Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ показателей финансовой деятельности



2019-10-11 177 Обсуждений (0)
Анализ показателей финансовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ ликвидности баланса основывается на сравнении активов, которые группируются в соответствии с их уровнем ликвидности и пассивов, которые группируются в соответствии со сроками их погашения.

Оценка аналитических показателей ликвидности баланса осуществляется с помощью аналитической таблицы (таблица 2.1, таблица 2.2).

Условиями абсолютной ликвидности баланса являются следующие условия:

 

А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

Проверим, являются ли балансы общества ликвидными.

 

Таблица 2.1

Абсолютные показатели ликвидности баланса ОАО «Виником», (тыс. руб.)

Активы

Год

Год

Пассивы

Год

Года

Платежный излишек (+), недостаток ( - )

2006 год 2007 год
1. Абсолютно ликвидные активы (средства в кассе и на расчетном счету организации, а также краткосрочные финансовые вложения) (А1) 2952 7557 1. Наиболее срочные обязательства (краткосрочная кредиторская задолженность) (П1) 6 4417 2946 7201
2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность) (А2) 453 2649 2. Краткосрочные обязательства (П2) 608 0 –155 2649
3. Медленно реализуемые активы (запасы и долгосрочные финансовые вложения) (А3) 1389 9437 3.Долгосрочные обязательства (П3) 0 0 1389 9437
4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы за исключением долгосрочных финансовых вложений) (А4) 108 150 4. Постоянные пассивы (собственный капитал организации) (П4) 4288 15376 –4180 –15226

 

Таблица 2.2

Абсолютные показатели ликвидности баланса ОАО «Виником», (тыс. руб.)

Активы

Год

Год

Пассивы

Год

Год

Платежный излишек (+), недостаток ( - )

2007 год 2008 год
1. Абсолютно ликвидные активы (средства в кассе и на расчетном счету организации, а также краткосрочные финансовые вложения) (А1) 7557 8877 1. Наиболее срочные обязательства (краткосрочная кредиторская задолженность) (П1) 4417 5376 7201 3501
2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность) (А2) 2649 8024 2. Краткосрочные обязательства (П2) 0 0 2649 8024
3. Медленно реализуемые активы (запасы и долгосрочные финансовые вложения) (А3) 9437 3790 3.Долгосрочные обязательства (П3) 0 0 9437 3790
4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы за исключением долгосрочных финансовых вложений) (А4) 150 147 4. Постоянные пассивы (собственный капитал организации) (П4) 15376 15463 –15221 –21581

 

Как видно из таблицы 2.1 и таблицы 2.2, баланс за 2006 год является абсолютно ликвидным, т.к. в нем выполнены все неравенства, в балансе за 2007 год не выполнено второе неравенство, однако имеющееся отклонение полностью покрывается платежным излишком по соотношению А1 – П1, баланс за 2008 год являются абсолютно ликвидными, т.к. все необходимые неравенства соблюдены.

На рис. 2.2 отразим изменения платежного излишка (недостатка) ОАО «Виником» в течение анализируемого периода.

Теперь определим текущую ликвидность. Для этого сравнивают показатели А1 с П1 и А1+ А2 с П2. Из этого соотношения видно, что в 2006 году текущая ликвидность была положительной: А1 > П1 2946 тыс. руб. В 2007 году текущая ликвидность также осталась положительной А1 > П1 и составила 7201 тыс. руб. соответственно. К концу 2008 года текущая ликвидность также положительная: А1 > П1 и А2 > П2 и стала составлять 3501 и 8024 тыс. руб. соответственно.


Рис. 2.2 – Динамика платежного излишка ОАО «Виником» за 2006 – 2008 годы

 

Из этого можно сделать вывод, что предприятие является платежеспособным и данная тенденция стабильна.

Расчет финансовых коэффициентов ликвидности при анализе финансового состояния дает возможность определить, насколько краткосрочные обязательства предприятия обеспечены соответствующими по ликвидности средствами.

