасли (используется до 30% всего парка роботов). Создается автомобильная электроника на базе сисемы машинного зрения и искусственного интеллекта. Однако модернизация приводит к сокращению числа занятых в отрасли, увеличению безработицы.

После спада начала 90-х практически не возникало сомнений , что этой отрасли уже не выбраться из кризиса. Кроме того , согласно обычным стандартам промышленной эволюции , эта отрасль , вследствие своего возраста (Форду -90 лет , Крайслеру - 69 лет, Дженерал Моторс - 86 лет) , должна претерпевать постоянный спад [4]. Тем не менее кризис был успешно преодолен.

Из 43 крупнейших автомобильных компаний мира по продажам первое место занимают GENERAL MOTORS и FORD MOTOR , CRISLER -на 7 месте , из этих 43 компаний - 8 американских. Американская автомобильная промышленность - сильнейшая в мире.

Данная отрасль не относится к разряду очень прибыльных- максимальная прибыль - у FORD MOTOR (2529 млн. долл.) и у GENERAL MOTORS (2466 млн. долл.), в то время , как 6 из 22 крупнейших корпораций ( CHRISLER, NAVISTAR INTERNATIONAL, BORG WARNER AUTOMOTIVE, INTERNATIONAL CONTROLS, EAGLE PICHER INDUSTRIES) несут убытки. На первом месте по прибыльности- FORD MOTOR, на втором- GENERAL MOTORS, на третьем – TRW.

Одной из самых убыточных компаний является CHRYSLER( рентабельность=-5,5%), возможно, это объясняется тем, что, не оценив ситуацию на рынке, CHRYSLER действительно потерял большие деньги на пассажирских автомобилях в прошлом году больше, чем возместил продажей мини-фургонов, пользующихся сейчас ажиотажным спросом: за 1 JEEP GRAND CHEROKEE CHRYSLER получал прибыль в 6500 $: такие машины относительно дешево производить, а из-за больщого спроса на них накручивают большие цены. В то же время остальные компании учли активность этого рынка, начав производить миниатюрные и спортивные машины и мини-фургоны, продажи которых выросли с 200000 10 лет назад до 2,3 млн. в 1993 г.). Наименее же рентабелен EAGLE-PICHER INDUSTRIES, понесший убытки в 1157 млн. долл.( 2 место после CHRYSLER) и имеющий рентабельность= - 63,6%. На предпоследнем месте по рентабельности - HARWARD INDUSTRIES(-17,5%),имеющий минимальный объем продаж и убытки в 131 млн. долл. Также отрицательную рентабельность имеет BORG WARNER AUTOMOTIVE(-9%), NAVISTAR INTERNATIONAL(-9,6%), CHRYSLER(-5,5%), а также INTERNATIONAL CONTROL( -4,5%). Наиболее же рентабельными оказались не гиганты автомобильной промышленности- GENERAL MOTORS и FORD MOTOR (в действительности они занимают соответственно 12 и 11 место) , а достаточно малоизвестные UIS(6%),SPX(5,7%),ECHLIN(5,1%) и PACCAR(4,4%).

 Низкая рентабельность может объясняться низкими прибылями: в список крупнейших американских корпораций, получающих наибольшие прибыли вошли лишь FORD MOTOR и GENERAL MOTORS( а по продажам они занимают 2 и 1 места). В списке компаний с самыми большими темпами роста прибыли присутствует только PACCAR(37 место).Но, по сравнению с предыдущим годом в отрасли, как уже отмечалось, наблюдается прогресс: на 7,4 % выросли прибыли ( эта отрасль - на 11 месте). В продажах, естественно, тоже наблюдался рост(8,3%), но здесь автомобильная промышленность - на 4 месте.

 Одна из причин низкой рентабельности данной отрасли-то, что она трудоемка: GENERAL MOTORS- на 1 месте по занятым в производстве среди 50 крупнейших корпораций всех отраслей американской экономики: вместе с FORD MOTOR и СHRYSLER занято 22,8% работников однако, сейчас тенденции таковы, что стремятся не увеличивать занятость, а отзывать из вынужденных отпусков или использовать сверхурочные, предпочитают использовать фиксированную оплату труда вместо варьирующей. Большим спросом, в отличие от неквалифицированного, пользуется высококвалифицированный труд, причем эти трудовые ресурсы привлекаются из других отраслей ( например, аэрокосмической), что , в свою очередь влияет на их положение [16].

В целом можно заключить, что данная отрасль является привлекательной областью для размещения средств, можно ожидать, что тенденции роста сохранятся. Однако, в любом случае, эта индустрия слишком монополизирована, доступ на автомобильный рынок очень ограничен. По этой причине нежелательно начинать бизнес в этой отрасли , тем более, что эта промышленность практически бесперспективна в плане разработки и внедрения высокоприбыльных информационных технологий, приносящих огромный доход при небольших вложениях традиционных факторов производства- земли, труда, капитала (как, например, разработка прикладных программ в компьютерной промышленности).

 

2.3. Авиаракетно-космическая промышленность

 

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП)является наукоемкой высо­котехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. АРКП это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды её продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолёта составляет 1000 долларов США, а стоимость 1 кг автомобиля – 20 долларов) [17].

