Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационный механизм, система межотраслевых хозяйственных связей.



2019-10-11 192 Обсуждений (0)
Организационный механизм, система межотраслевых хозяйственных связей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Предприятие включает в себя ряд подсистем: производственная, финансовая, управляющая, информационная, транспортная и другие. Оно выполняет различные функции: планирование, производство, снабжение производства сырьем и финансовыми ресурсами, сбыт, обеспечение безопасных условий труда сотрудников. [13]

Первой стадией экономической деятельности в любом предприятии является планирование. Успех предприятия будет только тогда, когда оно будет иметь план своих предпринимательских действий. В планах предусматривается наиболее рациональное использование земли, правильная расстановка людей для их производительной работы, подбор наиболее эффективной техники и условий ее хорошего использования, распределение производственной продукции, денежной выручки, выделение средств на капитальные вложения, на материальное поощрение работников и другие вопросы деятельности предприятия. Научно-обоснованные планы находятся в основе решения важных производственно-экономических вопросов, касающихся снабжения хозяйства различными ресурсами для обеспечения нормальной деятельности, сбыта готовой продукции, товаров и услуг. Для хозяйствующих субъектов, действующих в конкурентном рыночном окружении, эти функции имеют первостепенную важность. [14]

При переходе к рыночной экономике усилился дефицит материальных и технических ресурсов. Возникают новые формы обеспечения сельскохозяйственных предприятий. Все более остро стоит вопрос о полном и своевременном обеспечении сельского хозяйства топливом , минеральными удобрениями, ядохимикатами, электроэнергией и другими средствами производства. Разрыв хозяйственных связей особенно отрицательно проявился при обеспечении материально-техническими ресурсами аграрного сектора России в последние 3-5 лет развития рыночных отношений. Это связано с тем, что многие предприятия по выпуску сельскохозяйственных машин и оборудования после распада СССР оказались на территории бывших республик, а следовательно реализуют свою продукцию за валюту или в порядке бартерного обмена на важные стратегические ресурсы (нефть, газ, лес, металл). При этом именно от рационального обеспечения сельскохозяйственными ресурсами и их эффективного использования во многом зависит уровень производства основных видов продукции и эффективная деятельность предприятия в целом. [11].

Организацию материально-технического обеспечения (МТО) сельскохозяйственных предприятий осуществляют российское акционерное общество «Росагроснаб» и его органы на местах: в областях, краях и автономных республиках - региональные агроснабы и их филиалы; в административных районах – районные агроснабы, их товарные базы, магазины мелкооптовой и розничной торговли. В работе они взаимодействуют с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Первичным звеном системы Росагроснаба является райагроснаб – районное предприятие по МТО и магазины. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия могут вступать в прямые связи с заводами-поставщиками средств производства, их дилерами, с другими посредниками, приобретать необходимые товары на аукционах, ярмарках, в разных магазинах. В каждом конкретном случае требуются обоснованный выбор каналов приобретения средств производства.

Основные мероприятия организации МТО включают: определение потребности хозяйств в средствах производства, составление и предоставление обоснованных заявок на них, доведение заявок до вышестоящих организаций и заводов - изготовителей и поставщиков материально-технических ресурсов, заключение договоров поставки (купли-продажи) средств производства, успешное их выполнение.

Каждое предприятие рассчитывает реальную потребность в завозе материальных ресурсов как разницу между общей потребностью в определенном виде материала и суммой собственных внутренних источников и покрытия.

Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий и агроснабов складываются на основе ежегодно заключаемых договоров поставки, купли-продажи. Договор представляет собой документ, определяющий права и обязанности сторон по реализации материально-технических средств. В них указывают: наименование и марку поставляемых средств производства; качество и сортность материалов; цены; условия оплаты в денежной или натуральной форме; платежные и почтовые реквизиты покупателя; сроки поставок; штрафные санкции за нарушение договора; поощрительные меры, стимулирующие защиту собственных интересов и интересов партнера.

Договор поставки может быть заключен непосредственно между хозяйствами и предприятиями-поставщиками, их дилерами.