При анализе баланса на ликвидность необходимо обратить внимание на такой важный показатель как чистый оборотный капитал (ЧОК) – свободные средства, находящиеся в обороте предприятия. Расчет данного показателя основывается на балансовых данных и определяется как разница между суммой всех имеющихся оборотных активов организации, сгруппированных во втором разделе баланса и краткосрочными обязательствами, которые отражаются в пятом разделе баланса. Чистый оборотный капитал составляет сумму средств, оставшуюся после погашения всех краткосрочных обязательств. Поэтому рост данного показателя отражает повышение уровня ликвидности предприятия. Определим чистый оборотный капитал предприятия за 2006 – 2008 годы.


ЧОК = ОА – КО (тыс. руб.),

ЧОК2006 = 4794 – 614 = 4180;

ЧОК2007 = 19643 – 4417 = 15226;

ЧОК2008 = 14935 – 5376 = 9559.

 

Изменения чистого оборотного капитала за 2006 – 2008 годы покажем на рис. 2.3.

Рис. 2.3 – Динамика чистого оборотного капитала ОАО «Виником» за 2006 – 2008 годы

 

Из расчетов видно, что анализируемое предприятие имеет достаточный чистый оборотный капитал, который стабильно растет в течение всего анализируемого периода.

 

Таблица 2.3

Коэффициенты ликвидности и платежеспособности (тыс. руб.)

Наименование показателя Расчет Значение
Коэффициент абсолютной (быстрой) ликвидности (Кал) Кал = (ДС + КФВ) / КО; ((стр. 260 б. + 250 б) / итог раздела V б.) Кал2006 = 2952 / 614 = 4,81; Кал2007 = 7557 / 4417 = 1,71; Кал2008 = 8877 / 5376 = 1,65.
Коэффициент срочной ликвидности (уточненной) ликвидности (Ксл) Ксл = (ДС + КФВ + ДЗ) / КО; ((стр.260 б. + стр. 250 б. + стр. 241 б.) / итог раздела V б.) Ксл2006 = 4341 / 614 = 7,07; Ксл2007 = 10206 / 4417 = 2,31; Ксл2008 = 16901 / 5376 = 3,85.
Коэффициент общей (текущей) ликвидности (Кол) Кол =(ДС + КФВ + ДЗ + З)/КО ((стр.260 б. + стр. 250 б. + стр. 241 б. + стр. 210 б.) / итог раздела V б.) Кол2006 = 5730 / 614 = 9,33; Кол2007 = 19643 / 4417 = 4,45; Кол2008 = 20691 / 5376 = 3,85.
Коэффициент собственной платежеспособности (Ксп) Ксп = ЧОК / КО; (ЧОК / итог раздела V б.) Ксп2006 = 4180 / 614 = 6,81; Ксп2007 = 15226 / 4417 = 3,45; Ксп2008 = 9559 / 5376 = 1,78.  

 

Рекомендуемое значение коэффициента абсолютной ликвидности Кал > 0,2. Кал 2006 = 4,81; Кал2007 = 1,71; Кал2008 = 1,61. Значение данного показателя показывает высокую платежеспособность организации.

Рекомендуемое значение коэффициента срочной ликвидности Ксл = (0,7;0,8). Ксл2006 = 7,07; Ксл2007 = 2,31; Ксл2008 = 3,14. Можно говорить о том, что в ближайшей перспективе баланс предприятия также будет ликвиден.

Рекомендуемое значение коэффициента общей ликвидности Кол = (1; 2). Рекомендуемый нижний предел значения коэффициента общей ликвидности, равный единице свидетельствует о том, что согласно нормативным рекомендациям, суммы оборотного капитала должно быть достаточно для покрытия краткосрочных обязательств. Кол2006 = 9,33; Кол2007 = 4,45; Кол 2008 = 3,85. Видно, что за анализируемые года оборотных средств достаточно для покрытия краткосрочных обязательств и даже наблюдается их излишек. Это говорит о том, что баланс предприятия ликвиден.

Показатель собственной платежеспособности индивидуален для каждого предприятия и зависит от специфики его производственно-коммерческой деятельности. Ксп2006 = 6,81; Ксп2007 = 3,45; Ксп2008 = 1,78. Высокие значения показателей говорят о том, что предприятие обладает собственным оборотным капиталом, что положительно характеризует платежеспособность предприятия.

