Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственные органы, реализующие функции обеспечения информационной безопасности



2019-10-11 390 Обсуждений (0)
Государственные органы, реализующие функции обеспечения информационной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

· Президент Российской Федерации,

· Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,

· Правительство Российской Федерации, 

· Совет Безопасности Российской Федерации,

· Федеральные органы исполнительной власти,  

· Межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации,

· Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 

· Органы местного самоуправления,

· Органы судебной власти, 

· Общественные объединения,    

· Граждане, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

 

Информационные войны

 

Информационный век принес новый способ ведения войны, который характерен использованием современных информационных технологий с минимальным числом человеческих жертв. Военные операции нового типа ведутся самыми развитыми в техническом плане государствами и требуют наличия больших интеллектуальных ресурсов. Впервые «Информационная война» как термин был освещён во время войны в Персидском заливе в 1991. До сих пор было очень мало информационных войн, изучая которые, можно было бы дать точное его определение. Довольно точное определение дал Почепцов Г.Г. в своей книге «Информационные войны»: «Информационная война – коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание с кратковременными и долговременными целями. Целями воздействия является внесение изменений в когнитивную структуру, чтобы получить соответствующие изменения в поведенческой структуре».

Информационная война сильно отличается от войны обыкновенной. В обычной войне есть тактика и стратегия, просчитанные за многие сотни лет до нашего века и используемые до сих пор, но при информационной войне никогда нельзя быть уверенным на сто процентов, какое из средств ведения войны будет задействовано, на какую структуру будет совершена атака, когда она будет совершена – всё это спрогнозировать и принять соответствующие контрмеры необычайно тяжело и приводит к большим материальным издержкам. Можно, конечно, принять определённые меры, чтобы исключить возможное воздействие, но это срабатывает далеко не всегда. Обычно, в ходе боевых действий захватывается определённая территория. В войне информационной захват происходит поэтапно, ведь сражаются не за территорию, а за влияние на людские массы, поэтому очень часто ситуация напоминает «перетягивание каната», когда чаша весов поочерёдно склоняется то в одну, то в другую сторону. Главная опасность информационной войны – отсутствие видимых разрушений, которые так характерны для обычных войн. Население даже не ощущает, что оно подвергается воздействию. В результате, общество не приводит в действие имеющиеся в его распоряжении защитные механизмы. Информационная война выглядит как «мирная», поскольку может идти на фоне всеобщего мира и благополучия. Тем более, у информационных войн нет ограничения по расстоянию, она может вестись по всему миру, где есть точки подключения к информационной сети, что также затрудняет нахождение источника агрессии. Информационные войны сводятся к борьбе за влияние на человеческое сознание, за возможность менять мировоззрение граждан, подталкивая их к нужным для противоборствующих сторон взглядам.

 Американский теоретик Мартин Либики выделяет 7 форм информационных войн:

1) Командно-управленческая – ставит перед собой цель лишить контроля налаженную связь между командованием и исполнителем.

2) Разведывательная война – предусматривает собрание ценной информации для нападения и собственной защиты.

3) Электронная война – целью является вывод из строя всех электронных коммуникаций.

4) Психологическая война – пропаганда и информационное зомбирование населения.

5) Хакерская война – взлом и нелегальное получение доступа к любым данным (электронная почта, банковские карты, личные файлы, переписки и так далее), и несанкционированное их использование с целью шантажа.

6) Экономическая информационная война:

· информационная блокада – это ограничение коммерческой деятельности;

· информационный империализм – политическая информационная атака.

7) Кибернетическая война – ставит перед собой цель захватить компьютерные данные и выследить объект с целью дальнейшего шантажа.

По Винну Швартау информационные войны делятся на следующие категории:

1) Информационная война против отдельной личности – использование личных данных человека с целью шантажа или банковских махинаций.

2) Корпоративные информационные войны – ведутся между крупными всемирными корпорациями, с различными целями и способами ведения войны: промышленный шпионаж, дезинформация, взлом компьютерных систем, организация утечек информации в СМИ и так далее.

3) Глобальные информационные войны – противостояние мировых индустрий, государств, глобальных экономических сил, с целью изменения расстановки сил в обществе.

Элементы информационных войн прослеживаются во многих этапах истории человечества.