В условиях отсутствия денежных средств у сельскохозяйственных предприятий и трудностей с реализацией сельскохозяйственной продукции приоритетными в деятельности предприятия являются бартерные операции, при которых общество предоставляет предприятиям АПК машины, оборудование, запасные части и стройматериалы в обмен на сельскохозяйственную продукцию. [9]

Во многих предприятиях внедряется система предоставления средств производства в кредит под будущий урожай зерновых и технических культур. В основных положениях договора поставок под будущий урожай предусмотрено производить авансовую поставку сельскохозяйственной техники, запасных частей в объеме от 50 до 100 % стоимости будущих поставок сельскохозяйственной продукции. [16]

Все более широкое распространение получают такие организационные формы МТО сельскохозяйственных предприятий,, как лизинг, дилерские фирмы, оптовые рынки, машинно-технологические станции (МТС, пункты проката техники и другие.

Лизинг рассматривается прежде всего как аренда техники и других средств производства инвестиционного назначения и более широкого как форма экономических отношений, предоставляющая собой совокупность финансово-кредитных, торговых, арендных и других операций. В основе лизинга лежат купля-продажа и аренда средств производства. Обязательными участниками лизинговой операции являются предприятие-изготовитель техники, лизинговая компания - лизингодатель, сельскохозяйственное предприятие – лизингополучатель. Для финансирования лизинговых операций компании пользуются средствами из специального созданного лизингового фонда за счет госбюджета при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, кредитами банков и местных финансовых органов, поэтому лизинг является одной из форм государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в приобретении необходимой техники и других средств производства.

В комплексе мероприятий по улучшению обеспечения сельскохозяйственных предприятий и АПК в целом промышленной продукцией важное значение имеет создание системы оптовых рынков материально-технологических ресурсов, а также рынков разнообразных услуг, видов работ в области снабжения, ремонта и технического обслуживания, энергетики, транспорта и связи при соответствующем регулировании со стороны государства.

Оптовый рынок – это организационная форма взаимодействия всех участников рынка: потребителей и изготовителей средств производства, агроснаба, других сервисных служб, органов управления АПК, банков, страховых компаний и др. Они формируют взаимовыгодные производственно-экономические отношения в процессе товарного обращения. [9]

Для сельскохозяйственного предприятия и крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих слабую материально-техническую базу, большое значение может иметь развитие сети материально-технологических станций различных форм собственности.

Материально-технологическая станция (МТС) – это самостоятельное в оперативно-хозяйственном и юридическом отношении предприятие, цель которого - выполнение механизированных сельскохозяйственных работ, требующих применения сложной и дорогостоящей техники, высокой квалификации и специальных знаний работников. Для этого в МТС концентрируются необходимые техника, оборудование, кадры механизаторов. При этом МТС могут оказывать хозяйствам наряду с выполнением механизированных сельскохозяйственных работ и другие виды услуг: аренда и прокат машин, их ремонт, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, транспортировка грузов, дорожное строительство, телефонизация и др.

МТС и самостоятельные пункты проката техники (действующие в аналогичном порядке) можно рассматривать как инструменты компенсации дефицита материально-технического потенциала сельскохозяйственного производства, формы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. [6]

Таким образом, организационные формы и каналы МТО сельскохозяйственных предприятий разнообразны. Поэтому в каждом конкретном случае требуется обоснованный подход к выбору подходящих вариантов с учетом их положительных сторон и недостатков.

Важное значение в эффективности функционирования агропромышленного производства имеют его инфраструктурные звенья, которые обслуживают процесс обращения сельскохозяйственной продукции и обеспечивают соединение процессов производства и потребления.

Соединение процессов производства, хранение, товарной доработки и промышленной переработки продукции в рамках одного сельскохозяйственного предприятия не всегда возможно по финансовым обстоятельствам, а нередко вовсе нецелесообразно по организационным причинам.