Тем не менее, слишком высокие значения показателей ликвидности, в несколько раз превышающие значения рекомендуемых показателей, свидетельствуют о чрезмерно осторожной политике организации к привлечению заемных средств. Как известно, использование заемных средств в деятельности организации также имеет свои плюсы, например, расчеты доказывают, что использование заемных средств во многих случаях обходится организации дешевле, чем использование собственных средств. Таким образом, использование заемного капитала в разумных пределах является одним из факторов снижения себестоимости продукции, а, следовательно, и повышения прибыли.

Динамику показателей ликвидности и их сравнение с нормативными значениями отразим на рис. 2.4.

 

Рис. 2.4 – Динамика показателей ликвидности ОАО «Виником» в 2006 – 2008 годах

 

Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет установить, насколько рационально предприятие управляло собственными и заемными средствами.

Абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия

1) Наличие собственных оборотных средств.

 

СОСгод = СК – ВОА (тыс. руб.),

 

где: СОСгод - собственные оборотные средства;

СК – собственный капитал;

ВОА – внеоборотные активы.

 

СОС2006 =4288 – 108 = 4180;

СОС2007 = 15376 – 150 = 15226;

СОС2008 = 15463 – 147 = 15316.

 

Наличие собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов.

 

СДИгод = СОС + ДКЗ (тыс. руб.),

 

где:

СДИгод – собственные и долгосрочные заемные источники финансирования запасов;

ДКЗ – долгосрочные кредиты и займы.

 

СДИ2006 = 4180 + 0 = 4180;

СДИ2007 = 15226 + 0 = 15226;

СДИ2008 = 15316 + 0 = 15316.

 

2) Общая величина основных источников формирования запасов.

 

ОИЗгод = СДИ + ККЗ (тыс. руб.),


где: ОИЗгод – основные источники формирования запасов;

ККЗ – краткосрочные кредиты и займы.

 

ОИЗ2006 = 4180 + 608 = 4788;

ОИЗ2007 = 15226 + 0 = 15226;

ОИЗ2008 = 15316 + 0 = 15316.

 

Отразим на рис. 2.5 динамику показателей источников формирования запасов за 2006 – 2008 годы для ОАО «Виником».

Рис. 2.5 – Показатели источников формирования запасов за 2006 – 2008 годы для ОАО «Виником»

 

В результате можно определить три показателя обеспеченности запасов источниками их финансирования:

1. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств.

 

ΔСОСгод = СОСгод – З (тыс. руб.),

 

где: ΔСОСгод - прирост, излишек оборотных средств;


З – запасы.

 

ΔСОС2006 = 4180 – 1389 = 2791;

ΔСОС2007 = 15226 – 9437 = 5789;

ΔСОС2008 = 15316 – 3790 = 11526.

 

Предприятие имеет достаточное количество собственных средств для формирования запасов.

1. Излишек (недостаток) собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов.

 

ΔСДИгод = СДИгод – З (тыс. руб.),

 

где: ΔСДИгод – излишек (недостаток) собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов.

 

ΔСДИ2006 = 4180 – 1389 = 2791;

ΔСДИ2007 = 15226 – 9437 = 5789;

ΔСДИ2008 = 15316 – 3790 = 11526.

 

За весь анализируемый период на предприятии достаточное количество собственных и долгосрочных источников финансирования запасов.

· Излишек (недостаток) общей величины основных источников покрытия запасов.

 

ΔОИЗгод = ОИЗгод – З (тыс. руб.),

 

где: ΔОИЗгод - излишек (недостаток) общей величины основных источников покрытия запасов.


ΔОИЗ2006 = 4788 – 1389 = 3399;

ΔОИЗ2007 = 15226 – 9437 = 5789;

ΔОИЗ2008 = 15316 – 3790 = 11526.

 

Таким образом, в анализируемом периоде на предприятии достаточно основных источников покрытия запасов, причем к концу периода данный показатель значительно возрастает.

 

Динамику показателей покрытия запасами основными источниками их формирования отразим на рис. 2.6.

Рис. 2.6 – Динамика показателей покрытия запасами основными источниками их формирования ОАО «Виником» в 2006 – 2008 гг.

 

Приведенные показатели обеспечения запасов обладают соответствующими источниками финансирования. На их основании можно сделать вывод о типе финансовой устойчивости предприятия.

Вывод формируется на основе трехкратной модели:

 

М(ΔСОС; ΔСДИ; ΔОИЗ)


В результате расчетов видно: в течение всего анализируемого периода - М(ΔСОС > 0; ΔСДИ > 0; ΔОИЗ > 0).