1) Во время Перовой мировой войны начали осуществляется организованные информационные воздействия. Для этого этапа было характерно использование печатных средств массовой информации (листовки, газеты и т.д.) в целях пропаганды, которая в это время приобрела широкий размах. Также в целях воздействия на сознание граждан, впервые стал использоваться кинематограф.

2) Во время Второй мировой войны для пропаганды использовалось радио. Особенно ярким примером была нацистская Германия, которая устраивала масштабные радиоволны. Например, в 1933 году против Австрии, где Германия призывала свергнуть существующее там правительство. Также использовались плакаты с простыми, понятными всем слоям населения, иллюстрациями и слоганами.

3) Во время Холодной войны использовались даже материальные вещи, сильно отличающиеся от привычного для советского человека стиля. Люди, побывавшие за границей, распространяли слухи, тем самым подрывая веру людей в советское правительство и в привычный для них уклад жизни. Также продолжали активно использовать радиостанции, которые, несмотря на тщательные попытки Советского правительства заглушить их, покрывали своей сетью всю страну. Таким образом, основным информационным конфликтом этого периода можно считать несоответствие потоков. «Противник» побеждал, используя необычные информационные носители, которые активно генерировали в воображении реципиента новый для него мир в чрезвычайно идеализированном виде.

 

Теперь перейдём непосредственно к Информационным войнам в разных частях света:

Информационная война в Персидском заливе

 

Во время этой информационной войны впервые был освещён данный термин. Она произошла в 1991 году, и это был первый случай системного применения информационных технологий в военном конфликте. Информационное воздействие велось на два типа целевой аудитории: американское общественное мнение и иракские солдаты.

Способом воздействия на солдат стали листовки и радио, в результате чего более чем 75% сдавшихся подтвердили, что на них они оказали сильное влияние. Также активно использовалась дезинформация о месте высадки войск, атаки на иракские информационные системы и их уничтожение.

На американское сообщество воздействовали с помощью телевидения. Это была первая война, сопровождающаяся прямой трансляцией с места событий, но освещённых в нужном для правительства ключе. В результате этого воздействия, всё больший процент населения стал поддерживать действие американских войск в военной кампании. В основе пропаганды войны в Заливе лежало изображение Ирака и его союзников как принципиально антидемократических государств, что также склоняло чашу общественного мнения в сторону продолжения ведения боевых действий.

 

Информационная война в Чечне

 

Конфликт в Чечне получил название «первой российской телевизионной войны». Первая кампания была проиграна Россией, во-первых, потому что журналисты спокойно проникали в зону боевых действий, беря интервью у террористов, во-вторых, не был выделен единственный представитель штаба для контактов с общественностью и СМИ. В этом конфликте масс-медиа не были на стороне собственного государства, средства массовой информации освещали его сочувственно по отношению к боевикам, в результате чего общественность была негативно настроена на продолжение боевых действий. Во второй кампании, проанализировав и исправив свои ошибки, российское правительство кардинально изменило свою информационную политику, взяв под жесткий контроль внутригосударственное циркулирование информации о конфликте, пресекая явные попытки влияния на общественность. Во второй военной кампании в Чечне, к информационной войне присоединились также западные СМИ, транслирующие заведомо ложные сюжеты о «Зверствах российских войск». Несмотря на это, в этом информационном конфликте Россия одержала уверенную победу, на что указывают данные социологического опроса граждан.

 

Информационная война в Югославии

 

Война в Югославии началась ещё до начала непосредственных боевых действий и носила идеологический характер. Например, жителям самой Югославии события войны преподносились в одном ключе, а Западному обществу в абсолютно другом ключе. Обе стороны старались выставить друг друга как «абсолютное зло», в результате, весь мир следил за развитием ситуации в стране, росло недовольство действиями правительства С. Милошевича, а значит, НАТО одержало в данном информационном противостоянии уверенную победу.

Так же совершались активные действия, направленные на разрушение средств сербской телекоммуникации, что можно назвать физическим воздействием данной Информационной войны.