Традиционно хранилища сельскохозяйственной продукции строились преимущественно большой емкости и располагались, как правило, в местах потребления. Между тем отечественный и мировой опыт показывает, что лучшей сохранность продукции, сокращению и количественных и качественных потерь при транспортировке и хранении способствует максимальное приближение баз хранения к местам производства. Создавая материально-техническую базу хранения продукции непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, нужно учитывать особенности хранения продукции, предназначенной для производственного использования и реализации. Для сохранения продукции, предназначенной для реализации, повышения ее качества и получения на этой основе большей выручки сельскохозяйственные предприятия проводят своими силами и средствами ее товарную обработку. При этом значительная часть продукции подвергается не только товарной доработке, но и промышленной переработке.

Н практике сложились два варианта организации переработки сельскохозяйственного сырья в готовую продукцию, которые используются как крупными сельскохозяйственными предприятиями, так и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения. Первый вариант – сельскохозяйственные товаропроизводители поставляют сырье на перерабатывающее предприятие на давальческих началах и получают от них обусловленную договором долю готовой продукции.

Второй вариант – товаропроизводитель пытается самостоятельно или путем кооперации с другими предприятиями построить небольшой и сравнительно недорогой цех по переработке сырья и выйти с готовой продукцией на рынок.

Экономическая эффективность переработки определяется сопоставлением выручки от реализации переработанной продукции с выручкой, которая могла бы быть получена от реализации свежей продукции. Вместе с тем должно быть обеспечено наиболее полное и эффективное использование уже существующих производственных мощностей, приняты меры к увеличению объема и удешевлению переработки сырья на действующих перерабатывающих предприятиях, действующих, как правило, в форме закрытых акционерных обществ, в открытые акционерные общества, в числе акционеров которых будут производители сельскохозяйственной продукции. [9]

Важнейшей частью предпринимательской деятельности сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм должны стать поиск и выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Суть в том, чтобы не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.[4]

Каналы реализации подразделяются на прямые и косвенные. Прямые каналы предполагают перемещение товара непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимый посредников. Косвенные каналы связи с использованием независимых посредников, в качестве которых могут выступать государственные организации потребительская кооперация, торговые и промышленные предприятия. [3]

Основными каналами реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях являются: продажа государству в федеральный и региональный фонды и свободная реализация по усмотрению предприятия.

Заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд формируются и реализуются на предприятиях путем заключения государственных контрактов. Предметом договорных отношений являются условия поставки, ее объем, ассортимент, параметры качества, сроки поставки, экономические нормативы, стимулы (система цен, обеспечение гарантированного сбыта продукции и т. п.), санкции.

К числу перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции относятся местные оптовые рынки, в том числе оптовые ярмарки, аукционы, выставки-продажи.

Крупным каналом реализации сельскохозяйственной продукции остается на обозримую перспективу взаимная поставка продукции сельскохозяйственными предприятиями на договорной основе . [9] В договорах на поставку продукции указываются поставщики и покупатели, показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов и др. реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения обязательств, порядок возмещения убытков, оговорку о трудностях, арбитраж и др. сведения. При установлении отпускных цен указывается франко, т.е. за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщиков до покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы несет поставщик и они включаются в отпускную цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны, а остальные расходы оплачивает покупатель. [15]

В случае реализации продукции посредством комиссионной торговли через потребительскую кооперацию заключается договор комиссии.

Необходимо отметить, что 100-процентное выполнение договорных обязательств является одним из важнейших оценочных показателей деятельности предприятия. Невыполнение договорных обязательств по причине ухудшения качества продукции, низкого уровня организации производства, квалификации рабочих приводит к невыполнению плана по производству и реализации продукции и отрицательно сказывается на всех показателях деятельности предприятия. [5]

Широкое распространение получила реализация продукции по прямым хозяйственным договорам предприятиям торговли и общественного питания (реализация продукции усложняется из-за взаимодействия сельскохозяйственного предприятия одновременно с большим количеством покупателей).

Достаточно крупным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции является торговля на колхозном рынке (выводит производителя на непосредственный контакт с потребителем).

Постоянным каналом сбыта на каждом предприятии является реализация в рамках данного сельскохозяйственного предприятия на общественное питание и для продажи работникам.