Это означает следующее: в течение анализируемого периода финансовое состояние предприятия оценивается как устойчивое.

 

Таблица 2.4

Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия (коэффициенты структуры капитала) (тыс. руб.)

Наименование показателя Что характеризует Реком. знач. Расчет Значение
Коэффициент финансовой независимости Долю собственного капитала в валюте баланса  0,6 Кфн = СК / ВБ (итог раздела III баланса / итог баланса) Кфн2006 = 4288 / 4902 = 0,87; Кфн2007 = 15376 / 19792 = 0,78; Кфн2008 = 15463 / 20838 = 0,74.
Коэффициент задолженности (финансовой зависимости) Соотношение между заемными и собственными средствами 0,5-0,7 Кз = ЗК / СК (итог раздела IV + V баланса / итог раздела III баланса) Кз2006 = 614 / 4288 = 0,14; Кз2007 = 4417 / 15376 = 0,29; Кз2008 = 5376 / 15463 = 0,35.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Долю собственных оборотных средств в оборотных активах > 0,1 Ко = СОС / ОА (формула (1) / итог раздела II баланса) Ко2006 = 4180 / 4791 = 0,87; Ко2007 = 15226 / 19643 = 0,78; Ко2008 = 15316 / 206911 = 0,74.
Коэффициент маневренности Долю собственных оборотных средств в собственном капитале 0,2-0,5 Км = СОС / СК (формула (1) / итог раздела III баланса) Км2006 = 4180 / 4288 = 0,97; Км2007 = 15226 / 15376 = 0,99; Км2008 = 15316 / 15463 = 0,99.
Коэффициент финансовой напряженности Долю заемных средств в валюте баланса < 0,4 Кфнапр = ЗК / ВБ (итог раздела IV + V баланса / итог баланса) Кфнапр2006 =0,13 Кфнапр2007 = 0,22 Кфнапр2008 =0,26
Коэффициент соотношения мобильных и мобилизован-ных активов Сколько внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов индивид Кс = ОА / ВОА (итог раздела II баланса / итог раздела I баланса) Кс2006 = 4794 / 108 = 44,39; Кс2007 = 19643 / 150 = 130,95; Кс2008 = 20691 / 147 = 140,76.

 

Изменения показателей финансовой устойчивости отразим в виде диаграммы на рис. 2.7.

Рис. 2.7 – Показатели финансовой устойчивости предприятия ОАО «Виником» в 2006 – 2008 годах

 

Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия характеризуют степень зависимости предприятия от внешних кредиторов и инвесторов.

Оптимальная величина коэффициента финансовой независимости равна Кфн = 0,6. Кфн2006 = 0,87; Кфн2007 = 0,78; Кфн2008 = 0,74. Рост коэффициента от периода к периоду свидетельствует о росте финансовой независимости предприятия.

Нормальное ограничение коэффициента финансовой зависимости равно Кз 0,5-0,7. Кз2006 = 0,14; Кз2007 = 0,29; Кз2008 = 0,35. В результате роста финансовой независимости предприятия значение коэффициента, соответственно, имело тенденцию к снижению.

Рекомендуемое значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами Ко ≥ 0,1. Ко2006 = 0,87; Ко2007 = 0,78; Ко2008 = 0,74. То есть у предприятия на протяжении всего периода исследования имелось достаточное количество собственных оборотных средств.

Нормальное ограничение коэффициента маневренности: Км = (0,2; 0,5). Км2006 = 0,97; Км2007 = 0,99; Км2008 = 0,99. Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятие имеет достаточные возможности для маневрирования своими средствами.

Рекомендуемое значение коэффициента финансовой напряженности Кфнапр равно не более 0,4. Кфнапр2006 = 0,13; Кфнапр2007 = 0,22; Кфнапр2008 = 0,26. Расчеты показывают, что уровень финансовой напряженности растет, что говорит о снижении финансовой стабильности предприятия, тем не менее, текущее положение не вызывает серьезных опасений, рекомендуемые значения соблюдаются со значительным превышением.