Все производства АРКП — наукоемкие трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабо­чих. В мире существуют только три центра — Россия, США и ЕС, — имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и про­мышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиаци­онной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка.

Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая выпускается в небольших количествах (авиалайнеров — в мире около 1 тыс. в год, вертолетов — 600—1000). А высокая степень капиталоемкости от­расли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчиты­вается лишь по 3-4 фирмы).

Для размещения крупных предприятийАРКП внутри отдельных стран характер­но тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинте­ресованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.

Особенностью авиационного транспорта являются высокие требования к надёжности и безопасности обслуживания. Это вызывает необходимость проведения большого объема наземных и летных испытаний для получения сертификата на новое воздушное судно. Выполнение таких работ требует длительных сроков: от 5 – 7 для самолёта, пилотажно-навигационного комплекса и агрегатов до 10 – 12 лет – для двигателя. Такие сроки разработки требуют больших и долгосрочных капиталовложений. В США официальная правительственная поддержка осуществляется путём бюджетного финансирования разработок новых технологий. По данным Института Бейкера (США), около 50% всех государственных субсидий приходится на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли около 70% общего объема затрат на НИОКР (около 20 млрд. долл. в год) идет за счет государственного финансирования. (1)

Авиационная промышленность. Авиационная промышленностьформировалась первоначально как военная от­расль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народного хозяйства).

В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но ли­дируют в мировом авиастроении США.

Анализ данных по АРКП показывает, что разные страны, даже промышленно развитые, значительно отличаются и по объему производства авиационной и ракетно-космической техники, и по количеству фирм, принимающих участие в этом про­изводстве. По числу крупнейших фирм в отрасли и объемам их продаж с большим отрывом лидируют США. США контролирует 2/3 мирового рынка гражданской авиации. Только на предприятиях компании «Боинг» («Boeing») в 1997 г. было построено 388 лайнеров (в т. ч. 55 выпустило отделение «Макдоннел-Дуглас» — «Мс Donnell»).

США готовы открыть свои границы для трансатлантических объединений, ко­торые приведут к появлению «игроков» мирового масштаба и создадут возможности для приобретения американских компаний АРКП иностранными фирмами. Такая тактика может содействовать тому, что запланированное образование Европейской авиакосмической и военной компании «European Aerospace and Defence Company» — «EADC» станет казаться все менее выгодным.

В авиаракетно-космической промышленности США численность работающих в 3 раза больше, чем в странах Западной Европы. На эту страну приходится 54% про­даж авиационной техники в мире (в 1997 г. продажи крупнейших ТНК мира в этой отрасли составили свыше 200 млрд. долл., а авиакосмическую продукцию производи­ли более 80-ти фирм в 20-ти странах мира). Ведущие фирмы США производят разную по назначению военную и гражданскую авиатехнику («Боинг» («Boeing») и «Макдоннел» («Me Donnell Douglas») — преимущественно авиалайнеры, «Локхид Мартин» («Lockheed Martin») и «Нортроп Грумман» («Northrop Grumman») — воен­ную технику и т. д. Их роль в мировом авиастроении очень велика. На вооружении большинства стран НАТО в Западной Европе находится авиатехника США.

По данным журнала «Fortune», по итогам 1998 г. крупнейшими транснацио­нальными компаниями мира (по объемам продаж) в аэрокосмической отрасли явля­лись «Боинг» (США), «Локхид Мартин» (США) и «Юнайтед Текнолоджиз» (США).

Крупные центры авиаракетно-космической промышленности имеются во многих штатах. Однако особо выделяются тихоокеанские штаты и прежде всего Калифорния, где находится «авиаракетно-космическая столица» США – Лос-Анджелес.

Центр авиаракетно-космической промышленности США. Главный стержень индустрии Калифорнии - это, безусловно, военная промышленность, рост которой в военные и особенно послевоенные годы стал еще одним исключительно мощным стимулом дальнейшего хозяйственного развития Южной калифорнии. Зародившись в крупных масштабах в годы второй мировой войны, когда Тихий океан оказался главным для США театром военных действий, военная промышленность возросла здесь до чудовищных размеров и сложилась в разветвленный многоотраслевой комплекс.

Ядро этого комплекса - авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), в которой занято непосредственно около 135 тыс. человек, здесь производят примерно 1/4 всех самолетов и почти половину ракетной техники страны, имеют свои крупные (часто главные) предприятия почти все основные корпорации отрасли, за исключением, пожалуй, лишь “Боинга”, но и эта фирма передает в Южную калифорнию около четверти своих заказов по линии субконтрактов. В районе расположены огромные, более чем по 10 тыс. занятых, головные заводы “Макдоннелл-Дуглас” (в Лонг-Биче) л “Локхид” (в Бербанке), производящие авиалайнеры и военно-транспортные самолеты.

В Хоторне “Нортроп” выпускает самый ходкий экспортный истребитель “Тайгер”, а в Пика-Ривера, на заводе, купленном у “Форда”, - прототип “малозаметного” бомбардировщика “Стелс”. (см. таблицу 2 и рис. 2).

 



2019-10-11 1188 Обсуждений (0)
Общая характеристика машиностроительного комплекса США 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика машиностроительного комплекса США

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)