При выборе перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции должны быть учтены следующие факторы: возможный объем реализации, качество продукции, затраты на реализацию, складывающиеся на рынке цен, спрос на продукцию и степень его удовлетворения. Учитывают также наличие на сельскохозяйственном предприятии хранилищ, холодильников, перерабатывающих цехов, расширяющих возможность реализации продукции. [9]

Рационализации производственно-экономических связей и улучшению в связи с этим финансового положения хозяйства служит наряду с пересиленными ранее аспектами система гибкого и предприимчивого экономического управления, которая позволяет своевременно перестраиваться в связи с изменением влияния внешних и внутренних факторов на управляемый объект, оперативно и четко реагировать на изменение конъюнктуры рынка, условия конкуренции и социальные явления.

По прежнему актуальной остается проблема правильного сочетания различных методов управления – административно-распорядительных, социально-психологических, экономических. Последовательное применение этих методов способно создать условия для успешного решения одной из важнейших задач - побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и производительного труда. [11]

Таким образом, в основе установления и развития производственно-экономических связей между различными хозяйствующими субъектами находятся все звенья, составляющие механизм хозяйствования в целом. Переход этих звеньев в более совершенное состояние позволит установить новые и развивать уже существующие производительно-экономические связи этих субъектов, переведя их на более высокий уровень взаимовыгодных партнерских отношений.

В деле совершенствования рыночного (хозяйственного) механизма весьма необходимым является государственное регулирование, которое в условиях изменения социально-экономической ситуации в стране, реально может поддержать предприятия, организации с помощью экономических рычагов, их воздействия на результаты хозяйственной деятельности.

Проблемой предприятий АПК является финансирование капиталовложений на приобретение, строительство основных средств, финансирование пополнения запаса оборотных средств. В условиях недостатка или отсутствия собственных финансовых ресурсов предприятии используют государственную кредитную систему, вступая во взаимодействие с государством, бюджетными организациями.

При осуществлении кредитования из средств федерального бюджета выделяются средства краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве (АПП); долгосрочного кредитования запаса сельскохозяйственной продукции авансирование ее закупок для государственных нужд; лизинга в сфере АПП; предоставление кредитным кооперативам долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала. При том с организацией АПП взыскивается не более 25 % учетной ставки Центрального банка РФ. [6]

Направлением государственного регулирования можно считать установление особой системы расчетов с АПП. Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся покупателями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с товаропроизводителями (поставщиками) производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Тот факт, что использование безакцептного списания по расчетам за сельскохозяйственную продукцию закреплено Федеральным законом, существенно улучшает положение сельских товаропроизводителей.

Регулирование страхования в сфере АПП заключается в том, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные производители за счет собственных средств уплачивает страховщикам 50 % страховых взносов, остальные 50 % уплачиваются страховщиками за счет средств Федерального бюджета.

Специфицеским направлением государственной поддержки в сфере АПП является поддержка при осуществлении лизинговых операций. Лизинг в сфере АПП осуществляют юридические лица, уполномоченные Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Ценовая политика государства осуществляется посредством применения гарантированных цен (применяются в случае, если средние цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции непосредственно государству или при осуществлении доплат в случаях, предусмотренных Правительством РФ) и целевых цен (устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и иных платежей, уплатой кредитов по кредитам).

Необходимо отметить, что сфера АПП всегда находилась в зоне самого пристального внимания разработчиков налоговых законов и других нормативных актов. Именно сельскохозяйственные товаропроизводители получили реальную поддержку в виде различных льгот и преимуществ (налог на добавленную стоимость; налрог на прибыль; налоги, уплачиваемые в дорожные фонды; подоходный налог). Комплекс налоговых льгот призван обеспечить более выгодные по сравнению с другими отраслями промышленности условия для расширенного воспроизводства. [11]




2019-10-11 192 Обсуждений (0)
Организационный механизм, система межотраслевых хозяйственных связей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационный механизм, система межотраслевых хозяйственных связей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)