Кс – коэффициент соотношения мобильных и мобилизованных активов. Кс2006 = 44,39; Кс2007 = 130,95; Кс2008 = 140,76. 44 руб. 39 коп. оборотных активов приходится на 1 рубль внеоборотных активов в 2006 году. 130 руб. 95 коп. оборотных активов приходится на 1 рубль внеоборотных активов в конце 2007 года. 140 руб. 76 копеек оборотных активов приходится на 1 рубль внеоборотных активов в 2008 году. Данные соотношения показывают, что активы предприятия отличаются очень низкой иммобилизацией.

Экономическая эффективность деятельности предприятия выражается показателями рентабельности (доходности), т.е. коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия.


Таблица 2.5

Коэффициенты рентабельности предприятия (%)

Наименование Расчетная формула Что характеризует Расчет
1.Рентабельность реализации продукции 1.1. Рентабельность реализованной продукции (Ррп) Ррп = (Пр / Срп) * 100 где: Пр – прибыль от реализации товаров; Срп – полная себестоимость реализации продукции (стр. 140 / стр. 020 ф. № 2) Показывает, сколько прибыли от реализации продукции приходится на один рубль полных затрат Ррп2007 = 7879 / 27221 * 100 = 28,94; Ррп2008 = 145 / 31654 * 100 = 0,46.
1.2. Рентабельность изделия (Ризд) Ризд = (П / Срп) * 100 где: П – прибыль по калькуляции издержек на изделие или группу изделий; (стр. 029 / стр. 020 ф. № 2) Показывает прибыль, приходящуюся на 1 рубль затрат на изделие (группу изделий) Ризд2007 = 14191 / 27221 * 100 = 52,13; Ризд2008 = 8100 / 31654 * 100 = 25,59.
2. Рентабельность производства (Рп) Рп = (БП / (ОСср + МПЗср)) * 100, где: БП – бухгалтерская прибыль (общая прибыль до налогообложения); ОСср – средняя стоимость основных средств за расчетный период; МПЗср - средняя стоимость материально-производственных запасов за расчетный период. (стр. 140 ф. №2 / (стр. 120 б. + стр. 210 б)) Отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль производственных ресурсов (материальных активов предприятия) Рп2007 = 78795 / 5535 * 100 = 142,35; Рп2008 = 145 / 6782 *100 = 2,14.
3. Рентабельность активов (имущества) 3.1. Рентабельность совокупных активов (Ра) Ра = (БП / Аср) * 100, где: Аср – средняя стоимость совокупных активов за расчетный период. (стр. 140 ф. № 2 / стр. 300 б.) Отражает величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль совокупных активов Ра2007 = 7879 / 12347 * 100 = 63,81; Ра2008 = 145 / 20315 * 100 = 0,71.
3.2. Рентабельность внеоборотных активов (Рвоа) Рвоа = (БП / ВОАср) * 100, Где: ВОАср – среднегодовая стоимость внеоборотных активов. (стр. 140 ф. № 2 / стр. 190 б.) Отражает величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль внеоборотных А. Рвоа2007 = 7879 / 129 * 100 = 6107,75; Рвоа2008 = 145 / 148,5 * 100 = 97,64.
3.3. Рентабельность оборотных активов (Роа) Роа = (БП / ОАср) * 100, Где: ОАср – среднегодовая стоимость оборотных активов (стр. 140 ф. № 2 / стр. 290 б.) Показывает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль оборотных активов. Роа2007 = 7879 / 12218,5 * 100 = 69,48; Роа2008 = 145 / 20167 * 100 = 0,72.
3.4. Рентабельность чистого оборотного капитала (Рчок) Рчок = (БП / ЧОКср) * 100, Где: ЧОКср – средняя стоимость чистого оборотного капитала за расчетный период (стр. 140 ф. № 2 / ф. (8)) Показывает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль чистого оборотного капитала. Рчок2007 = 7879 / 15226 * 100 = 51,75; Рчок2008 = 145 / 15315 * 100 = 0,95.
4. Рентабельность собственного капитала (Рск) Рск = (ЧП / СКср) * 100, Где: ЧП – чистая прибыль; СКср – среднегодовая стоимость собственного капитала. (стр. 190 ф. № 2 / стр. 490 б.) Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала. Рск2007 = 5988 / 9832 * 100 = 60,90; Рск2008 = 87 / 15419,5 * 100 = 0,56.
5. Рентабельность продаж (Рпродаж) Рпродаж = (БП / ОП) * 100, Где: ОП – объем продаж. (стр. 140 ф. № 2 / стр. 010 ф. № 2) Характеризует, сколько бухгалтерской прибыли приходится на рубль объема продаж. Рпродаж2007= 7879 / 414129 * 100 = 19,031; Рпродаж2008 = 145 / 39754 * 100 = 0,36.