 

Информационная война на Ближнем Востоке

 

Это противостояние между сторонниками Палестинской автономии и сторонниками Израиля, в котором себя во всей своей красе показали Палестинские хакеры, устроившие ряд крупных атак на важные информационные системы Израиля, были взломаны или выведены из строя более 40 израильских сайтов. Были нанесены удары также и по серверам основных провайдеров, из-за чего в Израиле на долгое время возникли перебои со связью. В результате вся война свелась к попеременным атакам на сегменты инфраструктуры противника, с целью вывести их из строя. Были нанесены массированные удары на коммерческие сайты, из-за чего электронная коммерция стран понесла миллионные убытки.

 

Информационное оружие

 

Введение информационной войны непосредственно связано с использованием информационного оружия.

Информационное оружие – это совокупность средств и методов, позволяющих похищать, искажать или уничтожать информацию; ограничивать или прекращать доступ к ней законных пользователей; нарушать работу или выводить из строя телекоммуникационные сети и компьютерные системы, используемые в обеспечении жизнедеятельности общества и государства. А также информационное оружие способно менять сознание людей, заставляет их неадекватно воспринимать реальность, жить в мире иллюзий и совершать гибельные для себя поступки.

Современная стратегия применения информационного оружия основана на модели «пяти колец» Дж. Вардена. Под пятью кольцами в данном случае понимаются:

1) Руководство страны и система государственного управления;

2) Производство;

3) Инфраструктура и коммуникации;

4) Население;

5) Вооруженные силы.

В зависимости от сферы своего применения, информационное оружие можно классифицировать на:

1) информационно-техническое оружие;

2) информационно-психологическое оружие.

 В соответствии с целевым назначением на:

1) оборонительное информационное оружие, которое решает задачи обороны в информационной войне, то есть направлено на противодействие и нейтрализацию наступательного информационного оружия противника.

Технологии, обеспечивающие разработку и применение оборонительного информационного оружия:

· технологии защиты от программного воздействия;

· технологии защиты от специальных информационно-психологических воздействий;

· технологии защиты от деструктивного воздействия информации, распространяемой СМИ, а также от программных, лингвистических и иных негативных воздействий на людей;

· технологии защиты информации в системах управления;

· технологии защиты от радиоэлектронного воздействия и технических средств разведки;

· технологии морально-психологического обеспечения войск и гражданского населения.

2) наступательное информационное оружие, которое решает задачи воздействия на систему принятия решения противника путем поражения наиболее критичных из входящих в нее компонентов (как в технической, так и в психологической сфере).

Технологии, обеспечивающие разработку и применение наступательного информационного оружия:

· технологии программных воздействий;

· технологии информационно-психологических воздействий на личный состав;

· технологии воздействия на информацию, распространяемую СМИ (печатные, электронные, в том числе в сети Интернет);

· технологии воздействия на информацию в системах управления;

· технологии радиоэлектронного воздействия;

· технологии психологической борьбы, агитации и пропаганды среди военнослужащих противоборствующей стороны и гражданского населения.

 


 

Заключение

 

Рассмотрев данную тему, можно сказать, что с развитием информационного общества проблема поддержания информационной безопасности как важной составляющей национальной безопасности, становится всё более актуальной. С каждым годом системы защиты информации и технологии, направленные на уничтожение или хищение информации, развиваются ударными темпами, не уступая друг другу. Всё больше и больше войн переходят в информационное пространство, меняются цели и способы ведения войны, создаются новое информационное вооружение, способствующее более эффективному воздействию на инфраструктуру противника и сознание граждан. По моему мнению, сейчас, когда в мире происходят события, ставящие под сомнение безопасность личности, необходимо стремится развивать технологии и методы защиты информации, чтобы обеспечить столь необходимую современному обществу информационную безопасность во всех сферах общественной жизни.

 

Список использованной литературы

 

1) Гафнер В.В. Информационная безопасность: Учебное пособие. – Феникс, 2010 г. – 324 с.

2) Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.);

3) Макаренко С.И. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI века: монография. — СПб, 2017.

4) Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

5) Указ Президента РФ от 13.05.2019 N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации";

6) Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

7) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об охране окружающей среды";

8) Федеральный закон Российской Федерации № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года "О транспортной безопасности";

 

 



2019-10-11 390 Обсуждений (0)
Государственные органы, реализующие функции обеспечения информационной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственные органы, реализующие функции обеспечения информационной безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)