 

Теперь обсудим полученные данные.

Рентабельность реализованной продукции (Ррп) снизилась к 2008 году с 28,94% до 0,46%, что является отрицательной тенденцией.

Рентабельность изделия также снизилась: Ризд2007 = 52,13%; Ризд2008 = 25,59%.

Рентабельность производства также повысилась: Рп2007 = 14,4%; Рп2008 = 24,37%. Это говорит о том, что затраты на производство продукции значительно возросли.

Рентабельность активов также значительно упала: до 0,71%, т.е. прибыль, приходящаяся на каждый рубль активов, снизилась.

Рентабельность внеоборотных активов снизилась до 97,64%. Таким образом, прибыль, получаемая от использования внеоборотных активов, значительно снизилась, что является отрицательным знаком.

Рентабельность оборотных активов также упала: Роа2007 = 69,48%; Роа2008 = 0,72%. Как видно, рентабельность оборотных активов намного упала.

Рентабельность чистого оборотного капитала также снизилась до 0,95%.

Рентабельность собственного капитала снизилась с 51,75% до 0,95%.

Рентабельность продаж также упала: Рпродаж2007 = 19,03%; Рпродаж2008 = 0,36%.

Итак, проанализировав полученные показатели рентабельности, видим падение рентабельности по всем показателям, что является отрицательным моментом и является главной причиной значительного снижения прибыли.

 

2.3 Маржинальный анализ

 

Маржинальный подход к оценке финансовых результатов и структуры затрат при данном объеме продаж предполагает разграничение переменных и постоянных затрат на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности и продажу продукции. Признанные коммерческие и управленческие расходы как расходы периода рассматриваются как условно-постоянные расходы. К числу постоянных расходов можно отнести и амортизацию основных средств и прочие расходы. Корректировка себестоимости и валовой прибыли на сумму амортизации и прочих расходов позволит приблизить последний показатель к величине маржинального дохода (как разнице между выручкой и переменными затратами).

Это дает возможность оценить динамику таких показателей, как критический объем продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности и делает выводы о рисках хозяйственной деятельности, связанных с нерациональной структурой затрат и последствиями вероятного снижения объема продаж.

Маржинальный доход предприятия позволяет определить предельные показатели финансово – хозяйственной деятельности. Критический объем продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности взаимосвязанные показатели. При определенном (критическом) объеме продаж выручка от продажи становится равной совокупным затратам на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности и продажу продукции. Разница между годовым объемом продаж и критическим объемом продаж составляет запас финансовой прочности, который рассматривается как показатель риска. Если снижение объема продаж станет равным запасу финансовой прочности, то финансовый результат будет равен нулю. При снижении объема продаж, превышающем запас прочности, финансовый результат обратиться в убыток. Чем ниже запас прочности, тем выше риск не покрыть постоянные расходы и получить убыток при сокращении объема продаж. Иначе говоря, изменение постоянных расходов не соответствует изменению объема продаж, то есть является экономически обоснованным.

В свою очередь операционный рычаг, являясь величиной обратной величине запаса финансовой прочности, свидетельствует об усилении риска, связанного с нерациональной структурой затрат при данном объеме продаж. Расчет этих показателей приведен в табл. 1.7.

 

Таблица 1.7

Оценка тенденций формирования прибыли от продаж ОАО «Виником», тыс. руб.

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. Абсолютное изменение (+/-)
1. Выручка от продажи продукции 4750 41412 39754 35004
2. Переменные затраты 2126 6359 8101 5975
3. Маржинальный доход 2624 35053 31653 29029
4. Постоянные затраты 3363 27221 31654 28291
5. Прибыль от продаж –739 7832 –1 738
6. Коэффициент покрытия постоянных затрат (Маржинальный доход / Выручка от продаж) 0,55 0,85 0,80 0,25
7. Критический объем продаж (Постоянные расходы / коэффициент покрытия постоянных затрат) 6115 32025 39568 33453
8. Операционный рычаг (Переменные затраты / Прибыль от продаж) –2,88 0,81 –8101 –8098,12
9. Запас финансовой прочности, (1 / Операционный рычаг), % –0,35 1,23 –0,0001 0,3409

 

За анализируемый период 2006 – 2008 г.г. операционный рычаг снизился с –2,88 до –8101, а запас финансовой прочности возрос с –0,35 до –0,0001, что свидетельствует о благоприятной тенденции в формировании финансовых результатов ОАО «Виником». Тем не менее отметим, что запас финансовой прочности очень низок. Критический объем продаж (точка безубыточности) выше уровня выручки от реализации, что свидетельствует о значительных проблемах в деятельности предприятия. Получаемая прибыль предприятия обусловлена положительным сальдо внереализационных операций, по основной деятельности предприятия наблюдается убыток как в начале анализируемого периода, так и в его конце. В 2007 году ситуация была более благоприятной, предприятие получило прибыль в результате осуществления основной деятельности, однако в 2008 году опять произошло ухудшение и по основной деятельности вновь получен убыток, хоть и незначительный (1 тыс. руб.).

Таким образом, проведенный анализ выявил основные проблемы в деятельности предприятия, которые заключаются в низком уровне рентабельности деятельности предприятия. Возможности повышения уровня рентабельности заключаются в повышении уровня цен реализации, что неэффективно в условиях финансового кризиса, когда основной упор делается на ценовую конкуренцию. Повышение уровня цен может очень отрицательно сказаться на сбыте организации и не даст ожидаемого эффекта. Таким образом, основные мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия должны быть направлены на снижение себестоимости реализуемой продукции.

 


3 Разработка мероприятий по повышению рентабельности деятельности предприятия

 

3.1 Мероприятия по стимулированию сбыта

 

При проведении анализа было выявлено, что резервом снижения дебиторской задолженности в целом является задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками. Отсюда следует, что стоит предложить мероприятие по снижению дебиторской задолженности со стороны клиентов, которым оказываются различные услуги. В расчетах будет использоваться средний период инкассации дебиторской задолженности определенный на предприятии – 4 месяца.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности также очень сильно уменьшился. В связи с этим период оборота дебиторской задолженности существенно увеличился, что абсолютно недопустимо и требует кардинальных изменений в системе управления дебиторской задолженностью. Следует сказать, что увеличение периода инкассации задолженности произошло не только из-за существенного уменьшения объема реализации услуг, но и из-за увеличения предоставляемого сторонним организациям коммерческого кредита. Поэтому одним из положительных эффектов предоставления скидки клиентам будет уменьшение периода оборота дебиторской задолженности.

Одним из наиболее эффективных методов сокращения дебиторской задолженности является предоставление скидок заказчикам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед предприятием. Как правило, ценовые скидки являются инструментом стимулирования продаж товаров, спрос на которые имеет сезонный характер, либо товаров с ограниченным сроком хранения.

Однако ценовые скидки могут использоваться при больших показателях дебиторской задолженности, так как она отвлекает из оборота средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Однако на анализируемом предприятии существуют большие финансовые трудности, поэтому оно не может себе позволить исполнять роль финансового института, поскольку анализ его финансового состояния показал, что оно не обладает мощными денежными ресурсами. Предприятие, находящееся в кризисном состоянии, может устанавливать ценовые скидки на любой вид услуг с целью увеличения притока денежных средств, необходимых для восстановления платежеспособности и предотвращения ущерба, вызванного дефицитом оборотных средств.

Задачу определения целесообразности установления ценовых скидок можно сформулировать так: что выгоднее – потерять часть прибыли, снизив цену, либо нести затраты, связанные с омертвлением капитала, не снижая цены? Решение данной базовой задачи позволит перейти к другим вариантам сравнения, например, сравнивать потери от установления ценовых скидок с ожидаемым ущербом или упущенной выгодой предприятия. Кроме этого, целесообразно установить оптимальную величину ценовой скидки, при которой достигается наивысший эффект.

Основной проблемой, возникающей при принятии любых ценовых решений, является установление взаимосвязи между ценой и сбытом.

Также необходимо отметить преимущества скидки:

– она является способом регулирования дебиторской задолженности;

– это инструмент увеличения объема продаж и в конечном счете прибыли, иногда потенциально;

– скидка способствует увеличению притока денежных средств в отдельных случаях и при неудовлетворительном финансовом состоянии;

– она выполняет роль психологического фактора, так как поощрение (в форме скидки) всегда лучше, чем наказание (штраф и др.). Лучше более раннюю оплату с помощью скидок, как правило, поощрять, чем штрафовать за просроченную оплату;

– быстрая оплата со скидкой в условиях инфляции позволяет вкладывать деньги в доходный бизнес и не допускает уменьшения стоимости неполученных денег;

– скидка и быстрая оплата не требуют от предприятия дополнительных оборотных средств, как при отсрочке платежа.

Естественно, основным недостатком скидки являются определенные потери денежных средств по сравнению со 100%-й оплатой.

Таким образом, решая вопрос о приоритете стимула (скидки или отсрочки) продавца покупателю, следует в первую очередь ставить размер скидки в зависимость от темпов инфляции и во вторую – от соотношения рентабельности финансовых вложений и процента за кредит.

Следовательно, продавец всегда будет решать проблему: потери от скидки больше, меньше либо равны потерям от отсрочки. Главным определяющим фактором решения этой проблемы является следующие соотношение: доходы от финансовых вложений больше, меньше или равно процентов за кредит. Если доходы от вложений больше процентов за кредит, продавцу следует стимулировать покупателя скидкой с цены и все свободные собственные средства направлять в финансовые вложения и при отсрочке платежа возмещать отвлекаемые в расчеты средства с помощью кредита. Если доходы от финансовых вложений меньше процентов за кредит, тогда кредитом на покрытие отсрочки пользоваться не следует, покрывая отвлекаемые в расчеты средства собственными деньгами. Но здесь возникает проблема неравномерности отвлекаемых в расчеты средств, которую, как известно, без кредита решить сложно.

Следует также учесть, что несвоевременное погашение дебиторской задолженности приводит к потерям не только от инфляции и потерям от недополученных процентов от вложений, но также она требует дополнительных затрат на постоянное обслуживание. Отсюда следует, что при сравнении потерь от скидок за оплату в первые дни после оказания услуги и потерь от отсрочки платежа необходимо учесть дополнительные затраты на звонки дебиторам, командировка лиц с целью взыскания дебиторской задолженности, иски в суд и т.д.

Размеры скидок при оплате продукции покупателям в первые дни после оказания услуг зависят от стоимости кредита на кредитном рынке в данный момент времени, т.е. от учетной ставки Центробанка как ориентира, и срока коммерческого кредита. Этот процент можно определить по формуле:

 

,

 

где СЦкк – скидка с цены коммерческого кредита;

ПСф – фактическая процентная ставка за кредит;

Скк – срок коммерческого кредита

Следует отметить, что процентная ставка за коммерческий кредит учитывается предприятием, как правило, меньше процентной ставки за банковский кредит. В то же время считать можно исходя из размера банковской процентной ставки, так как полученный размер скидки является для предприятия ориентиром и может варьироваться в зависимости от покупателей и поставляемой продукции.

Механизм и размеры штрафных санкций при несвоевременной оплате продукции покупателями должны определяться прежде всего положениями Гражданского кодекса РФ, учитывать покупателей и виды продукции, возмещать все виды потерь предприятия.

Доля отсрочки платежа, оформляемая векселями, и условия векселей определяются вексельной политикой предприятия.

В свою очередь предприятие как получатель продукции выгодность скидки или отсрочки платежа должно определять на основе следующих расчетов (табл. 3.1).

Инфляция за год по РФ в 2008 году составила 8%, следовательно, коэффициент падения покупательской способности вычисляется следующим образом: 1/1,027 = 0,97.

 

Таблица 3.1

Сравнительный расчет выгодности скидки и отсрочки платежи по ОАО «Виником»

Показатель

Вариант скидки

Отсрочка платежа 4 месяца

1 2 3
1. Инфляция за 4 месяца - - - 2,7
2. Индекс цен - - - 1,027
3. Коэффициент падения покупательской способности денег (обратная величина индексу цен) - - - 0,97
4. Потери от инфляции с каждой ты

2019-10-11 177 Обсуждений (0)
Анализ показателей финансовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ показателей финансовой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)